РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2015 года с. Ирбейское
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе:
председательствующего судьи – Сабаевой В.И.
с участием помощника прокурора Ирбейского района – Науджуса Д.С.,
при секретаре – Межовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Калиниченко Владимиру Владимировичу (далее <данные изъяты> Калиниченко В.В.) о возложении обязанности произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> Калиниченко В.В. о возложении обязанности произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ, требования мотивируя тем, что в ходе проверки в деятельности <данные изъяты> Калиниченко В.В. по соблюдению требований природоохранного законодательства в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду, было установлено, что <данные изъяты> Калиниченко В.В. в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем произведения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, в частности котельной, путем размещения отходов производства и потребления, путем выброса в атмосферу вредных веществ от передвижных источников: <данные изъяты>. Основным видом деятельности <данные изъяты> Калиниченко В.В. является <данные изъяты> В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы: <данные изъяты>. В ходе проверки установлено, что <данные изъяты> Калиниченко за ДД.ММ.ГГГГ расчет негативного воздествия на окружающую среду, а также оплату за негативное воздействие на окружающую среду не производил. <данные изъяты> Калиниченко В.В. в ДД.ММ.ГГГГ года произвел расчет за негативное воздействие на окружающую среду за весь ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому сумма подлежащая оплате составляет <данные изъяты>., однако указанная оплата до настоящего времени не произведена, в связи с чем в отношении <данные изъяты> Калиниченко В.В. возбуждено дело об административном правонарушении предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ. Не произведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ является нарушением ст. ст. 11, 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия. Просит суд обязать <данные изъяты> Калиниченко В.В. произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, в месячный срок до дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Ирбейского района Науджус Д.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик <данные изъяты> Каличиченко В.В. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признает в полном объеме.
С учетом мнения представителя истца суд находит возможным дело рассмотреть в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 150 ГПК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 3 Федерального закона №7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды» одним из основных принципов охраны окружающей природной среды, которым должны руководствоваться юридические лица, оказывающие воздействие на окружающую среду, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Кроме того, ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов. Согласно ч.3 ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Согласно п.4 Приказа МНР РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
В соответствии с п.5 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» в случае наличия у хозяйствующего субъекта территориально обособленных подразделений (филиалов), расположенных в разных муниципальных районах или городских округах, ПНООЛР разрабатываются для каждого территориально обособленного подразделения (филиала) отдельно.
Согласно п. 82 Приказа Федеральной службы государственной статистики от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения №1- предприятие «Основные сведения о деятельности организации» обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
В соответствии со ст.22 ГПК РФ судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием организаций по спорам, возникающим из экологических правоотношений. Учитывая, что обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду установлена и регулируется ст.16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», т.е. специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что основным видом деятельности <данные изъяты> Калиниченко В.В. является <данные изъяты>.
В результате производственной деятельности предприятия образуются отходы: <данные изъяты>.
В ходе проверки установлено, проведенное прокуратурой района, а также установлено в настоящем судебном заседании, что <данные изъяты> Калиниченко за ДД.ММ.ГГГГ кварталы расчет негативного воздействия на окружающую среду, а также оплату за негативное воздействие на окружающую среду не производил.
<данные изъяты> Калиниченко В.В. в ДД.ММ.ГГГГ года произвел расчет за негативное воздействие на окружающую среду за весь ДД.ММ.ГГГГ год, согласно которому общая сумма подлежащая оплате составляет <данные изъяты>., однако указанная оплата до настоящего времени не произведена.
Не произведение расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ года является нарушением ст. ст. 11, 23 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, а также соблюдать экологические требования по осуществлению платы за негативное воздействие на окружающую среду. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательным условием осуществления хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы суда о нарушениях <данные изъяты> Калиниченко В.В. в области негативного воздействия на окружающую среду подтверждены: расчетами платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ года, произведенными ответчиком; расчетами сумм платы по объему негативного воздействия в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами <данные изъяты> Калиниченко В.В. за ДД.ММ.ГГГГ года.
В связи с тем, что ответчик нарушает требования, предусмотренные ст.ст. 12, 14, 25, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит необходимым иск прокурора Ирбейского района – удовлетворить. С учетом позиции представителя истца, суд полагает возможным установить месячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу, для устранения нарушения законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск прокурор Ирбейского района - удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> Калиниченко Владимира Владимировича произвести оплату за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. в месячный срок до дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок.
Председательствующий В.И. Сабаева