Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2011г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г. Смоленска
В составе:
председательствующего судьи Кудряшова А.В.
при секретаре Барашковой В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Н.В. к Администрации г.<данные изъяты>, Управлению опеки и попечительства Администрации г.<данные изъяты> об обеспечении во внеочередном порядке жилым помещением,
у с т а н о в и л:
Ковалева Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации г.<данные изъяты> Управлению опеки и попечительства Администрации г.<данные изъяты> об обеспечении ее, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке жилым помещением в г.<данные изъяты>, указав, что орган местного самоуправления необоснованно уклоняется от предоставления жилья при отсутствии у истицы в г.<данные изъяты> закрепленного жилого помещения.
Ковалева Н.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчиков Корнеева Е.А. иск не признала. Не оспаривая право истицы на обеспечение жилым помещением в г.<данные изъяты>, указала на принятие Администрацией г.<данные изъяты> мер, направленных на обеспечение Ковалевой жильем.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно ст.1, ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з органы местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений Смоленской области наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договору социального найма, в связи с чем, им предоставлено право на получение соответствующего финансового обеспечения за счет субвенции, предоставляемой из областного бюджета.
В ходе судебного разбирательства дела установлено, что Ковалева Н.В., <данные изъяты> года рождения, относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (оба родителя лишены родительских прав), постановлением Главы города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № признана не имеющей жилого помещения в г.<данные изъяты>. На основании этого же постановления истица включена в городской банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользующихся правом внеочередного получения жилого помещения в г.<данные изъяты> (л.д.8, 11).
Обращение ДД.ММ.ГГГГ Ковалевой Н.В. в Управление опеки и попечительства Администрации г.<данные изъяты> на предмет обеспечения ее жилым помещением положительного результата не принесло. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № названное Управление указало на то, что соответствующие жилые помещения приобретаются Администрацией г.<данные изъяты> для последующего предоставления их лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении ими 18 лет или по возвращении их из образовательных учреждений, тогда как на момент обращения истицы, она проходила обучение в СОГОУ СПО «Колледж профессиональных технологий и спорта», находясь на полном государственном обеспечении. Одновременно истице сообщено о включении ее в реестр учета детей-сирот на внеочередное получение жилья (л.д.9, 12-14, 16-18).
Из объяснений Ковалевой Н.В., а также имеющихся в деле письменных доказательств усматривается, что с июня 2006г. по июнь 2009г. истица обучалась в <данные изъяты> специальном училище закрытого типа №, по окончании которого в июне 2009г. возвратилась в г.<данные изъяты>, где с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в СОГОУ СПО «<данные изъяты>» (до переименования - СОГОУ НПО «Профессиональный лицей №») на очном отделении по профессии «портной», также находясь на полном государственном обеспечении и с ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирована в общежитии названного образовательного учреждения по адресу: <адрес>А, в котором ей предоставлено койко-место (л.д.7, 11 -оборот, 14).
По правилам п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ, абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на внеочередное обеспечение жильем возникает у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей непосредственно по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Исходя из положений абз.9 ст.1 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полное государственное обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, предполагает предоставление им, в числе прочего, бесплатного общежития до окончания обучения в указанных образовательных учреждениях.
Таким образом, обеспечение лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями вне очереди обусловлено, в частности, моментом окончания пребывания их в образовательном или ином учреждении, где они находятся на полном государственном обеспечении, и отсутствием на этот момент закрепленного за ними жилого помещения.
Однако на момент разрешения спора истица окончила обучение в СОГОУ СПО «<данные изъяты>», на полном государственном обеспечении не находится, жилым помещением в порядке ст.8 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ не обеспечена. Какое-либо жилое помещение в собственности у истицы отсутствует, права пользования жильем на условиях социального найма Ковалева не имеет.
Принимая во внимание тот факт, что истица выявлена органом опеки и попечительства, как лицо, оставшееся без родительского попечения, при ее пребывании в г.<данные изъяты>, а также то обстяотельство, что в настоящее время Ковалева также проживает в г.<данные изъяты>, уроженкой которого она является, исходя из того, что гарантированное законом право на жилое помещение не реализовано истицей не по ее вине, имеются установленные законом основания для возложения на Администрацию г.<данные изъяты> обязанности по предоставлению Ковалевой во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения в г.<данные изъяты> по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления (абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ, ст.50 ЖК РФ), которая должна быть исполнена органом местного самоуправления в порядке, предусмотренном Постановлением Администрации <данные изъяты> области от ДД.ММ.ГГГГ №, за счет средств областного бюджета, предоставляемых в виде субвенций на осуществление государственных полномочий по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями (ч.1 ст.2 Закона Смоленской области от 29.11.2007г. №114-з).
В соответствии с п.2.1 Положения об управлении опеки и попечительства Администрации г.<данные изъяты>, утв. Постановлением Главы города <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, Управление является структурным подразделением Администрации г.<данные изъяты>. в связи с чем, как не обладающее статусом юридического лица, наделенного полномочиями, связанными с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, является ненадлежащим ответчиком по заявленным Ковалевой исковым требованиям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Администрацию г.<данные изъяты> предоставить Ковалевой Н.В., как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение в городе Смоленске по договору социального найма общей площадью не менее установленной нормы предоставления.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.
Председательствующий Кудряшов А.В.