Дело № 2а – 1332/2015
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
р.п. Старая Кулатка 22 декабря 2015 года
Радищевский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Арзамасовой Л.В.,
при секретаре Хабибуллиной Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Государственного учреждения здравоохранения «Старокулаткинская районная больница» об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области от 23.11.2015 и предоставлении рассрочки платежа по данному исполнительскому сбору на 4 месяца,
У С Т А Н О В И Л:
ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» обратилась в суд с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора по постановлению о взыскании исполнительского сбора судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области от 23.11.2015 и предоставлении рассрочки платежа по данному исполнительскому сбору на 4 месяца.
В обоснование заявленных требований в административном исковом заявлении указано, что решением Радищевского районного суда Ульяновской области от 07.08.2014 на ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» возложена обязанность по устранению нарушения требований ГОСТ и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при входе в здание ... фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: ...
23 сентября 2015 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области Зубриковой М.И. возбуждено соответствующее исполнительное производство №.
23 ноября 2015 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области Зубриковой М.И. вынесено постановление о взыскании с ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Данное постановление получено административным истцом 27.11.2015.
Пандус является элементом строительной конструкции, его установлению предшествует комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий. Объем работ потребует финансовых затрат, внесение изменений в конструкции указанного объекта в короткий срок не представляется возможным. Кредиторская задолженность по состоянию на 01.12.2015 составляет *** рублей.
ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» из-за трудного финансового состояния, отсутствия денежных средств в бюджете названного учреждения, не в состоянии оплатить взыскиваемый исполнительский сбор. В связи с чем, административный истец просит суд снизить сумму исполнительского сбора и предоставить рассрочку по данному исполнительному сбору на 4 месяца.
Одновременно с административным иском ГУЗ «Старокулаткинская РБ» подано заявление о восстановлении срока на обращение в суд с административным исковым заявлением, в связи с тем, что постановление судебного пристава–исполнителя Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области Зубриковой М.И. от 23 ноября 2015 получено 27.11.2015.
В судебном заседании представитель административного истца – ГУЗ «Старокулаткинская районная больница» не участвовал, вместе с тем о дне, времени и месте заседания извещен надлежащим образом.
От главного врача ГУЗ «Старокулаткинская РБ» Кунеевского С.А. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ГУЗ «Старокулаткинская РБ».
В судебном заседании административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Зубрикова М.И. не участвовала, вместе с тем о дне, времени и месте заседания извещена надлежащим образом.
От начальника ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Давыдова А.Н. поступило заявление, в котором последний просил рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя указанного Отдела судебных приставов. Решение вопроса по существу заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Определением Радищевского районного суда от 16.12.2015 к участию в деле в качестве административного ответчика, привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области, представители которого также на судебное заседание не явились, однако о дне, времени и месте заседания извещены надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения административного дела, что в силу ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ не препятствует рассмотрению дела.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 122 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Аналогичные положения содержатся в части 3 статьи 219 КАС РФ.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин. Заявление рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности процессуального вопроса суд вправе вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.
Согласно ч. 7 ст. 219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 данной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено КАС РФ.
Из указанных выше положений законодательства следует, что требование о восстановлении пропущенного десятидневного срока для обжалования в суде постановления должностного лица службы судебных приставов, причины пропуска указанного срока рассматриваются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, то есть при рассмотрении судом по существу административного искового заявления об обжаловании в суде решения, действия (бездействия) должностного лица службы судебных приставов.
Как следует, из материалов дела, 23 сентября 2014 года судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Радищевскому и Старокулаткинскому районам УФССП России по Ульяновской области Зубриковой М.И. возбуждено исполнительное производство № на основании исполнительного листа № от 15.09.2014, выданного на основании решения Радищевского районного суда от 07.08.2014. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Зубриковой М.И. 23 ноября 2015 года.
Согласно журналу входящих документов ГУЗ «Старокулаткинская РБ», указанное постановление поступило в ГУЗ «Старокулаткинская РБ» 27.11.2015.
04.12.2015 ГУЗ «Старокулаткинская РБ» обратилось в Радищевский районный суд с заявлением об уменьшении суммы исполнительского сбора и рассрочке его платежа.
Определением судьи от 07.12.2015, данное заявление оставлено без движения, поскольку оно подано с нарушением требований статей 125 и 126 КАС РФ, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов.
В связи с тем, что в установленный судьей срок ГУЗ «Старокулаткинская РБ» не выполнило указаний судьи, перечисленных в определении об оставлении заявления без движения, указанное заявление ГУЗ «Старокулаткинская РБ» об уменьшении размера исполнительского сбора и рассрочке его взыскания, на основании определения судьи от 15.12.2015 было возвращено заявителю со всеми приложенными к нему документами.
При таких обстоятельствах суд признает уважительной причину пропуска ГУЗ «Старокулаткинская РБ» срока на обращение в суд с административным исковым заявлением об уменьшении размера исполнительского сбора и рассрочки его платежа.
В связи с чем, пропущенный ГУЗ «Старокулаткинская РБ» срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о снижении исполнительского сбора и рассрочке его платежа, подлежит восстановлению.
Решением Радищевского районного суда от 07.08.2014 постановлено обязать ГУЗ «Старокулаткинская центральная районная больница» устранить нарушения требований ГОСТа и СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», при входе в здание ... фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: ..., для обеспечения возможности беспрепятственного доступа инвалидов.
15.09.2014 Радищевский районный суд Ульяновской области выдал исполнительный лист с целью принудительного исполнения требований решения суда от 07.08.2014.
На основании указанного выше исполнительного листа судебным приставом – исполнителем ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Зубриковой М.И. в отношении должника – ГУЗ «Старокулаткинская РБ» 23.09.2014 возбуждено исполнительное производство №.
Вследствие неисполнения требований исполнительного документа 23.11.2015 судебным приставом – исполнителем ОСП по Радищевскому и Старокулаткинскому районам Зубриковой М.И. в отношении должника – ГУЗ «Старокулаткинская РБ» вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50000 рублей.
Данная сумма исполнительского сбора должником – ГУЗ «Старокулаткинская РБ» не уплачена.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производств» (далее - Закон № 229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Закона № 229-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Закона № 229-ФЗ).
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера. Исполнительский сбор выражается в возложении на должника обязанности по производству определенной дополнительной выплаты в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершением им правонарушения в процессе исполнительного производства.
Согласно частям 6,7 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 3 с. 62 КАС РФ, поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Как следует из сведений, предоставленных ГУЗ «Старокулаткинская РБ», кредиторская задолженность администрации ГУЗ «Старокулаткинская РБ» по состоянию на 01.12.2015 составляет *** рублей.
Согласно справке № от 18.12.2015, предоставленной ГУЗ «Старокулаткинская РБ», доходы от платных медицинских услуг за 11 месяцев 2015 года составляют *** рублей.
Согласно п. 4.4 Устава ГУЗ «Старокулаткинская РБ», источниками финансовых ресурсов Учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в Уставе; средства территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования; прочие доходы; иные источники, не противоречащие законодательству РФ.
Из Положения об оказании платных медицинских и иных услуг ГУЗ «Старокулаткинская ЦРБ» усматривается, что указанное учреждение осуществляет платные медицинские услуги.
В рамках настоящего дела законность вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, его размер, заявителем не оспаривается.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника.
Между тем, надлежащих и убедительных доказательств, подтверждающих наличие действительных уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом срок и свидетельствующих об отсутствии вины должника, либо влияющих на оценку ее степени, последним суду представлено не было.
Доводы ГУЗ «Старокулаткиская РБ» о тяжелом финансовом учреждения не являются основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. При этом, судом отмечается, что должнику было предоставлено достаточное время для исполнения своего обязательства, кроме того, должник, являясь бюджетным учреждением, оказывает платные медицинские услуги населению и соответственно получает ежемесячно доход, независимый от бюджетных ассигнований (т.е. от предельных объемов денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств), что свидетельствует о реальной возможности уплаты исполнительского сбора административным истцом.
Принимая во внимание степень вины должника – ГУЗ «Старокулаткинская РБ» в неисполнении в срок требований исполнительного листа от 15.09.2014, имущественное положение государственного учреждения здравоохранения, принятые меры к выполнению требований исполнительного документа, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично.
В частности, сумма исполнительского сбора подлежит уменьшению исходя из положений, установленных ч.7 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно на одну четверть от 50000 рублей, то есть до 37500 рублей с рассрочкой уплаты на три месяца.
При принятии настоящего решения суд учитывает положения, предусмотренные главой 22 КАС РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23.11.2015 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 4 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 23 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ 37500 (░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 23 ░░░░░░ 2015 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░: ░░ 25.01.2016, ░░ 25.02.2016, ░░ 25.03.2016.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░