Дело № 2-1963/13
Решение в окончательной форме изготовлено 17.06.2013
(с учетом выходных дней)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2013 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Гедымы ОМ.
при секретаре Мартыненко В.Г.
с участием:
истца Ляшука Ф.И.
представителя третьего лица Летучей А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1963/13 по иску Ляшука Ф.И. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы,
УСТАНОВИЛ:
Ляшук Ф.И. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» (далее ФКУ «УФО МО») о взыскании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы.
В обоснование иска истец указал, что в середине октября 2012 года ему была предложена должность *** в отдел хранения средств инженерного вооружения на склад (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковой части 77360. Он согласился на трудоустройство, однако при условии, что ему будет установлена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада. После согласования данной выплаты с ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области», 01 ноября 2012 года между ним и начальником склада был заключен трудовой договор, которым ему установлена, в том числе стимулирующая надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100 %. Вместе с тем, начиная с января 2013 года распоряжением ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области» данная выплата была прекращена. Данные действия ответчика находит незаконными и необоснованными, поскольку выплата стимулирующей надбавки в указанном размере является существенным условием трудового договора и частью его заработной платы. Приказом командира войсковой части 77360 от 01.10.2012 № 2 начальник склада (комплексного хранения материальных и технических средств) наделен функциями работодателя со всеми вытекающими правами и обязанностями, в том числе по приему, перемещению и увольнению работников склада, изданием приказов по персоналу, заключением с ними трудовых договоров. Об изменениях определенных сторонами условий трудового договора от 01.01.2012, а также о причинах невыплаты, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель его не уведомил. Считает, что у ответчика отсутствовали правовые основания для прекращения выплаты спорной надбавки.
Просит обязать ответчика выплатить надбавку за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада за январь, февраль, март, апрель 2013 года в сумме *** рублей.
Истец Ляшук Ф.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что ФКУ «УФО МО» осуществляет финансирование воинских частей и организаций, расположенных по Мурманской области на основании заключенных с ними договоров обслуживания. Система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций, в том числе и работников у соответствующего работодателя определена приказом Министра обороны Российской Федерации от 10.11.2008 N 555. Основанием для содержания гражданского персонала воинских частей и организаций является штат, согласно которому склад (комплексного хранения материальных и технических средств) относится к структурным подразделениям 701 Центра материально-технического обеспечения Северного флота (далее 701 ЦМТО, войсковая часть 77360). Таким образом, руководителем бюджетного учреждения (воинской части) является командир войсковой части 77360. Истец является ***, который находится в подчинении войсковой части 77360-Ф. В октябре 2012 года при формировании 701 Центра начальник склада (комплексного хранения материальных и технических средств) незаконно направил ходатайство о согласовании надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы Ляшуку Ф.И. В январе 2013 года в ФКУ «УФО МО по Мурманской области» поступил штат № ***, в связи с чем с 01.01.2013 выплата спорной надбавки была прекращена. Также указала, что Приказом Министра обороны РФ 2008 № 555 должность *** не поименована.
Представитель третьего лица – войсковой части 77360-Х, привлеченного судом к участию в деле, в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск. Пояснила, что данная надбавка была установлена истцу в 2012 году в размере 100 % по согласованию с ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области», при приеме истца на работу. Ограничений, связанных с периодом установления данной надбавки протоколом согласования не установлено. Обращает внимание, что изменение условий трудового договора в одностороннем порядке, со стороны финансового органа, не являющегося работодателем истца, без уведомления непосредственного работодателя о необходимости внести изменения в трудовой договор, является нарушением трудового законодательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ.
Работник, согласно статье 21 ТК РФ, имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Статьей 129 ТК РФ определено, что стимулирующие выплаты являются частью заработной платы.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.
Условия оплаты труда гражданского персонала предусмотрены приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10.11.2008 (далее – приказ МО РФ № 555 от 10.11.2008), которым утверждены размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации; порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом установлено, что заработная плата гражданского персонала воинских частей состоит из оклада, компенсационных выплат (доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иных выплат компенсационного характера) и стимулирующих выплат (доплат и надбавок стимулирующего характера, премий и иных поощрительных выплат).
Судом установлено, что 01 ноября 2012 года между войсковой частью 77360, в лице начальника Склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковая часть 77360-27 г. Мурманск и Ляшуком Ф.И. заключен трудовой договор № ***, по условиям которого истец принят на работу на склад (комплексного хранения материальных и технических средств) в/ч 77360-27 на должность ***.
В соответствии с разделом 5 трудового договора за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных трудовым договором, работнику установлена оплата труда в соответствии с Приказом Министра обороны от 10.11.2008 № 555 и Коллективным договором. Трудовым договором, помимо должностного оклада и выплат компенсационного характера, истцу установлены выплаты стимулирующего характера: надбавка за выслугу лет к окладу – 40% в месяц; надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы – 100 % в месяц; премия по итогам работы за месяц; ЕДВ.
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% от должностного оклада также установлена приказом начальника Склада комплексного хранения материальных и технических средств войсковая часть 77360-Ф № 8 от 01.01.2012, что подтверждается выпиской из приказа и не оспорено ответчиком.
Таким образом, при заключении трудового договора стороны пришли к соглашению о порядке и условиях оплаты труда, в частности о составе заработной платы, включающей в себя, помимо прочего, надбавку за сложность, напряженность, специальный режим работы в размере 100%.
Пунктом 5.2 трудового договора № *** от 01.11.2012 предусмотрено, что условия, порядок начисления и выплата стимулирующих выплат осуществляется в соответствии с положением об оплате труда и премировании работников, действующим у работодателя.
Положением о порядке выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы, утвержденным начальником склада войсковой части 77360-Ф (далее – Положение) установлено, что право на получение надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы имеют начальник склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковая часть 77360-Ф, заместитель начальника склада.
Должность *** данным Положением не предусмотрена.
Пунктом 3.1 Коллективного договора Склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковая часть 77360-Ф на 2013-2016 годы, установлено, что гражданскому персоналу войсковой части 77360-Ф устанавливается выплата стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы (сложность, напряженность и особый режим работы).
Выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы производится по должностям начальника склада (комплексного хранения материальных и технических средств) войсковой части 77360-Ф, заместителя начальника склада, а также может устанавливаться по должностям: ведущий инженер, начальники отделов (отделений) хранения склада.
Данная выплата гражданскому персоналу производится за счет средств экономии фонда оплаты труда.
Пунктом 3.9 Коллективного договора установлены критерии для выплаты надбавки за сложность, напряженность и особый режим работы по должности начальник отдела (отделения) хранения склада комплексного хранения материальных и технических средств.Исходя из положений ст. 5 ТК РФ, принимая во внимание, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, имеют большую юридическую силу, чем локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права (каковым Коллективный договор Склада), при разрешении данного спора надлежит руководствоваться приказом Министра обороны Российской Федерации № 555 от 10.11.2008 МО РФ.
В соответствии с пунктом 4 раздела I приложения № 2 к приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008 заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей, главным бухгалтерам, руководителям структурных подразделений, специалистам и рабочим размеры и условия выплат компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются руководителями бюджетных учреждений и воинских частей в соответствии с положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами).
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы до 100 процентов должностного оклада устанавливается: заместителям руководителей бюджетных учреждений и воинских частей; главным бухгалтерам бюджетных учреждений (филиалов бюджетных учреждений) и воинских частей (в том числе начальникам служб (отделов, отделений, частей) (финансовых) - главным бухгалтерам, начальникам отделов (отделений, частей) (финансовых), начальникам отделов (проверки и акцепта счетов за воинские перевозки) территориальных управлений военных сообщений); начальникам межрегиональных финансовых инспекций, их заместителям и начальникам отделов межрегиональных финансовых инспекций; главным инженерам организаций Вооруженных Сил, осуществляющих производственную деятельность и главным лесничим (главным государственным инспекторам по охране леса) военных лесничеств; начальникам филиалов комплексных баз материально-технического обеспечения, военных учебно-научных центров, военных академий, военного университета, военных санаториев и их заместителям; начальникам филиалов госпиталей; начальникам госпиталей, лечебно-диагностических (консультативно-диагностических) центров, поликлиник, являющихся структурными подразделениями главных (центральных, окружных (флотских) военных клинических госпиталей), и их заместителям; начальникам центров (отделов) социального обеспечения военных комиссариатов и их заместителям; начальникам отделов (муниципальных) военных комиссариатов субъектов Российской Федерации; начальникам отделений (по работе с верующими военнослужащими) и их помощникам, помощникам командующих флотами (по работе с верующими военнослужащими), помощникам командиров (начальников) (по работе с верующими военнослужащими).
Указанный перечень должностей является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Судом установлено, что склад (комплексного хранения материальных и технических средств), которому Приказом Командующего Северным флотом от 21 ноября 2012 года № *** присвоено условное наименование с добавлением буквенного обозначения 77360-Ф, является структурным подразделением 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота).
В силу п. 209 Положения о 701 центре (материально-технического обеспечения, Северного флота), утвержденного приказом Командующего Северным флотом 14 февраля 2013 года № 140, склад (комплексного хранения материальных и технических средств) 701 ЦМТО является самостоятельной административно-хозяйственной структурой – воинской частью (организацией) в составе 701 ЦМТО.
Согласно штату №***, утвержденному начальником Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 16 июля 2012 года, руководителем склада (комплексного хранения материальных и технических средств) является начальник склада.
В ходе судебного разбирательства установлено, что начальник склада осуществляет полномочия на основании доверенности командира войсковой части 77360 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота), в которой конкретизирован перечень делегированных полномочий, включающий функции работодателя в правоотношениях с работниками склада и ряд организационно-распорядительных функций.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что должность начальника отдела хранения средств инженерного вооружения склада комплексного хранения материальных и технических средств не входит в перечень должностей, которым согласно приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008 устанавливается выплата надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере до 100 % должностного оклада.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось ответчиком, что с момента трудоустройства в 2012 году *** Ляшуку Ф.И. на основании согласования с ФКУ «УФО МО» от 24.10.2012 выплачивалась надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100 % должностного оклада.
17 декабря 2012 года начальником склада было направлено соответствующее ходатайство об установлении истцу надбавки на 2013 год, вместе с тем, данная надбавка ответчиком не была согласована, в связи с чем ее выплата в 2013 году не производилась.
В силу п. 4 раздела I приложения № 2 к приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008 стимулирующие выплаты устанавливаются и выплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета на выплату заработной платы.
Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается по согласованию с соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и при условии выполнения показателей, установленных положением об оплате труда (коллективным договором, иным локальным нормативным актом).
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Судом установлено, что ФКУ «УФО МО» на основании договора на финансовое обслуживание № 407/ОБСЛ от 18.10.2012, заключенного с командиром войсковой части 77360 обеспечивает финансирование 701 центра (материально-технического обеспечения, Северного флота) и его структурных подразделений, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств, выполняет функции администратора доходов.
Пунктами 66-69 раздела III приложения № 2 к приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008 определено, что выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и особый режим работы гражданскому персоналу производится по результатам работы за месяц, квартал, год, за счет средств экономии фонда оплаты труда.
В соответствии с пунктом 7 Порядка формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала (приложение № 3 к приказу МО РФ № 555 от 10.11.2008) представленный на утверждение расчет годового фонда оплаты труда проверяется соответствующим распорядителем средств федерального бюджета и может быть уменьшен (увеличен) в зависимости от доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Пунктом 12 данного Порядка определено, что руководители бюджетных учреждений и воинских частей имеют право перераспределять денежные средства, предусмотренные годовым фондом оплаты труда и не использованные в течение расчетного периода (месяц, квартал, год) на выплату должностных окладов, компенсационных и стимулирующих выплат, а также на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда.
Размер экономии годового фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств, направляемых на выплаты стимулирующего характера, установленные положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) за счет экономии годового фонда оплаты труда, определяется по результатам исполнения утвержденного годового фонда оплаты труда за соответствующий расчетный период (месяц, квартал, год) после осуществления в установленном порядке всех видов выплат заработной платы.
Как следует из материалов дела, 07 декабря 2012 года руководителем ФКУ «УФО МО» в адрес командира войсковой части 77360 направлено письмо о невозможности согласования выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы начальникам и заместителям складов (комплексного хранения материальных и технических средств) в связи с направлением запроса в Департамент финансового планирования Министерства обороны Российской Федерации о правомерности выплаты надбавки данному гражданскому персоналу бюджетных учреждений Министерства обороны Российской Федерации. Доказательств того, что данное письмо работодателем истца не было получено, суду не представлено.
Согласно ст.72 ТК РФ изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.
В силу ст. 74 ТК РФ о предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Таким образом, обязанность уведомить о предстоящих изменениях трудового договора, достигнув соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора, возлагалась на работодателя истца, которым ответчик не является.
Соответствующих уведомлений об изменении размера оплаты труда, определенного трудовым договором, в установленный законом двухмесячный срок работодатель Ляшуку Ф.И. не направил.
Вместе с тем, данное обстоятельство не является основанием для сохранения истцу выплаты надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в установленном трудовым договором размере, поскольку ответчик, являясь распорядителем средств федерального бюджета, был вправе согласовать выплату данной надбавки в размере большем или меньшем, чем указано в ходатайстве о ее установлении, либо отказать в согласовании данной надбавки на 2013 года исходя из лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Доказательств того, что лимиты бюджетных обязательств на 2013 год позволяют выплачивать надбавку, суду не представлено. Более того, как следует из пояснений представителя ответчика, выплата начальнику отдела хранения средств инженерного вооружения стимулирующих надбавок не включена в лимит бюджетных обязательств ФКУ «УФО МО РФ по Мурманской области», поэтому при таких обстоятельствах в выплате указанных надбавок истцу отказано обоснованно.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования Ляшука Ф.И. о взыскании заработной платы в виде надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ляшука Ф.И. к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Мурманской области» о взыскании задолженности по заработной плате в виде надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100% должностного оклада за январь 2013 года, февраль 2013 года, март 2013 года, апрель 2013 года в сумме *** рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья подпись О.М. Гедыма