дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2018 г <адрес>
Дёмский районный суд <адрес> РБ в составе председательствующего судьи Салишевой А.В.
при секретаре Давлетшиной Л.Ф.
с участием помощника прокурора Дёмского района <адрес> ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о.прокурора Дёмского района <адрес> в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
прокурор Дёмского района <адрес> обратился в суд с заявлением в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, указав, что прокуратурой Дёмского района <адрес> проведена проверка в соответствии с требованиями Приказа Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» проведена проверка соблюдения законадательства о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью, репутации, нравственному и духовному развитию, в деятельности средств массовой информации
В ходе проверки установлено, что на Интернет-сайте <данные изъяты> размещена информация о доставке и продаже алкогольных напитков в Российской Федерации. Продажа алкогольной продукции дистанционным способом запрещена. Также не допускается розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции с 23.00 часов до 08.00 часов по местному времени. На момент проверки указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в Едином реестре отсутствуют. Целью обращения с данным заявлением является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Просит признать материал, размещенный по электронному адресу: <данные изъяты>, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, и включить данный материал в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Дёмского района <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РБ в суд не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Учитывая изложенное, суд считает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя прокуратуры, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:
рассматривая заявленные требования суд, прежде всего, руководствуется положениями ст.29 Конституции РФ, п.3 ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, Федеральным законом РФ № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Конвенцией о правах ребенка, Федеральным законом РФ № 124-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях права ребенка в Российской Федерации», Федеральным законом РФ № 436-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», равно как разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).
При этом, согласно ч.1 ст.10 Федерального закона РФ № 149-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту - ФЗ № 149) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 ФЗ № 149).
Частью 6 ст.10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В силу ст.9 ФЗ № 149, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ч.1 ст.15.1 ФЗ № 149, в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет». Согласно ч.2 ст.15.1 данного ФЗ № 149, в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5 ст.15.1 ФЗ № 149).
Как усматривается из материалов дела, целью обращения прокурора с указанным заявлением, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч.2 ст.15.1 ФЗ № 149, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Оценивая избранный прокурором способ защиты права, суд исходит из того, что защита неопределенного круга лиц путем признания распространенной в сети Интернет информации запрещенной при невозможности установить и привлечь в дело лицо, распространившее такую информацию, на что ссылается заявитель, не только не исключается, но и возможна путем рассмотрения дела по правилам особого производства, итоговым результатом которого, в случае удовлетворения заявления, будут обязательные в силу закона действия компетентного органа по включению сведений в реестр и запрещение к распространению.
Признание тех или иных информационных материалов, направленных на оказание услуг неопределенному кругу граждан по продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время суток, запрещенными для распространения, означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством (чч.2, 5 ст.16 Федерального закона РФ № 171-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее по тексту - ФЗ № 171), и уже в силу этого представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
По делам о признании указанной информации размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания информации, распространенной в сети Интернет, запрещенной.
В ходе судебного следствия установлено, что в ходе мониторинга сети Интернет и Интернет ресурсов помощником прокурора выявлен электронный адрес https://alcoholreplica.info, на страницах которого размещена информация о круглосуточном приеме заказов на покупку алкогольной и спиртосодержащей продукции. Его посетителям, в том числе несовершеннолетним, предоставляется возможность заказа различных алкогольных напитков, включая ночное время, посредством предоставления услуги по продаже товаров дистанционным способом. На указанном электронном ресурсе размещен контактный телефон, ассортимент предлагаемых алкогольных напитков, стоимость их розничной продажи, а также стоимость доставки реализуемого товара.
Из анализа информации, размещенной по указанному электронному адресу, следует, что для дистанционного заказа алкогольной продукции необходимо ознакомиться с размещенным на указанном сайте сети Интернет каталогом алкогольной продукции, позвонить по указанному номеру телефона и сделать соответствующий заказ, после чего ожидать его доставки с последующей оплатой.
Согласно положениям п.1 ст.1 ФЗ № 171 государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Пунктом 5 ст.16 ФЗ № 171 предусмотрено особое требование к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции на территории Российской Федерации, а именно: розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени не допускается.
На основании п.2 ст.1 Закона РФ № от 07.02.1992 года «О защите прав потребителей» Правительство РФ вправе создавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
В соответствии с вышеуказанным Законом Постановлением Правительства РФ № 612 от 27.09.2007 года утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом, которые устанавливают порядок продажи товаров дистанционным способом, регулируют отношения между покупателем и продавцом при продаже товаров дистанционным способом и оказании в связи с такой продажей услуг.
Пунктом 5 Правил, продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации, не допускается.
Из смысла п.2 ст.16 Закона № следует, что также не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним. В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции несовершеннолетним (продавца), сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя.
Товар может быть доставлен покупателю путем его пересылки почтовыми отправлениями, не только продавцом, но и третьими лицами, при отсутствии покупателя товар может быть выдан любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара. Изложенное исключает возможность продавца проверить достижение покупателем совершеннолетия.
Таким образом, заключая договор купли-продажи алкогольной продукции дистанционным способом, продавец не имеет возможности убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать документ, удостоверяющий личность.
Согласно ст.38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Пунктом 1 ст.3 Конвенции о правах ребенка, ратифицированной Постановлением ВС СССР № 1559-1 от 13.06.1990 года, регламентировано, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.
На основании п.2 ст.3 Конвенции о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимания права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Нарушение лицензионных требований розничной продажи алкогольной продукции, а равно ее реализация без полученной в установленном порядке лицензии, нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции образуют состав административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена ст.ст.14.2, 14.15, 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Статьей 151.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции, если это деяние совершено неоднократно.
Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст.5, п.2 ч.2 ст.5 Федерального закона РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», информация, способная вызвать у детей желание употребить алкогольную и спиртосодержащую продукцию, относится к информации, запрещенной для распространения среди детей и причиняющей вред здоровью (или) развитию детей.
Частью 1 ст.14 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что органы государственной власти Российской Федерации принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от... рекламы алкогольной продукции и табачных изделий...
В соответствии с п.1 ст.14.1 указанного Закона – в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы государственной власти Российской Федерации... в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей (включая места для их доступа к сети «Интернет»). Согласно п.3 ст.14.1 названного Федерального закона, - законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться: меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети «Интернет», а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п.5 ст.15 Закона об информации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции дистанционным способом с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети «Интернет», за осуществление которой предусмотрена административная ответственность.
Статьей 1 ГК РФ регламентировано, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Граждане (физические лица) и юридические лица свободны в установлении прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
На основании п.1 ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В силу п.1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
В соответствии со ст.12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих его нарушения.
Положениями действующего законодательства не предусмотрен досудебный порядок признания информации, размещенной на обозначенном сайте сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, что исключает возможность выбора иного способа защиты нарушенных прав и получения документа, удостоверяющего соответствующий факт.
Наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу https://<данные изъяты>, указанных материалов нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних - потребителей информационных услуг.
Распространение материалов на Интернет-ресурсе по указанному электронному адресу при свободном доступе может нанести вред нравственному и духовному развитию неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетним.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания означенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц, в число которых входят несовершеннолетние.
В соответствии с п.1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п.5.1.7. Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 5 ст.15.1 ФЗ № и пункт 5 названных Правил определяют, что основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайта в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются: решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Таким образом, указанное решение суда по вступлении в законную силу подлежит направлению в Управление Роскомнадзора по РБ для включения в АРМ ЕАИС Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
заявление и.о.прокурора Дёмского района <адрес> в защиту интересов государства, общества и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить,
признать информацию о дистанционной продаже алкогольной продукции, размещенную на сайте сети Интернет с доменным именем https<данные изъяты>, запрещенной к распространению на всей территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РБ в течение месяца через Дёмский районный суд <адрес> РБ.
Судья Салишева А.В.