Дело № 3а-97/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО1- адвоката ФИО5, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 декабря 2020 года, составленным частнопрактикующим оценщиком ФИО4, тем самым, затронуты права ФИО1 как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов, в размере его рыночной стоимости 2 372 000 руб.00 коп.
Определением Орловского областного суда от 29 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- адвокат ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражали.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представители заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и Администрации города Мценска Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив письменные возражения на иск, представленные Администрацией города Мценска Орловской области, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определенная по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 3532377 руб. 96 коп.(л.д.8).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение своих доводов, изложенных в административном исковом заявлении, ФИО1 представил отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 декабря 2020 года №, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО4, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков «Союз», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», представившим полис обязательного страхования оценщика при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно выводам, содержащимся в отчете об оценке от 24 декабря 2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 2372000 руб. 00 коп.
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.15-57).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы заявлены не были.
По убеждению суда, отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд, исследовав отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, считает, что указанный выше отчет отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в возражениях Администрации города Мценска Орловской области, о неправомерности требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2019 года, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, а также противоречат исследованным судом доказательствам, подтверждающим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, и ее применение для целей, предусмотренных действующим законодательством, с 1 января 2020 года.
Поскольку ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 26 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов, в размере его рыночной стоимости 2 372 000 (два миллиона триста семьдесят две тысячи) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 26 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2021 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова
Дело № 3а-97/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2021 года город Орёл
Орловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Георгиновой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,
с участием представителя административного истца ФИО1- адвоката ФИО5, представителя административного ответчика Бюджетного учреждения Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» ФИО7, представителя административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, действующих на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении областного суда административное дело по административному иску ФИО1 к Правительству Орловской области, Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации», Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
установил:
ФИО1 обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Орловской области и Бюджетному учреждению Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» (далее также - БУ ОО «МР БТИ») об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, установленную в соответствии с отчетом об оценке от 24 декабря 2020 года, составленным частнопрактикующим оценщиком ФИО4, тем самым, затронуты права ФИО1 как налогоплательщика земельного налога, исчисляемого исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
По изложенным основаниям ФИО1 просит суд установить по состоянию на 1 января 2019 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов, в размере его рыночной стоимости 2 372 000 руб.00 коп.
Определением Орловского областного суда от 29 января 2021 года к участию в данном деле в качестве административного соответчика привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Орловской области (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1- адвокат ФИО5 заявленные требования поддержала.
Представитель административного ответчика Правительства Орловской области ФИО6, представитель административного ответчика БУ ОО «МР БТИ» ФИО7 в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражали.
Представитель административного ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Орловской области, представители заинтересованных лиц на стороне административных ответчиков Управления Росреестра по Орловской области и Администрации города Мценска Орловской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьями 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судом постановлено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного истца, представителей административных ответчиков, изучив письменные возражения на иск, представленные Администрацией города Мценска Орловской области, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, частей 1 и 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (в редакции, действовавшей на момент предъявления административного иска), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как видно из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Орловской области, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определенная по состоянию на 1 января 2019 года, составляет 3532377 руб. 96 коп.(л.д.8).
В соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.
В подтверждение своих доводов, изложенных в административном исковом заявлении, ФИО1 представил отчёт об оценке рыночной стоимости недвижимого имущества от 24 декабря 2020 года №, выполненный частнопрактикующим оценщиком ФИО4, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков «Союз», имеющим квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению «оценка недвижимости», представившим полис обязательного страхования оценщика при осуществлении оценочной деятельности.
Согласно выводам, содержащимся в отчете об оценке от 24 декабря 2020 года, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 2372000 руб. 00 коп.
Отчёт об определении рыночной стоимости земельного участка выполнен на дату, по состоянию на которую сведения об этом объекте имеются в Едином государственном реестре недвижимости, т.е. на 1 января 2019 года (л.д.15-57).
При составлении отчета оценщик применил сравнительный подход, провел анализ рынка предложений по продаже объектов-аналогов земельных участков, проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, произвел необходимые корректировки и привел подробное обоснование поправок и расчет их значений.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также - Закон об оценочной деятельности) итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке такого объекта, соответствующий требованиям федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств, которые опровергали бы рыночную стоимость земельного участка, приведенную в отчете об оценке, свидетельствовали бы о его рыночной стоимости в ином размере, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайства о назначении судебной экспертизы заявлены не были.
По убеждению суда, отчёт об оценке соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно - правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Суд, исследовав отчёт об оценке, сопоставив его содержание с иными имеющимися в деле доказательствами, считает, что указанный выше отчет отвечает требованиям относимости, допустимости и достаточности, не вызывает сомнений в его достоверности.
При таких обстоятельствах, заявленные ФИО1 административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Доводы, изложенные в возражениях Администрации города Мценска Орловской области, о неправомерности требования ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равной рыночной стоимости, по состоянию на 1 января 2019 года, отклоняются судом как несостоятельные, поскольку они основаны на ошибочном толковании пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, а также противоречат исследованным судом доказательствам, подтверждающим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года, и ее применение для целей, предусмотренных действующим законодательством, с 1 января 2020 года.
Поскольку ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости 26 декабря 2020 года, то указанную дату следует считать датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административное исковое заявление ФИО1 об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 7298 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под коммунально-складские объекты, для размещения коммунальных, складских объектов, в размере его рыночной стоимости 2 372 000 (два миллиона триста семьдесят две тысячи) рублей 00 копеек по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи заявления ФИО1 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 26 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Орловский областной суд в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2021 года.
Председательствующий Н.А. Георгинова