Дело № 12-474/21
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
22 ноября 2021 г. город Мурманск
Судья Ленинского районного суда города Мурманска Дерябин Д.А., рассмотрел в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска, по делу об административном правонарушении от 25 июня 2021 г., которым:
начальник штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска должностное лицо – начальник штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному штрафу в размере 10000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 обратился в суд с жалобой на постановление, в которой указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также те обстоятельства, которые имеют значение для дела, суд ошибочно посчитал недоказанными.
По мнению подателя жалобы, в постановлении мирового судьи необоснованно указано о совершении им правонарушения в части подготовки работников органа повседневного управления АО «Мурманэнергосбыт» по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от ЧС. Отмечает, что выполнить в полном объеме требования по подготовке работников органа повседневного управления (диспетчерской службы) не представлялось возможным из-за неблагоприятной обстановки, связанной с коронавирусной инфекцией COVID-19 и изменениями законодательства РФ в области ГО и ЧС в период эпидемии, а также в связи с отсутствием возможности пройти необходимое обучение в Учебно-методическом центре г. Кола.
Кроме того, в постановлении мирового судьи необоснованно указано о совершении им правонарушения в части подготовки должностных лиц, входящих в состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии. В марте 2021 г. в АО «Мурманэнергосбыт» была создана эвакуационная комиссии, в состав которой включены работники в количестве 15 человек, из которых на 12 должностных лиц впервые были возложены обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Во время проведения проверки данные лица проходили подготовку в Учебно-методическом центре г. Кола. Другая часть работников (3 человека), включенных в состав эвакуационной комиссии, на момент проверки прошли соответствующую подготовку ранее.
Кроме того, в обжалуемом постановлении, по мнению подателя жалобы, необоснованно указано о совершении им правонарушения в части ненадлежащей подготовки должностных лиц, входящих в состав комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики организации. Полагает, что подготовить всех членов комиссии по ПУФ не представилось возможным ввиду ограничений, связанных с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой из новой коронавирусной инфекции COVID-19, запретом направлять работников Общества в служебные командировки на обучающие семинары, курсы повышения квалификации, а также в связи с изменением законодательства, регламентирующего порядок подготовки членов комиссии.
Находит ошибочным вывод мирового судьи о том, что в организации в нарушение требований действующего законодательства не проводятся командно-штабные учения продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года. Приводит довод о том, что Инструкция, утвержденная Приказом МЧС России № 565 и определяющая порядок подготовки и проведения учений и тренировок, не устанавливает обязанность проведения КШУ в организациях.
Также выражает несогласие с выводом мирового судьи о допущенном им нарушении в части непроведения в АО «Мурманэнергосбыт» тактико-специальных учений с участием аварийно-спасательных службы (формирований) продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года, а также сил постоянной готовности организации продолжительностью 1 раз в год. Отмечает, что в АО «Мурманэнергосбыт» никогда не было собственных АСФ. Имеющиеся в Обществе аварийно-технические группы не имеют право заниматься аварийно-спасательными работами, не имеют спасательного оборудования, соответствующей аттестации, а созданы для проведения ремонтных работ на объектах Общества. В связи с чем, между АО «Мурманэнергосбыт» были заключены договоры с профессиональными аварийно-спасательными формированиями, которые принимали участие в ПАСФ в 2019 г. В 2020 г. учения не проводились из-за ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекцией COVID-19, а также запрета руководства АО «Мурманэнергосбыт» проводить указанные мероприятия.
В ходе рассмотрения жалобы ФИО1 поддержал изложенные в ней доводы в полном объеме, просил постановление мирового судьи от 25 июня 2021 г. отменить, производство по делу прекратить. Дополнительно пояснил, что с 30 мая 2021 г. в трудовых отношениях с АО «Мурманэнергосбыт» не состоит.
Представитель административного органа ФИО3 в ходе рассмотрения жалобы просил оставить постановление мирового судьи без изменения по мотивам, подробно изложенных в отзыве на жалобу.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
Суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Обязанность организаций независимо от форм собственности проводить мероприятия в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера предусмотрена:
- Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
Постановлением Правительства РФ от 02.11.2000 № 841 «Об утверждении Положения, об организации обучения населения в области гражданской обороны»;
Постановление Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации, об отмене актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного пожарного надзора и лицензионного контроля в области пожарной безопасности, федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, государственного надзора за пользованием маломерными судами, базами (сооружениями) для их стоянок во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации";
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1485 "Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и другими подзаконными нормативными правовыми актами.
Объектом указанного административного правонарушения являются отношения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также предупреждение аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Объективную сторону правонарушения характеризует бездействие.
С субъективной стороны совершение данного правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Установлено, что 25 июня 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска, вынесено постановление о признании должностного лица – начальника штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
При вынесении указанного постановления мировым судьей установлено, что 29 марта 2021 г. указанным должностным лицом не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от возможных чрезвычайных ситуация природного и техногенного характера, а именно:
- работники органа повседневного управления РСЧС – подразделения организации, обеспечивающего ее деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (далее – ДДС) организации не прошли подготовку по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций (пункт 1 протокола);
- должностные лица, входящие в состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (пункт 2 протокола);
- должностные лица, входящие в состав комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики организации не прошли подготовку (обучение) способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (пункт 3 протокола);
- в организации не проводятся командно-штабные учения (продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года) (пункт 4 протокола);
- в организации не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организации (продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года), сил постоянной готовности организации (продолжительностью 1 раз в год) (пункт 5 протокола).
Факт совершения должностным лицом административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных и оцененных мировым судьей доказательств: протоколом об административном правонарушении № 1 от 29 марта 2021 г.; актом проверки № 1-НД от 29 марта 2021 г., с указанием нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; предписанием № 1-НД/1 от 29 марта 2021 г. об устранении нарушений законодательства; приказом о проведении плановой выездной проверки от 10 февраля 2021 г.; проверочным листом; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Мурманэнергосбыт»; уставом «Мурманэнергосбыт»; выписками из приказов АО «Мурманэнергосбыт»; должностной инструкцией начальника штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт», положением о диспетчерской службе АО «Мурманэнергосбыт»; должностной инструкцией начальника диспетчерской службы АО «Мурманэнергосбыт», положением о комиссии, иными документами.
Обосновывая свои доводы о недоказанности вины, ФИО1 ссылается на то, что мировым судьей неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также те обстоятельства, которые имеют значение для дела, суд ошибочно посчитал недоказанными.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Установлено, что отделом по делам ГОЧС, ПБ и региональному надзору комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области в период с 3 марта 2021 г. по 29 марта 2021 г. проводилась плановая выездная проверка в отношении АО «Мурманэнергосбыт» по вопросу соблюдения требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В ходе проведения проверки были установлены нарушения со стороны должностного лица – начальник штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 требований законодательства РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о чем свидетельствует акт проверки от 29 марта 2021 г. № 1-НД, составленный ведущим специалистом отдела по делам ГОЧС, ПБ и региональному надзору Комитета ФИО4
В связи с выявленными нарушениями должностным лицом административного органа 29 марта 2021 г. составлен протокол № 1 об административных правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 1 протокола об административном правонарушении от 29 марта 2021 г. должностному лицу вменяется нарушение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в том, работники органа повседневного управления РСЧС – подразделения организации, обеспечивающего ее деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществление обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях организации не прошли подготовку по соответствующим программам дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Так, во исполнение Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях совершенствования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" утверждено Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Указанное положение определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), далее именуемой единой системой (пункт 1 Положения).
Единая система, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях (пункт 3 Положения).
Органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются подразделения организаций, обеспечивающие их деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.
Приказом генерального директора АО «Мурманэнергосбыт» от 12 января 2021 г. № 18 в Обществе создано объектовое звено РСЧС предприятия, в которое, в числе прочего, включена диспетчерская служба как орган повседневного управления (т. 1 л.д. 89). Согласно выписке из приказа АО «Мурманэнергосбыт» от 28 февраля 2014 г. № 83-А о внесении изменений в штатное расписание утвержден состав диспетчерской службы предприятия в составе 12 единиц (начальник службы, 5 диспетчеров предприятия, 6 диспетчеров тепловых сетей) (т. 1 л.д. 92).
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в образовательных организациях по основным профессиональным образовательным программам.
Подготовка работников организаций, специально уполномоченных решать задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и включенных в состав органов управления единой системы, организуется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 18 постановления Правительства РФ от 30.12.2003 N 794).
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки начальником штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 не было представлено документов, подтверждающих прохождение обучения всех работников диспетчерской службы в специальных образовательных учреждениях по основным профессиональным образовательным программам. Данное обстоятельство не оспаривалось ФИО1 как при рассмотрении дела мировым судьей (т. 1 л.д. 113), так и в ходе рассмотрения настоящей жалобы.
При этом, представленные ФИО1 свидетельства о прохождении членами ДС обучения по соответствующим программам в период с 12 по 30 апреля 2021 г. не влияют на квалификацию вмененного правонарушения, поскольку на момент проведения проверки все члены ДС подготовку не прошли.
Согласно пункту 3 протокола об административном правонарушении от 29 марта 2021 г. должностному лицу вменяется нарушение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в том, что должностные лица, входящие в состав комиссии по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики организации не прошли подготовку (обучение) способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 утверждено Положение об организации обучения населения в области гражданской обороны.
Данное Положение, разработано в соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне", определяет основные задачи обучения населения в области гражданской обороны, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также формы обучения.
Согласно подпункту "б" пункта 3 указанного Положения определено прохождение обязательной подготовки, в частности, работников комиссий по вопросам повышения устойчивости функционирования объектов экономики. Указанное требование также закреплено в пункте 19 приказа МЧС России от 24 апреля 2020 г. № 262.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения проверки проверяющим Комитета было представлено 2 свидетельства о прохождении обучения по соответствующей программе подготовке должностных лиц комиссии по ПУФ – ФИО5 и ФИО6 (т. 1 л.д. 213, 214). Документы, подтверждающие прохождение обязательной подготовки иных членов комиссии по ПУФ, представлено не было, что не оспаривалось должностным лицом в ходе рассмотрения дела мировым судьей (т.1 л.д. 115), а также в ходе рассмотрения жалобы (т. 2 л.д. 37).
Приведенные в жалобе доводы о том, что пройти обучение работниками АО «Мурманэнергосбыт» по соответствующим программам обучения в 2020 г. в УМЦ по ГО и ЧС не представилось возможным в связи с ограничениями, связанными с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой на территории Мурманской области, опровергаются материалами дела, поскольку в 2020 г. занятия в УМЦ по ГО и ЧС проводились, в том числе с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (т. 2 л.д. 67). При этом в материалах дела не содержатся сведения о том, что в случае отсутствия необходимых программ обучения в плане комплектования учебных групп УМЦ по ГО и ЧС Мурманской области у работников АО «Мурманэнергосбыт» отсутствовала возможность пройти обучение с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в УМЦ по ГО и ЧС иных субъектов Российской Федерации.
Ссылки должностного лица в ходе рассмотрения жалобы на ежегодный отпуск, а также периоды временной нетрудоспособности как на основания невозможности подготовить членов комиссии по ПУФ и диспетчерской службы по соответствующим образовательным программам не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для освобождения ФИО1 от возложенных на него должностной инструкцией обязанностей, с которыми он был ознакомлен 11 мая 2016 г. (т. 1 л.д. 83-87).
Установленные генеральным директором АО «Мурманэнергосбыт» временные ограничения на направление работников в служебные командировки, а также на обучающие семинары, курсы повышения квалификации не свидетельствуют о невозможности прохождения работниками обучения на протяжении 2020 г., в том числе, посредством дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с пунктом 5 протокола об административном правонарушении от 29 марта 2021 г. должностному лицу вменяется нарушение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в том, что в организации не проводятся тактико-специальные учения с участием аварийно-спасательных служб (формирований) организации (продолжительностью до 8 часов 1 раз в 3 года), сил постоянной готовности организации (продолжительностью 1 раз в год)
Согласно Положению о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.
Пунктом 13, 14 Положения установлено, что к силам и средствам единой системы относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В состав сил и средств каждого уровня единой системы входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее - силы постоянной готовности).
Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.
Состав и структуру сил постоянной готовности определяют организации и общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с приказом генерального директора АО «Мурманэнергосбыт» от 12 января 2018 г. № 18 «О создании объектового звена единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны в АО «Мурманэнергосбыт» в состав звена РСЧС включены силы и средства РСЧС, а именно нештатные аварийной-спасательные формирования, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по ГО и аварийно-технические группы (т. 1 л.д. 89-90).
Приказами генерального директора АО «Мурманэнергосбыт» от 17 марта 2021 г. № 98, 99, 100, 101 для решения задач, возникающих при ЧС природного и техногенного характера, в Обществе созданы аварийно-технические группы, утвержден их состав, сил и средств (т. 2 л.д. 10-13). Аналогичные приказы от 8 февраля № 54, 55, 63 утратили силу.
Таким образом, из представленных материалов усматривается, что силами постоянной готовности АО «Мурманэнергосбыт» являются аварийно-технические группы.
При таких обстоятельствах, в силу пункта 11 Приказа МЧС России от 29.07.2020 N 565 "Об утверждении Инструкции по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" в целях совершенствования практических навыков органов управления формирований при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, подготовки формирований и служб к действиям по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, выполнения мероприятий по гражданской обороне, выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении АСНДР, применения закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты для сил ГО и РСЧС органов местного управления и организаций АО «Мурманэнергосбыт» обязано проводить тактико-специальные учения с участием сил постоянной готовности РСЧС 1 раз в год.
Вместе с тем, доказательств проведения АО «Мурманэнгергосбыт» ТСУ с участием сил постоянной готовности Общества в 2020 г. в ходе проведения проверки не представлено, равно как и не представлено в ходе рассмотрения настоящего дела. Данное обстоятельство подателем жалобы не оспаривалось (т. 2 л.д. 39).
Проведение учений с участием профессиональных аварийно-спасательных формирований в 2019 г. не свидетельствует о выполнении возложенной на Общество обязанности по проведению ТСУ в 2020 г. с участием сил постоянной готовности.
Согласно пункту 2 протокола об административном правонарушении от 29 марта 2021 г. должностному лицу вменяется нарушение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в том, что должностные лица, входящие в состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии, не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Так, приказом МЧС России от 24.04.2020 N 262 утвержден перечень должностных лиц, проходящих обучение соответственно по дополнительным профессиональным программам и программам курсового обучения в области гражданской обороны в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, в том числе в учебно-методических центрах, а также на курсах гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 20 названного перечня поименованы должностные лица, входящие в составы эвакуационных комиссий организаций.
Приказом и.о. генерального директора АО «Мурманэнергосбыт» от 1 марта 2021 г. № 73 в Обществе создана объектовая эвакуационная комиссия, утверждено соответствующее положение, а также состав комиссии (т. 1 л.д. 101-105, 190, 191). Согласно объяснениям ФИО1, данным в ходе рассмотрения жалобы и не оспоренным представителем Комитета, на 12 должностных лиц, входящих в состав эвакуационной комиссии, впервые были возложены обязанности в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Начальнику штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 вменяется непрохождение должностных лиц, входящих в состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии, в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям.
Вместе с тем, как усматривается из Пункта 5 Положение о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485, для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, получение дополнительного профессионального образования в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным в течение первого года работы.
Принимая во внимание, что эвакуационная комиссия была создана 1 марта 2021 г., на момент проведения плановой выездной проверки в отношении АО «Мурманэнергосбыт» обязанность организовать подготовку должностных лиц, входящих в состав эвакуационной (эвакоприемной) комиссии, в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям у должностного лица ФИО1 отсутствовала.
При таком положении нарушений законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в указанной части со стороны должностного лица не имеется.
Согласно пункту 4 протокола об административном правонарушении от 29 марта 2021 г. должностному лицу вменяется нарушение требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившееся в том, что в организации не проводятся командно-штабные учения (продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года).
Отсутствие проводимых в АО «Мурманэнергосбыт» командно-штабных учений в 2018-2021 гг. ФИО1 в ходе рассмотрения жалобы не оспаривалось.
Приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 утверждена Инструкция по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Указанная инструкция определяет порядок подготовки и проведения в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях командно-штабных, тактико-специальных и специальных учений, штабных и объектовых тренировок.
Согласно пункту 9 Инструкции для отработки практических вопросов и повышения уровня знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления проводятся командно-штабные учения (КШУ), тактико-специальные учения (ТСУ) и штабные тренировки (ШТ).
КШУ проводятся в целях совершенствования практических навыков по применению сил и средств, управлению ими при выполнении мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях и органах государственной власти субъектов Российской Федерации продолжительностью до 3 (трех) суток 1 раз в 2 года, в органах местного самоуправления - продолжительностью до 1 (одних) суток 1 раз в 3 года.
Исходя из буквального толкования названных положений Инструкции, порядок и проведение КШУ установлен только для федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Порядок проведения КШУ для организаций не определен.
Постановлением Правительства Мурманской области от 11.04.2007 N 184-ПП "Об организации работы в области гражданской обороны, защиты населения от чрезвычайных ситуаций на территории Мурманской области" утвержден Перечень мероприятий по гражданской обороне, выполняемых в мирное время на территории Мурманской области.
Пунктом 3 Перечня предусмотрено, что в организациях должны проводится КШУ продолжительностью до 1 суток или штабные тренировки периодичностью 1 раз в год.
При рассмотрении жалобы представитель Комитета по обеспечению безопасности населения Мурманской области ФИО3 подтвердил, что в ходе проведенной проверки в марте 2021 г. должностным лицом ФИО1 были представлены сведения о проведенных штабных тренировках в АО «Мурманэнергосбыт» в 2020-2021 гг.
С учетом изложенного, вменение ФИО1 неорганизацию в Обществе КШУ продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года является необоснованным.
При таком положении постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска, от 25 июня 2021 г. по настоящему делу об административном правонарушении следует изменить, исключив выводы о том, что начальником штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 допущены нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившиеся в том, что должностные лица, входящие в состав эвакуационной (авакоприемной) комиссии не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; в организации не проводятся командно-штабные учения (продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть принято решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Исключение данных выводов положение лица, в отношении которого вынесен обжалуемый судебный акт, не ухудшает. При этом исключение выводов из описательно-мотивировочной части постановления на квалификацию допущенного должностным лицом ФИО1 нарушения не влияет и изменение назначенного ему административного наказания не влечет.
Постановление о привлечении должностного лица вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание должностному лицу назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является минимальным.
Обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении в ходе рассмотрения жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска, по делу об административном правонарушении от 25 июня 2021 г, вынесенное в отношении должностного лица – начальника штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить.
Исключить из его описательно-мотивировочной части выводы о том, что начальником штаба ГО и ЧС АО «Мурманэнергосбыт» ФИО1 допущены нарушения требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, выразившиеся в том, что должностные лица, входящие в состав эвакуационной (авакоприемной) комиссии не прошли подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; в организации не проводятся командно-штабные учения (продолжительностью до 1 суток 1 раз в 3 года).
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного г. Мурманска, и.о. мирового судьи судебного участка № 5 Ленинского судебного района г. Мурманска от 25 июня 2021 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статей 30.12, 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Д.А. Дерябин