Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1558/2015 ~ М-523/2015 от 12.02.2015

Гражданское дело № 2-1558/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Енисейск 20 июля 2015 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Яковенко Т.И.,

с участием представителя истца Абрамова <данные изъяты>., - Пучкова <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от 02.07.2015 г., представителя истца Абрамовой <данные изъяты>. – Абрамова <данные изъяты>., действующего на основании доверенности от 05.02.2015 г.

при секретаре Кононовой Ю.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Абрамова <данные изъяты> и Абрамовой <данные изъяты> к Министерству Обороны Российской Федерации, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Обратившись в суд с указанным иском, Абрамов <данные изъяты>. и Абрамова <данные изъяты> просят признать за ними в долевом порядке право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по 1/2доли на каждого.

Требования мотивировали тем, что Абрамов <данные изъяты>. с 05 июля 1995 г. по 10 августа 2009 г. проходил военную службу по контракту в в/ч 14058. На основании ордера № 91 от 19 декабря 1997 г. он был вселен в квартиру по вышеуказанному адресу вместе с супругой Абрамовой <данные изъяты>. и дочерью Абрамовой <данные изъяты>., 1996 года рождения. В связи с прекращением семейных отношений, в январе 2009 г. Абрамова <данные изъяты> выехала из квартиры. Брак между ними был расторгнут решением мирового судьи судебного участка № 24 в г. Енисейске и Енисейском районе Красноярского края от 13.04.2009 г. В настоящее время в квартире зарегистрирован он и его дочь - Абрамова <данные изъяты> Данное жилое помещение они занимают фактически на условиях социального найма.

Он относится к категории военнослужащих с общей продолжительностью выслуги более 10 лет в календарном исчислении, выслуга составила 15 лет 7 месяцев и 26 дней. При увольнении из Вооруженных сил жилым помещением он не обеспечивался.

Истцы полагают, что на момент предоставления квартира не имела статуса служебной, ранее в приватизации жилого помещения они не участвовали. В связи с этим, ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» считают, что имеют право на передачу им в собственность в порядке приватизации занимаемой квартиры.

В судебном заседании представители истцов - Абрамов <данные изъяты>. и Пучков <данные изъяты> настаивали на удовлетворении иска, истцы Абрамов <данные изъяты>. и Абрамова <данные изъяты>. в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, с участием своих представителей по доверенности.

Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Румянская <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от 31.12.2014 г., извещенная о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила о его проведении в свое отсутствие. В представленных возражениях указала, что спорная квартира была предоставлена истцам на основании ордера служебного жилого помещения; в соответствии с постановлением администрации г. Енисейска от 14 июля 2000 г. № 386-п спорное жилое помещение является служебным; до настоящего времени указанное постановление не отменено, иных постановлений, вынесенных до 01.03.2015 г., то есть до вступления в силу ЖК РФ, отменяющих статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейск-4, не издавалось.

Ответчики Министерство обороны РФ и Департамент имущественных отношений, извещенные о дате и времени рассмотрении дела, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие своих представителей не представили.

Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Гасанов <данные изъяты>., действующая на основании доверенности от 07.04.2014 г., извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил о его проведении в свое отсутствие. В представленных возражениях просил отказать истцам в удовлетворении заявленных требований

Третьи лица - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны, Администрация г. Енисейска, извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание своих представителей также не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие таковых не представили. Третье лицо - Войсковая часть 14058, извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание своего представителя также не направила. В представленном в ходе досудебной подготовки дела отзыве в.р.и.о. командира войсковой части 14058 Самойлов-Журавлев <данные изъяты> исковые требования считал не подлежащими удовлетворению, настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителей истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что истцы Абрамов <данные изъяты>., Абрамова <данные изъяты>. проживают в жилом помещении – квартире № в доме <адрес>, с составом семьи два человека (Абрамов <данные изъяты>., Абрамова <данные изъяты>.)

В соответствии с представленным истцами ордером № 91 от 19.12.1997 года спорная квартира была предоставлена Красноярской КЭЧ для проживания в ней Абрамову <данные изъяты>., как военнослужащему Российской Армии, проходящему службу в войсковой части 1405, на состав его семьи из трех человек, в том числе – на супругу Абрамову <данные изъяты> дочь Абрамову <данные изъяты> При этом ордер выдан с отметкой (полосой) «служебный», выполненной в рукописном виде.

В соответствии с финансово-лицевым счетом, выпиской из домовой книги, справкой РЭУ № 7 ОАО «Славянка», по адресу: <адрес> истцы постоянно проживают и состоят на регистрационном учете: с 31.08.1999 года – Абрамов <данные изъяты>., с 17.03.1998 года – Абрамова <данные изъяты>. В связи с расторжением брака между истцом и Абрамовой <данные изъяты>. 27.04.2013 г., последняя с 17.11.2014 г. членом семьи истцов, совместно с ними проживающей в спорной квартире, не является, выехала вместе с дочерью <данные изъяты> из занимаемой квартиры и снялась с регистрационного учета по указанному адресу.

Из материалов дела и пояснений представителей истцов следует, что Абрамов <данные изъяты> с 05.07.1995 г. по 10.08.2009 г. проходил службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в войсковой части 14058, с указанного времени уволен с военной службы с зачислением в запас, выслуга лет на службе составила 15 лет 7 месяцев 26 дней.

Согласно ст. 5 ФЗ от 29.12.2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 30 ЖК РФ РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2005 года, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан по месту работы был возможен в тех организациях, которые имели жилищный фонд и вели жилищное строительство или принимали долевое участие в жилищном строительстве.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РСФСР государственный жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд местных Советов, находящийся в ведении местных Советов народных депутатов, и ведомственный жилищный фонд, находящийся в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств.

В силу ст. 10 указанного Кодекса граждане имели право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного жилищного фонда.

При этом, в силу положений ст. ст. 10, 106 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения граждан, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

В этой связи требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 (ред. от 02.07.2009)).

На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В соответствии со ст. 6 выше указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8,11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года № 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производится через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдаются КЭЧ района (гарнизона). Заселение служебных жилых помещений производится по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (п. п. 28,31 указанного Положения).

Из выше приведенных норм права следует, что само по себе предоставление военнослужащим ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации. По смыслу закона жилые помещения считаются служебными со времени вынесения решения о включении их в число служебных.

В соответствии с п. 12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

На основании передаточного акта при присоединении федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ от 01.04.2011 жилой дом, в котором находится квартира истцов № был передан ФГУ «Красноярская КЭЧ» в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на праве оперативного управления.

Из пояснений представителей истцов и материалов дела (копии паспортов истцов, финансового лицевого счета, выписки из домовой книги, справки РЭУ № 7 ОАО «Славянка», ордера № 91 от 19.12.1997 года) следует, что семья Абрамовых заселилась в спорную квартиру в 1999 г., на основании выданного им Красноярской КЭЧ ордера.

Разрешая спор по существу, суд приходит к выводу о том, что спорная квартира была предоставлена истцу Абрамову <данные изъяты>. и его семье из государственного жилищного фонда на условиях договора социального найма.

Частью 1 статьи 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент предоставления истцам спорного помещения, предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Порядок предоставления и пользования служебными жилыми помещениями был установлен ст. 105 ЖК РСФСР, ч. 2 которой предусматривалось, что такие помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых они находятся; на основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, ордер являлся единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.

На основании ч. 1 ст. 106 ЖК РСФСР с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.

Исходя из положений статей 101, 102, 105 Жилищного кодекса РСФСР, а также, учитывая пункт 20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РСФСР", важнейшим признаком служебного жилого помещения является обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежит жилое помещение.

Согласно статьи 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пункте 8 своего Постановления от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции РФ, статьи 1, 3 ЖК РФ).

Решением Енисейского городского Совета народных депутатов исполнительного комитета № 40 от 20 февраля 1987 года «О признании квартир служебными», представленным в материалы дела представителем войсковой части 14058, признаны служебными квартиры в жилом городке «Полюс» войсковой части 14058, согласно приложению. Гражданам и военнослужащим, проживающим в этих квартирах (после освобождения) предписано выдать ордера «служебные» (п. 2 Решения). Однако, в приложении к данному решению спорная квартира, расположенная в жилого доме № 12, в указанном приложении отсутствует, в качестве служебной не числится.

В последующем постановлением администрации г. Енисейска № 356-р от 14 июля 2000 года жилые дома №№ с 1 по 14, 22, расположенные на территории военного городка № 1 признаны служебными.

На момент издания данного постановления спорное жилое помещение уже занимала семья Абрамовых. Между истцом Абрамовым <данные изъяты>. и Министерством обороны Российской Федерации жилищный договор, предметом которого являлось бы специализированное жилое помещение, в установленном порядке не заключался. Соответственно, запись в ордере № 91 от 19.12.1997 года "служебный" не подтверждает статуса спорной квартиры в качестве служебного жилья на момент его предоставления семье Абрамовых.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. № 852-р в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности был включен военный городок в г. Енисейске.

Однако Распоряжением Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р внесены изменения в раздел «Вооруженные силы РФ» Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков вооруженных сил РФ и органов федеральной безопасности, подраздел «Красноярский край» из Перечня исключен.

Исходя из вышеизложенного, приведенных норм материального права следует, что само по себе предоставление ведомственного жилого помещения в закрытом военном городке не наделяет его статусом служебного. Для признания жилого помещения служебным было необходимо решение уполномоченного органа - исполнительного комитета районного (городского) Совета депутатов, а в последующем местной администрации.

Таким образом, в настоящее время занимаемое истцами жилое помещение не относится к жилищному фонду закрытого военного городка. Присвоение квартире статуса "служебного жилья" (по постановлению от 14.07.2000 года) не может умалять жилищных прав истцов, поскольку на момент заселения семьи Абрамовых, квартира таким статусом не обладала и служебной не являлась.

Из материалов дела следует, что форма ордера № 91 от 19.12.1997 года, выданного Абрамову <данные изъяты> не соответствует установленной на момент вселения его в спорную квартиру, форме ордера на служебное жилое помещение, утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР". Договор служебного найма с Абрамовыми не заключался, после увольнения Абрамова <данные изъяты>. из войсковой части 14058, требования о выселении из спорного жилого помещения его и членов его семьи ни кем не предъявлялись.

Таким образом, вселение Абрамова <данные изъяты> и его членов семьи в спорное жилое помещение осуществлялось исходя из условий социального найма, а не служебного. Изменение статуса жилого помещения постановлением администрации г. Енисейска № 356-р от 14 июля 2000 года, после вселения Абрамова <данные изъяты> и его членов семьи в указанное жилое помещение, не может повлечь нарушение жилищных прав истцов. Фактически между сторонами сложились отношения по пользованию жилым помещением на условиях социального найма, что подтверждается длительностью указанных правоотношений, исполнением истцом Абрамовым <данные изъяты> обязанностей нанимателя жилого помещения, проживание в жилом помещении и после прекращения военной службы.

При таких обстоятельствах доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что спорная квартира предоставлялась Абрамову <данные изъяты> как «служебная» в связи со службой в войсковой части, по мнению суда, являются несостоятельными и опровергаются материалами дела и установленными по делу обстоятельствами.

Доказательств тому, что спорная квартира имеет статус служебного жилого помещения, ответчиком суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, на основании чего суд приходит к выводу о том, что истцы пользуются спорной квартирой на условиях социального найма.

Истцы постоянно проживают в спорной квартире с момента ее предоставления, на нее открыт финансовый лицевой счет, по которому они производят оплату за жилищную и коммунальные услуги. Бывшая супруга истца –Абрамова <данные изъяты> членом семьи истцов в настоящее время не является, так как брачные отношения с Абрамовым <данные изъяты> прекращены в 27.04.2009 г. и с 17.11.2014 г. она вместе с дочерью <данные изъяты>. в квартире не проживает.

Из представленных в материалы дела справок Отдела по вопросам имущественных отношений администрации г. Енисейска от 05.02.2014 г. и 08.05.2015 г. следует, что Абрамов <данные изъяты> и Абрамова <данные изъяты>. право на приватизацию жилого помещения на территории г. Енисейска не использовали. Отсутствие у истцов на праве собственности иных жилых помещений подтверждено представленными ими в материалы дела справками из Управления Росреестра, ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». До настоящего времени квартира остается в федеральной собственности и в муниципальную собственность города Енисейска не передавалась.

Учитывая, что спорная квартира является объектом государственной собственности и истцы приобрели право пользования жилым помещением на условиях социального найма, желают воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию жилья, которым ранее не воспользовались, доказательств тому, что спорное жилое помещение не подлежит приватизации ответчиками не представлено, в настоящее время военный городок Енисейск-4, расположенный в г. Енисейске, исключен из перечня закрытых военных городков, истцы постоянно проживают в спорной квартире, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, требований о выселении к истцам не предъявлялось и не предъявляется, спора о правах на указанное жилое помещение третьими лицами не заявлено, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Абрамова <данные изъяты> и Абрамовой <данные изъяты> удовлетворить.

Признать за Абрамовым <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Абрамовой <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право общей долевой собственности в порядке приватизации, по 1/2 доли в праве за каждым, на жилое помещение - квартиру, общей площадью 38,3 кв.м, с кадастровым номером 24:47:0000000:3656, расположенную по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Т.И. Яковенко

Мотивированное решение изготовлено 6 августа 2015 года

2-1558/2015 ~ М-523/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Абрамов Игорь Леонидович
Абрамова Анастасия Игоревна
Ответчики
Департамент имущественнгых отношений МО РФ
Мин.Обороны РФ
ФГКУ СибТУиО
Войсковая часть 14058
ФГКУ "Центрегиожилье"
Другие
Администрация г. Енисейска
Суд
Енисейский районный суд Красноярского края
Судья
Яковенко Т.И.
Дело на странице суда
eniseysk--krk.sudrf.ru
12.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.02.2015Передача материалов судье
16.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.05.2015Подготовка дела (собеседование)
21.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2015Судебное заседание
06.08.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.08.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2015Дело оформлено
23.10.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее