РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судья Михайловского районного суда Рязанской области Вагин И.В.,
при секретаре Бендасовой И.А.,
с участием представителя истца Степечевой С.И. по доверенности – Яцевич В.В.,
представителей ответчика – администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области по доверенностям – Погосовой Е.В., Барышева Н.А.,
представителя третьего лица Степечева О.А. по доверенности Яшкина С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степечевой ФИО1 к администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера,
У С Т А Н О В И Л :
Степечева С.И. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера. В обоснование заявленных требований указала, что она вместе с сыном Степечевым О.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали на территории МО «<адрес>» <адрес>. При выезде за пределы <адрес>, занимаемое ими жилое помещение по адресу: <адрес>, было сдано в МО «<адрес>». За период проживания на территории МО «<адрес>» она и ее сын не получали компенсацию за сдаваемое жилье и в очереди на получение субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в ЦРС не состояли. <адрес>, согласно перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к району Крайнего Севера, то есть она и ее сын проживали в районе Крайнего Севера в общей сложности <данные изъяты> лет. Полагает, что ее право и ее сына на предоставление жилищной субсидии на приобретение жилья возникло ДД.ММ.ГГГГ, то есть в тот момент, когда их период проживания в <данные изъяты> области составил 15 лет. Жилья в ее собственности и собственности ее сына не было, они проживали в муниципальной квартире, которая была сдана ими при выезде. Указывая на то, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом, правоотношения, возникшие до принятия актов гражданского законодательства, регулируются законодательством, действующим в момент их возникновения, если правоотношения продолжают действовать в момент принятия нового нормативно-правового акта, то новый акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введение его в действие, считают, что она и ее сын приобрели право на получение субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера в 2002 году, то есть в период действия ФЗ от 25.07.1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о предоставлении гражданам РФ, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03 августа 1996 года № 937. По вопросу предоставления субсидии на строительство или приобретение жилья она обращалась в Правительство Рязанской области, администрацию МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области и Правительство <данные изъяты> области. Из Правительства Рязанской области и Правительства <данные изъяты> области она получила ответ, из которого следует, что полномочия по вопросам постановки на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, переданы администрации МО – Михайловский муниципальный район <адрес>. Она обратилась в администрацию МО – Михайловский муниципальный район <адрес> по вопросу постановки на учет, как лица, имеющего право на получение жилищной субсидии, однако, ей в постановке на учет было отказано в связи с тем, что ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей составил менее 15 лет. Согласно ее трудовой книжки, ее трудовой стаж в районах Крайнего Севера составляет 12,5 лет. В связи с тем, что она имеет право на получение субсидии не только по проживанию, но и на основании ст. 12 ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, как лицо, которое в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрело это право при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет, жилых помещений в собственности ни истец ни ее сын не имели, в связи с чем, нуждались в момент переезда в улучшении жилищных условий и имели право состоять на очереди на улучшение жилищных условий. Просила суд, признать за ней право на получение субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на семью из двух человек.
В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске, дав пояснения аналогичные изложенным в иске и описательной части решения.
Представители ответчика по доверенности – администрации МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области с иском Степечевой С.И. не согласились, просили в удовлетворении иска отказать. В обоснование возражений указав, что нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, имеющим стаж работы или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет. Действующее законодательство, в настоящее время исключило в качестве права на получение безвозмездных субсидий факт проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям не менее 15 лет. Согласно информации, предоставленной ГУ-УПФ РФ по Михайловскому району от ДД.ММ.ГГГГ года, трудовой стаж Степечевой С.И. составил менее 15 лет. Таким образом, право на получение жилищной субсидии в настоящее время у Степечевой С.И. отсутствует. Положения ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» как в первоначальной, так и в действующей редакциях не нарушает конституционные права истца. Ранее истица не обращалась за социальной выплатой, то есть такое право у нее не возникло, порядок назначения и выплаты жилищной субсидии определяется в зависимости от даты подачи заявления о постановке на учет.
Представитель третьего лица, с иском Степечевой С.И. согласился, просил его удовлетворить, дал пояснения аналогичные, пояснениям представителя истицы.
Суд, заслушав истицу и ее представителя, представителей ответчика, представителя третьего лица, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, находит исковые требования Степечевой С.И. к администрации МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области необоснованными и удовлетворению не подлежащими, по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме согласно приложению N 1;
б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи;
в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении;
г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров;
справка об инвалидности - для инвалидов I и II групп, а также для инвалидов с детства;
справка органов службы занятости населения о признании заявителя в установленном порядке безработным - для безработных, состоящих не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания.
В судебном заседании установлено, что Степечева С.И. и Степечев О.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали и были зарегистрированы на территории МО «<адрес>» по адресу: <адрес>. Данное обстоятельство подтверждается справками б/н администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справок б/н от ДД.ММ.ГГГГ выданных администрацией МО «<адрес>» <адрес>, при выезде Степечевой С.И. и Степечева О.А. за пределы <данные изъяты> области, муниципальное жилье, в котором они проживали, было сдано в МО «<адрес>». Жилья в собственности не имели.
В соответствии со справками б/н от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО «<адрес>» <адрес> Степечева С.И. и Степечев О.А. в <данные изъяты> году выехали за пределы <данные изъяты> области и за период проживания на территории МО «<адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не получали компенсацию за сдаваемое жилье и в очереди на получение субсидии гражданам выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в ЦРС не состояли.
Факт отсутствия в собственности истицы жилья на территории Российской Федерации подтверждается уведомлением об отсутствии в ЕГРП запрашиваемой информации выданным Управлением «Росреестра» по Рязанской области ДД.ММ.ГГГГ года.Справкой Михайловского отделения Рязанского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Степечевой С.И. в <адрес> недвижимость не зарегистрирована.
В соответствии со справкой ГУ УПФ РФ по Михайловскому району Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, трудовой стаж Степечевой С.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в районах Крайнего Севера составляет <данные изъяты> (пенсионное дело № №). Данное обстоятельство подтверждается также: трудовой книжкой на имя Степечевой С.И. от ДД.ММ.ГГГГ года №, справкой ГУ <данные изъяты> городской центр занятости населения от ДД.ММ.ГГГГ № №, трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ № с центром социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, трудовым договором № т/д от ДД.ММ.ГГГГ с ЗАО «<данные изъяты>», периоды работы, которые указаны в трудовой книжке, справкой Унитарного муниципального сельскохозяйственного предприятия «<данные изъяты>». Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029, вся территория <данные изъяты> области относится к районам Крайнего Севера.
ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в администрацию МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области по вопросу постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, ответом от ДД.ММ.ГГГГ № № ей было отказано в постановке на учет в связи с отсутствием права.
Согласно ответа Министерства строительного комплекса Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № №, постановку на учет и учет граждан осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с Законом Рязанской области от 07 декабря 2011 года № 112-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом». Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879. Постановка на учет граждан указанной категории носит заявительный характер.
В соответствии ответом заместителя главы администрации МО – Михайловский муниципальный район Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ № на обращение Степечевой С.И., семья Степечевой С.И. в очереди на улучшение жилищных условий в <адрес> не состоит и в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не признана.
В обоснование своих исковых требований истица ссылается на то, что на 01 января 2003 года, то есть до вступления в силу ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» период ее проживания в районе Крайнего Севера составил более 16 лет, а стаж работы более 10 лет, следовательно, в соответствии с ФЗ от 25.07.1998 года № 131 – ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» у нее возникло право на получение жилищной субсидии и к данным правоотношениям должны применятся нормы законодательства, действовавшие до 01.01.2003 года. Кроме того, так как у ее семьи не было жилья в собственности, они занимали квартиру в муниципальном фонде, то она нуждалась в улучшении жилищных условий.
С данными доводами истца суд согласится не может, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляет, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7). Вместе с тем конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, в Конституции Российской Федерации не закреплены. Из этого следует, что федеральный законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения при определении мер социальной защиты, включая установление категорий граждан, нуждающихся в таких мерах, и очередности их предоставления, будучи связан при изменении правового регулирования конституционным требованием недопустимости издания в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права граждан (статья 55, часть 2 Конституции Российской Федерации), и конституционными принципами равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная жилищная субсидия, которая является мерой социальной поддержки в жилищной сфере, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 40 и 71 (пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан (определения от 23 января 2003 года N 38-О, от 18 декабря 2007 года N 897-О-О и др.).
Поскольку в период переезда заявительницы на новое место жительства (за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) и обращения с заявлением о постановке на учет действовал ФЗ от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» о предоставлении безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья и ею не представлено документов, подтверждающих, что на момент вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ она состояла на учете для получения жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, а по действующему законодательству она не относится к категории граждан имеющих право на получение субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, ее требования удовлетворению не подлежат.
Так, согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 8-П от 24 мая 2001 года "По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С. Стах и Г.И. Хваловой", законодатель был обязан восстановить в правах тех граждан, которые приобрели право на жилищную субсидию при стаже работы в районах Крайнего Севера от 10 до 15 лет, были поставлены на учет, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но в связи с появлением нового правового регулирования (требование по стажу 15 лет) были исключены из списков на предоставление жилищной субсидии и лишены ранее закрепленного права.
Поскольку материалами дела подтверждено, что семья Степечевой С.И. в списках на получение жилищной субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не состояла, суд приходит к выводу о том, что истец не относится к категории граждан, имеющих право на сохранение ранее приобретенного права на жилищную субсидию.
При таких обстоятельствах, поскольку постановка граждан, указанной категории носит заявительный характер, с заявлением о постановке на учет на получение жилищной субсидии до 01.01.2003 года Степечева С.И. не обращалась и не стояла в очереди на получение субсидии, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий признана не была и не состоит и не состояла в очереди, то право на получение жилищной субсидии до 01 января 2003 года, по ранее действовавшему закону, у нее не возникло. Поскольку Степечева С.И. выехала из района Крайнего Севера в <данные изъяты> году, с заявлением о постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий обратилась лишь в <данные изъяты> году, на учете, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как по месту жительства в районе Крайнего Севера, так и на территории <адрес> не состояла и не состоит и, не признавалась и не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, то на нее распространяются нормы действующего законодательства, в соответствии с которым она не подпадает под категорию граждан имеющих право на получение субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, следовательно, ее исковые требования удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Степечевой ФИО1 к администрации муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение жилья гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Рязанский областной суд через Михайловский районный суд.
Судья И.В. Вагин