Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.о.Чапаевск
Самарской области 20 января 2015 годаЧапаевский городской суд в составе:
председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
с участием прокурора Айриян М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-87/15 по исковому заявлению Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистый город» об обязании приведения полигона ТБО в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями,
У С Т А Н О В И Л:
Самарский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры обратился в суд с исковым заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Чистый город» об обязании приведения полигона ТБО в соответствие с экологическими и санитарно эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании помощник прокурора исковое заявление поддержал и просил удовлетворить. В обоснование иска пояснил, что Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при эксплуатации полигона твердых бытовых отходов, расположенного в <Адрес обезличен>. Собственником объекта размещения отходов является муниципальное образование г.о. <Адрес обезличен> в лице руководителя КУМИ администрации г.о. Чапаевск. ООО «Чистый город» является арендатором объекта размещения отходов на основании соглашения к договору от <Дата обезличена> о передаче прав и обязанностей по договору на аренду недвижимого имущества <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года. Природоохранные сооружения полигона и площадки захоронения неутилизируемых отходов включают в себя нагорную канаву, обваловку по периметру территории складирования, 2 пруда-отстойника для сбора поверхностных вод с территории, пруд <Номер обезличен> для сбора грунтовых вод в случае возникновения аварийной ситуации, смотровые колодцы. В состав полигона ТБО входят: хозяйственная зона, где находится административно-бытовое здание, вагон строительный, гараж строительный, склад ГСМ, навес-стоянка, резервуар для воды, жижесборник объемом 10 м3, подъездная двухсторонняя дорога, участок складирования ТБО. Полигон занимает площадь <Данные изъяты> га, вместимость полигона -<Данные изъяты> тыс. тонн/год, срок эксплуатации полигона установлен 15 лет с момента начала работ, а именно с <Дата обезличена> года. Проверкой установлено, что ООО «Чистый город» осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, вывозу и захоронению отходов на полигоне ТБО и площадке захоронения неутилизируемых отходов, расположенных в вышеуказанном месте. ООО «Чистый город» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного <Дата обезличена> Решением <Номер обезличен> единственного учредителя о создании ООО «Чистый город». Согласно п. 2.2 ст. 2 Устава предметом деятельности общества являются, в том числе, перевозка грузов с особым режимом перевозки взрывчатые вещества, самовозгорающиеся вещества и легко воспламеняющиеся жидкости, отравляющие вещества, едкие вещества, горючие смазочные материалы и газ в баллонах, мусор и бытовые отходы, крупногабаритные грузы; утилизация отходов и изготовление из них продукции. В ходе проверки установлено, что в нарушение требований СанПин на объекте размещения отходов и в пределах его воздействия не в полной мере проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. В связи с изложенным в адрес директора ООО «Чистый город» прокуратурой <Дата обезличена> вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, недопущению их впредь. Вместе с тем, до настоящего времени на полигоне ТБО при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод не определяется содержание лития, органических углеродов, цианида; за состоянием и загрязнением воздушной среды (над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны) не определяется содержание соединений бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола; за состоянием и загрязнением почвы (в зоне возможного влияния полигона) не определяется содержание органического углерода, цианида, ртути. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающего на территории г.о. Чапаевск населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, предусмотренные ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Просит суд обязать ООО «Чистый город» организовать работы по проведению на полигоне ТБО и площадке захоронения неутилизируемых отходов, расположенных в районе площадки ОАО «Полимер» и автодороги на Воздвиженский карьер мониторинга состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов, цианида; мониторинга состояния и загрязнения воздушной среды (над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны) для определения содержания соединений бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола, мониторинг за состоянием и загрязнением почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, цианида, ртути.
Представитель ответчика ООО «Чистый город» - Жиляева Н.Е. исковые требования признала, пояснила, что между ООО «Чистый город» и Филиалом «<Данные изъяты>» заключены договоры от <Дата обезличена> № <Номер обезличен> по проведению измерений и анализов на источниках выбросов вредных веществ в атмосферу (по 9 компонентам), № <Номер обезличен> по проведению химического анализа образцов проб почвы (по 20 компонентам), № <Номер обезличен> по проведению отбора и химических анализов проб воды (по 29 компонентам). <Дата обезличена> исх. <Номер обезличен> на имя Начальника <Данные изъяты>» ответчиком было направлено письмо с просьбой при заключении договора на проведение анализов на полигоне ТБО и площадке неутилизируемых отходов на <Дата обезличена> год расширить список исследуемых ингредиентов, а именно: проводить мониторинг загрязнения грунтовых и поверхностных вод на содержание лития, органических углеродов, цианида; мониторинг за состоянием и загрязнением воздушной среды (над отработанными участками и на границе санитарно-защитной зоны) на содержание бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола; мониторинг почвы (в зоне возможного влияния полигона) на содержание органического углерода, цианида, ртути. Кроме того, ООО «Чистый город» ранее, в <Дата обезличена> года также обращалось с аналогичным письмом в Филиал «<Данные изъяты>». Однако, на тот момент по мониторингу компонентов бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, литий, органический углерод, цианиды - Филиалом не была пройдена соответствующая аккредитация и в проведении исследований по указанным компонентам было отказано. Также для более полного определения загрязняющих веществ на полигоне ООО «Чистый город» в <Дата обезличена> года был заключен договор с ООО НПО «<Данные изъяты>» на разработку проекта предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. После согласования данного проекта с контролирующими органами, будут внесены изменения в договор с Филиалом «<Данные изъяты>». Таким образом, в настоящее время ООО «Чистый город» принимаются все возможные меры по устранению замечаний, выявленных при проведении проверки межрайонной природоохранной прокуратурой.
Представитель ответчика ООО «Чистый город» Алехин Е.М. поддержал доводы представителя - Жиляевой Н.Е.. Не возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель третьего лица - Администрации г.о. Чапаевск в суд не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представили в суд ходатайство, в котором просили дело рассмотреть без участия их представителя.
Выслушав объяснение истца, изучив представленные документы, суд считает, что исковое заявление прокурора г.о.Чапаевск подлежит удовлетворению.
Собственником полигона твердых бытовых отходов, расположенного в районе <Адрес обезличен>, является муниципальное образование г.о. Чапаевск Самарской области в лице руководителя КУМИ администрации г.о. Чапаевск.
ООО «Чистый город» является арендатором объекта размещения отходов на основании соглашения к договору от <Дата обезличена> о передаче прав и обязанностей по договору на аренду недвижимого имущества <Номер обезличен> от <Дата обезличена> года.
Природоохранные сооружения полигона и площадки захоронения неутилизируемых отходов включают в себя нагорную канаву, обваловку по периметру территории складирования, 2 пруда-отстойника для сбора поверхностных вод с территории, пруд <Номер обезличен> для сбора грунтовых вод в случае возникновения аварийной ситуации, смотровые колодцы. В состав полигона ТБО входят: хозяйственная зона, где находится административно-бытовое здание, вагон строительный, гараж строительный, склад ГСМ, навес-стоянка, резервуар для воды, жижесборник объемом 10 м3, подъездная двухсторонняя дорога, участок складирования ТБО. Полигон занимает площадь <Данные изъяты>, вместимость полигона -<Данные изъяты> тыс. тонн/год, срок эксплуатации полигона установлен <Данные изъяты> лет с момента начала работ, а именно с <Дата обезличена> года.
Данные выводы сторонами не оспариваются.
Согласно п. 2.2 ст. 2 Устава ООО «Чистый город» предметом деятельности общества являются, в том числе, перевозка грузов с особым режимом перевозки взрывчатые вещества, самовозгорающиеся вещества и легко воспламеняющиеся жидкости, отравляющие вещества, едкие вещества, горючие смазочные материалы и газ в баллонах, мусор и бытовые отходы, крупногабаритные грузы; утилизация отходов и изготовление из них продукции.
Таким образом, ООО «Чистый город» осуществляет предпринимательскую деятельность по сбору, вывозу и захоронению отходов на полигоне ТБО и площадке захоронения неутилизируемых отходов, расположенных в вышеуказанном месте.
В ст. 42 Конституции РФ закреплено право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст. 12 Закона № 89-ФЗ на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 № 16 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1038-01 «Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее - СанПиН 2.1.7.1038-01).
Частью 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 39 Закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно п. 6.7 СанПин 2.1.7.1038-01 в отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, рН, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК;
В соответствии с 6.8 СанПин 2.1.7.1038-01 система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе пробатмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.
Пунктом 6.9 СанПин 2.1.7.1038-01 установлено, что система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, рН, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям Российской Федерации относится проведение единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
В ходе проверки, проведенной прокурором, установлено, что в нарушение вышеуказанных требований на объекте размещения отходов и в пределах его воздействия не в полной мере проводится мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды. В связи с чем в адрес директора ООО «Чистый город» прокуратурой <Дата обезличена> вносилось представление об устранении вышеуказанных нарушений, недопущению их впредь. Однако до настоящего времени на полигоне ТБО при осуществлении мониторинга состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод не определяется содержание лития, органических углеродов, цианида; за состоянием и загрязнением воздушной среды (над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны) не определяется содержание соединений бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола; за состоянием и загрязнением почвы (в зоне возможного влияния полигона) не определяется содержание органического углерода, цианида, ртути. Допущенные нарушения природоохранного законодательства оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье проживающих на территории г.о. Чапаевск населения и иных граждан, ограничивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом изложенного, исковое заявление Самарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистый город» об обязании приведения полигона ТБО в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 45, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявлениеСамарского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры к ООО «Чистый город» об обязании приведения полигона ТБО в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями- удовлетворить.
Обязать ООО «Чистый город» (ИНН <Номер обезличен>) организовать работы по проведению на полигоне ТБО и площадке захоронения неутилизируемых отходов, расположенных в районе <Адрес обезличен> мониторинга состояния и загрязнения грунтовых и поверхностных вод для определения содержания лития, органических углеродов, цианида; мониторинга состояния и загрязнения воздушной среды (над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны) для определения содержания соединений бензола, трихлорметана, четыреххлористого углерода, хлорбензола; мониторинг за состоянием и загрязнением почвы (в зоне возможного влияния полигона) для определения органического углерода, цианида, ртути.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд.
Судья
Чапаевского городского суда М.Н. Законов