Дело №2-1561/2015г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2015 года г.Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего Лощакова Д.В.
при секретере Козловской А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Шерстнева А.А. к администрации г.Минусинска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор в интересах Шерстнева А.А. обратился в суд с иском к администрации <адрес> и Министерству образования и науки <адрес>, просил обязать Министерство образования и науки <адрес> включить Шерстнева А.А. в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и обязать администрацию <адрес> предоставить Шерстневу А.А. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет жилое помещение площадью 33 кв.м. с допусками, установленными ч.14 ст.<адрес> от 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
В ходе рассмотрения дела от иска к Министерству образования и науки <адрес> прокурор отказался, производство по делу в этой части было прекращено.
Свои требования в исковом заявлении и судебном заседании через своего представителя Струкову Т.Я. прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Шерстнев А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его отец Ш. умер 10.02.2002года, мать К. решением Минусинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении него родительских прав. При этом за Шерстневым А.А. было закреплено право пользования жилым помещением, ранее предоставленным его матери Коколевской Е.А. на основании договора социального найма по адресу: <адрес>5. ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом был признан непригодным для проживания, в связи с чем в рамках краевой целевой программы «Дом» на 2007-2009 годы администрацией <адрес> жильцы указанного жилого дома были переселены из аварийного жилья в новый жилой <адрес> в <адрес>, при этом договор социального найма <адрес> указанном жилом доме был заключен с родной сестрой истца – КК., а истец и его мать включены в него в качестве членов её семьи. Площадь данной однокомнатной квартиры составляет 32,9 кв.м., кроме матери и сестры истца в квартире проживают двое её несовершеннолетних детей, площадь жилого помещения на каждого члена семьи составляет 8,22 к.в.м, что является менее учетной нормы (9 кв.м.), установленной на территории <адрес> для предоставления жилых помещений по договорам социального найма. Шерстнев А.А. фактически в указанную квартиру никогда не вселялся и в ней не проживал, лишь состоит в ней на регистрационном учете. До достижении 23 лет Шерстневым А.А. в Министерство образования и науки Красноярского края для включения его в список детей сирот подлежащих обеспечению жилым помещением был представлен пакет необходимых документов, однако в указанный список истец включен не был в связи с тем, что включен в договор социального найма вышеуказанной квартиры по <адрес> собственного жилья Шерстнев А.А. не имел и не имеет, проживает в съемной квартире в <адрес>, в связи с чем в соответствии с положениями Федерального закона №159-ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также <адрес> № от 02.11.2000г. «О защите прав ребенка» администрацией <адрес> истцу должно быть предоставлено жилое помещение.
В судебном заседании Шерстнев А.А. исковые требования полностью поддержал. Суду пояснил, что в десятилетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его отец умер, мать К. была лишена в отношении него родительских прав. Он был передан под опеку своей бабушке Х., при этом за ним была закреплена <адрес> в <адрес>, в которой он ранее проживал со своей матерью и сестрой. Со своей бабушкой Х. он проживал в её доме в <адрес>, после ее смерти до 2010 году продолжил проживать там же со своим дядей Ш.. После окончания школы он поступил и в 2013 году окончил сельскохозяйственный колледж, в настоящее время обучается в ПУ-61 в <адрес>, снимает в аренду квартиру. По месту жительства он зарегистрирован в <адрес>, которая была предоставлена по договору социального найма его сестре и матери взамен <адрес>, которая была признана непригодной для проживания. В этой квартире проживают его мать, родная сестра, двое ее несовершеннолетних детей и супруг. Он в указанную квартиру никогда не вселялся и в ней проживал. В 2010году он обращался к специалисту отдела опеки и попечительства Управления образования г.Минусинска Собецкой Т.В. по вопросу обеспечения жилым помещением, собрал необходимый пакет документов, который был направлен в Министерство образования и науки <адрес> для включения его в список детей – сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, однако в постановке на учет ему было отказано, поскольку за ним была закреплена <адрес> в <адрес> и он включен в договор социального найма в <адрес> жилого помещения он не имел и не имеет, проживать в квартире по месту регистрации не имеет возможности, поскольку в данной однокомнатной квартире проживают фактически пять человек и со своей сестрой у него плохие отношения. В дальнейшем он намерен также проживать и работать в <адрес>, в связи с чем жилое помещение ему должно быть предоставлено на территории <адрес>.
Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для возложения на администрацию г.Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению Шерстневу А.А. жилого помещения не имеется. В связи с изменениями в законе, с 01.01.2013г. предоставление жилых помещений детям-сиротам, включенным в указанный список, осуществляется в порядке очередности, формируемой в хронологическом порядке по мере подачи соответствующих заявлений. Министерство образования и науки Красноярского края ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Поскольку Шерстнев А.А. до достижения 23 летнего возраста в соответствующий список включен не был, его исковые требования не подлежат удовлетворению.
Свидетель С. суду показала, что работает с 2007года специалистом отдела по правам детей и дошкольного образования Управления образования администрации <адрес>. С истцом знакома, поскольку курировала его после лишения его матери родительских прав и когда он находился под опекой своей бабушки. После лишения его матери К. родительских прав в отношении истца, за ним была закреплена квартира по <адрес>, в <адрес>, где он ранее проживал с матью. Позже данный дом был признан не пригодным для проживания, жильцы переселены, его матери была предоставлена по договору социального найма однокомнатная <адрес> в <адрес>. Поскольку истец был зарегистрирован по месту жительства в квартире по <адрес>, он автоматически был зарегистрирован и внесен в договор социального найма в квартиру по <адрес>, при этом он фактически никогда в эту квартиру не вселялся и в ней не проживал, так как в это время находился под опекой бабушки и проживал с ней, а затем продолжил проживать там со своим дядей. В 2012году истцом был собран пакет документов и направлен в Министерство образования и науки <адрес> для включения Шерстнева А.А. в список детей сирот для обеспечения жильем, однако документы были возвращены для доработки, позже направлены повторно, однако получен отказ, поскольку истец имеет право пользования <адрес> в <адрес>. Фактически истец проживать в указанной однокомнатной квартире не имеет возможности, поскольку там проживает пять человек.
Свидетель Ш. суду показал, что приходится дядей истцу, родным братом его умершего отца Ш.. Истец остался без попечения родителей в десятилетнем возрасте, поскольку в 2002году умер его отец, мать была лишена в отношении него родительских прав. Опекуном ребенка стала его родная бабушка Х., с которой он проживал в <адрес> в <адрес>. После смерти бабушки истец проживал там же, а после ее смерти продолжил проживать с ним по этому же адресу. После наступления совершеннолетия истец некоторое время проживал с ним, последний год стал снимать жилье в аренду. После лишения матери родительских прав, за истцом была закреплена <адрес> в <адрес>. Позже данный дом был признан не пригодным для проживания и К. была выделена взамен <адрес> в <адрес>. Шерстнев А.А. эту квартиру никогда не вселялся и в ней не проживал, зарегистрирован и внесен в договор социального найма без его ведома, на период совершения данных действий он проживал по адресу: <адрес>.
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истец Шерстнев А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения в малолетнем возрасте остался без попечения родителей, поскольку его отец Ш. умер 10.02.2002года, мать К. решением Минусинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена в отношении него родительских прав. Постановлением администрации <адрес> № 640-п от ДД.ММ.ГГГГ истец был передан под опеку своей бабушке Х. и проживал с ней по адресу: <адрес>. Указанным постановлением за истцом было также закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где он ранее проживал со своей матерью. В 2006 году жилой <адрес> в <адрес> был признан непригодным для проживания, произведено переселение его жильцов, матери истца и его сестре КК. предоставлена <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> и сестрой истца КК. был заключен договор социального найма указанной квартиры. При этом мать истца К. и сам истец были включены в этот договор в качестве членов семьи КК., истец поставлен в квартире на регистрационный учет по месту жительства. Кроме указанных лиц в квартире проживают двое несовершеннолетних детей КК. и ее супруг. Истец в указанную квартиру никогда не вселялся и в ней не проживал. До достижения 23 лет истец обращался в отдел опеки и попечительства Управления образования <адрес> по поводу обеспечения его жильем, в Министерство образования и науки <адрес> был направлен пакет необходимых для включения его в соответствующий список, однако во включении было отказано, поскольку имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>71. В 2009 году истец окончил обучение в КГБОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж», в настоящее время обучается в КГБОУ «Профессиональное училище №61», проживает в <адрес>, своего собственного жилья не имел и не имеет.
Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца и прокурора, паспортом истца и свидетельством о его рождении, решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении К. родительских прав, свидетельством о смерти Ш., справками администрации <адрес>, заявлением истца Минусинскому межрайонному прокурору от 03.02.2015г., постановлением администрации <адрес> № 640-п от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над истцом, выпиской из финансово-лицевого счета и выпиской из домовой книги по <адрес> в <адрес>, выпиской из постановления администрации <адрес> № 462-п от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии жилых помещений, не пригодных для проживания, выпиской из постановления администрации <адрес> № 556-п от 08.04.2008г. о предоставлении жилых помещений социального пользования и списком к нему, протоколами заседаний жилищной комиссии администрации <адрес> от 04.042008года, от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающихся в жилье, заключении договора социального найма с К., выпиской из финансово-лицевого счета по <адрес> вд.59 по <адрес>, письмами отдела опеки администрации <адрес> о направлении пакета документов истца в адрес Министерства образования и науки <адрес> № от 20.01.2014г., № от 20.08.2014г, № от 12.12.2014г., ответами Министерства образования и науки <адрес> в адрес органа опеки администрации <адрес> № от 10.02.2014г. и № от 29.08.2014г., договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> в <адрес> заключенного с КК., договор управления многоквартирного жилого дома от 26.05.2008г. по этой квартире заключенного с КК., счета на оплату <адрес>, адресная справка на истца, ответ Минусинского межрайонного прокурора в адрес истца от 09.12.2010г., дипломом о получении средне- специального образования, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация», Минусинского отделения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Шерстневым А.А..
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно ст.8 этого же закона (в ред.Федерального закона от 29.02.2012г. №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
На основании ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-977) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - список), которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом.
<адрес> жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. Также с учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 5 квадратных метров. Уполномоченный орган местного самоуправления заключает с лицом, указанным в пункте 1 настоящей статьи, договор найма специализированного жилого помещения на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования о предоставлении лицу, указанному в пункте 1 настоящей статьи, включенному в список, жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет.
В силу ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 3-981) администрация <адрес> наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их однократного предоставления по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем размещения муниципального заказа на приобретение жилых помещений на территории соответствующего муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и правомерными.
Как установлено в судебном заседании, Шерстнев А.А. в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей, не имел и не имеет своего собственного жилого помещения, необоснованно был включен в договор социального найма <адрес> в <адрес>, поскольку членом семьи КК. и К. на тот момент не являлся, в указанную квартиру не вселялся и фактически права пользования ею не приобрел.
С учетом того, что до достижения возраста 23-х лет истец обращался в компетентные органы с заявлениями о представления ему жилья, как оставшемуся без попечения родителей, однако в соответствующий список включен не был и жильем не обеспечен, проживает и намерен постоянно проживать в дальнейшем на территории <адрес>, суд считает необходимым обязать администрацию <адрес> предоставить истцу жилое помещение на территории <адрес> в соответствии с требованиями вышеуказанных положений закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию <адрес> предоставить Шерстневу А.А. на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью 33 кв.м., с допусками установленными ч.14 ст.<адрес> лот 02.11.2000г. № «О защите прав ребенка» (но не менее 28 кв.м. и не более 42 кв.м.).
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 15.05.2015г.