Дело №2-565/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2014 года с. Лямбирь
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Солдатова М.О.,
при секретаре Епитифоровой Т.В.,
с участием в судебном заседании истца Бурмистрова А.В., представителя ответчика администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия – Хохлова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурмистрова А.В. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
установил:
Бурмистров А.В. обратился в суд с иском к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с требованиями о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указывает, что в сентябре 2013 года обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении вышеупомянутого земельного участка в аренду. Письмом Главы района ему было рекомендовано провести работы по формированию земельного участка. В связи с чем, земельный участок был сформирован для размещения объектов торговли, утверждена схема его расположения и 15 ноября 2013 года земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер> В районной газете «Призыв» 13 декабря 2013 года опубликовано сообщение о приеме заявлений по предоставлению вышеуказанного земельного участка в аренду, после чего им в администрацию были поданы необходимые документы. Вместе с тем ответчиком на основании письма №1023 от 04 апреля 2014 года ему отказано в заключении договора аренды, предложено представить документы, подтверждающие право собственности на расположенный на земельном участке объект недвижимости. Считает что, в удовлетворении его заявления отказано по формальным причинам, какие-либо объективные основания, препятствующие предоставлению спорного земельного участка в аренду отсутствуют.
Просит суд признать незаконным решение администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия об отказе в предоставлении Бурмистрову А.В. земельного участка <данные изъяты>; обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия заключить с ним договор аренды вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании истец – Бурмистров А.В. исковые требования поддержал, пояснил, что отказ администрации мотивирован тем, что на земельном участке расположен объект недвижимости, который является самовольной постройкой и рекомендовано представить документы, подтверждающие право собственности на указанный объект недвижимости. Вместе с тем, спорное строение является временным и не является объектом недвижимости в связи с чем, получение разрешения на его строительство не требуется.
Представитель ответчика – администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Хохлов В.В. в судебном заседании исковые требования Бурмистрова А.В. не признал, считает решение об отказе в предоставлении земельного участка в аренду законным и обоснованным.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения среди прочих относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района
Как указано в статье 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
В соответствии со статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Как установлено статьями 11.3, 29, 30 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Системное толкование приведенных норм материального права позволяет сделать вывод, что границы земельных участков определяются и земельные участки ставятся на кадастровый учет в случае, если земельный участок предоставляется в собственности или в аренду собственнику зданий или иного объекта недвижимого имущества, под строительство объектов недвижимого имущества и т.п. Права на получение земельных участков, предназначенных для строительства, в аренду или в собственность, осуществляется исключительно на торгах. При размещении временных объектов на непродолжительный срок определение границ земельных участков и постанова их на кадастровый учет осуществляется на основании заявления лица, желающего получить такой участок и разрешения органа местного самоуправления (государственного органа).
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в сентябре 2013 года Бурмистров А.В. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для размещения магазина <адрес>
На основании письма и.о. Главы района Давыдова Ш.Ф. истцу было рекомендовано провести работы по формированию земельного участка (межевание и постановка земельного участка на государственный кадастровый учет). Одновременно истец был извещен о том, что после процедуры постановки земельного участка на государственный кадастровый учет, в соответствии со статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в периодическом печатном издании опубликуется сообщение о приеме заявлений для предоставления земельного участка в аренду.
Постановлением администрации района №1276 от 11 октября 2013 года о формировании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного в кадастровом квартале <номер> для размещения объектов торговли на основании обращения Бурмистрова А.В. сформирован земельный участок, площадью <данные изъяты> для размещения объектов торговли, утверждена схема расположения земельного участка, указана его категория – земли населенных пунктов и отмечено, что ограничений и обременений в использовании земельного участка не имеется.
14 ноября 2013 года сформированный земельный участок площадью <данные изъяты> поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер>, указано его местоположение: <адрес>
13 декабря 2013 года в газете «Призыв» опубликовано сообщение о приеме заявлений по предоставлению в аренду сроком на 10 лет указанного земельного участка для размещения объектов торговли. В сообщении имеются сведения о том, что земельный участок обременен, указано, что прием заявлений производится в течение 30 календарных дней.
Из пояснений сторон установлено, что с таковым заявлением в администрацию района обратился только Бурмистров А.В.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что все документы, предоставление которых в соответствии с действующим законодательством является обязательным истцом были предоставлены, процедура формирования земельного участка соблюдена.
Письмом №1023 от 04 апреля 2014 года, изданным за подписью Главы администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Давыдова Ш.Ф. районная администрация со ссылкой на статью 222 Гражданского кодекса Российской Федерации отказала Бурмистрову А.В. в предоставлении земельного участка в аренду. Основанием к отказу послужило то, что на земельном участке находится самовольно возведенный объект недвижимости. Истцу рекомендовано представить документы, подтверждающие право собственности на указанный объект недвижимости, после чего администрация района вновь вернется к рассмотрению данного обращения.
Вышеуказанные обстоятельства участниками процесса не оспариваются, не опровергнуты, и сомнений в их достоверности не вызывают.
Суд полагает, что отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в заключение с истцом договора аренды земельного участка является неправомерным по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, вещь может быть отнесена к разряду недвижимых (капитальных строений) при наличии ее прочной связи с землей и невозможности ее перемещения без несоразмерного ущерба назначению.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства являются - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется среди прочего и в случае строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования
Из представленного истцом акта обследования технического состояния киоска, расположенного <адрес> усматривается, что данное строение в силу конструктивных особенностей, а также отсутствия капитальных фундаментов прочно связанных с землей относится к временному строению.
Анализируя указанные правовые нормы и вышеизложенные обстоятельства, суд полагает что, возведенное на земельном участке строение к объектам недвижимости не относится и выдача разрешения на его строительство Градостроительным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, в связи с чем, отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия по мотиву отсутствия у истца правоустанавливающих документов на объект самовольной постройки является незаконным.
На основании статьи 98 ГПК Российской Федерации следует взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Бурмистрова А.В. в возврат государственной пошлины 200 рублей.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных лицами, участвующими в деле, доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Бурмистрова А.В. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка удовлетворить.
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия заключить с Бурмистровым А.В. договор аренды земельного участка площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Взыскать с администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в пользу Бурмистрова А.В. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Мордовия через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий М.О. Солдатов
Решение изготовлено в окончательной форме 31 июля 2014 года
Судья М.О. Солдатов