№ 12-100/18
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2018 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,
с участием представителя генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. -Меркуловой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. на решение № 42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 26-23).
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. обратился с жалобой об отмене постановления №5-5523-17-ПВ/245/172/6 о назначении административного наказания (л.д. 52-56).
Решением ВРИО главного государственного инспектора труда в Воронежской области № 42 от 18.12.2017 г. постановление № 5-5523-17-ПВ/245/172/6 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. оставлено без изменения, а жалоба, без удовлетворения (л.д. 8-11,71-72).
Генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» обратился в суд с жалобой, в которой просит решение №42 главного государственного инспектора труда в Воронежской области от 18 декабря 2017 г. отменить, либо вынести решение о назначении наказания в виде предупреждения в соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указав, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм права и нарушением процессуальных норм. Административным органом при рассмотрении вопроса о соблюдении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности генерального директора Общества сделан вывод о том, что проверка была завершена 29.11.2017 г. в 09 час.00 мин. Однако, согласно распоряжению срок окончания внеплановой документарной проверки 08.12.17 г. Акт, предписание, протокол, определения о назначении времени и места рассмотрения административного правонарушения были составлены 29.11.2017 г. в отсутствие генерального директора и без его надлежащего уведомления и были вручены генеральному директору только 30.11.2017 г. (даты уже были напечатаны во всех документах).
В протоколе и постановлении указано время совершения правонарушения – 29.11.2017 г. в 09 час. 00 мин., а в решении указано, что правонарушения были выявлены в это время.
В протоколе об административном правонарушении отсутствует время составления протокола, что не позволяет сделать вывод, когда же именно был составлен протокол.
Административным органом вменялось генеральному диектору нарушение ст. 152 ТК РФ в части неоплаты в повышенном размере 1 часа работы.
Однако административным органом не выяснялось, выполнялась ли работниками в действительности сверхурочная работа или нет. Факт наличия сверхурочной работы при рассмотрении дела не установлен. Выводы делались на основании записи в табелях рабочего времени. А ведение учета рабочего времени предусмотрено ст. 91 ТК РФ.
Без внимания оставлен и тот факт, что оплата за переработку 03.11.2016 г. также не была произведена и (ФИО)3, которая сама является главным бухгалтером, что могла вызвать сомнения должностного лица о правильности сделанных им выводов.
Кроме того, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления от 30 ноября 2017г. №5-5523-17-ПВ/245/172/6 в отношении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. и придя к выводу о его законности, административный орган не дал оценки о законности проведения самой проверки и о том, могли ли её результаты являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований.
В нарушение ст.ст.10, 11, 14, 15,18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» проверка была проведена со следующими нарушениями: согласно п. 6 Распоряжения от 31.10.2017 г. внеплановая документарная проверка проводится с целью рассмотрения информации от ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ Воронежской области от 28.10.2016 г. N 5-44-76-16-ПВ. Однако в п. 13, содержащим перечень документов, необходимых для достижения целей проверки, указаны документы по работникам, которые необходимо представить за период с 01.11.2016 по настоящее время. Судить о том, насколько правомерно запрашивалась данная информация, Обществу трудно- поскольку с содержанием информации Пенсионного фонда общество ознакомлено не было ни во время проведения проверки, ни при составлении акта, протокола, постановления, ни в ответе на возражения на акт. Кроме того, в распоряжении отсутствует ссылка на реквизиты мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля. Так же п. 13 содержит указания на необходимость представления юридическим лицом учредительных документов (Устава), хотя его должны были запросить в регистрирующем органе.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного надзора не вправе требовать от юридического лица представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Информация была запрошена 31.10.2017 г., исх. номер 10-11-0-16-17-ЗП, начало проверки согласно распоряжению 13 ноября 2017 г.
Согласно п.5 ч.2 ст.20 ФЗ № 294 к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных п.6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене (л.д. 2-7)
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Меркулова И.А., действующая на основании доверенности №1 от 01.03.2018 г. (л.д. 80), доводы, изложенные в жалобе поддержала.
Государственная инспекция труда в Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 76, 78), представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплаты сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере). Положением данной нормы также предусмотрено, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Из представленных в суд материалов следует, что с целью рассмотрения поступившей в ГИТ в Воронежской области информации от ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области было вынесено распоряжения ГИТ в Воронежской области о проведении внеплановой, документарной проверки от 31.10.2017 года № 5-5523-17-ПВ/245/172/1 в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д.50-51).
По результатам проведенной проверки 29 ноября 2017 г. Государственное трудовой инспекцией труда в Воронежской области составлен акт проверки (л.д. 46-47), вынесено предписание №5-5523-17-ПВ/245/172/3 (л.д. 48), а также составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. №5-5523-17-ПВ/245/172/4 (л.д. 44-45).
Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что продолжительность рабочего дня 03.11.2016 года ((ФИО)5, (ФИО)3), 22.02.2017г. и 07.03.2017г. ((ФИО)5, РычковаА.К.) (в предпраздничный день) работодателем на один час не сокращалась, в нарушение ст.152 ТК РФ в повышенном размере 1 час работы не был оплачен.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является работодатель, которым в соответствии с ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ является генеральный директор закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «Полигон» Рычков А.К. (л.д. 26-29).
Постановлением № 5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А., генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 26-29,41-42).
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.В. обратился с жалобой, в которой просил отменить постановление №5-5523-17-ПВ/245/172/6 о назначении административного наказания (л.д. 52-56).
Решением главного государственного инспектора труда в Воронежской области № 42 от 18.12.2017 г. постановление № 5-5523-17-ПВ/245/172/9 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» оставлено без изменения а жалоба, без удовлетворения (л.д. 8-11, 70-71).
Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, а именно распоряжением о проведении проверки № 5-5523-17-ПВ/245/172/1(л.д. 17-20,50-51), актом проверки № 5-5523-17-ПВ/245/172/2(л.д. 46-47), предписанием № 5-5523-17-ПВ/245/172/3(л.д. 48), табелем учета работы рабочего времени (л.д.64-66).
Действия генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. правильно квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Постановление о привлечении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы о составлении акта проверки ранее окончания установленного срока ее проведения не могут послужить основанием к отмене оспариваемых актов должностных лиц, поскольку распоряжение, устанавливая период времени, в течение которого должна быть проведена проверка, не устанавливает ее продолжительность. Проверка должностным лицом проведена в пределах установленного распоряжением от 31 октября 2017 года срока, то есть со 13 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года. Окончание проверки до истечения срока проведения проверки, указанного в распоряжении, в данном случае до 08 декабря 2017 года, не является грубым нарушением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не может свидетельствовать о незаконности Акта проверки от 29 ноября 2017 года.
Доводы жалобы о том, что генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. не был надлежащим образом извещен о составлении протокола об административном правонарушении является не состоятельным по следующим основаниям.
Нарушений норм процессуального права при составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении со стороны должностного лица нарушено не было. При составлении протокола об административном правонарушении от 29.11.2017 года принимал участие генеральный директор ЗАО НПО «Полигон», что подтверждается его подписями в протоколе, он же был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует его подпись в определении №5-5523-17-ПВ/245/172/16 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 68).
Кроме того, вопреки доводам жалобы, в протоколе об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения – 29 ноября 2017 г. в 09 час. 00 мин., протокол составлен незамедлительно после выявления правонарушения в присутствии генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К., процессуальных нарушений при составлении протокола не усматривается (л.д. 44-45).
Санкция ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. впервые совершил административное правонарушение.
Отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены.
Кроме того, из представленных материалов проверки следует, что проверка Государственной инспекции труда в Воронежской области проводилась не по заявлению работников ЗАО НПО «Полигон».
Напротив, защитником лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, в судебное заседание представлены пояснения (ФИО)8, Рычкова А.К., в которых указывается на то, что ни какой переработки сверх установленного законом нормы 03.11.2016 г., 22.02.2017 г., 07.03.2017 г. не было (л.д. 81,82).
Суд относится к данным доказательствам критически, поскольку указанные лица в судебное заседание не явились, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний предупреждены не были.
Суд учитывает в качестве доказательства объяснительную главного бухгалтера (ФИО)3 на имя генерального директора Рычкова А.К., в которой она объясняет, что ей по невнимательности не правильно были заполнены табеля учета рабочего времени, никакой переработки работниками перед праздниками не было (л.д. 76), а так же приказ №11 от 15.12.2017 г. о привлечении к дисциплинарной ответственности главного бухгалтера (ФИО)3 (л.д. 84).
Таким образом, с учетом характера впервые совершенного генеральным директором закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. административного правонарушения и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, приведенных выше объективных причин и обстоятельств возможно назначение указанному должностному лицу наказания в виде предупреждения.
Поскольку из представленной жалобы усматривается, что ЗАО НПО «Полигон» обжалует решение №42 и постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г., указанные акты подлежат изменению в части вида назначенного наказания с административного штрафа в размере 10000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение №42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. в отношении генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить.
Подвергнуть генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича административному наказанию в виде предупреждения.
В остальной части решение №42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. в отношении генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.Ю. Курындина
№ 12-100/18
Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2018 года судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Курындина Е.Ю.,
с участием представителя генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. -Меркуловой И.А., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. на решение № 42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 26-23).
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. обратился с жалобой об отмене постановления №5-5523-17-ПВ/245/172/6 о назначении административного наказания (л.д. 52-56).
Решением ВРИО главного государственного инспектора труда в Воронежской области № 42 от 18.12.2017 г. постановление № 5-5523-17-ПВ/245/172/6 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. оставлено без изменения, а жалоба, без удовлетворения (л.д. 8-11,71-72).
Генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» обратился в суд с жалобой, в которой просит решение №42 главного государственного инспектора труда в Воронежской области от 18 декабря 2017 г. отменить, либо вынести решение о назначении наказания в виде предупреждения в соответствии с ч.6 ст.5.27 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указав, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением норм права и нарушением процессуальных норм. Административным органом при рассмотрении вопроса о соблюдении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности генерального директора Общества сделан вывод о том, что проверка была завершена 29.11.2017 г. в 09 час.00 мин. Однако, согласно распоряжению срок окончания внеплановой документарной проверки 08.12.17 г. Акт, предписание, протокол, определения о назначении времени и места рассмотрения административного правонарушения были составлены 29.11.2017 г. в отсутствие генерального директора и без его надлежащего уведомления и были вручены генеральному директору только 30.11.2017 г. (даты уже были напечатаны во всех документах).
В протоколе и постановлении указано время совершения правонарушения – 29.11.2017 г. в 09 час. 00 мин., а в решении указано, что правонарушения были выявлены в это время.
В протоколе об административном правонарушении отсутствует время составления протокола, что не позволяет сделать вывод, когда же именно был составлен протокол.
Административным органом вменялось генеральному диектору нарушение ст. 152 ТК РФ в части неоплаты в повышенном размере 1 часа работы.
Однако административным органом не выяснялось, выполнялась ли работниками в действительности сверхурочная работа или нет. Факт наличия сверхурочной работы при рассмотрении дела не установлен. Выводы делались на основании записи в табелях рабочего времени. А ведение учета рабочего времени предусмотрено ст. 91 ТК РФ.
Без внимания оставлен и тот факт, что оплата за переработку 03.11.2016 г. также не была произведена и (ФИО)3, которая сама является главным бухгалтером, что могла вызвать сомнения должностного лица о правильности сделанных им выводов.
Кроме того, проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления от 30 ноября 2017г. №5-5523-17-ПВ/245/172/6 в отношении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. и придя к выводу о его законности, административный орган не дал оценки о законности проведения самой проверки и о том, могли ли её результаты являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований.
В нарушение ст.ст.10, 11, 14, 15,18 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля» проверка была проведена со следующими нарушениями: согласно п. 6 Распоряжения от 31.10.2017 г. внеплановая документарная проверка проводится с целью рассмотрения информации от ГУ- Отделения Пенсионного фонда РФ Воронежской области от 28.10.2016 г. N 5-44-76-16-ПВ. Однако в п. 13, содержащим перечень документов, необходимых для достижения целей проверки, указаны документы по работникам, которые необходимо представить за период с 01.11.2016 по настоящее время. Судить о том, насколько правомерно запрашивалась данная информация, Обществу трудно- поскольку с содержанием информации Пенсионного фонда общество ознакомлено не было ни во время проведения проверки, ни при составлении акта, протокола, постановления, ни в ответе на возражения на акт. Кроме того, в распоряжении отсутствует ссылка на реквизиты мотивированного представления должностного лица органа государственного контроля. Так же п. 13 содержит указания на необходимость представления юридическим лицом учредительных документов (Устава), хотя его должны были запросить в регистрирующем органе.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ при проведении проверки должностные лица органа государственного надзора не вправе требовать от юридического лица представления документов, информации до даты начала проведения проверки. Информация была запрошена 31.10.2017 г., исх. номер 10-11-0-16-17-ЗП, начало проверки согласно распоряжению 13 ноября 2017 г.
Согласно п.5 ч.2 ст.20 ФЗ № 294 к грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных п.6 (в части превышения установленных сроков проведения проверок) статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.1 ст.20 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения должностным лицом обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене (л.д. 2-7)
В судебном заседании защитник лица, в отношении которого вынесено постановление о привлечении к административной ответственности Меркулова И.А., действующая на основании доверенности №1 от 01.03.2018 г. (л.д. 80), доводы, изложенные в жалобе поддержала.
Государственная инспекция труда в Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 76, 78), представитель в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, выслушав защитника лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, приходит к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Статья 22 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливает, что Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со статьей 95 ТК РФ продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час. В непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены) в предпраздничный день, переработка компенсируется предоставлением работнику дополнительного времени отдыха или, с согласия работника, оплатой по нормам, установленным для сверхурочной работы.
Частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплаты сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере). Положением данной нормы также предусмотрено, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.
Из представленных в суд материалов следует, что с целью рассмотрения поступившей в ГИТ в Воронежской области информации от ГУ Отделения Пенсионного фонда РФ по Воронежской области было вынесено распоряжения ГИТ в Воронежской области о проведении внеплановой, документарной проверки от 31.10.2017 года № 5-5523-17-ПВ/245/172/1 в рамках государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (л.д.50-51).
По результатам проведенной проверки 29 ноября 2017 г. Государственное трудовой инспекцией труда в Воронежской области составлен акт проверки (л.д. 46-47), вынесено предписание №5-5523-17-ПВ/245/172/3 (л.д. 48), а также составлен протокол об административном правонарушении в отношении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. №5-5523-17-ПВ/245/172/4 (л.д. 44-45).
Согласно протоколу об административном правонарушении установлено, что продолжительность рабочего дня 03.11.2016 года ((ФИО)5, (ФИО)3), 22.02.2017г. и 07.03.2017г. ((ФИО)5, РычковаА.К.) (в предпраздничный день) работодателем на один час не сокращалась, в нарушение ст.152 ТК РФ в повышенном размере 1 час работы не был оплачен.
Ответственным лицом за выявленные нарушения является работодатель, которым в соответствии с ч. 4 ст. 20 Трудового кодекса РФ является генеральный директор закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «Полигон» Рычков А.К. (л.д. 26-29).
Постановлением № 5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области Ильина А.А., генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей (л.д. 26-29,41-42).
Не согласившись с указанным постановлением, генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.В. обратился с жалобой, в которой просил отменить постановление №5-5523-17-ПВ/245/172/6 о назначении административного наказания (л.д. 52-56).
Решением главного государственного инспектора труда в Воронежской области № 42 от 18.12.2017 г. постановление № 5-5523-17-ПВ/245/172/9 о привлечении к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» оставлено без изменения а жалоба, без удовлетворения (л.д. 8-11, 70-71).
Факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, а именно распоряжением о проведении проверки № 5-5523-17-ПВ/245/172/1(л.д. 17-20,50-51), актом проверки № 5-5523-17-ПВ/245/172/2(л.д. 46-47), предписанием № 5-5523-17-ПВ/245/172/3(л.д. 48), табелем учета работы рабочего времени (л.д.64-66).
Действия генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. правильно квалифицированы по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. Нарушений порядка привлечения лица к административной ответственности не допущено.
Постановление о привлечении генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Доводы жалобы о составлении акта проверки ранее окончания установленного срока ее проведения не могут послужить основанием к отмене оспариваемых актов должностных лиц, поскольку распоряжение, устанавливая период времени, в течение которого должна быть проведена проверка, не устанавливает ее продолжительность. Проверка должностным лицом проведена в пределах установленного распоряжением от 31 октября 2017 года срока, то есть со 13 ноября 2017 года по 08 декабря 2017 года. Окончание проверки до истечения срока проведения проверки, указанного в распоряжении, в данном случае до 08 декабря 2017 года, не является грубым нарушением требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и не может свидетельствовать о незаконности Акта проверки от 29 ноября 2017 года.
Доводы жалобы о том, что генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. не был надлежащим образом извещен о составлении протокола об административном правонарушении является не состоятельным по следующим основаниям.
Нарушений норм процессуального права при составлении протокола об административном правонарушении и его рассмотрении со стороны должностного лица нарушено не было. При составлении протокола об административном правонарушении от 29.11.2017 года принимал участие генеральный директор ЗАО НПО «Полигон», что подтверждается его подписями в протоколе, он же был извещен о времени и месте рассмотрения дела, о чем свидетельствует его подпись в определении №5-5523-17-ПВ/245/172/16 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (л.д. 68).
Кроме того, вопреки доводам жалобы, в протоколе об административном правонарушении указано время совершения административного правонарушения – 29 ноября 2017 г. в 09 час. 00 мин., протокол составлен незамедлительно после выявления правонарушения в присутствии генерального директора ЗАО НПО «Полигон» Рычкова А.К., процессуальных нарушений при составлении протокола не усматривается (л.д. 44-45).
Санкция ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 3.4 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения является мерой административного наказания, выраженной в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Из материалов дела следует, что генеральный директор ЗАО НПО «Полигон» Рычков А.К. впервые совершил административное правонарушение.
Отягчающие административную ответственность обстоятельства не установлены.
Кроме того, из представленных материалов проверки следует, что проверка Государственной инспекции труда в Воронежской области проводилась не по заявлению работников ЗАО НПО «Полигон».
Напротив, защитником лица, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, в судебное заседание представлены пояснения (ФИО)8, Рычкова А.К., в которых указывается на то, что ни какой переработки сверх установленного законом нормы 03.11.2016 г., 22.02.2017 г., 07.03.2017 г. не было (л.д. 81,82).
Суд относится к данным доказательствам критически, поскольку указанные лица в судебное заседание не явились, об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний предупреждены не были.
Суд учитывает в качестве доказательства объяснительную главного бухгалтера (ФИО)3 на имя генерального директора Рычкова А.К., в которой она объясняет, что ей по невнимательности не правильно были заполнены табеля учета рабочего времени, никакой переработки работниками перед праздниками не было (л.д. 76), а так же приказ №11 от 15.12.2017 г. о привлечении к дисциплинарной ответственности главного бухгалтера (ФИО)3 (л.д. 84).
Таким образом, с учетом характера впервые совершенного генеральным директором закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова А.К. административного правонарушения и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств, приведенных выше объективных причин и обстоятельств возможно назначение указанному должностному лицу наказания в виде предупреждения.
Поскольку из представленной жалобы усматривается, что ЗАО НПО «Полигон» обжалует решение №42 и постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г., указанные акты подлежат изменению в части вида назначенного наказания с административного штрафа в размере 10000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение №42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. в отношении генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях изменить.
Подвергнуть генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственного объединения «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича административному наказанию в виде предупреждения.
В остальной части решение №42 ВРИО руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Воронежской области Яцких Ивана Николаевича от 18.12.2017 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Воронежской области №5-5523-17-ПВ/245/172/6 от 30.11.2017 г. в отношении генерального директора закрытого акционерного общества Научно-производственное объединение «ПОЛИГОН» Рычкова Александра Константиновича о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях - оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.Ю. Курындина