Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4836/2015 от 25.02.2015

Судья Метелкин Е.В. дело <...>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 марта 2015 года город Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей Морозовой Н.А., Смирнова Е.А.,

по докладу судьи краевого суда Морозовой Н.А.,

при секретаре Рысине А.Ю.,

с участием прокурора Давыдова А.А.,

слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район Генн И.А., а также апелляционному представлению Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Черного М.В. на решение Темрюкского районного суда от 26 декабря 2014 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Азово-Черноморский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к МУП «ЖКХ – Тамань» о запрете деятельности по геологическому изучению (поиску, разведке) с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке, в границах горного отвода, предоставленного лицензией на право пользования недрами КРД 02487 ТР от 14 апреля 2005 г., до устранения нарушений законодательства о недрах и земельного законодательства.

В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о недропользовании, промышленной безопасности при осуществлении деятельности по добыче строительных и формовочных песков и ракушечника. В ходе проверки установлено, что 14 апреля 2005 г. МУП «ЖКХ-Тамань» выдана лицензия на право пользования недрами КРД 02487 ТР с целевым назначением «Геологическое изучение (поиски, разведка) с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке» сроком действия до 14 апреля 2025 г. При этом, в нарушение требований законодательства и условий разведки, до настоящего времени, уровень добычи полезного ископаемого не достигнут, земельный отвод не оформлен, уровни потерь полезного ископаемого не соблюдены и не согласованы в установленном порядке, необходимые сведения в установленные сроки не представлены, не вынесены на местности границы горного отвода, не представлено положение о производственном контроле, не представлен журнал ведения производственного трехступенчатого контроля, отсутствует охрана карьера. В ходе проверки также установлено, что в нарушение положений Земельного кодекса РФ МУП «ЖКХ – Тамань» до настоящего времени не оформило в установленном порядке правоустанавливающие документы на земельный участок. Кроме того пользователем недр не предоставлены данные о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, несвязанных с добычей полезных ископаемых, наблюдения по годовым формам федерального государственного статистического «71-ТП» в федеральный и территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики. Сроки внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду ответчиком также не соблюдены. Прокурор полагает, что выявленные нарушения свидетельствуют о недобросовестном исполнении недропользователем лицензионных условий, а использование МУП «ЖКХ – Тамань» Тузлинского участка с нарушением условий лицензии создает угрозу загрязнения и истощения земель и недр, чем нарушаются интересы Российской Федерации в области природоохранного законодательства, а также интересы неопределенного круга лиц.

Обжалуемым решением суда в удовлетворении требований прокурора отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель органа местного самоуправления, и прокурор в апелляционном представлении просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных прокурором требований. В обоснование жалобы и представления указывают, что судом допущены нарушения норм материального права и процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, заслушав прокурора Давыдова А.А., настаивавшего на удовлетворении представления, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно части 2 статьи 22 Закона РФ «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить: соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, и при первичной переработке минерального сырья; соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; представление геологической информации в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, в органы государственной статистики; безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, водных объектов, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Права на земельные участки граждан и юридических лиц удостоверяются документами в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Как следует из лицензии на право пользования недрами КРД 02487 ТР, зарегистрированной 14 апреля 2005 г., МУП «ЖКХ – Тамань» предоставлено право на осуществление работ: на геологическое изучение (поиски, разведка) с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке, участок недр расположен к западу от ст. Тамань в Темрюкском районе, срок окончания действия лицензии 14 апреля 2025 г.

Согласно пунктами 1 и 2 Соглашения об условиях разведки с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке Приложения 1 к лицензии КРД 02487 ТР МУП «ЖКХ – Тамань» предоставлено право пользования участком недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые - строительные пески, с целью добычи, площадью 11,0 га, в границах горного отвода, годовой объем добычи планируется в размере 50 тысяч кубических метров, значительное (+ - 20%) изменение уровня добычи должно быть согласованно с органами, предоставившими право пользования недрами.

Соглашением предусмотрено, что МУП «ЖКХ-Тамань» обязан: по проекту разработки и рекультивации месторождения провести государственную экологическую экспертизу (трехмесячный срок после утверждения проекта); ежегодно составлять план развития горных работ; оформить земельный отвод; обеспечивать для работников и населения их безопасность при производстве добычных работ; добычу полезного ископаемого производить в соответствии с проектом разработки и согласованными в установленном порядке планами развития горных работ; применять современную технологию горных работ, обеспечивающую комплексное и рациональное освоение месторождения, экологически чистую переработку сырья, строго соблюдать требования безопасного ведения работ, установленные контрольными органами на разработку, согласовывать в установленном порядке и соблюдать уровни потерь полезного ископаемого; вносить налоги и иные платежи, предусмотренные законами и другими нормативными правовыми актами РФ и Краснодарского края; предоставлять в установленные сроки необходимые сведения в территориальный орган управления государственным фондом недр, территориальный фонд геологической информации, органы государственной статистики, органы исполнительной власти Краснодарского края, а также уведомлять органы, выдавшие лицензию, об изменениях реквизитов, учредительных документов, юридического адреса, смене руководства предприятия.

Согласно пункту 4 Соглашения об условиях разведки с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке» являющегося неотъемлемой частью вышеуказанной лицензии, владелец лицензии обязан, в том числе оформить земельный отвод.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в нарушение указанного пункта, ответчиком не оформлены надлежащим образом правоустанавливающие документы на земельный участок в пределах горного отвода.

На данное нарушение указано в заявлении Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора. Однако судом при вынесении оспариваемого решения данному факту не дана должная оценка.

Статьей 40 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Так, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Частями 1 и 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также представляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных Земельным кодексом. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, законами субъектов РФ.

В соответствии со статьей 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами третьей и четвертой Земельного кодекса РФ, возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, Федеральными законами, и подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Частью 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или в орган местного самоуправления.

В соответствии с частью 5 статьи 34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта границ.

Иного порядка предоставления в аренду земель, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, законодательством не предусмотрено.

В материалах дела имеется упомянутое выше Соглашение об условиях разведки с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке, являющееся неотъемлемой частью полученной ответчиком лицензии на право пользования недрами, заключенное уполномоченными представителями Территориального агентства по недропользованию по Краснодарскому краю и администрации Краснодарского края, а также МУП «ЖКХ – Тамань».

В пункте 4 Соглашения закреплена обязанность владельца лицензии (МУП «ЖКХ-Тамань») оформить земельный отвод.

Судом установлено и ответчиком не оспаривался факт использования земельного участка без оформления землеотводных документов.

Таким образом, доводы прокурора о допущенных МУП «ЖКХ – Тамань» нарушениях в указанной части являются обоснованными.

Вывод суда о том, что МУП «ЖКХ – Тамань» не нарушены существенные условия лицензии КРД 02487, является неверным.

Так, по результатам проведенной ООО «Фирма «ГНЕЙС» в 2013г. маркшейдерской съемки карьера Тузлинского месторождения строительных песков МУП «ЖКХ-Тамань» в Темрюкском районе Краснодарского края установлено следующее: объем добычи в пределах горного отвода - 325,5 тыс. куб.м. куда входит ранее добытое полезное ископаемое в старом карьере в количестве 8,7 тыс. куб.м.

За пределами горного отвода установлены признаки ведения работ: добычи песка в юго-западной части карьера - открытая выработка, развитая из контура действующего карьера. Объем добычи 1,8 тыс.м.; добычи песка с последующей засыпкой отработанного пространства на участке, выходящем на северо-западный борт карьера (за границей горного отвода) площадью 10 594 кв.м. Объем добычи на этом участке составляет 26,485 тыс. куб.м.; вскрышных или земляных работ на юго-восточном фланге за границей горного отвода (с выходом на его границу), на площади 18700 м. с последующей обратной отсыпкой.

27 октября 2014 г. администрацией муниципального образования Темрюкский район ввиду разработки МУП «ЖКХ – Тамань» карьера с выходом за границы горного отвода с нарушением проектных решений, издано постановление N 2053 «Об отмене постановления администрации муниципального образования Темрюкский район от 30 декабря 2011 г. N 2664 «О предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Темрюкский район, в 5,5 км. к западу от ст. Тамань и в 1,5 км. к востоку от м. Тузла, для разработки карьера по добыче строительных песков».

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом прокурора о том, что использование МУП «ЖКХ – Тамань» земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов является нарушением требований земельного законодательства и создает угрозу загрязнения и истощения земель, нарушает интересы РФ в области земельного и природоохранного законодательства, а также интересы неопределенного круга лиц.

В связи с чем, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права, что в силу пунктов 3 – 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

В силу пункта 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью и принять по делу новое решение.

На основании изложенного, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.

Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Темрюкский район Генн И.А. и апелляционное представление Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора Черного М.В. удовлетворить.

Решение Темрюкского районного суда от 26 декабря 2014 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Иск Азово-Черноморского межрайонного природоохранного прокурора к МУП «ЖКХ – Тамань» о запрете деятельности удовлетворить.

Запретить МУП «ЖКХ – Тамань» деятельность по геологическому изучению (поиску, разведке) с последующей добычей строительного песка на Тузлинском участке, в границах горного отвода, предоставленного лицензией на право пользования недрами КРД 02487 ТР от 14 апреля 2005 года, до устранения нарушений законодательства о недрах и земельного законодательства.

Председательствующий:

Судьи:

33-4836/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Азово-Черноморский межрайонный прокурор
Ответчики
МУП "ЖКХ-Тамань"
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Морозова Наталия Анатольевна
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
05.03.2015Судебное заседание
19.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2015Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее