Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Семиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений, а именно:
- обеспечить зону действия автоматической пожарной сигнализации на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) в местах установки подвесного потолка; - освободить пространство под лестничным маршем в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) от горючих материалов; - обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>2, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД»; -освободить пути эвакуации на лестничных клетках, ведущих из 4 и 8 отделений, а также на лестничной площадке 11 отделения от радиаторов отопления, расположенных на высоте 2,2 м; - обеспечить наличие буквенных обозначений, надписей и пиктограмм на внешних сторонах стенок шкафов пожарных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>, <адрес>); - разработать и согласовать специальную программу обучения требованиям пожарной безопасности КУЗ ВО «ВОКПНД»; - освободить пути эвакуации на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) от размещения тары с медикаментами; - оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; - оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в 1 (дифференциально - диагностическое), 2-4, 5 (наркологическое), 6-8, 9 (неврозов), 10 (детское), 11 отделениях КУЗ ВО «ВОКПНД» приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; - оснастить осветительные приборы (светильники) в актовом зале и эвакуационной лестнице из административного здания, эвакуационных лестницах 1-8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД».
Заявленные требования мотивировали следующим, по поручению прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации помещений казенного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» по адресам: <адрес> (1-10 отделения), <адрес> (11 отделение).
Вопреки требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации не предприняли мер по соблюдению требования пожарной безопасности, не выполняли предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, своевременно не разработали и не осуществили меры по обеспечению пожарной безопасности, не содержали в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Между тем, руководители организаций обязаны осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности.
Прокуратурой <адрес> с привлечением сотрудников отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам городского округа <адрес> выездом на место ДД.ММ.ГГГГ в КУЗ ВО «ВОКПНД» были выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности: на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) в результате установки подвесного потолка была уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации; в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) под лестничным маршем осуществлялось хранение горючих материалов; двери эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД», на момент проверки являлись запертыми изнутри на ключ; на лестничных клетках, ведущих из 4 и 8 отделений, а также на лестничной площадке 11 отделения было допущено размещение радиаторов отопления на путях эвакуации на высоте менее 2,2 м.; не соблюдались требования НПБ 151-2000 к пожарным шкафам в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» ( <адрес>, <адрес>); не была разработана и согласованна в установленном порядке специальная программа обучения требованиям пожарной безопасности КУЗ ВО «ВОКПНД»; на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) на путях эвакуации было допущено размещение тары с медикаментами; двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» не были оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, аналогичные нарушения имели в 1 (дифференциально - диагностическое), 2-4, 5 (наркологическое), 6-8, 9 (неврозов), 10 (детское), 11 отделениях КУЗ ВО «ВОКПНД», кроме того в зданиях диспансера осуществлялась эксплуатация осветительных приборов (светильников) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в актовом зале и эвакуационной лестнице из административного здания, эвакуационных лестницах 1-8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД».
Указывая в иске на то, что выявленные факты свидетельствуют о непринятии системных и комплексных мер, направленных на обеспечение надлежащего уровня пожарной безопасности в учреждении прокуратура <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным иском (л.д. 3-8), полагая, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, могут способствовать ухудшению последствий чрезвычайной ситуации, в том числе вызванной пожаром или террористическим актом.
До рассмотрения гражданского дела по существу истец отказался от части исковых требований ввиду их добровольного исполнения ответчиком (по данному факту было вынесено определение суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69)), в связи с чем, уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Обстоятельство добровольного устранения выявленных нарушений подтверждается сообщением начальника ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> районам городского округа <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ответчиком были демонтированы радиаторы отопления в лестничной клетке на путях эвакуации ведущих из 4 и 8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД», а также на лестничной площадке 11 отделения на высоте располагавшиеся на высоте менее 2,2 м. (СНиП 21.01-97* п. 6.32, СП 1.13130.2009 п.4.4.4.); оборудованы двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (СП 1.13130.2009 п.4.2.7, СНиП 21.01-97* п.6.18*); убрана с путей эвакуации 4 этажа административного корпуса КУЗ ВО «ВОКПНД» тара с медикаментами (ППР в РФ п. 36 (б)); укомплектованы осветительные приборы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППР в РФ и. 41 (в)); нанесены буквенные обозначения, надписи и пиктограммы на внешние стороны стенок ШП красного сигнального цвета по ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ. НПБ 151 - 2000 п.4.15; разработаны и согласованы специальные программы обучения требованиям пожарной безопасности. (НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" л.6 п.51 п.53); убраны горючие материалы, размещаемые под лестничным маршем в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (ППР в РФ п.23к); обеспечена зона действия автоматической пожарной сигнализации на 4 этаже в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (ГШР в РФ п.23е). Между тем администрацией КУЗ ВО «ВОКПНД» не было обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов (изнутри без ключа) в зданиях по адресу: <адрес> (л.д. 67).
При таких обстоятельствах, учитывая уточнённые исковые требования, предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу является неисполнение администрацией LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\Andrew\\Рабочий стол\\документы Оксана\\РЕШЕНИЕ\\иски прокурора в защиту чьих-то интересов\\Прокурор Психдиспаесер - ПОжарная безопасность - отказ - должны быть замки вагонного типа.docx" OLE_LINK1 \a \r \* MERGEFORMAT КУЗ ВО «ВОКПНД» требований прокурора <адрес> об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД».
В судебном заседании представитель истца прокурора <адрес>, Печенкин Д.С., заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика КУЗ ВО «ВОКПНД» Колиошко Ю.В., третьего лица Департамента здравоохранения <адрес> Попов А.Ю., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали и просили суд отказать в их удовлетворении, поскольку считают, наличие на аварийных выходах замков вагонного типа в силу специфики медицинского учреждения не является нарушением противопожарной безопасности.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес>, действующий на основании доверенности Зачеславский В.А., просил заявленные прокурором <адрес> исковые требования удовлетворить, указывая на их законность и обоснованность, указывая, что в соответствии с п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания без ключа изнутри.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В данном случае интересы неопределенного круга лиц обоснованы правовым анализом Конституции РФ и действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.45 и ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации.государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество лечебного учреждения находится в государственной собственности <адрес>, закреплено за ним для использования в соответствии с уставными целями.
В соответствии с уставом Казённого учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> клинический психоневрологический диспансер», утвержденный приказом департамента здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д. 9-18), учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий с сфере здравоохранения, а именно оказание населению <адрес> и <адрес> квалифицированной специализированной лечебно – диагностической помощи в стационарных и амбулаторных условиях, включая гарантированный объем медицинской помощи, установленный действующим законодательством РФ ( п.1.2, 2.1 Устава).
Согласно уставу КУЗ ВО «ВОКПНД», основным источником формирования финансовых ресурсов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из областного бюджета. В соответствии с п. 2.13 Положения о департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденном постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент осуществляет финансирование подведомственных государственных учреждений, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 37 вышеозначенного закона руководители организации обязаны:
-соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
-обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В п. 15 ст. 2 Технического регламента определено, что объектами защиты являются государственное или муниципальное имущество, а также здания, сооружения к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
На основании ч. 1 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с п. 35 Правил, утверждённых Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 390 "О противопожарном режиме" запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Постановлением Министерства строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N 18-7 были приняты государственные строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введённые в действие с ДД.ММ.ГГГГ (21-01-97*).
Согласно п. 6.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятым и введенным в действие Постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 18-7, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что в нарушении п. 35 указанных Правил двери эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> в <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД», на момент проверки являлись запертыми изнутри на ключ (л.д. 26-27, 28-29,30-31, 32-33,34-37, 38-40). Более того, в КУЗ ВО «ВОКПНД» все наружные двери отделений, двери всех кабинетов, двери между секциями отделений оборудованы замками вагонного типа. Данное обстоятельство ответчиком было признано.
Сам по себе факт закрывания в период нахождения людей в здании дверей эвакуационных выходов на замки, не имеющие устройства открытия изнутри без ключа, является нарушением требований пожарной безопасности.
Доводы представителя ответчика о том, что в специфику КУЗ ВО «ВОКПНД» необходимо руководствоваться Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", Приказом Минздравмедпрома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92 которым утверждены Правила "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда", из которых следует, что администрация больницы должна обеспечить все двери всех отделений качественными вагонными замками. Для хранения ключей должно быть отведено определенное место, недоступное для больных суд считает несостоятельными, поскольку Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 390 "О противопожарном режиме» обладают большей юридической силой, так как они утверждены Правительством, чем Правила "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда", так как они утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92.
При таких обстоятельствах, при разрешении возникшего спора, суд полагает необходимым руководствоваться Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвердившим Правила противопожарного режима в РФ.
В связи с чем, суд считает, что установка на дверях специализированных психиатрических учреждений, к которым относится КУЗ ВО «ВОКПНД», запоров со свободным открыванием изнутри не приведёт к нарушению законодательства об организации работы психиатрических учреждений, не отразиться на правах, свободах и интересах неопределённого круга лиц, в который, в частности, входят как пациенты лечебного учреждения, которые не всегда могут понимать значение своих действий и руководить ими, и медицинский персонал оказывающий помощь в лечебном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений, а именно, обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений удовлетворить
Обязать КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В.Хрячков
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года <адрес> районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Семиной Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений, а именно:
- обеспечить зону действия автоматической пожарной сигнализации на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) в местах установки подвесного потолка; - освободить пространство под лестничным маршем в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) от горючих материалов; - обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>2, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД»; -освободить пути эвакуации на лестничных клетках, ведущих из 4 и 8 отделений, а также на лестничной площадке 11 отделения от радиаторов отопления, расположенных на высоте 2,2 м; - обеспечить наличие буквенных обозначений, надписей и пиктограмм на внешних сторонах стенок шкафов пожарных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>, <адрес>); - разработать и согласовать специальную программу обучения требованиям пожарной безопасности КУЗ ВО «ВОКПНД»; - освободить пути эвакуации на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) от размещения тары с медикаментами; - оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; - оборудовать двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров в 1 (дифференциально - диагностическое), 2-4, 5 (наркологическое), 6-8, 9 (неврозов), 10 (детское), 11 отделениях КУЗ ВО «ВОКПНД» приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах; - оснастить осветительные приборы (светильники) в актовом зале и эвакуационной лестнице из административного здания, эвакуационных лестницах 1-8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД».
Заявленные требования мотивировали следующим, по поручению прокуратуры <адрес> прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности при эксплуатации помещений казенного учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» по адресам: <адрес> (1-10 отделения), <адрес> (11 отделение).
Вопреки требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации не предприняли мер по соблюдению требования пожарной безопасности, не выполняли предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, своевременно не разработали и не осуществили меры по обеспечению пожарной безопасности, не содержали в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты. Между тем, руководители организаций обязаны осуществлять непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах, и несут персональную ответственность за соблюдением требований пожарной безопасности.
Прокуратурой <адрес> с привлечением сотрудников отдела надзорной деятельности по <адрес> и <адрес> районам городского округа <адрес> выездом на место ДД.ММ.ГГГГ в КУЗ ВО «ВОКПНД» были выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности: на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) в результате установки подвесного потолка была уменьшена зона действия автоматической пожарной сигнализации; в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) под лестничным маршем осуществлялось хранение горючих материалов; двери эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД», на момент проверки являлись запертыми изнутри на ключ; на лестничных клетках, ведущих из 4 и 8 отделений, а также на лестничной площадке 11 отделения было допущено размещение радиаторов отопления на путях эвакуации на высоте менее 2,2 м.; не соблюдались требования НПБ 151-2000 к пожарным шкафам в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» ( <адрес>, <адрес>); не была разработана и согласованна в установленном порядке специальная программа обучения требованиям пожарной безопасности КУЗ ВО «ВОКПНД»; на 4 этаже административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» (<адрес>) на путях эвакуации было допущено размещение тары с медикаментами; двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров административного здания КУЗ ВО «ВОКПНД» не были оборудованы приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах, аналогичные нарушения имели в 1 (дифференциально - диагностическое), 2-4, 5 (наркологическое), 6-8, 9 (неврозов), 10 (детское), 11 отделениях КУЗ ВО «ВОКПНД», кроме того в зданиях диспансера осуществлялась эксплуатация осветительных приборов (светильников) со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника в актовом зале и эвакуационной лестнице из административного здания, эвакуационных лестницах 1-8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД».
Указывая в иске на то, что выявленные факты свидетельствуют о непринятии системных и комплексных мер, направленных на обеспечение надлежащего уровня пожарной безопасности в учреждении прокуратура <адрес> обратилась в суд с вышеуказанным иском (л.д. 3-8), полагая, что имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности, могут способствовать ухудшению последствий чрезвычайной ситуации, в том числе вызванной пожаром или террористическим актом.
До рассмотрения гражданского дела по существу истец отказался от части исковых требований ввиду их добровольного исполнения ответчиком (по данному факту было вынесено определение суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 69)), в связи с чем, уточнил исковые требования и просил суд обязать ответчика обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Обстоятельство добровольного устранения выявленных нарушений подтверждается сообщением начальника ОНД и ПР по <адрес> и <адрес> районам городского округа <адрес> ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что ответчиком были демонтированы радиаторы отопления в лестничной клетке на путях эвакуации ведущих из 4 и 8 отделений КУЗ ВО «ВОКПНД», а также на лестничной площадке 11 отделения на высоте располагавшиеся на высоте менее 2,2 м. (СНиП 21.01-97* п. 6.32, СП 1.13130.2009 п.4.4.4.); оборудованы двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров приспособлениями для самозакрывания и уплотнениями в притворах (СП 1.13130.2009 п.4.2.7, СНиП 21.01-97* п.6.18*); убрана с путей эвакуации 4 этажа административного корпуса КУЗ ВО «ВОКПНД» тара с медикаментами (ППР в РФ п. 36 (б)); укомплектованы осветительные приборы колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника (ППР в РФ и. 41 (в)); нанесены буквенные обозначения, надписи и пиктограммы на внешние стороны стенок ШП красного сигнального цвета по ГОСТ ДД.ММ.ГГГГ. НПБ 151 - 2000 п.4.15; разработаны и согласованы специальные программы обучения требованиям пожарной безопасности. (НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" л.6 п.51 п.53); убраны горючие материалы, размещаемые под лестничным маршем в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (ППР в РФ п.23к); обеспечена зона действия автоматической пожарной сигнализации на 4 этаже в административном корпусе КУЗ ВО «ВОКПНД» (ГШР в РФ п.23е). Между тем администрацией КУЗ ВО «ВОКПНД» не было обеспечено свободное открывание дверей эвакуационных выходов (изнутри без ключа) в зданиях по адресу: <адрес> (л.д. 67).
При таких обстоятельствах, учитывая уточнённые исковые требования, предметом рассмотрения по настоящему гражданскому делу является неисполнение администрацией LINK Word.Document.12 "C:\\Documents and Settings\\Andrew\\Рабочий стол\\документы Оксана\\РЕШЕНИЕ\\иски прокурора в защиту чьих-то интересов\\Прокурор Психдиспаесер - ПОжарная безопасность - отказ - должны быть замки вагонного типа.docx" OLE_LINK1 \a \r \* MERGEFORMAT КУЗ ВО «ВОКПНД» требований прокурора <адрес> об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД».
В судебном заседании представитель истца прокурора <адрес>, Печенкин Д.С., заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представители ответчика КУЗ ВО «ВОКПНД» Колиошко Ю.В., третьего лица Департамента здравоохранения <адрес> Попов А.Ю., действующие на основании доверенностей, исковые требования не признали и просили суд отказать в их удовлетворении, поскольку считают, наличие на аварийных выходах замков вагонного типа в силу специфики медицинского учреждения не является нарушением противопожарной безопасности.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по <адрес>, действующий на основании доверенности Зачеславский В.А., просил заявленные прокурором <адрес> исковые требования удовлетворить, указывая на их законность и обоснованность, указывая, что в соответствии с п. 35 Правил противопожарного режима в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания без ключа изнутри.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Пунктом 3 статьи 35 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В данном случае интересы неопределенного круга лиц обоснованы правовым анализом Конституции РФ и действующим федеральным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.45 и ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации.государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Имущество лечебного учреждения находится в государственной собственности <адрес>, закреплено за ним для использования в соответствии с уставными целями.
В соответствии с уставом Казённого учреждения здравоохранения <адрес> «<адрес> клинический психоневрологический диспансер», утвержденный приказом департамента здравоохранения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № ( л.д. 9-18), учреждение является некоммерческой организацией, созданной для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий с сфере здравоохранения, а именно оказание населению <адрес> и <адрес> квалифицированной специализированной лечебно – диагностической помощи в стационарных и амбулаторных условиях, включая гарантированный объем медицинской помощи, установленный действующим законодательством РФ ( п.1.2, 2.1 Устава).
Согласно уставу КУЗ ВО «ВОКПНД», основным источником формирования финансовых ресурсов учреждения являются средства, выделяемые целевым назначением из областного бюджета. В соответствии с п. 2.13 Положения о департаменте здравоохранения <адрес>, утвержденном постановлением Правительства <адрес> области от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент осуществляет финансирование подведомственных государственных учреждений, а также контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью.
В соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В соответствии с положениями ст. 37 вышеозначенного закона руководители организации обязаны:
-соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
-содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
-обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах исходя из требований, установленных статьей 97 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В соответствии с п.п.1 ч.2 ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при: проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты.
В п. 15 ст. 2 Технического регламента определено, что объектами защиты являются государственное или муниципальное имущество, а также здания, сооружения к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.
На основании ч. 1 ст. 6 Технического регламента пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем (иным уполномоченным должностным лицом) организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения категории В1 производственного и складского назначения.
В соответствии с п. 35 Правил, утверждённых Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 390 "О противопожарном режиме" запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Постановлением Министерства строительства РФ ДД.ММ.ГГГГ N 18-7 были приняты государственные строительные нормы и правила «Пожарная безопасность зданий и сооружений», введённые в действие с ДД.ММ.ГГГГ (21-01-97*).
Согласно п. 6.18* СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятым и введенным в действие Постановлением Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 18-7, двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что в нарушении п. 35 указанных Правил двери эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях по <адрес>, <адрес> в <адрес> КУЗ ВО «ВОКПНД», на момент проверки являлись запертыми изнутри на ключ (л.д. 26-27, 28-29,30-31, 32-33,34-37, 38-40). Более того, в КУЗ ВО «ВОКПНД» все наружные двери отделений, двери всех кабинетов, двери между секциями отделений оборудованы замками вагонного типа. Данное обстоятельство ответчиком было признано.
Сам по себе факт закрывания в период нахождения людей в здании дверей эвакуационных выходов на замки, не имеющие устройства открытия изнутри без ключа, является нарушением требований пожарной безопасности.
Доводы представителя ответчика о том, что в специфику КУЗ ВО «ВОКПНД» необходимо руководствоваться Положением об учреждениях, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 522 "О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами", Приказом Минздравмедпрома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92 которым утверждены Правила "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда", из которых следует, что администрация больницы должна обеспечить все двери всех отделений качественными вагонными замками. Для хранения ключей должно быть отведено определенное место, недоступное для больных суд считает несостоятельными, поскольку Правила противопожарного режима, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. N 390 "О противопожарном режиме» обладают большей юридической силой, так как они утверждены Правительством, чем Правила "Больницы психиатрические. Правила устройства, эксплуатации и охраны труда", так как они утверждены Приказом Минздравмедпрома РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 92.
При таких обстоятельствах, при разрешении возникшего спора, суд полагает необходимым руководствоваться Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №, утвердившим Правила противопожарного режима в РФ.
В связи с чем, суд считает, что установка на дверях специализированных психиатрических учреждений, к которым относится КУЗ ВО «ВОКПНД», запоров со свободным открыванием изнутри не приведёт к нарушению законодательства об организации работы психиатрических учреждений, не отразиться на правах, свободах и интересах неопределённого круга лиц, в который, в частности, входят как пациенты лечебного учреждения, которые не всегда могут понимать значение своих действий и руководить ими, и медицинский персонал оказывающий помощь в лечебном учреждении.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений, а именно, обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес> подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер» об обязании устранить нарушения пожарной безопасности при эксплуатации зданий и помещений удовлетворить
Обязать КУЗ ВО «<адрес> клинический психоневрологический диспансер обеспечить свободное открывание (изнутри без ключа) дверей эвакуационных выходов из отделений, расположенных в зданиях КУЗ ВО «ВОКПНД» по <адрес>, <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> областной суд через <адрес> районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья И.В.Хрячков