РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4385/22 по заявлению прокурора г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Промышленного района г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы неопределённого круга лиц бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в невыполнении работ по установке дорожного знака 5.27 с табличкой 8.24 на внутриквартальном проезде перед въездом на территорию земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) и дорожного знака 5.28 в том же месте в обратном направлении движения.
Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара устранить допущенное нарушение, приняв необходимые организационные меры для выполнении работ по установке дорожного знака 5.27 с табличкой 8.24 на внутриквартальном проезде перед въездом на территорию земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) и дорожного знака 5.28 в том же месте в обратном направлении движения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары и прокурору г. Самары.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 ноября 2022 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Милаховой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело №2а-4385/22 по заявлению прокурора г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Промышленного района г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара,
установил:
Прокурор г. Самары обратился в Ленинский районный суд г. Самары в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия Администрации Промышленного района г.о. Самара и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что разработанной схемой установки технических средств организации дорожного движения от 26.01.2022 № 26/2022 предусмотрена установка дорожных знаков 5.27/5.28, 8.24 «Зона с ограничением стоянки/ «Конец зоны с ограничением стоянки», «Работает эвакуатор» по <адрес>А. До настоящего времени схема не реализована, мер по установке технических средств организации дорожного движения не принято. Просит признать незаконным бездействие Департамента городского хозяйства экологии г.о. Самара, Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выраженное в неисполнении схемы установки технических средств организации дорожного движения от 26.01.2022 № 26/2022, которой предусмотрена установка дорожных знаков 5.27/5.28, 8.24 «Зона с ограничением стоянки/ «Конец зоны с ограничением стоянки», «Работает эвакуатор» по <адрес>А, обязать Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара и администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара солидарно организовать и провести работы по установке дорожных знаков 5.27/5.28, 8.24 «Зона с ограничением стоянки/ «Конец зоны с ограничением стоянки», «Работает эвакуатор» по <адрес>А, в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г.о. Самара Ларичева Н.В. заявленные требования поддержала.
Представитель ответчиков Администрации г.о. Самара по доверенности от 12.01.2022 г. №1-03/2-06-01/132 и Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара по доверенности от 28.12.2021 г. №1-03/02-06-01/19616 Шупикова К.Я. иск не признала по основаниям, полагала надлежащим ответчиком Администрацию Промышленного района г.о. Самара.
Представитель ответчика Администрации Промышленного района г.о. Самара по доверенности от 30.12.2021 г. №14/2-01/6369 Жуков А.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 42-44).
Заинтересованное лицо Департамент транспорта Администрации г.о. Самара представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, представило письменный отзыв (л.д. 59-62), в котором полагал надлежащим ответчиком Администрацию Промышленного района г.о. Самара.
Заинтересованные лица ОГИБДД ГУМВД РФ по г. Самаре и Местная православная религиозная организация «Приход в честь Святой Троицы» представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте разбирательства дела извещены, отзывов на иск не представили.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В Промышленном районе Самара, по адресу: <адрес>, расположен храмовый комплекс, состоящий из 4 зданий и сооружений. По данным публичной кадастровой карты (л.д. 76) храмовые объекты находятся в пределах земельного участка с кадастровым номером №
Из реестровой выписки (л.д. 64-74) следует, что земельный участок с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Местной православной религиозной организации «Приход в честь Святой Троицы». Земельный участок имеет площадь 2 985 м2, занят культовыми объектами с прилегающей территорией.
25.01.2021 г. Местная православная религиозная организация «Приход в честь Святой Троицы» обратилась к депутату некоего органа (наименование представительного органа в письме указано неопределённо) Щербакову Д.В. с просьбой в целях пресечения стихийной парковки оказать содействие в установке дорожного знака, запрещающего стоянку в пределах указанного земельного участка (л.д. 38).
26.01.2021 г. Департамент транспорта Администрации г.о. Самара согласовал установку комплекса дорожных знаков – дорожного знака 5.27 с табличкой 8.24 на внутриквартальном проезде перед въездом на территорию земельного участка с кадастровым номером № и дорожного знака 5.28 в том же месте в обратном направлении движения (л.д. 32).
До настоящего времени схема не реализована, знаки не установлены, что лицами, участвующими в деле, не отрицается.
Таким образом, требования истца представляются обоснованными.
Определяя лицо, ответственное за установку дорожного знака, суд исходит из следующего.
В соответствии с п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Под автомобильными дорогами понимаются объекты транспортной инфраструктуры, предназначенные для движения транспортных средств и включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, как то защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.1, 7, 8, 11, 12 ст.5 названного закона автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством РФ.
Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
В силу п.5 ст.3 того же закона стоянки транспортных средств являются элементом обустройства автомобильных дорог и предназначены для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности.
В соответствии с п.9 ст.6 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно ст.21 названного закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются владельцами автомобильных дорог.
Постановлением Главы г.о. Самара от 10.06.2008 г. №404 утверждены Правила благоустройства территории г.о. Самара и территорий внутригородских районов г.о. Самара (первоначальное наименование – Правила благоустройства территории г.о. Самара), которыми определены общие требования к содержанию объектов внешнего благоустройства городских территорий.
Согласно п.2 гл.2 названных Правил под внутриквартальным проездом понимается объект благоустройства внутри районов, микрорайонов, кварталов, предназначенный для проезда транспортных средств от автомобильных дорог общего пользования к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки.
В соответствии с пп.3 п.2 ст.26 Закона Самарской области «О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов» органы местного самоуправления внутригородских районов г.о. Самара организуют ремонт и содержание внутриквартальных проездов.
Подъезд к земельному участку с кадастровым номером № где планируется установка знаков, подпадает под приведённое выше определение внутриквартального проезда.
Соответственно, лицом, обязанным установку дорожных знаков, является орган местного самоуправления – Администрации Промышленного района г.о. Самара.
Суд полагает, что двухмесячный срок исполнения решения будет разумным, работы по установке дорожных знаков могут производиться в любое время года.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить частично.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы неопределённого круга лиц бездействие Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара, выразившееся в невыполнении работ по установке дорожного знака 5.27 с табличкой 8.24 на внутриквартальном проезде перед въездом на территорию земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) и дорожного знака 5.28 в том же месте в обратном направлении движения.
Обязать Администрацию Промышленного внутригородского района г.о. Самара устранить допущенное нарушение, приняв необходимые организационные меры для выполнении работ по установке дорожного знака 5.27 с табличкой 8.24 на внутриквартальном проезде перед въездом на территорию земельного участка с кадастровым номером № (адрес: <адрес>) и дорожного знака 5.28 в том же месте в обратном направлении движения в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд г. Самары и прокурору г. Самары.
В удовлетворении исковых требований к Департаменту городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.12.2022 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь