Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2175/2017 ~ М-1447/2017 от 27.03.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 августа 2017 г. Промышленный районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Бакаевой Ю.В.,

при секретаре Бугакове А.А.,

с участием представителя административного истца ЯковлеваС.И. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2175/17 по административному исковому заявлению муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибову Александру Александровичу, МОСП по особым исполнительным производствам и розыску УФССП России по Самарской области, УФССП России по Самарской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец МП г.о. Самара «Инженерные системы» обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области, в котором просит освободить МП г.о. Самара «Инженерные системы» от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ

В обоснование заявленных требований указал, что судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибовым ФИО5 вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ. о взыскании с МП г.о. Самара «Инженерные системы» исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ., переданному в МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области из ОСП Промышленного района г. Самары (номер исполнительного производства до передачи МОСП от ДД.ММ.ГГГГ.).

МП г.о. Самара «Инженерные системы» обратилось в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Гоибова А.А. от ДД.ММ.ГГГГ., как вынесенного без соответствующих оснований и необоснованно накладывающего на МП г.о. Самара «Инженерные системы» обязанность уплаты исполнительского сбора.

Исполнительное производство (предыдущий номер ) ДД.ММ.ГГГГ. возбуждено на основании исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ., выданного Промышленным районным судом г. Самары по исполнению решения суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ.

Исполнительный лист и судебное решение содержат требование обязать МП г.о. Самара «Инженерные системы» прекратить сброс сточных вод в водные объекты – реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Данное требование носит неимущественных характер, неисполнение не причиняет убытков кредитору, Гражданским кодексом РФ не установлены основания ответственности за нарушение обязательств по его исполнению.

Имеются объективные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства, делающие невозможным исполнение решения суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ

Сброс сточных (ливневых) вод в реки Волга и Самара с превышением ПДК вредных и загрязняющих веществ вызван отсутствием очистных сооружений на объектах дождевой канализации.

В 2012 году МП «Инженерные системы» обращалось в Нижне-Волжское бассейновое водное управление (Нижне-Волжское БВУ) и Росприроднадзор за получением решения на право пользования водным объектом и разрешением на сброс загрязняющих веществ.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Нижне-Волжское БВУ в выдаче решения на право пользования водным объектом отказало. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Росприроднадзор отказал в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ. Причиной отказов послужило отсутствие очистных сооружений.

Во исполнение Решения Промышленного районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ МП «Инженерные системы» в 2016 году два раза обращалось в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ за выдачей Решения на пользование водными объектами: реками Волга и Самара, а также в Росприроднадзор за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ дважды отказал в предоставлении водных объектов (Саратовское водохранилище и р. Самара) в пользование для целей сброса сточных вод.

Росприроднадзор также дважды отказал в выдаче МП «Инженерные системы» разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в Саратовское водохранилище и залив Самарский Саратовского водохранилища ввиду отсутствия решения о предоставлении в пользование водных объектов.

В удовлетворении обращений было отказано по причине отсутствия очистных сооружений в составе дождевой канализации г.о. Самара.

Указанные отказы обжалованы МП г.о. Самара «Инженерные системы» в Арбитражный суд Самарской области, решениями которого от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и № , и решением от ДД.ММ.ГГГГ по делу № в удовлетворении требований МП г.о. Самара «Инженерные системы» об отмене решений Нижне -Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов и Управления Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования (Роспотребнадзор) отказано.

МП «Инженерные системы» объективно не имело и не имеет возможности исполнить решение Промышленного районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ в части требования прекратить сброс сточных вод в водные объекты - реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

МП «Инженерные системы» создано в соответствии с Постановлением Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно пункта 2 вышеуказанного Постановления и пункта 2.3 Устава, предметом и основными видами деятельности МП «Инженерные системы» являются:

-    создание подземного пространства и сетевых обслуживающих коридоров
для комплексной прокладки инженерных сетей;

-    эксплуатация, текущий и капитальный ремонты, содержание сетей и сооружений
дождевой канализации, элементов благоустройства и других инженерных
сооружений, передаваемых в хозяйственное ведение предприятию;

оказание услуг по приему и транспортировке поверхностных, дренажных, поливомоечных и нормативно-чистых производственных сточных вод от предприятий и с территории городского округа Самара через систему дождевой канализации;

-    осуществление лабораторного контроля за качеством стоков по химическим
и бактериологическим показателям на выпусках в водоемы от предприятий-
абонентов, производственного контроля в летний период за влиянием стоков дождевой
канализации на I воды Саратовского водохранилища и реки Самара;

-    осуществление контроля за соблюдением лимитов сточных вод, сбрасываемых
через сети дождевой канализации, взимание платы за пользование системой дождевой
канализации города согласно тарифу, утвержденному в установленном порядке.

В соответствии с п. 3.2. Постановления от ДД.ММ.ГГГГ. владельцу сети на праве (хозяйственного ведения было передано имущество, необходимое для осуществления деятельности, в том числе система городской дождевой канализации с выпусками, не (оборудованными очистными сооружениями.

Отношения между собственником имущества и владельцем сети были зафиксированы договором о порядке использования муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с пунктами 2.3.1. и 2.3.2. которого Предприятие обязано использовать полученное имущество в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества, а также содержать и обеспечивать его сохранность. Принятое на себя обязательство предприятие выполняет добросовестно и в полном объеме.

Предприятие в соответствии с целями создания, а также уставной деятельностью не занимается сбросом сточных вод, самостоятельно не загрязняет сточные воды, а лишь принимает и транспортирует сточные воды, сбрасываемые предприятиями-абонентами и с территории города через сети дождевой канализации.

В связи с отсутствием очистки, сточные воды поступают в водные объекты с превышением установленных нормативов допустимого воздействия.

Муниципальное предприятие в силу специфики не имеет возможности прекратить или временно ограничить свою деятельность по транспортировке стоков к месту их сброса до момента строительства городских очистных сооружений, обеспечивающих очистку сточных вод.

Дождевая канализация городского округа Самара является самотечной и постоянно действующей и предназначена для сбора и отведения поверхностных стоков, а также дренажных, условно-чистых производственных стоков промышленных предприятий, аварийных и технологических сбросов систем тепло- и водоснабжения.

В настоящее время в городскую дождевую канализацию сбрасывают стоки промышленные предприятия города, детские сады, школы, больницы, а также само муниципальное образование - городской округ Самара.

Для прекращения попадания стоков в водные объекты через городскую дождевую канализацию необходимо прекратить прием сточных вод от абонентов или перекрыть все выпуски дождевой канализации в водные объекты.

Перекрытие выпусков дождевой канализации невозможно по техническим причинам:

-    на выпусках отсутствует запорная арматура (краны, задвижки и т.п.);

- в случае установки заглушек (тампонирование), они будут выдавлены (разрушены) напором воды.

Прекратить прием сточных вод в городскую дождевую канализацию также невозможно. Для этого необходимо перекрыть все врезки и дождеприемники, то есть произвести консервацию городской дождевой канализации. Консервация возможна только с разрешения собственника - городского округа Самара. Решение Промышленного районного суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ не обязывает городской округ Самара дать такое разрешение.

Если предположить теоретическую возможность консервации городской дождевой канализации или перекрытия ее выпусков, последствия окажутся катастрофическими для города Самара, водных объектов и окружающей природной среды, поскольку городская дождевая канализация перестанет функционировать.

Технологический процесс ряда предприятий (Самарская ТЭЦ и др.) предусматривает обязательный сброс условно-чистых промышленных стоков в городскую дождевую канализацию. Невозможность сбрасывать стоки приведет к остановке Самарской ТЭЦ, (прекращению выработки и обеспечения города Самара электрической и тепловой энергией). Прекращение функционирования городской дождевой канализации приведет:

-    к нарушению производственных процессов промышленных предприятий;

к затоплению городской территории, в том числе подвалов зданий,
автомагистралей, дворовых территорий и территорий промышленных предприятий
города вследствие перелива стоков через дождеприемные устройства и люки колодцев;

к подъему уровня грунтовых вод, прекращению работы дренажной системы
зданий, нарушению гидроизоляции фундаментов;

-    размыванию покрытия автомобильных дорог и т.д.

Водные стоки с загрязняющими веществами самотеком по рельефу местности попадут в реки Волга и Самара, вызвав значительно большее загрязнение водных объектов, чем при попадании через дождевую канализацию.

МП «Инженерные системы, в соответствии целью создания и положениями своего Устава, не вправе являться заказчиком проектирования и строительства городских очистных сооружений.

Реконструкция и капитальный ремонт существующих объектов дождевой канализации, а также строительство новых объектов, в том числе очистных сооружений, ввиду высокой стоимости работ возможны только в рамках соответствующих муниципальных программ городского округа Самара.

Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа городского округа Самара «Развитие системы дождевой канализации городского округа Самара» на ДД.ММ.ГГГГ годы, в которую включены проектирование и строительство очистных сооружений на выпусках дождевой канализации.

В декабре 2016 г. Главой городского округа Самара утвержден План мероприятий по проектированию и строительству очистных сооружений на сетях дождевой канализации городского округа Самара, в котором указаны этапы проведения работ и сроки.

Инициатором разработки и утверждения вышеназванных Муниципальной программы и Плана мероприятий выступило МП «Инженерные системы». Именно муниципальное предприятие являлось разработчиком этой программы, понеся расходы по возмездному договору со специализированной организацией. При этом из программы усматривается, что заказчиком и головным исполнителем программы является Администрация городского округа Самара и ее отраслевые органы, что соответствует действующему законодательству.

МП «Инженерные системы», в рамках дела , обращалось в Промышленный районный суд г. Самары с заявлениями:

о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа
(Исполнительного листа серии ФС от ДД.ММ.ГГГГ);

о предоставлении отсрочки исполнения решения суда;

о предоставлении рассрочки исполнения решения суда.

Определениями Промышленного районного суда по делу , соответственно, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявлений МП «Инженерные системы» было отказано.

МП г.о. Самара «Инженерные системы» объективно не имело и не имеет возможности исполнить решение суда по делу от ДД.ММ.ГГГГ. в части исполнения требования прекратить сброс сточных вод в водные объекты – реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

В судебном заседании представитель административного истца МП г.о. Самара «Инженерные системы» по доверенности Яковлев С.И. административное исковое заявление поддержал в полном объёме, просил заявленные требования удовлетворить, дала пояснения, аналогичные, изложенным в описательной части решения. Дополнительно пояснил, что прекратить сброс загрязняющих веществ невозможно, так как вода стекает со всех предприятий города, а также через дождевую канализацию. Чтобы прекратить сброс, должны прекратить прием атмосферных осадков: талые воды, дождь, то есть законсервировать канализацию. Если это сделать в городе может произойти экологическая катастрофа: размытый асфальт, подмытые дома, образование болот с появлением насекомых, грызунов и так далее, то есть решение суда о прекращении сброса исполнить невозможно. Определением Промышленного районного суда <адрес> от 04.05.2017г. исполнительное производство в отношении МП г.о. Самара «Инженерные системы» прекращено в связи с невозможностью исполнения решения суда. Определение вступило в законную силу. Денежные средства в счет оплаты исполнительского сбора не перечисляли.

Административный истец судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибов А.А., представитель административного ответчика МОСП по особым исполнительным производствам и розыску УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явились, извещены судом надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Представитель административного ответчика УФССП России по Самарской области в судебное заседание не явился, согласно письменному ходатайству просили дело рассмотреть в отсутствие представителя, в удовлетворении административного иска отказать.

Представители заинтересованных лиц Администрации г.о. Самара, Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, о причинах неявки суду не сообщили.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством РФ случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ст. 5 указанного Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно ст. 6 указанного Закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В целях реализации функций по принудительному исполнению требований исполнительного документа судебному приставу-исполнителю предоставлен широкий круг полномочий, закрепленных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах", в Федеральном законе от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в частности пристав наделен полномочиями на совершение исполнительных действий, осуществление мер принудительного исполнения.

Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК Российской Федерации).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, установленного законом для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.

Судом установлено, что решением Промышленного районного суда г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г.о. Самара «Инженерные системы» о понуждении к прекращению сброса сточных вод. Суд обязал Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» прекратить сброс сточных вод в водные объекты – реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, возложил на Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» обязанность в течение года со дня вступления решения в законную силу в установленном порядке обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование, и с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Апелляционным определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба МП г.о. Самара «Инженерные системы» - без удовлетворения.

Определением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ МП г.о. Самара «Инженерные системы» отказано в передаче кассационной жалобы на решение от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ для рассмотрения в судебном заседании Президиума Самарского областного суда.

На основании решения суда ДД.ММ.ГГГГ выдан исполнительный лист № ФС .

ДД.ММ.ГГГГ ОСП Промышленного района г. Самара возбуждено исполнительное производство - в отношении МП г.о. Самара «Инженерные системы», предмет исполнения: обязать Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» прекратить сброс сточных вод в водные объекты - реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

20.05.2016г. возбуждено исполнительное производство в отношении МП г.о. Самара «Инженерные системы», предмет исполнения: возложить на Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» обязанность в течение года со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование, и с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство о возложении на Муниципальное предприятие г.о. Самара «Инженерные системы» обязанности в течение года со дня вступления решения суда в законную силу в установленном порядке обратиться с заявлением о предоставлении водных объектов в пользование, и с заявлением о выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты прекращено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

Постановлением МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ принято к исполнению исполнительное производство в отношении должника МП г.о. Самара «Инженерные системы», исполнительному производству присвоен .

ДД.ММ.ГГГГ. судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника МП г.о. Самара «Инженерные системы» в размере <данные изъяты> руб.

До настоящего времени решение Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. ответчиком не исполнено.

Административный истец обращался с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя Гоибова А.А. от 17.03.2017г. о взыскании исполнительского сбора.

ДД.ММ.ГГГГ. решением Железнодорожного районного суда г. Самары в удовлетворении иска МП г.о. Самара «Инженерные системы» к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области об отмене постановления судебного пристава-исполнителя отказано.

ДД.ММ.ГГГГ. определением судебной коллегией по административным делам Самарского областного суда решение Железнодорожного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. оставлено без изменения, апелляционная жалоба МП г.о. Самара «Инженерные системы» без удовлетворения.

Судом так же установлено, что определением Промышленного районного суда г. Самары от 04.05.2017г. исполнительное производство в отношении Муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы», возбужденное на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Промышленного района г. Самара от ДД.ММ.ГГГГ. по гражданскому делу по иску Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию г.о. Самара «Инженерные системы» о понуждении к прекращению сброса сточных вод в водные объекты - реки Самара и Волга с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных и загрязняющих веществ водных объектов до получения разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты прекращено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что во исполнение решения суда МП г.о. Самара «Инженерные системы» в 2016 году дважды обращалось в Отдел водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ за предоставлением в пользование водных объектов: рек Волга и Самара, а также в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области за получением разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты, что подтверждается материалами дела.

Отделом водных ресурсов по Самарской области Нижне-Волжского БВУ ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ , ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ отказано в предоставлении водных объектов (Саратовское водохранилище и р. Самара) в пользование для целей сброса сточных вод руководствуясь ч. 6 статьи 60 Водного кодекса РФ, согласно которой при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);    осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ. , ДД.ММ.ГГГГ. отказано в выдаче МП «Инженерные системы» разрешения на сбросы веществ и микроорганизмов в Саратовское водохранилище и залив Самарский Саратовского водохранилища поскольку отсутствует решение о предоставлении в пользование водных объектов в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданного в установленном порядке.

МП «Инженерные системы» обжаловало в Арбитражном суде Самарской области решения Нижне-Волжского БВУ об отказе предоставить в пользования водные объекты (дела № А55-20671/2016; № А55-23488/2016) и решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области об отказе в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в водные объекты (дела № А55-28365/2016; А55-28367/2016).

Арбитражным судом Самарской области вынесены решения по делам №А55-20671/2016, №А55-23488/2016 и № А55-28365/2016, которыми отказано в удовлетворении жалоб на решения Нижне-Волжского БВУ о предоставлении в пользование водных объектов и жалоб на решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Самарской области об отказе в выдаче разрешений на сброс загрязняющих веществ в водные объекты.

Отсутствие в настоящее время у МП «Инженерные системы» документов о предоставлении в пользование водных объектов вызвано отсутствием очистных сооружений для проведения санитарной очистки сточных вод перед их сбросом в водные объекты.

Исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ возможно либо путем строительства очистных сооружений либо путем прекращения приема МП г.о. Самара «Инженерные системы» сточных вод в дождевую канализацию.

МП г.о. Самара «Инженерные системы» является муниципальным предприятием, полномочия собственника имущества муниципального предприятия осуществляют органы городского самоуправления, учредителем предприятия является Администрация городского округа Самара, и распорядителем бюджетных средств МП г.о. Самара «Инженерные системы» не является.

Предметом деятельности МП г.о. Самара «Инженерные системы» является содержание и эксплуатация дождевой канализации и искусственных сооружений, выполнение функций водопользователя. Строительство очистных сооружений, согласно Уставу, не относится к деятельности МП г.о. Самара «Инженерные системы»

Постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа городского округа Самара «Развитие дождевой системы канализации городского округа Самара» на 2013-2022 годы, в которую включены проектирование и строительство очистных сооружений на выпусках дождевой канализации в период с 2019 по 2022 г.г.

Головным исполнителем программы является Департамент городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара. Ответственным исполнителем (получателем средств) и распорядителем средств на проектирование и строительство

очистных сооружений является Департамент градостроительства городского округа Самара. Финансирование мероприятий программы планируется осуществить в размере <данные изъяты> руб., в том числе: за счет средств бюджета городского округа Самара -<данные изъяты> руб., за счет внебюджетных источников - <данные изъяты> руб.

Таким образом, размер планируемого финансирования по проектированию и строительству очистных сооружений исключает проведение таких работ за счет собственных средств муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы», и подтверждает невозможность исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ заявителем.

Согласно экспертно-техническому заключению на систему городской дождевой канализации МП г.о. Самара «Инженерные системы» ФГБОУ «Самарский государственный технический университет» Архитектурно-строительный институт» от ДД.ММ.ГГГГ инв. техническая возможность незамедлительного прекращения сброса через дождевую канализацию <адрес> сточных вод с превышением ПДК в водные объекты путем устройства механических преград на выпусках дождевой канализации отсутствует.

Согласно экспертного заключения следует, что сток поверхностных сточных вод с превышением ПДК в водные объекты - реки Волга и Самара не прекратится и в случае отсутствия их организованного приема в систему городской дождевой канализации и сброса в водные объекты через ее выпуски, поскольку формирование поверхностного стока (дождь, талые воды, снег), как природное явление прекратиться не может. В случае отсутствия организованного приема, поступление поверхностного стока будет происходить неорганизованно в условиях неопределенности.

Экологическими и техногенными последствиями прекращения приема сточных вод с превышением ПДК в дождевую к-и-ализацию станут:

-    продолжение сброса в реки дождевых и талых вод по рельефу местности уже с
примесями уличной грязи, нефтепродуктов и прочих отходов, что существенно увеличит
загрязнение поверхностных сточных вод и водоемов соответственно;

-    подтопление здании и сооружении, накопление поверхностной воды в
подвальных и полуподвальных помещениях жилых и общественных зданий, подмывание
Хлндаментов;

-    карстовые провалы и оползни;

загнивание скопившихся поверхностных вод, что повлечет образование аммиачных соединений с резким запахом сероводорода, возрастание мелких и крупных насекомых и поголовья грызунов.

Техногенные последствия, т.е. до аварийного состояния территории городского округа Самара, с учетом карстовых провалов и оползней могут наступить: минимальный срок - в течение 2-5 лет; критическое состояние увеличения провалов и оползней - 5 лет: трудно-восстанавливаемое состоянии после 5 лет.

Экологические и эпидемиологические последствия наступят после первого подтопления городской территории, т.к. период размножения насекомых и грызунов составляет от нескольких недель до одного-двух месяцев, что может привести к различным эпидемиям в городе Самара.

Не доверять данному экспертному заключению у суда нет основания, при этом, при рассмотрении судом заявления МП г.о. Самара «Инженерные системы» о прекращении исполнительного производства суд признал данное экспертное заключение надлежащим доказательством по делу, подтверждающим факт утраты возможности исполнения состоявшегося судебного акта.

В ходе рассмотрения заявления МП г.о. Самара «Инженерные системы» о прекращении исполнительного производства суд пришел к выводу о том, что исполнить решение суда путем прекращения приема сточных вод МП г.о. Самара «Инженерные системы» без необратимых последствия для городского округа Самара объективно не представляется возможным, также у МП г.о. Самара «Инженерные системы» отсутствует возможность исполнить решение суда путем строительства очистных сооружений по изложенным выше основаниям. При этом, невозможность исполнения решения суда не зависит от воли должника - МП г.о. Самара «Инженерные системы».

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П разъяснил, что освобождение должника от уплаты исполнительского сбора зависит от доказанности существования чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности по исполнению исполнительного документа.

В ходе судебного разбирательства установлено, что МП «Инженерные системы» предприняло все необходимые меры для исполнения решения Промышленного районного суда по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ Решение суда невозможно исполнить по независящим от должника обстоятельствам. В связи с чем, суд считает возможным освободить муниципальное предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по <адрес> от 17.03.2017г., в рамках исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ.

Анализируя выше изложенное, административные исковые требования муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Решил:

Административные исковые требования муниципального предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» удовлетворить.

Освободить муниципальное предприятия г.о. Самара «Инженерные системы» от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей, наложенного постановлением о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств и розыску УФССП России по Самарской области Гоибовым А.А. от 17.03.2017г., в рамках исполнительного производства от 20.05.2016г.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий: подпись Бакаева Ю.В.

Копия верна.

Судья:

2а-2175/2017 ~ М-1447/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МП г.о.Самара "инженерные системы"
Ответчики
МОСП по ИОИП и розыску УФССП России по Самарской области
Судебный пристав исполнитель Гоибов А.А.
Другие
Самарская межрайонная природоохранная прокуратура
администрация г.о.Самара
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Бакаева Ю. В.
Дело на странице суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
27.03.2017Регистрация административного искового заявления
28.03.2017Передача материалов судье
29.03.2017Решение вопроса о принятии к производству
29.03.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.04.2017Подготовка дела (собеседование)
05.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Судебное заседание
15.08.2017Производство по делу возобновлено
30.08.2017Судебное заседание
06.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.09.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее