Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово
В составе председательствующего Гапанцовой А.А.
При секретаре Ривной Е.А.
Рассмотрел в открытом судебном заседании в г.Кемерово
01 ноября 2011 года
гражданское дело по заявлению ООО Санаторий «Кедровый бор» об оспаривании предписания Государственного инспекции труда в Кемеровской области ### от 15.09.2011года, суд
У С Т А Н О В И Л:
ООО Санаторий «Кедровый бор» обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Государственного инспекции труда в Кемеровской области ### от 15.09.2011года.
Свои требования заявитель мотивирует следующим: по результатам проведённой главным государственным инспектором труда проверки был составлен акт### от 15.09.2011г.согласно которому были выявлены нарушения требований законодательства о труде в том числе оплаты труда работников ФАМИЛИИ производилась в меньшем чем предусмотрено п. 3.47 Кузбасского соглашения от 05.05.2010г. размере.
15.09.2011г. государственным инспектором было выдано предписание согласно которому ООО санаторий "Кедровый бор" обязано в срок до 20.10.2011г. устранить нарушения требований ст. 133.1. ТК РФ и произвести соответствующую доплату Работникам, внести изменения в штатное расписание и трудовые договоры.
Считает указанное предписание не соответствующим требованиям ст. 133.1 ТК РФ и нарушающим права и законные интересы ООО санаторий "Кедровый бор" как работодателя при выполнении в отношении своих работников функций и обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством.
В соответствии со ст. 133.1. ТК РФ В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
После заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации предлагает работодателям, осуществляющим деятельность на территории этого субъекта Российской Федерации и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. Руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уведомляет об опубликовании указанных предложения и соглашения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к региональному соглашению о минимальной заработной плате не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения и подлежит обязательному исполнению ими.
Таким образом, предложение присоединиться к соглашению и текст соглашения должны быть опубликованы вместе.
В газете "Кузбасс" от **.**.****. ### опубликовано обращение областной трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений согласно части 2 данного обращения указано "В Соглашении содержатся обязательства сторон по проведению в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращения масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения её конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста работников". Данное обращение сведений о наличии соглашения о минимальной заработной плате не содержит. При этом сам текст соглашения в указанной газете опубликован не был.
Публикация только предложения без текста соглашения допускается статьёй 48 Трудового Кодекса, в связи с чем вышеуказанное обращение было воспринято именно как предложение присоединиться к региональному соглашению, которым размер минимальной заработной платы не устанавливался.
С учетом того, что публикация соглашения от 05.05.2011г. была произведена с нарушением ст. 133.1. ТК РФ требования п. 3.47. указанного соглашения не могут считаться распространенными на ООО санаторий "Кедровый бор" и не подлежат обязательному исполнению.
Просят признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Кемеровской области ### от 15.09.2011г.
Представитель заявитель Потупало К.Ю., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал.
Главный государственный инспектор труда Александрова И.П., считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заслушав стороны, изучив письменные материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно статье 357 Трудового кодекса Российской Федерации, Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:
в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве.
В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Судом установлено, что по выявленным нарушениям законодательства ООО Санаторий «Кедровый бор» о труде РФ возбуждено административное производство, а для устранения выявленных нарушений в соответствии с требования статьи 357 Трудового кодекса РФ государственной инспекцией труда в Кемеровской области выдано предписание ### от 15.09.2011.
Предписание обязывает работодателя ООО Санаторий «Кедровый бор» произвести доплату к заработной плате работникам ФАМИЛИИ до величины полуторократного размера прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области, до 8608 рублей.
Согласно статье 133.1 Трудового кодекса РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Разработка проекта регионального соглашения о минимальной заработной плате и заключение указанного соглашения осуществляется трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта.
05.05.2010 года подписано «Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы».
Согласно пункта 3.47 «Кузбасского соглашения» минимальная заработная плата при полном рабочем дне работников должна быть не ниже полуторократной величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.07.2011 ### «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за второй квартал 2011 года» величина прожиточного минимума по Кемеровской области за второй квартал 2011 года для трудоспособного населения составила 5739 рублей, полуторократный размер составляет -8608 рублей.
После официального опубликования предложения присоединиться к соглашению и самого текста соглашения работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, ( в частности на территории Кемеровской области), в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования, должны представить в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ присоединиться к соглашению.
Если мотивированный отказ не направлен, то работодатели считаются присоединившимися к соглашению по умолчанию и «Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы» является обязательным для исполнения работодателями.
В рамках поданного заявления об оспаривании акта проверки и предписания государственной инспекции труда не может быть исследован вопрос о законности опубликования « Кузбасского соглашения» и законности самого «Соглашения», его нормативного характера, т.е. обязательности его выполнения.
Признание «Кузбасского соглашения между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы» ненормативным правовым актом, а так же не подлежащих исполнению содержащихся в нем норм, - не относится к предмету данного разбирательства.
Поскольку «Кузбасское соглашение между Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, Коллегией Администрации Кемеровской области и работодателями Кемеровской области на 2010-2012 годы» на момент проведения проверки не признано незаконным, государственной инспекцией труда в Кемеровской области обоснованно вынесено предписание, об обязании работодателя выплачивать заработную плату работникам, отработавшим норму рабочего времени за месяц, не ниже полуторократного прожиточного минимума, установленного для работоспособного населения в Кемеровской области в соответствующий квартал.
С учетом изложенных обстоятельств, суд критически оценивает доводы представителя ООО Санаторий «Кедровый бор» изложенные в заявлении, и приходит к выводу, что предписание государственной инспекции труда в Кемеровской области ### от 15.09.2011 года законно, требования ООО Санаторий «Кедровый бор» о признании данного предписания не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования ООО Санаторий «Кедровый бор» о признании незаконным предписания государственной инспекции труда в Кемеровской области ### от 15.09.2011 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Судья А.А. Гапанцова
Полный текст решения изготовлен 07.11.2011.