Дело №5-241/2021
(УИД 13RS0023-01-2021-000428-67)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Саранск 01 февраля 2021 года
Судья Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия Ледяйкина О. П.,
при секретаре судебного заседания Рузаевой Д. В.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Лукьянова А. А., его защитника Саввиной Т. Ю.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении
Лукьянова А. А., <данные изъяты> к административной ответственности ранее не привлекавшегося,
возбужденное по ч. 6.1. ст. 20.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
31.01.2021 в период времени с 12 часов 30 минут до 13 часов 20 минут Лукьянов в нарушение ч.3 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» принимал участие в несанкционированном публичном мероприятии – шествии, с количеством участников мероприятия около 50 человек, двигался в шествующей колонне, создавая массовость, привлекая внимание граждан, по пути шествия: от площади «Тысячелетия» до площади «Советская» по ул. Большевистская г. Саранска. На неоднократные требования сотрудников полиции о прекращении противоправных действий - участия в несанкционированном публичном мероприятии, озвученных с помощью звукоусиливающих устройств, не реагировал, продолжал участие в несанкционированном публичном мероприятии, в составе шествия, проходя по пешему тротуару напротив дома № 11 по ул. Большевистская г. Саранска создавал помехи, препятствовал проходу граждан, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.6.1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).
При рассмотрении протокола об административном правонарушении Лукьянов А.А. факт совершения им административного правонарушения не признал, пояснив суду, что он участвовал в данном мероприятии в качестве зрителя, при движении по ул. Большевистской г. Саранска он никому препятствий не создавал. После того, как толпа пересекла ул. Коммунистическую г. Саранска, он вышел из нее и ушел в направление ул. Л. Толстого г. Саранска, где и был задержан.
Данная позиция была поддержана его защитником Саввиной Т.Ю., просившей прекратить дело в отношении Лукьянова за отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Часть шестая.1 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за участие в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, повлекших создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры
Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с пунктом 5 данной статьи шествие - это массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Мордовия от 19 декабря 2012 года № 87-З «О регулировании отношений в сфере проведения публичных мероприятий на территории Республики Мордовия» уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичных мероприятий, уведомление о проведении которых в соответствии с Федеральным законом не требуется) при проведении публичного мероприятия на территории городского округа подается в администрацию городского округа.
Как следует из справки Администрации го Саранск № 470-исх от 28.01.2021 Администрация го Саранск не согласовывала проведение публичных мероприятий (митинга, пикетирования, демонстрации, шествия, собрания) 31.01.2021 на территории го Саранск. Какие-либо уведомления о проведении вышеуказанных публичных мероприятий 31.01.2021 в Администрации го Саранск не поступало.
Таким образом, публичное мероприятие – шествие 31.01.2021 года по маршруту от площади «Тысячелетия» до площади «Советская» г. Саранска с 12 часов 30 минут до 13 часов 20 минут не было согласовано с органом местного самоуправления, как того требует закон.
Из копий объяснений ФИО5, ФИО1, ФИО4, ФИО7 (предупрежденных об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ) следует, что 31.01.2021 в 12 часов 30 минут около центрального входа в ТРЦ «Огарев Плаза» по ул. Б. Хмельницкого, д. 28, г. Саранска, располагалась группа людей в количестве 50 человек, которые обсуждали политические вопросы. Через некоторое время данная группа людей направилась по ул. Большевистская г. Саранска в сторону перекрестка с ул. Коммунистическая г. Саранска. В процессе движения указанной группы отдельные ее участники по пути шествия выкрикивали лозунги против действующей власти. По пути следования указанная группа людей создавала препятствия.
Из копий письменных объяснений ФИО2, ФИО3 предупрежденных об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, следует, что 31.01.2021 примерно в 13 часов 05 минут им около д. 11 по ул. Большевистская г. Саранска навстречу двигалась группа людей в количестве примерно 40-50 человек, которая не уступила их проходу и мешала им передвигаться по тротуару около вышеуказанного дома. О произошедшем они сообщили сотруднику полиции.
Из рапорта сотрудника полиции Николаева А.С. (старшего инспектора ОООП ПММ ОООП УМВД России по го Саранск) следует, что 31.01.2021 в 13 часов 10 минут около д. 25 по ул. Большевистская г. Саранска к нему обратился ФИО2, который пояснил, что им с ФИО3 в 13 часов 05 минут указанного дня около дома № 11 по ул. Большевистская г. Саранска группа граждан в количестве 40-50 человек мешала их проходу по тротуару, в результате чего им пришлось сместиться на край тротуара и дождаться прохода указанных лиц.
Из объяснений Кривова С.И. – начальника Управления контроля и взаимодействия с административными органами Администрации го Саранск, также предупрежденного об административной ответственности по статье 17.9 КоАП РФ, следует, что 31.01.2021 в 12 часов 30 минут на площади 1000-летия в районе ТРК «Огарев Плаза» ул. Б. Хмельницкого, д. 28 было организовано одновременное массовое пребывание и передвижение граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка (создание помехи движению пешеходов). С 13 часов 05 минут до 13 часов 20 минут неизвестные ему граждане провели шествие по тротуарам площади 1000-летия, ул. Большевистская, ул. Советская, Советская площадь г. Саранска. О проведении указанного массового мероприятия он сделал сообщение в органы внутренних дел по телефону 02.
Из копий объяснений сотрудников полиции Голова А.Ю., Рамазанова Д.Ю., также предупрежденных об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, следует, что 31.01.2021 в 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на площади около ТЦ «Огарев Плаза» начали собираться молодые люди в количестве не менее 50 человек, которые обсуждали политические вопросы. Сотрудники полиции с использованием звукоусиливающих устройств предупредили граждан об административной ответственности за участие в несогласованном с Администрацией го Саранск мероприятии. Через некоторое время группа людей направилась в сторону перекрестка с ул. Коммунистическая, где группа разделилась. Возле д. 4 по ул. Л. Толстого было остановлено пять человек, в том числе Лукьянов А.А., которые были доставлены в передвижной пункт полиции.
Из рапорта сотрудника полиции Савостина Д.А. (инспектора ППС 4 взвода 3 роты ОБ ППСП УМВД России по го Саранск) следует, что за время несения службы по подозрению в совершении административного правонарушения в УМВД России по го Саранск доставлен в том числе Лукьянов А.А. по подозрению в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно протоколу задержания № 36 от 01.02.2021 Лукьянов А.А. был задержан в связи с совершением административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
Согласно рапорта начальника ЭКО УМВД по го Саранск Курусина Д.А., на диске «Саушин» файлы 00008 видеозаписи несогласованного публичного мероприятия 31.01.2021 с 12 часов 00 минут до 14 часов 00 минут на площади Тысячелетия имеется видеоизображение Лукьянова А.В.; на диске «Саушин» Файл 00000 сотрудники полиции разъясняют гражданам, что данное мероприятие является несогласованным и участие в нем влечет административную ответственность. В судебном заседании были просмотрены представленные видеозаписи. Оснований считать данные доказательства недопустимыми у суда не имеется.
Оснований не доверять показаниям ФИО2, ФИО3, ФИО5, ФИО1, ФИО4, ФИО7, ФИО6 у судьи не имеется.
Оснований для оговора Лукьянова указанными лицами судья не усматривает.
Также суд не находит оснований считать письменные объяснения вышеуказанных свидетелей недопустимыми доказательствами, поскольку такие объяснения получены в установленном КоАП Российской Федерации порядке, после разъяснения свидетелям их процессуальных прав и обязанностей, предупреждения об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Таким образом, суд считает установленным факт участия Лукьянова в публичном мероприятии - шествие, которое не было согласовано в установленном порядке, и которое повлекло создание помех, препятствий проходу граждан.
При этом суд учитывает, что порядок участия в массовом мероприятии не определен законодательно, так как не прописан способ участия в таких мероприятиях (несение баннеров, флагов, транспарантов, выкрикивание слов, предложений и т.д.).
В соответствии с абзацем 2 пункта 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 г. N 28, наличие последствий, выражающихся в создании помех движению пешеходов, а также причинно-следственная связь между проведением несанкционированного публичного мероприятия, в котором принимал участие Лукьянов А.А., и наступившими последствиями в виде помех движению пешеходов, полностью подтверждается имеющимися в деле доказательствами.
При этом, следует отметить, что диспозиция ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ не содержит в качестве объективной стороны правонарушения прямого указания на то, что непосредственно само лицо, участвующее в несанкционированном публичном мероприятии, привлекаемое впоследствии за это к административной ответственности, создает своими действиями помехи движению пешеходов; юридически важным для квалификации по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ является участие в несанкционированном публичном мероприятии, которое (т.е. само несанкционированное публичное мероприятие, а не конкретный его участник) повлекло за собой создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам.
Вывод о наличии в действиях Лукьянова А.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на вывод суда о доказанности вины Лукьянова А.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Из материалов дела об административном правонарушении однозначно следует, что Лукьянов А.А. был уведомлен представителями органов власти о незаконности мероприятия посредством звукоусиливающей техники.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, в рамках предоставленных ему законодательством полномочий, существенных нарушений процедуры составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено. Оснований для исключения протокола об административном правонарушении из числа допустимых доказательств не имеется. Отсутствие в протоколе об административном правонарушении подписей свидетелей не свидетельствует о незаконности указанного протокола об административном правонарушении. Материалы, представленные вместе с протоколом об административном правонарушении, содержат объяснения вышеуказанных свидетелей, полученных в соответствии с требованиями ст. 26.2 КоАП РФ.
Не имеется оснований и для прекращения дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, Лукьянов А.А., зная о несогласованности публичного мероприятия, принял в нем участие, не прекратил публичное мероприятие, мешая движению пешеходов, в связи с чем, его действия квалифицированы по ч. 6.1 ст. 20.2 КоАП РФ.
При назначении административного наказания Лукьянову судьей в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного лица, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, конкретную общественную опасность совершенного правонарушения.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Лукьянова, судья признает наличие на его иждивении двоих малолетних детей, наличие у него заболеваний.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Лукьянова, не установлено.
С учётом обстоятельств дела, личности Лукьянова, семейного положения, судья приходит к выводу, что достижение установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания возможно путём назначения Лукьянову наказания в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь частью 6.1 статьи 20.2, статьями 23.1, 29.1-29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать Лукьянова А. А., <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 20.2 КоАП Российской Федерации и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, который перечислить по реквизитам:
УФК по Республике Мордовия (ОП №3 по Ленинскому району го Саранск), ИНН №, КПП 132601001, номер счета получателя платежа № в Отделении Национального Банка Республики Мордовия в г.Саранск, БИК 018952501, кор. счет №, Код 18811601201019000140, ОКТМО 89701000, УИН 18880413210020527782.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее шестидесяти дней со дня вступления данного постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья О.П. Ледяйкина