Дело № 2-1185/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 сентября 2013 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Яковлевой Е.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Зейского района Олиферова М.В., представителя ответчика – Гапон П.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зейского района в интересах Терентьевой Г. С. к администрации Чалбачинского сельсовета о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зейского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Терентьевой Г.С. к администрации Чалбачинского сельсовета, в обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Зейского района была проведена проверка по обращению Терентьевой Г.С. по вопросу нарушения её жилищных прав. В ходе проведения проверки было установлено, что <Дата обезличена> между администрацией Чалбачинского сельсовета и Терентьевой Г.С. был заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым Терентьевой Г.С. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 46,9 кв.м. По обращению Терентьевой Г.С. в адрес главы <адрес> было проведено комиссионное обследование жилого дома. Из акта обследования от <Дата обезличена> следует, что ремонт жилого дома по адресу <адрес> экономически не целесообразен. В ходе проверки, проведенной по обращению Терентьевой Г.С., <Дата обезличена> в адрес главы Чалбачинского сельсовета вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако до настоящего времени положительного результата по представлению не получено, жилищные права Терентьевой Г.С. не восстановлены. <Дата обезличена> прокуратурой района в адрес главы <адрес> было направлено требование о проведении комиссионного обследования жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет признания его аварийным, определения пригодности для проживания в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47. Как следует из акта обследования помещения от <Дата обезличена>: нижние венцы дома сгнили, полы прогнили и просели, фундамент печи просел, штукатурка осыпается. Дом находится в аварийном состоянии. Заключением межведомственной комиссии о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что основание и конструкции жилого дома имеют повреждения, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом. Помещение не соответствует санитарно-эпидемиологической безопасности. Комиссией принято решение о том, что проведение, каких-либо восстановительных работ экономически невыгодно и нецелесообразно, жилое помещение подлежит признанию непригодным для проживания, жилой дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу. До настоящего времени администрацией Чалбачинского сельсовета в нарушение действующего законодательства решение о предоставлении Терентьевой Г.С. иного жилого помещения не принято, чем существенным образом нарушены ее жилищные права. Прокурор просит суд обязать Администрацию Чалбачинского сельсовета предоставить Терентьевой Г.С. по договору социального найма жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,9 кв.м.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Зейского района Олиферов М.В. на удовлетворении заявленных требований в интересах Терентьевой Г.С. настаивал.
Истец Терентьева Г.С. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в свое отсутствие.
Суд, совещаясь на месте, определил в силу ст. 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие истца Терентьевой Г.С..
В судебном заседании <Дата обезличена> Терентьева Г.С. на удовлетворении заявленных требований настаивала, пояснила, что в <Дата обезличена> администрацией Чалбачинского сельсовета ее семье было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, после проведенного в доме ремонта, материал на который им выделила администрация села, они заселились в дом. В период <Дата обезличена> они также осуществляли текущий ремонт дома. В <Дата обезличена> супруг истицы умер, и производить текущий ремонт жилого помещения стало некому. Со временем жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> обветшал, в связи с чем, в <Дата обезличена> истица обратилась с заявлением в администрацию села с просьбой о проведении ремонта. В <Дата обезличена> Глава администрации с. Чалбачи, в большом количестве, получил строительный материал, однако ремонт дома истицы так и не был произведен. Строительный материал, полученный Главой села исчез непонятно куда. В <Дата обезличена> она снова обратилась с заявлением к Главе села о проведении ремонта либо выделении ей другого жилого помещения, однако никаких мер по моему обращению принято не было. В <Дата обезличена> она снова хотела подать заявление с просьбой о необходимости проведения ремонта дома, однако Глава администрации Чалбачинского сельсовета отказался его принять. В <Дата обезличена> Глава Зейского района – Сухомесов А.М. приезжал в с. Чалбачи, и на встрече с жителями села пояснил, что существует программа по ремонту ветхого и аварийного жилья на территории Зейского района для участия, в которой нужно подать заявление. <Дата обезличена> истица написала заявление на имя Главы села о проведении ремонта своего дома, одновременно, обратилась в прокуратуру Зейского района о защите нарушенных жилищных прав, <Дата обезличена> она получила ответ из прокуратуры о том, что в адрес Главы Чалбачинского сельсовета было вынесено представление, которое находится на рассмотрении. <Дата обезличена> истица получила сообщение Главы Зейского района Сухомесова А.М. о том, что будет проводиться комиссионное обследование жилых помещений, в <Дата обезличена> она получила уведомление о проведении обследования. Комиссионное обследование дома истицы было проведено, и <Дата обезличена> она получила письмо от Главы с. Чалбачи, информирующее ее о том, после проведения комиссионного обследования жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> был составлен акт <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, в заключении которого был вывод о том, что ремонт дома истицы экономически не целесообразен. Истица считает, что признание ремонта ее дома экономически не целесообразным, можно было бы предотвратить, если бы Глава администрации Чалбачинского сельсовета – Гапон П.К. вовремя отреагировал на ее заявления и произвел ремонт дома, возможности для этого у него были. В <Дата обезличена> она получила письмо Главы Зейского района о том, что в <Дата обезличена> ремонт дома производиться не будет, а при рассмотрении вопроса о ремонте в <Дата обезличена> необходимо обращение Главы Чалбачинского сельсовета в Администрацию Зейского района. На сегодняшний день, по имеющимся у истицы сведениям, Глава села не обращался в Администрацию Зейского района со сведениями о наличии ветхого и аварийного жилья в с. Чалбачи. Истица считает, что Глава села – Гапон П.К. пустил жилищный вопрос в с. Чалбачи на самотек, распродает недвижимость села. Истица в <данные изъяты>, и считает, что не заслужила такого обращения. Просит суд обязать Администрацию Чалбачинского сельсовета предоставить мне по договору социального найма жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,9 квадратных метров.
Представитель ответчика – администрации <адрес> сельсовета Гапон П.К. в судебном заседании пояснил, что с исковыми требованиями согласен в части, в обоснование пояснив, что <Дата обезличена> администрации Чалбачинского сельсовета был передан в собственность жилой фонд с. Чалбачи согласно акта. Бюджет сельсовета является дотационный, и, исходя из объема полученных средств, администрация сельсовета стремится исполнить все возложенные на нее полномочия. Производить капитальный ремонт жилого фонда без дополнительного финансирования администрация не имеет возможности. В соответствии с соглашениями, полномочия по признанию в установленном порядке жилых помещений непригодными для проживания, переданы районной администрации. Согласна акта <Номер обезличен> года помещение по адресу: <адрес>, не признано аварийным, поэтому основания для расселения жильцов у администрации Чалбачинского сельсовета не было. Терентьева Г.А. в очереди на получение жилья не состоит, так как документов от нее в администрацию Чалбачинского сельсовета не поступало. Заявление от <Дата обезличена> не рассматривалось с связи с отсутствием остальных документов. При этом Терентьевой Г.С. <Дата обезличена> предлагалась квартира, от которой она отказалась, настаивала на ремонте. <Дата обезличена> администрация Чалбачинского сельсовета получила повторный акт обследования и заключение по дому <Номер обезличен> <адрес> в <адрес>, которым дом признан аварийным. На основании заключения в адрес главы Зейского района было направленно обращение об оказании помощи по составлению сметы на ремонт квартиры. На основании смет администрация сельсовета обратится в администрацию Зейского района о дополнительном финансировании, произведет ремонт квартир и предоставит квартиры жильцам аварийного дома.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных павах от 19 декабря 1966 года участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии.
Согласно ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Согласно ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Из конституционных норм, реализуемых с учетом норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких находящихся вне сферы контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке согласно пункту 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ, установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с данной нормой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Статьей 85 Жилищного кодекса РФ, установлено, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта (в соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания, предусмотрено Жилищным кодексом РФ.
Согласно п. 37 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 июля 2010 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» предоставляемое в случае отселения жилое помещение должно быть благоустроенным и равнозначным по площади, ранее занимаемому.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Анализ приведенных выше норм права и представленных доказательств позволяют суду сделать вывод, что предоставляемое гражданам жилое помещение в связи с непригодностью для проживания занимаемого ими помещения должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ, так как жилое помещение предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с непригодностью ранее занимаемого жилого помещения. Таким образом, вновь предоставляемое жилое помещение является компенсационной мерой того, что граждане имели, но не могут продолжать использовать. Предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. Компенсационный характер и предусматривает внеочередное предоставление жилого помещения, тогда как жилое помещение для улучшения жилищных условий предоставляется в порядке очередности.
Как установлено в судебном заседании, <Дата обезличена> между администрацией Чалбачинского сельсовета и Терентьевой Г.С. был заключен договор социального найма жилого помещения, в соответствии с которым Терентьевой Г.С. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу <адрес>, общей площадью 46,9 кв.м. Терентьева Г.С. неоднократно обращалась с заявлениями в администрацию Чалбачинского сельсовета о проведении ремонта в указанном жилом доме, о чем свидетельствую имеющиеся в материалах дела заявление Терентьевой Г.С. от <Дата обезличена> и <Дата обезличена>, однако до настоящего времени ремонт не проведен.
<Дата обезличена> было проведено обследование и составлен акт <Номер обезличен> обследования жилого помещения по адресу: <адрес>. В результате обследования было установлено, что кровля дома находится в аварийном состоянии, в том числе сгнили верхние венцы стенового бруса, стропильная система выполнена без устройства центрального прогона, отсутствуют стойки и укосы, на кровле отсутствует конек, шиферная кровля протекает; сгнили верхние венцы стенового бруса; помещения веранд в полуразрушенном состоянии; отсутствуют завалинки; сгнили оконные рамы; в <адрес> деформирована деревянная обшивка потолка. В заключении комиссия пришла к выводу, что ремонт жилого дома по адресу: <адрес>, экономически нецелесообразен.
В ходе проверки, проведенной по обращению Терентьевой Г.С., <Дата обезличена> в адрес главы Чалбачинского сельсовета вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.
<Дата обезличена> главой администрации Чалбачинского сельсовета на представление прокуратуры был дан ответ о том, что комиссия не признала дом аварийным и сделала заключение, что производить капитальный ремонт данного дома нецелесообразно.
<Дата обезличена> прокуратурой района в адрес главы Зейского района было направлено требование о проведении комиссионного обследования жилого дома по адресу: <адрес>, на предмет признания его аварийным, определения пригодности для проживания в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
<Дата обезличена> межведомственной комиссией на основании постановления главы Зейского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес>. Как следует из акта обследования помещения: нижние венцы дома сгнили, полы прогнили и просели, фундамент печи просел, штукатурка осыпается. Дом находится в аварийном состоянии. Заключением межведомственной комиссии о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <Дата обезличена> <Номер обезличен> установлено, что основание и конструкции жилого дома имеют повреждения, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций и жилого дома в целом. Помещение не соответствует санитарно-эпидемиологической безопасности. Комиссией принято заключение: на основании п. 34 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, проведение каких-либо восстановительных работ экономически не выгодно и нецелесообразно; жилое помещение подлежит признанию непригодным для проживания; жилой дом подлежит признанию аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, учитывая, что истица проживает в жилом помещении, предоставленном администрацией Чалбачинского сельсовета на основании договора социального найма жилого помещения, которое межведомственной комиссией на основании постановления главы Зейского района от <Дата обезличена> <Номер обезличен> было признано непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу, на основании ст. 85 ЖК РФ, истица должна быть выселена из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Суд считает несостоятельным доводы представителя ответчика о том, что <Дата обезличена> истице предлагалась квартира, от которой она отказалась, поскольку данное помещение предлагалось истице в 2008 году, а жилой дом был признан непригодным для проживания только в 2013 году.
Также суд считает несостоятельным доводы представителя ответчика о том, что семья Терентьевой Г.С. на получение жилья в очереди не состоит, так как документов от нее не поступало, поскольку Жилищным кодексом РФ, предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений, гражданам, жилище которых признано непригодным для проживания.
Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление жилого помещения общей площадью не менее 46,9 кв.м, то есть не менее ранее занимаемого, что соответствует требованиям ст.ст. 86-89 ЖК РФ.
По смыслу правовых норм, содержащихся в ст.ст. 85-89 Жилищного кодекса РФ, обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, подлежащих выселению с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в этом числе и в случае его непригодности, возлагается на орган местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд полагает, что требования истца о возложении обязанности на администрацию Чалбачинского сельсовета по предоставлению по договору социального найма жилого помещения в черте с. Чалбачи Зейского района Амурской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 46,9 кв.м являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования прокурора Зейского района в интересах Терентьевой Г. С., удовлетворить.
Обязать администрацию Чалбачинского сельсовета предоставить Терентьевой Г. С. по договору социального найма жилое помещение в <адрес>, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам требованиям, общей площадью не менее 46,9 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено <Дата обезличена>.
Судья