РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 мая 2014 года г. Лесосибирск
Лесосибирский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Коростелевой Е.В., с участием прокурора Тишевской Г.С., заявителя Безродного Д.А., представителя заинтересованного лица Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края Петрова А.С., при секретаре Мухановой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Буршина И.А., Безродного Д.А. о защите права на участие в референдуме путем оспаривания решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Буршин И.А., Безродный Д.А. обратились в суд с указанным заявлением, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ. в Территориальную избирательную комиссию г.Лесосибирска обратились заявители от имени инициативной группы граждан с обращением, в котором указаны все данные, оговоренные Уставным законом Красноярского края «О референдумах в Красноярском крае», о регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума в целях принятия решения по вопросу : «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?» и соответствующим протоколом собрания инициативной группы граждан по проведению местного референдума от 24.02.2014г.
11.03.2014г. Территориальная избирательная комиссия города Лесосибирска приняла решение № 30/137: установила что - ходатайства граждан и приложенные к нему документы соответствуют требованиям, установленным ст. 7 закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае». В соответствии с п.5 ст.7 закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» Территориальная избирательная комиссия города Лесосибирска Красноярского края решила: Направить ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы в Лесосибирский городской Совет депутатов для проверки соответствия вопроса «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г. Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям законодательства.
27.03.2014 г Лесосибирский городской Совет депутатов принимает решение № 432: вынесенный на местный референдум вопрос: «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г. Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», - не соответствующим требованиям п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.2 ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае», согласно которым на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, а также не соответствующим требованиям п.7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 5 ст.З Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае», согласно которым вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.
С таким решением Лесосибирского городского Совета депутатов заявители не согласны, считают его незаконным, необоснованным, нарушающим право на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Так, данный вопрос относится к вопросам местного значения, поскольку подлежит указанию в Уставе муниципального образования. Этот вопрос не относится ни к вопросам федерального ведения, ни к вопросам ведения субъекта Российской Федерации. Согласно статье 130 Конституции РФ структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Целью проведения заявленного местного референдума является изменение способа избрания Главы города Лесосибирска, а именно чтобы он избирался не представительным органом муниципального образования Лесосибирским городским Советом депутатов из своего состава, а на муниципальных выборах непосредственно населением.
Предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г. Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», - полностью соответствует требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае».
Согласно п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Это означает, что конкретная структура органов местного самоуправления и порядок их избрания (назначения) устанавливается на местном уровне.
Предложенный вопрос сформулирован таким образом, что исключается его множественное толкование, то есть на него можно дать только однозначный ответ «да» или «нет», а также исключается неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.
Не препятствует вынесению вопроса о способе избрания главы города на местный референдум то обстоятельство, что данный вопрос подлежит регулированию в Устав города, а Устав принимается представительным органом муниципального образования. Во-первых, согласно части 1 статьи 44 ФЗ-131 Устав часть вопросов, входящих в его предмет не регулирует, а «определяет», например, «перечень вопросов местного значения» пункт 3 части 1 этой статьи, то есть часть положений Устава просто переписываются из других актов — федерального закона или закона края. Во-вторых, принятие решения па референдуме о способе избрания главы города, влечет в соответствии с частью 2 статьи 45 обязанность городского Совета депутатов внести изменения в Устав города. Таким образом, после решения вопроса на местном референдуме о способе избрания главы муниципального образования, Лесосибирский городской Совет депутатов должен будет принять соответствующие изменения в Устав города Лесосибирска, а также решить вопрос об определении места главы города Лесосибирска в структуре органов местного самоуправления.
На основании изложенного, просят решение Лесосибирского городского Совета депутатов от 27.03.2014 г № 432 «О признании выносимого на местный референдум вопроса об избрании главы муниципального образования г. Лесосибирск Красноярского края непосредственно населением не соответствующим требованиям законодательства о референдумах», признать незаконным; предлагаемый для вынесения на местный референдум вопрос: «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?» признать соответствующим требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края; обязать территориальную избирательную комиссию города Лесосибирска осуществить регистрацию инициативной группы граждан по проведению местного референдума в целях принятия решения по вопросу : «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», выдать ей регистрационное свидетельство, а также сообщить об этом в средствах массовой информации; обратить решение к немедленному исполнению.
В судебном заседании Безродный Д.А. настаивает на удовлетворении требований, суду дал пояснения, аналогичные, изложенному в заявлении.
Заявитель Буршин И.А. просил о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель Лесосибирского городского Совета депутатов Красноярского края Петров А.С., действующий на основании доверенности, требования не признал, указав, что решение Лесосибирского городского Совета депутатов от 27.03.2014г. № 432 «О признании выносимого на местный референдум вопроса об избрании главы муниципального образования г. Лесосибирск Красноярского края непосредственно населением не соответствующим требованиям законодательства о референдумах» было принято в пределах компетенции, предоставленной законодательством, соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей.
Представитель заинтересованного лица Территориальной избирательной комиссии г.Лесосибирска Красноярского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Заслушав стороны, заключение прокурора г.Лесосибирска, полагавшего отказать в удовлетворении требований заявителей, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным (статья 261 ГПК РФ).
Статья 22 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что в целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум.
Местный референдум может проводиться на всей территории муниципального образования.
На основании ст. 23 указанного закона, муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 1 Уставного закона Красноярского края "О референдумах в Красноярском крае" устанавливает, что референдум - форма прямого волеизъявления граждан Российской Федерации в целях принятия решений по наиболее важным вопросам государственного и местного значения, осуществляемого посредством голосования граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме. Под референдумом в настоящем Уставном законе понимается краевой референдум и местный референдум.
Местный референдум - референдум, проводимый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах соответствующего муниципального образования.
Согласно статье 2 Уставного закона Красноярского края "О референдумах в Красноярском крае" законодательство края о референдуме основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе, других федеральных законах и состоит из Устава края, настоящего Уставного закона, иных нормативных правовых актов.
На местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения.
Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству Красноярского края.
Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения (ст.3 Уставного закона Красноярского края "О референдумах в Красноярском крае", статья 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В соответствие со статьей 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно;
органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статья 7 Уставного закона Красноярского края "О референдумах в Красноярском крае" определяет порядок реализации инициативы проведения референдума.
Так, для назначения референдума в случаях, установленных пунктом 1 статьи 6 настоящего Уставного закона, должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения.
Инициативная группа обращается в Избирательную комиссию Красноярского края либо в избирательную комиссию муниципального образования, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации инициативной группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. В протоколе должны быть указаны место и дата проведения собрания, количество и состав участников, фамилия, имя, отчество председательствующего и секретаря, постановочная и резолютивная части.
Комиссия, указанная в пункте 3 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанного ходатайства и документов установленным требованиям Федерального закона, Устава Красноярского края, настоящего Уставного закона, устава муниципального образования - о направлении их соответственно в Законодательное Собрание края либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с Уставом Красноярского края, настоящим Уставным законом, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательное Собрание края либо представительный орган муниципального образования обязаны в течение 20 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 3 настоящего Уставного закона.
Статья 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:
1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования - в соответствии с частью 2 статьи 36 настоящего Федерального закона.
Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.
Решение представительного органа муниципального образования об изменении структуры органов местного самоуправления вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 35 указанного закона определяет, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, кроме прочего, находится вопрос о принятии устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений.
Согласно статье 36 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:
1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ. в Территориальную избирательную комиссию г.Лесосибирска обратились заявители от имени инициативной группы граждан с обращением о регистрации инициативной группы граждан по проведению местного референдума в целях принятия решения по вопросу : «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?» и соответствующим протоколом собрания инициативной группы граждан по проведению местного референдума от 24.02.2014г.
11.03.2014г. Территориальная избирательная комиссия города Лесосибирска приняла решение № 30/137: установила что - ходатайства граждан и приложенные к нему документы соответствуют требованиям, установленным ст. 7 закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае». В соответствии с п.5 ст.7 закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае» Территориальная избирательная комиссия города Лесосибирска Красноярского края решила: Направить ходатайство инициативной группы и приложенные к нему документы в Лесосибирский городской Совет депутатов для проверки соответствия вопроса «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г. Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям законодательства.
27.03.2014 г Лесосибирский городской Совет депутатов принимает решение № 432: вынесенный на местный референдум вопрос: «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г. Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», - не соответствующим требованиям п. 3 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.2 ст. 3 Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае», согласно которым на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения, а также не соответствующим требованиям п.7 ст. 12 Федерального закона от 12.06.2002 г № 67- ФЗ « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 5 ст.З Уставного закона Красноярского края от 10.11.2011 № 13-6401 «О референдумах в Красноярском крае», согласно которым вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась неопределённость правовых последствий принятого на референдуме решения.
Отказывая в удовлетворении требований заявителей, суд исходит из следующего.
В соответствии со ст. 36 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы (п. 2). Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 указанного Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования (п. 6). Если представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям ст. 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в п. 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (п. 11).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения (п. 3). Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 6).
Таким образом, предметом местного референдума могут быть только вопросы местного значения. Это положение исходит из конституционной нормы о том, что местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местный референдум - это голосование граждан по вопросам местного значения. Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет круг вопросов местного значения. С учетом положений федерального законодательства в ст. 7 Устава города Лесосибирска Красноярского края определены вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципального образования.
Вопрос, который предлагается вынести на референдум, в силу вышеуказанных положений Федеральных законов и устава муниципального образования не относится к вопросам местного значения и, следовательно, не может быть вынесен на местный референдум.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования (п. 3 ст. 34). В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений (п. 10 ст. 35). Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава (подп. 1 п. 2 ст. 36).
Референдум как высшее непосредственное выражение власти народа, по смыслу Конституции Российской Федерации, не может быть направлен на отрицание состоявшихся законных свободных выборов, также являющихся высшим непосредственным выражением власти народа, поскольку это привело бы к нарушению стабильности и непрерывности функционирования органов публичной власти.
Органы местного самоуправления образуются (создаются) определенным образом (способом) и в определенном порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами. Способами образования (создания) органов могут быть формирование, избрание, назначение, замещение. Законодатель, таким образом, рассматривает вопросы по созданию, образованию органа как вопросы, которые не могут быть предметом референдума. В основу такой позиции положена идея о самостоятельности различных форм прямой демократии - выборов и референдума, каждая из которых имеет свой определенный законодательный предмет.
В соответствии с вышеуказанными положениями Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования города Лесосибирск Красноярского края (глава 2 ст. 11) установлено, что глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.
Таким образом, предложение о вынесении на референдум вопроса об избрании главы муниципального образования лишает представительный орган муниципального образования полномочий в части урегулирования указанного вопроса, что противоречит п. 6 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заявителем не были представлены какие-либо доказательства, подтверждающие факт нарушения избирательных прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, поскольку решение Лесосибирского городского Совета депутатов от 27.03.2014г. № 432 «О признании выносимого на местный референдум вопроса об избрании главы муниципального образования г. Лесосибирск Красноярского края непосредственно населением не соответствующим требованиям законодательства о референдумах» было принято в пределах компетенции, предоставленной законодательством, соответствует требованиям федерального законодательства и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Буршина И.А., Безродного Д.А. о признании решения Лесосибирского городского Совета депутатов от 27.03.2014 г № 432 «О признании выносимого на местный референдум вопроса об избрании главы муниципального образования г. Лесосибирск Красноярского края непосредственно населением не соответствующим требованиям законодательства о референдумах», незаконным; о признании предлагаемого для вынесения на местный референдум вопроса: «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?» соответствующим требованиям статьи 3 Уставного закона Красноярского края; о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию города Лесосибирска осуществить регистрацию инициативной группы граждан по проведению местного референдума в целях принятия решения по вопросу : «Считаете ли вы необходимым избирать главу муниципального образования г.Лесосибирска Красноярского края непосредственно населением?», выдаче ей регистрационного свидетельства, а также о возложении обязанности сообщить об этом в средствах массовой информации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца путем подачи жалобы через Лесосибирский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2014 года.
Судья Е.В. Коростелева