Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-14449/2021 от 30.03.2021

Судья – Ефанов В.А. № 33-14449/2021

№ 2-94/2021

                АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2021 года город Краснодар

    Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

    председательствующего — Гончаровой С.Ю.,

    судей - Клиенко Л.А., Бондаренко М.В.,

    при помощнике судьи - Назаровой М.В.,

    по докладу судьи - Клиенко Л.А.,

    с участием прокурора - Хижного В.Д.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя администрации города Сочи по доверенности <ФИО>8, представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности <ФИО>10, представителя Министерства Финансов Краснодарского края по доверенности <ФИО>9 на решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 января 2021 г.,

                    У С Т А Н О В И Л А :

    Прокурор города Сочи в интересах <ФИО>1 обратился в суд с иском к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству финансов Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения. В обоснование заявленных требований истец указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению <ФИО>1 о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения. Установлено, что <ФИО>1, 10. Февраля 2002 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать <ФИО>7 заочным решением Лазаревского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18.04.2016 ограничена в родительских правах. Сведения об отце <ФИО>1 внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации <Адрес...> от 07.04.2017 № 417 над <ФИО>1 установлена опека. С 21.11.2014 <ФИО>1 зарегистрирован по месту жительства по адресу <Адрес...>. <ФИО>1 собственником или нанимателем недвижимого имущества не является. <ФИО>1 имеет право на обеспечение жилым помещением, что подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключение департамента городского хозяйства администрации г. С. от 19.04.2018) о необходимости включения <ФИО>1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. <ФИО>1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 29.05.2018 № №-745-жс). <ФИО>1 до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ним не заключен, чем нарушены его жилищные права, гарантированные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с изложенным Прокурор города Сочи просил обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, <ФИО>1; обязать министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту С. субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, <ФИО>1.; обязать администрацию г. Сочи предоставить <ФИО>1 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

    Представители администрации города Сочи, министерства финансов Краснодарского края исковые требования в судебном заседании не признали.

    В отзыве на иск представитель министерства труда и социального развития Краснодарского края просил в иске отказать.

    Решением Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 января 2021 года исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края-прокурора города Сочи в интересах <ФИО>1 к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края об обязании произвести финансирование в целях предоставления благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворены.

Обязано Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, <ФИО>1, <Дата ...> года рождения.

Обязано министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, <ФИО>1, <Дата ...> <Дата ...>.

Обязана администрация г. Сочи предоставить <ФИО>1, <Дата ...> <Дата ...>, благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.

    В апелляционной жалобе представитель администрации города Сочи по доверенности <ФИО>8 просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, указывая, что предоставление жилых помещений осуществляется администрацией в порядке очередности по мере поступления денежных средств в виде краевых субвенций, что не позволяет исполнить решение суда в ближайшие годы. Выделение средств является недостаточным. Выделяемые субвенции не отвечают ценам на приобретение жилых помещений в городе Сочи. Администрация города Сочи неоднократно информировала о недостаточности средств для исполнения переданных полномочий по обеспечению жильем указанной категории граждан. Процесс закупок квартир занимает значительное время.

    В возражении на апелляционную жалобу представитель Министерства финансов Краснодарского края по доверенности <ФИО>9 указала, что размер субвенций определяется согласно Методике определения размера субвенций бюджетам муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ. Выделение субвенций без учета данной методики противоречит БК РФ. Увеличение субвенций только МО город Сочи неправомерно.

    Представитель Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности <ФИО>10 в апелляционной жалобе просит решение отменить, указывая, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности включения их в списки. <ФИО>1 включен в Списки по МО город Сочи под номером 140. Денежные средства МО на обеспечение жильем указанной категории граждан выделяются в соответствии с Законом о бюджете. На 2020 г. МО город Сочи доведены средства краевого бюджета на осуществление отдельных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Также средства краевого бюджета направлены в 2021 г. <ФИО>1 жилое помещение будет предоставлено в соответствии со списком.

    В апелляционной жалобе представитель Министерства финансов Краснодарского края по доверенности <ФИО>9 просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать, так как субвенции муниципальным образования выделяются на основании Закона о краевом бюджете в соответствии с едиными Методиками. Возложение на Министерство финансов Краснодарского края обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения является необоснованным. Иск к Министерству финансов Краснодарского края не заявлялся, поэтому суд вышел за пределы исковых требований. В решении суда отсутствует ссылка на закон, обязывающий ответчика исполнить возложенные на него решением суда обязанности.

    Участвующий в деле прокурор <ФИО>11 в возражениях на апелляционные жалобы просит их оставить без удовлетворения.

    В судебное заседание представители администрации города Сочи, Министерства труда и социального развития Краснодарского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений на жалобы, заслушав представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности <ФИО>12, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора <ФИО>6, просившего решение суда оставить без изменения, <ФИО>1, поддержавшего позицию прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

    Из материалов дела следует, что <ФИО>1, <Дата ...>, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Мать <ФИО>1<ФИО>7 решением Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 18 апреля 2016 ограничена в родительских правах (л.д.1722), отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери (л.д.23).

    Приказом администрации <Адрес...> от <Дата ...> <№...> над <ФИО>1 установлено попечительство (л.д.26).

    <ФИО>1 зарегистрирована по месту жительства по адресу: <Адрес...>.

    <ФИО>1 не является собственником или нанимателем жилого помещения.

    Приказом министерства социального развития и социального развития Краснодарского края от 24 мая 2018 г. № <№...> <ФИО>1 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.16).

    До настоящего времени <ФИО>1 жилым помещением не обеспечен, поэтому остается в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и. детей, оставшихся без печения родителей, лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, что подтверждается заключением департамента городского хозяйства администрации города Сочи от 19.04.2018 (л.д.14-15).

    В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

    Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    <...>

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же Закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

    В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края (далее - уполномоченный орган местного самоуправления) однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда (далее - жилое помещение), по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

    В соответствии со ст. 1 Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями согласно приложению 1 к настоящему Закону по решению следующих вопросов:

- обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее также - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа), в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части:

- приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    Статьей 2 указанного Закона Краснодарского края установлено, что финансовое обеспечение указанных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

    Федеральное и региональное законодательство, регулирующее правоотношения по социальному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не содержит в качестве условия наступления обязанности по предоставлению жилого помещения специализированного фонда наличие денежных средств в бюджетах субъектов Российской Федерации.

    Также нельзя признать обоснованным довод жалоб о том, что обеспечение жилыми помещениями указанной категории граждан осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты включения в соответствующий Список, так как обеспечение жилыми помещения должно осуществляться по достижениями такими гражданами возраста 18 лет.

    В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве финансов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 июня 2012 г. № 746 Министерство финансов Краснодарского края (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Краснодарского края, уполномоченным обеспечивать разработку и реализацию единой бюджетно-финансовой политики Краснодарского края, составление и организацию исполнения краевого бюджета, разработку прогноза основных характеристик консолидированного бюджета Краснодарского края на очередной финансовый год и плановый период, а также составление отчетов об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Краснодарского края, осуществлять управление средствами краевого бюджета, в пределах компетенции координировать деятельность в бюджетно-финансовой сфере структурных подразделений администрации Краснодарского края и органов исполнительной власти Краснодарского края.

    Задачами и функциями Министерства являются: составление проекта краевого бюджета на основании прогноза социально-экономического развития Краснодарского края и иных документов, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации, с учетом необходимости приоритетной поддержки отдельных отраслей хозяйства, социальной сферы, сокращения расходов на содержание управленческого аппарата, повышения эффективности расходования бюджетных средств (п.2.3 Положения), разработка в пределах установленной компетенции предложений о нормативах отчислений от налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты, размерах дотаций, субвенций, субсидий и иных межбюджетных трансфертов из краевого бюджета местным бюджетам (п.3.1).

    Учитывая данные положения, доводы апелляционной жалобы Министерства финансов Краснодарского края о том, что обязанности по финансированию обеспечения жилым помещением <ФИО>1 судебная коллегия признает несостоятельными.

    Также необоснованным является довод жалобы Министерства финансов Краснодарского края о нарушении норм процессуального законодательства.

    Прокурор города Сочи уточнил исковые требования, просил обязать Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения (л.д.42-44).

    При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости возложения на Министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование, Министерство труда и социального развития Краснодарского края предоставить субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения, а администрацию города Сочи ответчика обязанности обеспечить <ФИО>1 жилым помещением по договору найма специализированного жилого фонда, поскольку необеспечение истца жилым помещением свидетельствует о нарушении прав и законных интересов <ФИО>1

    Судебная коллегия не находит оснований для признания таких выводов судов незаконными, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, нормах действующего законодательства, и не вызывают сомнений в законности.

    Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, по существу повторяющим позицию в суде первой инстанции, судебная коллегия не усматривает.

    Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

                    О П Р Е Д Е Л И Л А :

    Решение Центрального районного суда города Сочи Краснодарского края от 25 января 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителей администрации города Сочи, Министерства финансов Краснодарского края, Министерства труда и социального развития Краснодарского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:     

    

    

    

    

    

33-14449/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Первый заместитель прокурора КК г.Сочи
Ответчики
Министерство труда и социального развития КК
Администрация г.Сочи
Министерство финансов КК
Другие
Гончаров Р.А.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Клиенко Любовь Алексеевна
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
30.03.2021Передача дела судье
26.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее