Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4795/2012 ~ М-4458/2012 от 14.06.2012

                  Дело № 2-4795/12           

Р Е Ш Е Н И Е

        именем Российской Федерации

***                                                                     город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Юрковой Н.С.,

при секретаре Морозкиной М.В.,

с участием истца Лемесева В.М., представителя администрации города Благовещенска Арефьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лемесева В.М. к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности предоставить на условиях договора аренды земельный участок для индивидуального жилищного строительства,-

    УСТАНОВИЛ:

         Лемесева В.М. обратиласьв суд с данным исковым заявлением, в обоснование указав, что она относится к категории граждан, выехавших добровольно из зоны проживания с правом на отселение и подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В *** годах истец обращалась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п. 11 ст. 13, п. 9 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На обращения истец получала отказы. Администрация города Благовещенска убедила ее подать заявление о формировании земельного участка под строительство индивидуального жилья для последующего выставления на торги. Участок истцом выбран в ***, где она проживает с семьёй по адресу: ***. Работы по формированию участка с июля 2011 длятся до сих пор. *** истец обратилась в управление по работе с обращениями граждан аппарата губернатора Амурской области и правительства Амурской области с просьбой разъяснить, имеет ли она право по Закону РФ на льготное получение земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства, на что получила подробное объяснение наличия такого права. На основании данного разъяснения с ссылками на Закон РФ истец *** обратилась в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства как гражданке, выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение и подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которое получила отказ от ***Согласно ответу администрации города Благовещенска от *** истцу было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на необходимость постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязательном проведении торгов при предоставлении земельных участков. По данному факту отказа истец обратилась в прокуратуру г. Благовещенска. Прокуратурой города Благовещенска была проведена проверка, в администрацию города Благовещенска прокуратурой города Благовещенска было направлено представление об устранении нарушений земельного законодательства ***, на которое администрация города Благовещенска ответила отказом. Истец считает, что право на внеочередное получение земельного участка не поставлено в зависимость от нуждаемости в жилом помещении. Ссылка администрации города на применение ст.17 во взаимосвязи со ст. 13 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»в части обязательного признака нуждаемости в жилом помещении несостоятельна, так как данными статьями устанавливаются разные меры социальной поддержки разным категориям граждан подвергшихсявоздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.Аукцион, к которому склоняет истца администрации города Благовещенска, представляет собой продажу с публичных торгов, при котором продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Таким образом при проведении торгов невозможна реализация принципа внеочерёдности предоставления гражданам земельных участков.Поэтому при предоставлении гражданам, имеющим право на внеочередное получение земельных участков, в том числе в соответствии со ст. 17 Закона торги не проводятся. Учитывая вышеизложенное, должностными лицами администрации города Благовещенска незаконно отказано Лемесева В.М., в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства во внеочередном порядке, что повлекло нарушение прав истца на землю. На основании изложенного, истец просит суд обязать администрацию города Благовещенска устранить нарушения закона о предоставлении Лемесева В.М., во внеочередном порядке земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства, как гражданке, выехавшей добровольно из зоны проживания с правом на отселение и подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; обязать администрацию города Благовещенска предоставить Лемесева В.М., во внеочередном порядке земельный участок, выбранный в *** и указанный на схеме территориальной зоны *** от *** в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства.

В судебном заседании истец уточнила заявленные требования. Основываясь на ранее изложенных доводах, просила обязать администрацию г. Благовещенска предоставить ей любой участок в *** для индивидуального жилищного строительства. Суду пояснила, что в своих возражениях администрация ссылается на ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС», которая относится к гражданам, перенесшим лучевую болезнь, иные заболевания и являющихся инвалидами. К данной категории граждан истец не относится. К ней относится ст. 17, в соответствии с которой граждане, выехавшие в добровольном порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение предоставляются меры социальной поддержки, в том числе и в виде внеочередного получения земельных участков. Соблюдение условия о нуждаемости в улучшении жилищных условий не предусмотрено. В редакции ЗК РФ от 2011г. сказано, что предоставление земельного участка бесплатно во внеочередном порядке может осуществляться в случаях, предусмотренных настоящим ЗК, федеральным законодательством. Истец добровольно выехала из зоны проживания с правом на отселение.

       Представитель ответчика - администрации г. Благовещенска исковые требования не признала, суду пояснила, что администрация не считает что ст. 14 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС» распространяется на истицу, они согласны, что льготы предусмотрены ст. 17 ФЗ, но нами приводиться совокупность норм, из которых следует, что для предоставления земельного участка во внеочередном порядке требуется доказать малоимущность. Истица имеет в собственности жилое помещение, кроме того, в настоящее судебное заседание истицей не представлено доказательств нуждаемости. Также согласно земельного законодательства земельный участок для жилищного строительства предоставляется на основании торгов. Заявлением от *** был сформирован земельный участок, о том, есть ли земельный участок, предназначенный для жилищного строительства в ***. Орган МСУ самостоятелен в принятии решений в отношении конкретного земельного участка, однако ответчику неизвестно, есть ли вообще в *** земельные участки для жилищного строительства.

         Суд, выслушав мнение лиц участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему.

Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих"), судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд (например, подача заявления в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, или подача искового заявления).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и гл. 25 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). (п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих").

     Как следует из материалов дела, истцом, по сути, заявлены требования, вытекающие из публичных правоотношений, а именно об оспаривании действий администрации г.Благовещенска, выразившихся в незаконном отказе в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, которые подлежат рассмотрению в рамках главы 25 ГПК РФ.

         Из представленного удостоверения от ***, следует, что ВМ (***) относится к гражданам, выехавшим добровольно из зоны проживания с правом на отселение из населенного пункта подвергшемуся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

          Согласно свидетельства о заключении брака от ***, между СВ, и ВМ заключен брак. После заключения брака ВМ присвоена фамилия СВ.

          *** истец обратилась в администрацию г. Благовещенска с заявлением о формировании земельного участка в *** для выставления на торги под строительство индивидуального жилья.

          *** истец обратилась к ответчику с повторным заявлением с просьбой о предоставлении во внеочередном порядке земельного участка на условиях аренды для индивидуального жилищного строительства в ***, ссылаясь на ст.ст.13,17,22 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АС» указала, что торги в данном случае не проводятся.

Согласно ответа администрации от ***, Федеральным законом от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривается внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов. Из толкования статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан. Таким образом, действующее законодательство (ст. 17 вышеназванного Федерального закона) ставит в зависимость право граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий. Однако наличие такого права не означает обязанность органа местного самоуправления представить заявителю по его требованию любой произвольно выбранный им земельный участок. Исходя из системного анализа п.п 4, 11, ст. 30, ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков. Заявителю было разъяснено, что в целях реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства ей необходимо встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

          Кроме того, в материалах дела содержатся сведения об обращениях Лемесева В.М. с аналогичными заявлениями и в другие периоды в администрацию г.Благовещенска, Министерство имущественных отношений Амурской области, прокуратуру города Благовещенска.

          По обращению Лемесева В.М. в Министерство имущественных отношений Амурской области, ей дан ответ от ***, согласно которого ей разъяснено, что в соответствии с ч. 2 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ предусмотрено, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договора аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах. В тоже время в соответствии с п. 3 ст. 30.1 Кодекса предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. При этом отсутствие генерального плана застройки населенного пункта не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети Интернет. В случае если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду подавшему заявление гражданину. В случае поступления иного заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка. Вместе с тем согласно п. 11 ст.13, п.9 ст. 17, ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, гарантируется внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. В связи с изложенным при предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании статей 17, 22 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 торги не проводятся, что подтверждается, в том числе практикой Верховного Суда Российской Федерации (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, утвержденный Постановлением президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008). Таким образом, для приобретения земельного участка с целью индивидуального жилищного строительства заявителю необходимо обратиться в администрацию г. Благовещенска с заявлением о внеочередном предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

    Согласноответа администрации г. Благовещенска от ***, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, постановлением администрации города Благовещенска от *** ***. В соответствии с постановлением администрации города Благовещенска от *** ***, земельные участки для строительства, на которые распространяются действие градостроительных регламентов, и расположенные в территориальных зонах Ж, Ц, Р города Благовещенска, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска предоставляются в собственность или аренду исключительно на торгах.

Аналогичный ответ дан администрацией г. Благовещенска и ***, где также разъяснено, что территория ***, в границах которой Лемесева В.М. запрашивает земельный участок для строительства индивидуального жилого дома, не обеспечена проектом планировки и проектом межевания территории, следовательно, предоставления запрашиваемого земельного участка не представляется возможным.

Ответом администрации г. Благовещенска от *** Лемесева В.М. разъяснено, что частью 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации установлено, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Ст. 17 Федерального закона от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", порядка предоставления земельных участков, отличного от порядка, установленного Земельным кодексом Российской Федерации не содержат. Указанные выше нормы законодательства, устанавливающие меры социальной поддержки и возмещение вреда гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения не могут быть реализованы без соблюдения положений действующего земельного законодательства Российской Федерации. Следовательно, администрация города Благовещенска не считает возможным применять положения ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» без учета норм ст. 30.1. Земельного Кодекса Российской Федерации и постановления администрации города Благовещенска *** от *** «Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах», предусматривающих порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства посредством проведения аукционов. Таким образом, администрация может предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства только с неукоснительным соблюдением предусмотренной законодательством процедуры.

           Кроме этого, по результатам рассмотрения обращения Лемесева В.М. прокурором города Благовещенска *** в адрес главы администрации г. Благовещенска вынесено представление об устранении нарушений земельного законодательства.

            В соответствии со статьей 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Согласно части 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1) без предварительного согласования мест размещения объектов;

2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В силу части 2 статьи 30 названного Кодекса предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Исходя из части 3 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

        В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

        Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» установлены меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

В соответствии с п.11 ст.13 Закона № 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

Согласно ст.22 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, в том числе право на внеочередное получение земельных участков и приобретение строительных материалов для строительства индивидуальных жилых домов.

Исходя из правовой позиции, изложенной в обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008), аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, «шаг аукциона» и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении гражданам из числа лиц, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Закона от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» торги не проводятся.

С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что первоочередное получение Лемесева В.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства является одной из форм обеспечения ее права на льготное приобретение жилых помещений. При этом изложенная норма не предусматривает бесплатного предоставления земельного участка, указывая лишь в качестве исключения из общего правила на необходимость предоставления земельного участка в первоочередном порядке, что само по себе не предполагает проведение каких-либо торгов по данному вопросу с участием третьих лиц.

Вместе с тем, администрация г. Благовещенска указывает на тот факт, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне жилой застройки индивидуальными жилыми домами до 3-х этажей с участками не менее 300 кв. м (Ж-1 А), установленной Правилами землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска (утв. Решением Благовещенской городской Думы от *** ***). В соответствии с п.п. 1.1. п. 1 постановления администрации г. Благовещенска от *** *** «Об установлении случаев предоставления земельных участков исключительно на торгах»,в случаях предоставления для строительстваземельного участка, на который распространяется действие градостроительных регламентов, и расположенногов территориальных зонах ***, земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством имеет право распоряжаться администрация города Благовещенска, предоставляются в собственность или арендуисключительно на торгах.

Однако Закон от *** *** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» обладает большей юридической силой, чем Правила землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, на которые ссылается администрация города, в силу чего применению подлежат положения Закона *** о предоставлении лицам из числа граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, право на первоочередное получение земельных участков, в связи с чем указанное право реализуется без проведения торгов.

Таким образом, исходя из вышеуказанного, доводы администрации г. Благовещенска о том, что предоставление земельных участков для жилищного строительства осуществляется исключительно на торгах, земельное законодательство не содержит каких-либо исключений в применении норм, регулирующих предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, судом признаются необоснованными и, следовательно, отказ администрации Лемесева В.М. в предоставлении земельного участка для индивидуального строительства жилья во внеочередном порядке в данной части, исходя из указанных администрацией оснований (обязательное проведение торгов), является незаконным.

          Вместе с тем, судом учитывается, что первоочередное получение Лемесева В.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства на основании положений ст.17 Закона от *** *** «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» является одной из форм обеспечения ее права на льготное приобретение жилого помещения, то условием реализации такого права Лемесева В.М., по смыслу ст. 17 Закона ***, является ее нуждаемость в улучшении жилищных условий. То есть предусмотренное названной нормой законодательства право на получение земельного участка для строительства жилья следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 3 названной статьи Кодекса жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

        Согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Как следует из положений ст. 50 ЖК РФ и ст. 7 Закона Амурской области «О жилищной политике в Амурской области» учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

          Согласно Постановлению мэра города Благовещенска от *** *** размер учетной нормы жилого помещения для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет *** кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Положениями ст.10 Закона Амурской области от *** N *** "О жилищной политике в Амурской области" предусмотрен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, органам местного самоуправления необходимо признать гражданина нуждающимся в жилом помещении и малоимущим.

Для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, претендующим на признание его малоимущим, гражданину необходимо предоставить в орган местного самоуправления пакет документов, предусмотренный положениями названной статьей Закона.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан принимается не позднее, чем через тридцать рабочих дней со дня подачи заявления и всех необходимых документов.

В судебном заседании установлено, что истец не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако считает себя таковой, вместе с тем доказательств обратного в нарушение правил ст. 56 ГПК РФ не предоставила. Кроме того, как подтверждается материалами дела, а так же пояснениями истца, Лемесева В.М. является собственником квартиры, расположенной по адресу: *** площадью *** кв.м., в настоящее время проживает в *** в квартире ***.

          При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Лемесева В.М. права на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеет. Доводы истца о том, что администрация обязана ей предоставить внеочередном порядке земельный участок в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.

Согласно статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

          Таким образом, на основании изложенного, суд приходит к выводу, что администрацией города Благовещенска обоснованно отказано Лемесева В.М. в предоставлении во внеочередном порядке земельного участка в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства, оснований для удовлетворения требований истца у суда не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Лемесева В.М. к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности устранить нарушения закона, возложить обязанность предоставить во внеочередном порядке земельный участок в долгосрочную аренду для индивидуального жилищного строительства в *** - отказать.

          Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                                             Юркова Н.С.

Решение в окончательной форме изготовлено ***

2-4795/2012 ~ М-4458/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лемесева Виктория Михайловна
Ответчики
Администрация г Благ-ска
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Юркова Н.С.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
14.06.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2012Передача материалов судье
19.06.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.07.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2012Судебное заседание
23.07.2012Судебное заседание
19.12.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее