Дело № 2-1154/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень 06 августа 2014 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Ховренковой Л.В.,
при секретаре Кузьминых А.В.,
с участием помощника прокурора Калининского АО г. Тюмени Петрушенко К.Ф.,
представителя Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области Черняева Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Калининского АО г. Тюмени в защиту интересов Малютиной Л.С. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Калининского АО г. Тюмени обратился в суд в интересах Малютиной Л.С. с иском к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения. Требования мотивированы тем, что истица осталась без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет, состоит в списках на предоставление жилого помещения, между тем до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика в силу ст.40 ГПК РФ привлечен Департамент социального развития <адрес> (л.д. 68-69).
Истица Малютина Л.С., представитель ответчика Администрации г. Тюмени в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об отложении дела не просили, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.
Помощник прокурора Калининского АО г. Тюмени Петрушенко К.Ф. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчиков Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области Черняев Р.А. исковые требования не признал, не оспаривая обязанность по предоставлению жилья Малютиной Л.С., указал на необходимость соблюдения очередности и последовательности.
Выслушав объяснения помощника прокурора Калининского АО города Тюмени Петрушенко К.Ф., представителя Правительства Тюменской области, Департамента социального развития Тюменской области Черняева Р.А., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено следующее.
Истица Малютина (до замужества Иванчук, в первом браке Катаева) Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (л.д. 11-14) в ДД.ММ.ГГГГ году осталась без попечения родителей: мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15), отец ФИО1 решением Калининского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен в отношении дочери Иванчук Л.С. родительских прав (л.д. 16-17).
С ДД.ММ.ГГГГ года Иванчук Л.С. находилась на полном государственном обеспечении.
Распоряжением Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ Катаева Л.С. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории, установленной пунктом «в» статьи 7 Закона Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д. 20).
Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Катаева (Малютина) Л.С. включена в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории <адрес> (л.д. 35).
Из заключения об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении Отдела по опеке, попечительству и охране прав детства г. Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 61), установлен факт невозможности проживания Малютиной Л.С. в ранее занимаемом жилом помещении, поскольку общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее установленной учетной нормы площади жилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области, истица собственником недвижимого имущества в г. Тюмени не значится (л.д. 32-33, 66).
В соответствии со справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Тюменский филиал года истица собственником недвижимого имущества в г. Тюмени не значится (л.д. 63-65).
В соответствии с положениями ч.3 ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
На основании п.2 ч.2 ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. «в» части 2 ст. 7 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 г. № 137 право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1986 года порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе во внеочередном его предоставлении, определялся постановлением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов и областного союза профессиональных союзов от 20.04.1986 года № 140 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», а в дальнейшем – Законом Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».
В силу п. 14 вышеназванных Правил учета заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья (п.15). В силу п. 25 Правил вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, действующее законодательство предусмотрело обязательность постановки на учет для предоставления жилья.
С 01 января 2013 года в соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в новой редакции детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч.2 ст.4 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2.1. Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений (утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, включаются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, но фактически не обеспеченные жилыми помещениями.
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, уполномоченным органом на ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении указанной категории граждан жилых помещений и заключению с ними договоров найма специализированных жилых помещений является Департамент социального развития Тюменской области.
Малютина Л.С. является лицом из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности жилья, что является основанием для обеспечения ее жилым помещением специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Частью 3 ст. 23 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года № 137 установлено, что предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5, ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, п. «и» части 1 ст. 3 Закона Тюменской области РФ «О бюджетном процессе Тюменской области» от 12 января 2001 г. № 426 обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Тюменской области.
На основании ст. 1 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области предоставляемых им по договорам социального найма» от 7 октября 1999 года № 137, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, истица Малютина Л.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является нанимателем жилых помещений по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилых помещений, в связи с чем, имеет право на получение вне очереди жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В силу ст.24 Закона Тюменской области от 1.11.2013 г. № 85 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов» обязанность по принятию решения по заключению договора найма специализированного жилого помещения из государственного жилищного фонда Тюменской области с Малютиной Л.С., а также заключению с Малютиной Л.С. договора найма специализированного жилого помещения должна быть возложена на Администрацию г. Тюмени.
Поскольку прокурором Калининского АО города Тюмени, Малютиной Л.С. требований к Департаменту социального развития Тюменской области не заявлено, судом в соответствии с ч.3 ст.196 ГПК РФ требования к данному ответчику не рассматриваются.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление Прокурора Калининского АО г. Тюмени в защиту интересов Малютиной Л.С. к Правительству Тюменской области, Администрации г. Тюмени о предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать Правительство Тюменской области предоставить Малютиной Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Обязать Администрацию города Тюмени заключить с Малютиной Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор найма специализированного жилого помещения после исполнения Правительством Тюменской области обязанности по обеспечению Малютиной Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением на территории <адрес>, общей площадью не менее 18 кв.м., отвечающим установленным жилищным законодательством требованиям из специализированного жилищного фонда Тюменской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Судья Л.В. Ховренкова