Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3593/2013 ~ М-3949/2013 от 20.09.2013

Дело № 2-3593/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 октября 2013 года г. Саранск

Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:

председательствующего – судьи Бурлакова И.И.,

при секретаре судебного заседания – Овчинниковой О.Д.,

с участием в деле:

истца – Девятаева С.С., его представителя адвоката Решетниковой Ю.К., действующей на основании ордера № 83 от 18 октября 2013 года,

ответчика – Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия, его представителя Степновой Н.Ю., действующей на основании доверенности № 8 от 18 февраля 2013 года,

старшего помощника прокурора Ленинского района г.Саранска Мещеряковой И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Девятаева С.С. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании приказа об увольнении № 773-к от 21 августа 2013 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, взыскании и судебных расходов,

установил:

Девятаев С.С. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании приказа об увольнении № 773-к от 21 августа 2013 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, взыскании и судебных расходов.

В обоснование иска указано, что Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия от 22 июня 2001 года № 509 он был принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава-исполнителя Ковылкинского районного подразделения службы судебных приставов Управления Минюста Российской Федерации по Республике Мордовия. В соответствии с приказом УФССП России по Республике Мордовия от 09 апреля 2009 года № 269 назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району. Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года он был временно отстранен от занимаемой должности начальника отдела старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району. Было назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда с 12 августа 2011 года. Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу 23 августа 2011 года.

Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 19 июля 2013 года № 215в отношении него назначена служебная проверка. Комиссия по проведению служебной проверки решила, что имеются основания для расторжения служебного контракта в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами), Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года № 773-к с ним расторгнут служебный контракт от 09 апреля 2009 года № 37, он освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы, и уволен 21 августа 2013 года с государственной гражданской службы — начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Закона (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Федеральным законом от 25.12.2008 года « 273-ФЗ «О противодействии коррупции»). Основанием увольнения является утрата доверия.

Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами РФ, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи».

Указывает, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей им за 2012 год не представлены.

Приказ об увольнении считает незаконным, по следующим основаниям, в период с 2002 по 2010 год он ежегодно в установленные сроки представлял справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственной должности федеральной государственной службы (в период с 2002 по 2009), сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего за 2010 год.

Таких сведений за 2011 и 2012 годы он действительно не представлял, так как с 12 августа 2011 года постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от должности был отстранен. С того времени фактически на государственной службе не работал, функциями государственного гражданского служащего не обладал, поэтому и считал, что представление справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 года не является для него обязательным. В настоящее время сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера на него и членов его семьи представлены.

Просит признать Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года № 773-к об увольнении с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району незаконным; восстановить в прежней должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району; взыскать пособие за время вынужденного прогула; судебные расходы в сумме 3 000 рублей за составление искового заявлении.

В заявлении об увеличении исковых требований истец Девятаев С.С. указывает, что приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года № 773-к об увольнении его с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району является незаконным в виду нарушения Федерального законодательства, регламентирующего процедуру увольнения.

Ответчиком нарушены положения статьи 59.3 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определяющие порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения. Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по урегулированию конфликтов интересов, - и на основании рекомендации указанной комиссии. В спорном случае не имеется доклада и рекомендаций об увольнении на основании статьи 59.2 Закона.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Ответчиком не учтено: привлечение к дисциплинарному взысканию впервые, отсутствие имущества и минимальный доход, подлежащий декларированию, то есть не предоставление декларации не влекло умысла сокрыть имущество и доходы, а связано лишь с временным отстранением от исполнения должностных обязанностей на основании Постановления Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года. Таким образом, не учтен характер и обстоятельства правонарушения. В заключение указано на то, что в 2012 году декларация также не была подана, что является незаконным, так как если в течение одного года со дня применения взыскания гражданский служащий не был подвергнут дисциплинарному взысканию, предусмотренному пунктом 1, 2 или 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, или взысканию, предусмотренному пунктом 1,2 или 3 статьи 59.1 настоящего Федерального закона, он считается не имеющим взыскания.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 настоящего Федерального закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения. Ответчиком нарушен срок применения взыскания. Декларации подаются непосредственно работодателю - отдел государственной службы и кадров. Таким образом, о непредставлении декларации ответчик узнал не позднее 30 апреля 2013 года. Взыскание могло быть применено до 1 июля 2013 года ( с учетом предусмотренного п.6 статьи 59 Закона срока для проведения проверки). Приказ издан 21 августа 2013 года.

В акте о применении к гражданскому служащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается статья 59.1 или 59.2 настоящего Федерального закона. В приказе не имеется указаний на статью 59.2 Закона как основание для увольнения. Основанием указано - заключение по результатам служебной проверки от 19 августа 2013 года, а не статья Закона.

Копия акта о применении к гражданскому служащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к гражданскому служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта. Приказ не вручен в течении 5 дней.

Просит Приказ Управления Федеральной службы судебных приставов по РМ от 21 августа 2013 года № 773-к об увольнении с должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району признать незаконным; восстановить его в прежней должности начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району; взыскать пособие за время вынужденного прогула из расчета назначенного постановлением Ковылкинского суда от 12.08.2011 ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда; взыскать судебные расходы в сумме 3 000 рублей за составление заявления адвокатом

В судебном заседании истец Девятаев С.С. исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца Решетникова Ю.К. исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Мордовия Степнова Н.Ю. исковые требования Девятаева С.С. не признала, просила в иске отказать. Суду пояснила, что вывод о нарушении Управлением процедуры увольнения, установленной положением статьи 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе», основан на неверном толковании указанной нормы права. В соответствии с частью 1 статьи 59.3 Закона доклад о наличии в действиях (бездействии) государственного гражданского служащего признаков коррупционного правонарушения готовится по результатам проверки, проводимой «подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений». На сегодняшний день соответствующий государственный орган не создан, в связи с чем, правом проведения проверки соблюдения государственным гражданским служащим ограничений и запретов, а также исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, обладает соответствующее компетентное подразделение работадателя.

В приказе Управления от 19.07.2013 N 213 отражено решение о проведении служебной проверки в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Девятаева С.С. по исполнению последним требований статьи 8 Федерального закона от 25.12.2008 N2 273-ФЗ «О противодействии коррупции», часть 1 статьи 20 Закона. Во исполнение названного приказа создана комиссия, в состав которой включены представители отдела противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности, защиты государственной тайны, мобилизационной подготовки и гражданской обороны, отдела государственной службы и кадров. По результатам проведенной проверки, комиссией подготовлен письменный документ, который содержит вывод о нарушении Девятаевым С.С. положений п.п. 2, 9 части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Закона в части не предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего, его супруги и несовершеннолетних детей за 2012 год. Тот факт, что основанием принятия решения об увольнении Девятаева С.С. с государственной гражданской службы и издания приказа от 21.08.2013 №773-к послужил документ, именуемый «Заключение по результатам служебной проверки от 19.08.2013», а не «Доклад» не свидетельствует о незаконности приказа об увольнении истца. Не имеется законодательно установленной формы «Доклада», неукоснительное соблюдение которой возлагается на работодателя в рамках применения статьи 59.3 Закона. Комиссией установлен факт совершения Девятаевым С.С. коррупционного правонарушения, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 25.12.2008 №273 -ФЗ «О противодействии коррупции». В рамках проведенной служебной проверки истец предоставил письменное объяснение, в котором не отрицал факта нарушения требований п.п. 2, 9 части 1 статьи 15, части 1 статьи 20 Закона. Все, что истец считал необходимым, он привел в свое оправдание. Доводам Девятаева С.С., изложенным в объяснении, дана комиссионная оценка. Таким образом, предоставив истцу возможность дачи письменных объяснений по факту не предоставления декларации о доходах, Управлением не допущено нарушения прав Девятаева С.С.

Довод о том, что при применении к Девятаеву С.С. взыскания работодателем не были учтены какие-либо смягчающие обстоятельства не может быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» невыполнение государственным гражданским служащим обязанностей по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи является право нарушением, влекущим освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы. Законодателем установлены жесткие ограничения, связанные с прохождением государственной службы. В статье 16 Закона прямо указано на отсутствие законных оснований нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия в связи с неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Довод о том, что приказ Управления от 21.08.2013 №773-к «Об увольнении Девятаева С.С.» не содержит ссылку на статью 59.2 Закона несостоятелен. Указанный локальный акт Управления принят на основании указанной нормы закона, о чем в тексте приказа имеется соответствующая ссылка.

Довод о нарушении срока применения к истцу взыскания не соответствует фактическим обстоятельствам дела. О факте нарушения Девятаевым С.С. законодательства о противодействии коррупции в части не предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего, его супруги и несовершеннолетних детей за 2012 год, Управлению стало известно 05.07.2013 – в день поступления Справки прокуратуры Республики Мордовия. Согласно положений статьи 59.3 Закона взыскания, предусмотренные статьями 59.1, 59.2 Закона, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая времени проведения проверки. Служебная проверка по фактам, изложенным в представлении прокуратуры Республики Мордовия от

15.07.2013 N27-3-1-13/2708, была проведена в период с 19.07.2013 по 19.08.2013. Приказ об увольнении Девятаева С.С. издан 21.08.2013.

Довод о нарушении Управлением сроков вручения Девятаеву С.С. приказа об увольнении также не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года начальник отдела - старший судебный пристав Отдела судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Мордовия Девятаев С.С. временно отстранен от занимаемой должности. Таким образом, в день издания оспариваемого приказа истец не мог быть ознакомлен с его содержанием, по причине отсутствия на работе. В соответствии с требованием статьи 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации в день расторжения служебного контракта в адрес Девятаева С.С. ценным письмом с обратным уведомлением (исх.N 13/09/7201) направлена копия приказа, а также уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой.

Заслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что исковые требования Девятаева С.С. о признании приказа об увольнении № 773-к от 21 августа 2013 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, взыскании и судебных расходов, не подлежат удовлетворению, суд считает исковые требования Девятаева С.С. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Материалами дела установлено и следует из пояснения сторон, что Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Мордовия от 22 июня 2001 года № 509 Девятаев С.С. принят на государственную службу и назначен на государственную должность судебного пристава-исполнителя Ковылкинского районного подразделения службы судебных приставов Управления Минюста Российской Федерации по Республике Мордовия.

В соответствии с приказом УФССП России по Республике Мордовия от 09 апреля 2009 года № 269 Девятаев С.С. назначен на должность начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району.

Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года Девятаев С.С. временно отстранен от занимаемой должности начальника отдела старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району. Девятаеву С.С. назначено ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда с 12 августа 2011 года. Постановление не было обжаловано и вступило в законную силу 23 августа 2011 года.

16.07.2013 в Управление поступило представление прокуратуры Республики Мордовия от 15.07.2013 № 7-3-1-13/2708 «Об устранении нарушений законодательства», в котором было указано на ненадлежащее выполнение рядом должностных лиц Управления, в том числе и начальником отдела - старшим судебным приставом отдела судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Девятаевым С.С. обязанностей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», п.п. 9, 11 части 1 ст. 15 Федерального закона «О Государственной гражданской службе Российской Федерации», в части представления справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, а также справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

После поступления из Прокуратуры Республики Мордовия информации о совершении Девятаевым С.С. коррупционного правонарушения приказом Управления от 19.07.2013 № 215 назначена служебная проверка в отношении начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Девятаева С.С. Комиссия по проведению служебной проверки решила, что имеются основания для расторжения служебного контракта в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом. Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами).

Приказом УФССП России по Республике Мордовия от 21 августа 2013 года № 773-к с Девятаевым С.С. расторгнут служебный контракт от 09 апреля 2009 года № 37, он освобожден от занимаемой должности государственной гражданской службы, и уволен 21 августа 2013 года с государственной гражданской службы — начальника отдела - старшего судебного пристава отдела судебных приставов по Ковылкинскому району УФССП России по Республике Мордовия в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 37 Закона (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Федеральным законом от 25.12.2008 года « 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 27.05.2003 № 58-ФЗ "О системе государственной гражданской службы Российской Федерации" и Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Федеральным законом от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов распространены ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов - это одна из обязанностей государственного служащего, а нарушение является основанием для увольнения с государственной службы в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 6 ч. 1 ст. 18 Закона.

В соответствии с требованием части 1 статьи 20 Закона гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.

Такой подход обусловлен тем, что обязанность по представлению соответствующих сведений относится к числу антикоррупционных мер, что следует из пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Согласно пункту 1.1 части 1 статьи 37 Закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

В соответствии со статьей 59.2 Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и(или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является.

На основании статьи 59.3 Закона при применении взысканий, предусмотренных статьями 59.1 и 59.2 Закона, учитываются характер совершенного гражданским служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение гражданским служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

Порядок назначения и проведения служебных проверок при совершении государственным гражданским служащим дисциплинарного проступка регламентирован ст. 58, 59 Закона.

За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии.

В силу статьи 59.2 Закона гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае: непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Взыскания, предусмотренные статьями 59.1 и 59.2 Закона, в том числе увольнение в связи с утратой доверия, применяются представителем нанимателя на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Увольнение в связи с утратой доверия применяется не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Судом установлено, что на основании представления прокуратуры Республики Мордовия от 15.07.2013 № 7-3-1-13/2708 нанимателем была назначена служебная проверка для установления обстоятельств совершения государственным служащим Девятаевым С.С. коррупционного правонарушения. В состав комиссии для проведения служебной проверки приказом № 215 от 19.07.2013 были включены: начальник отдела противодействия коррупции - ФИО9; заместитель начальника отдела государственной службы и кадров – ФИО10; ведущий специалист отдела правового обеспечения – ФИО11.

Само назначение комиссии для проведения проверки факта совершения Девятаевым С.С. коррупционного правонарушения, назначения комиссии именно в таком составе (в том числе с представителем отдела противодействия коррупции и представителя кадровой службы) в целом свидетельствует о соблюдении ответчиком процедуры наложения на истца взыскания за совершенное коррупционное правонарушение в виде увольнения в связи с утратой доверия.

Комиссией по проведению служебной проверки установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего за 2012 год, Девятаевым С.С. не представлены.

Комиссия по проведению служебной проверки пришла к выводу о том, что непредставление Девятаевым С.С. сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2012 год может квалифицироваться как утрата доверия, что является основанием для расторжения служебного контракта в соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 37 Закона (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО10 – заместитель начальника отдела УФССП России по Республике Мордовия, пояснила, что в соответствии с частью 1 статьи 59.3 Закона доклад о наличии в действиях (бездействии) государственного гражданского служащего признаков коррупционного правонарушения готовится по результатам проверки, проводимой «подразделением кадровой службы соответствующего государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений». На сегодняшний день соответствующий государственный орган не создан, в связи с чем, правом проведения проверки соблюдения государственным гражданским служащим ограничений и запретов, а также исполнения им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, обладает соответствующее компетентное подразделение работадателя.

Указом Президента N 1065 утверждено Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (далее - Положение о проверке.. .).

В соответствии с пп. "в" п. 1 Положения о проверке.. . настоящим Положением определяется порядок осуществления проверки соблюдения государственными служащими ограничений и запретов, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Фактически указанная проверка была проведена (в период времени с 19.07.2013 по 19.08.2013), по результатам которой в соответствии с положениями п. 1 ст. 59.3 Закона руководителю представлено заключение о том, что по результатам проверки установлен факт непредставления гражданским служащим сведения о доходах к указанному сроку, в связи с чем руководителем принято решение о его увольнении.

Каким образом названа проведенная проверка (проверка или служебная проверка) и как поименовано ее заключение (заключение или доклад) в рассматриваемом случае не имеет принципиального значения. Значимым для рассматриваемого дела обстоятельством будет являться то, что проверка проведена компетентными должностными лицами и ее выводы оформлены в письменном заключении.

В этой связи доводы истца о том, что ответчик нарушил процедуру применения взысканий, предусмотренных статьей 59.1 и 59.2 Закона, не могут быть рассмотрены как существенные, влияющие на существо рассматриваемого вопроса.

Безусловным основанием для увольнения в связи с утратой доверия является именно непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений (статья 59.2 Закона). Выбор вида взыскания за совершение государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения является компетенцией нанимателя.

Поскольку при проведении проверки и в ее выводах наниматель рассмотрел тяжесть совершенного проступка, степень его вины и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей, довод истца о том, что при его увольнении эти обстоятельства не были учтены, является несостоятельным (п. 4 заключения по результатам служебной проверки).

Порядок увольнения по ст. 59.2 Закона регламентирован п. 3 ст. 59.3 данного Закона, в соответствии с которой взыскание, предусмотренное ст. 59.2, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов. При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Истец Девятаев С.С. указывает, что ответчик нарушил процедуру увольнения в связи с нарушением сроков применения дисциплинарного взыскания. Такие выводы истца основаны на неправильном толковании закона. Так в рассматриваемом случае информация о совершении государственным гражданским служащим коррупционного правонарушения поступила в Управление ФССП по Республике Мордовия 16.07.2013 в представлении Прокуратуры Республики Мордовия. 19.07.2013 в отношении Девятаева С.С. была назначена служебная проверка, которая окончена 19.08.2013 (в месячный срок). Период проведения проверки, в силу п. 3 ст. 59.3 Закона, исключается из определенного законом срока применения взыскания. В связи с этим, увольнение по указанным основаниям 21.08.2013 не является нарушением срока привлечения государственного гражданского служащего к ответственности.

При этом, с момента поступления информации нанимателю о совершении коррупционного правонарушения Девятаевым С.С. не истекло 6 месяцев.

Таким образом суд приходит к выводу, ответчиком соблюдены сроки наложения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия.

В этой связи доводы истца о наличии процедурных нарушений, в частности сроков привлечения его к ответственности, являются несостоятельными.

Довод истца об отсутствии в приказе (акте о применении к гражданскому служащему взыскания) об увольнении указаний на ст. 59.2 Закона как на основание увольнения, является несостоятельным, поскольку в Приказе содержится ссылка на статью 59.2 Закона (л.д.15) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в силу общей нормы - ст. 37 Закона является основанием для увольнения, именно в связи с утратой доверия к служащему.

Приказом Управления от 21.08.2013 № 773-к Девятаев С.С. освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен 21.08.2013 с государственной гражданской службы Российской Федерации в соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 37 Закона (утрата представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов..., установленных Законом в целях противодействия коррупции.

Судом установлено, что процедура проведения проверки при привлечении истца к дисциплинарной ответственности не нарушена, поскольку Приказ о применении дисциплинарного взыскания был издан в течение
срока, установленного статьей 58 Закона.

Согласно статье 193 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ). Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

О факте непредставления Девятаевым С.С. сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера федерального
государственного служащего, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей федерального государственного служащего за 2012 год руководству Управления стало известно в день поступления справки, а в последствии и представления прокуратуры - 05.07.2013 и 16.07.2013.

По фактам нарушений, указанных в представлении прокуратуры Республики Мордовия от 15.07.2013 № 7-3-1-13/2708 Девятаевым С.С. было предоставлено объяснение.

Довод о том, что при применении к Девятаеву С.С. взыскания работодателем не были учтены какие-либо смягчающие обстоятельства не может быть принят во внимание. В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» невыполнение государственным гражданским служащим обязанностей по предоставлению сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи является право нарушением, влекущим освобождение государственного гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы. Законодателем установлены жесткие ограничения, связанные с прохождением государственной службы. В статье 16 Закона прямо указано на отсутствие законных оснований нахождения гражданского служащего на гражданской службе в случае утраты представителем нанимателя доверия в связи с неисполнением обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

Довод о нарушении Управлением сроков вручения Девятаеву С.С. приказа об увольнении также не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Постановлением Ковылкинского районного суда Республики Мордовия от 12 августа 2011 года начальник отдела - старший судебный пристав Отдела судебных приставов по Ковылкинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республики Мордовия Девятаев С.С. временно отстранен от занимаемой должности. Таким образом, в день издания оспариваемого приказа истец не мог быть ознакомлен с его содержанием, по причине отсутствия на работе. В соответствии с требованием статьи 84.1. Трудового кодекса Российской Федерации в день расторжения служебного контракта в адрес Девятаева С.С. ценным письмом с обратным уведомлением (исх.N 13/09/7201) направлена копия приказа, а также уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой.

Доводы Девятаева С.С. о том, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и обязательствах имущественного характера федерального государственного служащего, а также справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей за 2012 год им не были представлены в связи с тем, что с 12.08.2011 года он от должности отстранен и с этого времени фактически на государственной службе не работал, функциями государственного гражданского служащего не обладает, не могут быть приняты во внимание, поскольку отстранение от замещаемой должности гражданской службы не лишает государственного гражданского служащего его статуса и не освобождает от исполнения обязанностей, предусмотренных Законом, в том числе от обязанности представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи. Данный вывод основан на разъяснениях Министерства труда и социальной защиты РФ от 17.07.2013 «По применению Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за своевременностью расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и иных нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции».

При изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования о признании приказа об увольнении № 773-к от 21 августа 2013 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям,

руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Девятаева С.С. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия о признании приказа об увольнении № 773-к от 21 августа 2013 года незаконным, восстановлении на работе, взыскании пособия за время вынужденного прогула, взыскании и судебных расходов, оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Ленинского районного суда

г. Саранска Республики Мордовия И.И.Бурлаков

1версия для печати

2-3593/2013 ~ М-3949/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Девятаев Сергей Степанович
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Мордовия
Суд
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
Судья
Бурлаков Игорь Иванович
Дело на странице суда
leninsky--mor.sudrf.ru
20.09.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.09.2013Передача материалов судье
26.09.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
07.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2013Судебное заседание
22.10.2013Судебное заседание
28.10.2013Судебное заседание
05.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2014Дело оформлено
11.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее