Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-137/2015 ~ М-120/2015 от 24.03.2015

Дело № 2-137/2015

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

05 мая 2015 года с. Поярково

Михайловский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ситниковой Е.В.,

при секретаре Гуркиной Н.В.,

с участием представителя заявителя заместителя прокурора Михайловского района Амурской области Козлова Д.И., представителя ответчика администрации Михайловского района Амурской области Булановой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Амурского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Михайловского района Амурской области, третьему лицу Управлению Росприроднадзора по Амурской области о возложении обязанности в срок не позднее 01.01.2018г. организовать на территории Михайловского района утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе, определить необходимое число объектов размещения отходов и принять меры для их создания,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры обратился в суд с настоящим заявлением в интересах неопределённого круга лиц- жителей Михайловского района, в обоснование указав, что Амурской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Михайловского района законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что администрацией Михайловского района полномочия в названной сфере реализованы ненадлежащим образом. Так, Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что хранение отходов предполагает их складирование в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Таким образом, организация хранения отходов является необходимым условием для их утилизации. При этом, на основании ст.1 указанного закона хранение отходов должно осуществляться в объектах размещения отходов, которыми являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов. Свалки, то есть местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается (п.4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 № 607-ст), не являются природоохранными сооружениями- объектами размещения отходов. С 01.08.2014г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности». С этой даты утратило силу постановление от 26.10.2000 № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов». Соответственно, вступил в силу приказ Минприроды России от 30.09.2011 № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов», согласно которому объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации, не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов. Свалки отходов, расположенные на территории Михайловского района (в районе <адрес>) в связи с их несоответствием требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» исключены с 01.08.2014г. управлением Росприроднадзора по Амурской области из государственного реестра объектов размещения отходов. Последствием исключения объектов из государственного реестра объектов размещения отходов является запрет размещать отходы на таких объектах (ч. 7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»). На основании выявленных нарушений, связанных с отсутствием на территории Михайловского района объектов размещения отходов, бездействием по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, 13.08.2014г. главе Михайловского района внесено представление. Из поступившего ответа следовало, что местной администрацией инициировано изменение категории земельных участков, на которых расположены свалки отходов. В ходе проверки, проведенной в 2015 году в рамках контроля за фактическим устранением нарушений, а также на основании обращения ФИО3, установлено, что администрацией Михайловского района фактических мер, направленных на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе, созданию объектов размещения отходов, не принято. Между тем, продолжающееся в настоящее время использование свалок для размещения отходов (фактически для постоянного хранения отходов из-за отсутствия как специально обустроенных объектов размещения отходов на территории Михайловского района, так и инфраструктуры для утилизации и переработки отходов) с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления приводит к безусловному вредному воздействию таких отходов на окружающую среду. Кроме того, это противоречит одной из целей правового регулирования, предусмотренной в преамбуле Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а именно, вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Как следствие- бездействием администрации Михайловского района по решению вопросов местного значения в сфере обращения с бытовыми и промышленными отходами нарушаются права жителей района на благоприятную окружающую среду. Просит возложить на администрацию Михайловского района Амурской области обязанность в срок не позднее 01.01.2018г. организовать на территории Михайловского района утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе, определить необходимое число объектов размещения отходов и принять меры для их создания.

В судебном заседании представитель заявителя заместитель прокурора Михайловского района Амурской области Козлов Д.И. поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Михайловского района Амурской области- Буланова Н.А. с исковыми требованиями прокурора не согласилась, суду пояснила, что одним из методов, которым осуществляется утилизация отходов, является их вывоз на свалки мусора, или мусорные полигоны. Возможность использования такого метода утилизации отходов определяется возможностью использовать свободную землю. Территория под мусорный полигон выбирается таким образом, чтобы вредные вещества не попадали в реки или не проникали в грунтовые воды. Соблюдение технологических норм при утилизации приводит к тому, что захороненный мусор практически не оказывает вредного воздействия на окружающую среду, мусор подвергается естественной утилизации (разложению) и через несколько десятков лет станет совершенно безопасным для природы. Строительство мусороперерабатывающего завода это непосильная ноша не только для бюджета маленького района, но и для любого города дальневосточного региона.

Также представитель ответчика указала на отсутствие у администрации района достаточных денежных средств на указанные цели.

В судебное заседание не явился представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Амурской области, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

На основании ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Статьями 41, 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" закреплено и гарантировано право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно преамбуле к указанному Федеральному закону "Об охране окружающей среды" настоящий закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

В соответствии с п.14 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Статьей 7 Устава Михайловского района к вопросам местного значения Михайловского района отнесено, в том числе, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п.1.14).

Из представления прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры от 13 августа 2014 года следует, что в ходе проверки соблюдения администрацией Михайловского района законодательства об отходах производства и потребления было установлено, что полномочия в названной сфере администрацией Михайловского района реализованы ненадлежащим образом. На Территории района имеются объекты размещения отходов, в том числе, свалки, расположенные на земельных участках надлежащей категории: 28:18:020108:1- земли сельскохозяйственного назначения, 28:18:011305:5- земли населенных пунктов. Отходы, размещаемые на указанных свалках, хранятся постоянно, в другое место не вывозятся, их утилизацией и переработкой никто не занимается. Выявленные нарушения, связанные с отсутствием на территории Михайловского района инфраструктуры по утилизации и переработке отходов, могут привести к опасному загрязнению окружающей среды и создать реальную угрозу здоровью населения.

Из ответа главы Михайловского района Амурской области от 31.10.2014г. на указанное представление следует, что руководителю сектора управления муниципальным имуществом администрации Михайловского района дано указание в кратчайшие сроки направить ходатайство в министерство имущественных отношений Амурской области о переводе земельных участков из категории земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель- земли промышленности. В связи с отсутствием денежных средств в бюджете района в настоящее время не представляется возможным приобрести специальное оборудование для сортировки и переработки отходов, а также построить сооружения, предназначенные для размещения отходов.

Из представленной в материалы дела справки помощника Амурского межрайонного природоохранного прокурора ФИО6 от 17.03.2015г. следует, что в ходе настоящей проверки установлено, что администрацией Михайловского района фактических мер, направленных на организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, в том числе, по созданию объектов размещения отходов, не принято. Продолжающееся в настоящее время использование свалок для размещения отходов (фактически для постоянного хранения отходов из-за отсутствия как специально обустроенных объектов размещения отходов на территории Михайловского района, так и инфраструктуры для утилизации и переработки отходов) с нарушением требований законодательства об отходах производства и потребления приводит к безусловному вредному воздействию таких отходов на окружающую среду.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов это складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Таким образом, организация хранения отходов является необходимым условием для их утилизации.

К объектам размещения отходов относят специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе, шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Согласно п.4.11 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст (далее ГОСТ) под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Пунктом 4.16 ГОСТ установлено, что свалка - это местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов.

В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.09.2011 №792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» не подлежат включению в ГРОРО объекты захоронения отходов, расположенные на территориях, использование которых для захоронения отходов запрещено законодательством Российской Федерации.

В силу ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В судебном заседании установлено, что свалки отходов, расположенные на территории Михайловского района (в районе <адрес>) в связи с их несоответствием требованиям статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» исключены с 01.08.2014г. управлением Росприроднадзора по <адрес> из государственного реестра объектов размещения отходов, что подтверждается информацией Управления Росприроднадзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

При этом суд отмечает, что последствием исключения объектов из государственного реестра объектов размещения отходов является запрет размещать отходы на таких объектах.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения администрацией района обязанности по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Поскольку ответчиком надлежащим образом обязанность по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов не исполняется, соответственно нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц- жителей <адрес>.

Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, и принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора о возложении на администрацию Михайловского района Амурской области обязанности в срок не позднее 01.01.2018г. организовать на территории Михайловского района утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе, определить необходимое число объектов размещения отходов и принять меры для их создания.

Довод ответчика о том, что строительство мусороперерабатывающего завода это непосильная ноша не только для бюджета маленького района, но и для любого города дальневосточного региона судом не принимается, поскольку действующее законодательство не определяет способы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, органы местного самоуправления муниципальных районов решают самостоятельно, каким образом эти полномочия будут реализованы.

Довод ответчика об отсутствии у администрации района достаточных денежных средств на указанные цели не может служить основанием для отказа в иске, поскольку это обстоятельство не является юридически значимым для разрешения настоящего спора, поскольку такая обязанность на орган местного самоуправления возложена Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Амурской межрайонной природоохранной прокуратуры удовлетворить.

Обязать администрацию Михайловского района Амурской области в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ организовать на территории Михайловского района утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, в том числе, определить необходимое число объектов размещения отходов и принять меры для их создания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Михайловский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.В.Ситникова

Решение в окончательной форме изготовлено 10.05.2015

2-137/2015 ~ М-120/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Амурский Природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация Михайловского района
Другие
Росприроднадзор
Суд
Михайловский районный суд Амурской области
Судья
Ситникова Елена Вячеславовна
Дело на странице суда
mihailovskiy--amr.sudrf.ru
24.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2015Передача материалов судье
27.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.04.2015Предварительное судебное заседание
05.05.2015Судебное заседание
10.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2016Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее