Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-218/2021 ~ М-135/2021 от 12.05.2021

                         Дело № 2-218/2021

10RS0006-01-2021-000526-70

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 13 сентября 2021 года

    Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПАО «Россети Северо-Запад» к ФИО2 о расторжении договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям,

у с т а н о в и л:

ПАО «Россети Северо-Запад» (ранее - ПАО «МРСК Северо-Запада», далее – Общество) обратилось в суд к ФИО2 с вышеназванным исковым заявлением по следующим основаниям.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен договор и ДД.ММ.ГГГГ договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ФИО2, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами соответственно. Срок выполнения мероприятий по указанным договорам составлял год, с даты их заключения. Для реализации договоров сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи , установку кВ и строительство от ТП отпайки кВ до границы земельных участков заявителя. Ориентировочное расстояние проектируемых линейных объектов составляет км. Лесные участки, на которых необходимо осуществить строительство линейных объектов для присоединения объектов заявителя, располагаются в границах Национального парка «Ладожские шхеры», образованного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684. Для технологического присоединения дачных домов заявителя, Обществу необходимо осуществить сплошную вырубку леса в границах национального парка под трассы ЛЭП, шириной 20 метров. Альтернативный вариант строительства линии электропередачи 10 кВ без использования земель национального парка отсутствует, так как земельные участки заявителя со всех сторон окружены землями национального парка. Учитывая данное обстоятельство, строительство линии электропередачи до границ земельных участков заявителя должно осуществляться по землям лесного фонда. Письмом от 16.10.2019 Минприроды РФ информировало Общество о том, что вопрос о возможности осуществления в границах национального парка деятельности по строительству и эксплуатации линий электропередачи необходимо решать путем согласования данного вида социально-экономической деятельности в парке и после утверждения положения о нем. В согласовании социально-экономической деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации линии электропередачи в границах парка Обществу отказано письмом Минприроды РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Ввиду создания Национального парка «Ладожские шхеры» существуют непреодолимые обстоятельства, препятствующие истцу исполнить свои обязательства по договорам, поскольку на землях национального парка законодательно запрещена деятельность, влекущая причинение ущерба землям парка, в том числе строительство линий электропередачи, что объективно препятствует истцу исполнить свои обязательства по договорам от 11 и от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ФИО2

На основании вышеизложенного, ссылаясь на положения ст. 416 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), истец просил расторгнуть договоры об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенные с ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ . Взыскать с ответчика судебные расходы по оплате государственной пошлины.

В ходе судебного разбирательства истец увеличил требования, указав, что, несмотря на то, что строительство линий электропередачи без использования земель национального парка к земельным участкам ответчика возможно по альтернативному варианту – по земельным участкам с кадастровыми номерами , которые находятся в долевой собственности и переданы в оперативное управление АО УК «», последний не дает разрешение на строительство объектов энергоснабжения на своих земельных участках, поэтому исполнить договоры, заключенные с ответчиком не представляется возможным.

Представитель истца ПАО «Россети Северо-Запад», по доверенности, ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом увеличения. Пояснила, что истец не обязан устанавливать сервитуты, для исполнения договоров. Частный сервитут может установить сам ФИО2, как собственник земельных участков. Для установления публичного сервитута отсутствуют основания, поскольку ФИО2 не является населением, постоянно проживающим на территории принадлежащих ему участков (регистрации на территории <адрес> ФИО2 не имеет; зарегистрирован в Санкт-Петербурге; на территории <адрес> имеет земельные участки для дачного строительства в разных поселениях).

В судебном заседании представители ответчика ФИО2ФИО8 и ФИО6 возражали против удовлетворения заявленных истцом требований, указав на то, что истцом не представлено доказательств невозможности исполнения договоров. По их мнению, истец сам решил, не обращаясь в орган исполнительной власти, кто является населением, а кто нет. Никаких мер по урегулированию вопроса истец не принял, кроме, как направил запрос в АО УК «Дженерал Кэпитал» с вопросом о возможности строительства линии электропередач без каких-либо предложений и согласований. Отрицательный ответ АО УК «Дженерал Кэпитал», в данном случае, не может свидетельствовать о наличии оснований для расторжения договоров по причине невозможности исполнения.

Представитель третьего лица – АО УК «», по доверенности, ФИО7, иск поддержала, указав, что АО УК «» возражает против расположения на его земельных участках линии электропередач к земельным участкам ответчика. Не отрицала возможность установления частного сервитута для осуществления технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств ответчика по земельным участкам, принадлежащим АО УК «». В настоящее время, АО УК «» проводит работы по исправлению реестровых ошибок в местоположении границ земельных участков Фонда, что является препятствием для надлежащего выполнения проектных работ по определению прохождения ЛЭП. Также указала, что после исправления реестровых ошибок АО УК «» имеет намерения провести на свои земельные участки электричество, то есть заключить с истцом договоры.

Третьи лица – представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, ГКУ РК «Лахденпохское центральное лесничество», Администрации Лахденпохского муниципального района, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Кивач»» в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации направило в адрес суда отзыв относительно исковых требований, в котором указали на то, что земельные участки ответчика расположены вне границ населенных пунктов, не входят в границы национального парка «Ладожские шхеры», возможность строительства линии электропередач в границах национального парка «Ладожские шхеры» для обеспечения электроэнергией объектов, расположенных на земельных участках ответчика, действующим законодательством не предусмотрена.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено, что ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами (далее - КН) .

Вышеуказанные земельные участки относятся к категории земель – земли сельскохозяйственного использования, с видом разрешенного использования – для дачного строительства, местоположение: <адрес>, район <адрес>.

Между истцом и ответчиком были заключены договоры об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств ответчика, расположенных на вышеуказанных земельных участках, к объектам электросетевого хозяйства Общества от ДД.ММ.ГГГГ.

Для реализации договоров сетевой организации необходимо осуществить строительство линии электропередачи (далее - ЛЭП) , установку кВ и строительство от ТП отпайки кВ до границы земельных участков ответчика ФИО2 Ориентировочное расстояние проектируемых линейных объектов составляет км.

Материалы дела свидетельствуют о том, что ответчиком в полном объеме исполнены свои обязательства по заключенным между сторонами договорам об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, в том числе выполнены технические условия, являющиеся неотъемлемой частью договоров. Данные обстоятельства сторонами по делу не оспариваются и подтверждаются материалами дела.

В обоснование заявленных требований истец ссылается на то обстоятельство, что вышеуказанные земельные участки, принадлежащие на праве собственности ответчику, окружены землями государственного лесного фонда, входящими в состав национального парка «Ладожские шхеры», по которым планировалось строительство линии. Альтернативный вариант технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя ФИО2 через земельные участки, которые находятся в долевой собственности АО УК «», невозможен, ввиду отсутствия согласия последнего на проведение линии.

Таким образом, в настоящее время истец заявляет о наличии оснований для расторжения договоров, заключенных с ответчиком, на основании положений п. 1 ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств, которые стороны объективно не могли предвидеть при заключении договоров.

В соответствии с п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда, в частности, только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором (подпункт 2 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. В пункте 2 названной статьи предусмотрено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий: 1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет; 2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота; 3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора; 4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.

В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Таким образом, изменение обстоятельств является существенным, если участники сделки в момент ее заключения не могли разумно предвидеть наступление соответствующего изменения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2017 № 1684 образован Национальный парк «Ладожские шхеры», общей площадью 122 008,3 гектара, включая земли лесного фонда площадью 66 047 гектаров, земли лесного фонда (прилегающая акватория Ладожского озера) площадью 52 854,3 гектара, земли запаса (горный массив Петсевара) площадью 2 026 гектаров и земли особо охраняемых территорий и объектов (остров Путсари) площадью 1 081 гектар в Лахденпохском, Сортавальском и Питкярантском муниципальных районах Республики Карелия.

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства Российской Федерации национальный парк «Ладожские шхеры» отнесен к ведению Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

В границы указанного национального парка попадают принадлежащие ответчикам земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости, а также территория, на которой предполагалось строительство линейных объектов до границ земельных участков ответчиков, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось и подтверждается Положением о национальном парке «Ладожские шхеры», утвержденным Приказом Минприроды России от 13.01.2020 № 1.

После создания Национального парка «Ладожские шхеры» использование земель лесного фонда возможно только в предусмотренных законом случаях и должно подчиняться режиму национального парка.

В соответствии с пп. 2 п. 9 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры» на территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе, деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений.

Согласно п. 10.3 Положения о национальном парке «Ладожские шхеры» рекреационная зона, предназначенная для обеспечения и осуществления рекреационной деятельности, развития физической культуры и спорта, а также размещения объектов туристической индустрии, музеев и информационных центров.

В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории.

В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство - сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.

Согласно Федеральному закону от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» указанная выше ратифицированная СССР Конвенция является международным договором и входит в составную часть правовой системы Российской Федерации.

Статьей 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

В соответствии с п. 1 ст. 95 ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (абз. 1 п. 3 ст. 95 ЗК РФ).

Положениями п. 7 ст. 95 ЗК РФ предусмотрено, что на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства; строительство линий электропередачи и других коммуникаций в границах особо охраняемых природных территорий в случаях, установленных федеральным законом (в случае зонирования особо охраняемой природной территории - в границах ее функциональных зон, режим которых, установленный в соответствии с федеральным законом, запрещает размещение соответствующих объектов), а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Подпунктом «д» п. 2 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, за исключением объектов, размещение которых предусмотрено пунктом 1 данной статьи, объектов, связанных с функционированием национальных парков и с обеспечением функционирования расположенных в их границах населенных пунктов.

Согласно подпункту «д» п. 1 названной статьи Федерального закона № 33-ФЗ в целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением, в частности, зоны хозяйственного назначения, в границах которой допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что земельные участки ответчика относятся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения и находятся за пределами границ населенных пунктов. На земельных участках расположены дачные дома. Местом постоянного жительства ответчика является <адрес>. Местами постоянного жительства ответчика данные объекты недвижимости не являются.

В соответствии со ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенных пунктов.

Таким образом, объекты ответчика не попадают под исключения, предусмотренные подпунктом «д» пункта 1 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ, допускающие возможность осуществления определенных видов деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, поскольку объекты недвижимости, расположенные на земельных участках ответчика, не являются его местом жительства и расположены за пределами населенных пунктов.

Кроме того, согласно части 1 статьи 103 ЛК РФ, действовавшей в спорный период, к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Согласно ч. 6 ст. 103 ЛК РФ особенности использования, охраны лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, строительство и размещение линейных объектов, а также рубка зеленых насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, невозможны без причинения ущерба особо охраняемой природной территории.

Линейными объектами исходя из положений ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

Строительство и размещение линейных объектов влечет за собой нарушение почвенного слоя, а также имеющихся на территории национального парка лесных насаждений.

В данном случае возможна не только так называемая санитарная рубка, но и рубка здоровой древесины, что повлечет уничтожение имеющихся лесных насаждений.

Изложенное позволяет заключить, что строительство линейных объектов до границ земельных участков ответчика с момента создания национального парка на данной территории невозможно в силу прямого запрета, установленного действующим законодательством. Указанное изменение в законодательстве, произошедшие фактически сразу же после заключения спорных договоров, и создание на соответствующей территории национального парка «Ладожские шхеры» является существенным изменением обстоятельств применительно к имеющимся между сторонами правоотношениям.

Материалы дела свидетельствуют о том, что письмом от 12.08.2018 исх.№МР2/3/112-09/7154 истец обращался в Минприроды России за согласованием социально-экономической деятельности в границах национального парка в целях строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов. В своем письме от 16.10.2019 исх.№15-47/25288 Минприроды России информировало истца о том, что вопрос о возможности осуществления в границах национального парка деятельности необходимо решать путем согласования данного вида социально-экономической деятельности в парке и после утверждения положения о нем. В соответствии с протоколом совместного совещания у заместителя министра энергетики Российской Федерации от 12.11.2019 № 10-2046пр, представителем Минприроды России доведена информация о том, что возможность нового строительства электросетевых объектов на ООПТ отсутствует. В согласовании социально-экономической деятельности по строительству, реконструкции и эксплуатации ЛЭП в границах национального парка истцу отказано письмом Минприроды России от 22.06.2020.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашли свое подтверждение доводы истца о возникновении после заключения между сторонами договоров на технологическое присоединение сетей после создания Национального парка «Ладожские шхеры» существенных и непреодолимых обстоятельств, препятствующих истцу исполнить свои обязательства по договорам по землям национального парка, поскольку на них законодательно запрещена деятельность, влекущая причинение ущерба землям парка, в том числе строительство линий электропередач.

Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы истца о невозможности исполнения договоров в части проведения линейных объектов, как и планировалось, по территории национального парка, нашли свое подтверждение.

Между тем, суд полагает, что расторжение договоров в настоящее время является преждевременным.

Так в судебном заседании установлено, что земельные участки, принадлежащие ответчику, не со всех сторон окружены землями национального парка. Не исключен альтернативный вариант прохождения линии, минуя земли национального парка по земельным участкам с кадастровыми номерами: , которые находятся в долевой собственности и переданы в оперативное управление АО УК «» (далее Компания).

Действительно письмом от ДД.ММ.ГГГГ Компания отказала истцу в строительстве линии электропередачи на указанных земельных участках, находящихся в доверительном управлении Компании.

Вместе с тем, по убеждению суда, данный отказ, выраженный в письме Компании, не является безусловным основанием невозможности исполнения договоров с ответчиком.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила), определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации.

В соответствии с абзацем первым п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.

Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению (абзац второй пункта 3 Правил).

К заявителям, на которых распространяется действие абзаца второго пункта 3 Правил, относятся, в частности, физические лица в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику (пункт 14).

Из Правил присоединения следует, что на сетевую организацию возлагается не только обязанность по осуществлению собственно мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям, но и целого ряда подготовительных мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, включая усиление существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей (строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, модернизация оборудования, реконструкция объектов электросетевого хозяйства, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электрической энергии).

При этом из подпункта «б» пункта 25 и подпункта «б» пункта 25 (1) Правил присоединения следует, что сетевая организация обязана осуществить эти подготовительные мероприятия за свой счет в отношении любых заявителей.

Сопоставление перечня содержащихся в подпункте «б» пункта 25 и подпункте «б» пункта 25 (1) Правил присоединения мероприятий с пунктом 28 тех же правил, определяющим критерии наличия технической возможности технологического присоединения, приводит к выводу о том, что эти мероприятия, по существу, направлены на обеспечение технической возможности технологического присоединения.

Таким образом, в силу приведенных положений Закона об электроэнергетике и Правил присоединения обеспечение технических условий технологического присоединения в отношении любого обратившегося к сетевой организации заявителя является неотъемлемой частью обязанностей сетевой организации по соответствующему публичному договору.

В соответствии с пунктом 6 Правил присоединения технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.

В силу пункта 16.3 Правил присоединения обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Подпунктом «г» пункта 25 (1) Правил присоединения установлено, что в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктом 14 данных правил, должно быть указано распределение обязанностей между сторонами по исполнению технических условий (мероприятия по технологическому присоединению в пределах границ участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, осуществляются заявителем, а мероприятия по технологическому присоединению до границы участка, на котором расположены энергопринимающие устройства заявителя, включая урегулирование отношений с иными лицами, осуществляются сетевой организацией).

Таким образом, в отношении лиц, указанных в пункте 14 Правил присоединения, обратившихся в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, к которым относится ФИО2, сетевая организация обязана заключить договор технологического присоединения, неотъемлемой частью которого является обязанность сетевой организации по обеспечению технических условий технологического присоединения.

Следовательно, на ПАО «Россети Северо-Запад» лежит обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договоров присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Как следует из иска и установлено судом, ПАО «Россети Северо-Запад» обязанность по осуществлению технологического присоединения в установленный договором срок не исполнена, присоединение энергопринимающих устройств ответчика к электрическим сетям не произведено до настоящего времени.

Обращаясь с иском в суд, ПАО «Россети Северо-Запад» ссылалось на наличие оснований, предусмотренных ст. 451 ГК РФ.

При разрешении заявленного спора суд приходит к выводу о том, что ПАО «Россети Северо-Запад» не представлены безусловные доказательства отсутствия возможности исполнить обязательства по заключенным между сторонами договорам об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ.

Безусловных доказательств невозможности исполнения обязательств по заключенным между сторонами договорам, урегулированию вопросов с третьими лицами, в том числе путем обращения в уполномоченный орган за установлением сервитута для строительства линии электропередачи, истцом не предоставлено. Довод истца о невозможности установления сервитута в связи с тем, что ответчик не является «населением <адрес>», не свидетельствует об обратном. (Не представлено обращений в орган местного самоуправления, не рассмотрена возможность установления сервитута с Компанией и т.д.). Никаких предложений по урегулированию вопроса путем установления частного сервитута в адрес ФИО2 от Общества не поступало.

При этом суд учитывает, что представитель Компании не исключил возможность установления сервитута на приемлемых для Компании условиях, а также указал о намерении заключения договоров с Обществом для проведения линии электропередач к земельным участкам Компании.

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют достаточные основания для удовлетворения требований ПАО «Россети Северо-Запад» о расторжении договоров об осуществлении технологического присоединения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 20.09.2021

2-218/2021 ~ М-135/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ПАО "Россети Северо-Запад"
Ответчики
Артемьев Дмитрий Александрович
Другие
ЗПИФ комбинированный "Новый капитал"
ФГБУ "Государственный природный заповедник "Кивач"
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Администрация Лахденпохского муниципального района
АО УК "Дженерал Кэпитал"
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Хохлов А.А.
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
Сутягин Александр Николаевич
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на сайте суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
12.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.05.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.05.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
04.06.2021Предварительное судебное заседание
21.06.2021Судебное заседание
18.08.2021Судебное заседание
13.09.2021Судебное заседание
20.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2022Дело оформлено
01.02.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее