Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-811/2019 ~ М-843/2019 от 26.11.2019

Дело № 2-811/2019

УИД <номер>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 декабря 2019 года                               г. Благовещенск

Благовещенский районный суд Амурской области в составе

председательствующего судьи Залуниной Н.Г.,

при секретаре Кабаковой Т.В.,

с участием представителя истца Антоновой И.А. Бурбыга В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Ирины Анатольевны к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка,

установил:

Антонова И.А. обратилась в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка.

В обоснование заявленных требований указано, что в 2018 году Антоновой И.А. был приобретён земельный участок площадью 574 кв.м. с кадастровым номером <номер>, расположенный по адресу: <адрес>.

Сведения о местоположении границ земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2001 году в местной системе координат 1991 года. После их пересчёта органом кадастрового учёта в систему МСК-28 по заявлению истца кадастровым инженером были осуществлены кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер>.

При выносе в натуру границ земельного участка по координатам ГКН выяснилось их несоответствие фактическому расположению земельного участка на местности. В связи с чем, кадастровым инженером был подготовлен межевой план, в котором определены границы земельного участка по забору, существующему на местности более 15 лет.

    Письмом от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Благовещенского района Амурской области истцу отказано в согласовании межевого плана по той причине, что в администрации отсутствуют сведения, позволяющие определить, в каких границах формировался и существовал принадлежащий истцу земельный участок. Кроме того, указано на выявление наложения границ земельного участка на земельный участок с кадастровым номером <номер>.

    Считает отказ администрации Благовещенского района Амурской области незаконным, так как местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер> было определено ранее (в 2001 году), нежели местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер> (в 2015 году). В этой связи, постановка последнего земельного участка на кадастровый учёт осуществлена с нарушением требований закона.

    На основании изложенного просит установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <номер> площадью 574 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с координатами характерных точек, указанных в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером ООО «Кадастровое бюро».

    В судебном заседании представитель истца Антоновой И.А. Бурбыга В.В. на удовлетворении заявленных требований настаивал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

    В судебное заседание не явились: истец Антонова И.А., будучи извещённой о времени и месте рассмотрения дела обеспечила явку своего представителя; представитель ответчика администрации Благовещенского района Амурской области, о времени и месте судебного разбирательства извещён, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, оставив разрешение спора на усмотрение суда; представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления Росреестра по Амурской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Амурской области, кадастровый инженер ООО «КАДАСТРОВОЕ БЮРО» Ирхин Д.Н., о времени и месте рассмотрения дела извещены. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при состоявшейся явке.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Судом установлено, что Антоновой И.А. принадлежит земельный участок с кадастровым номером <номер> площадью 574 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: для индивидуального садоводства, расположенный по адресу: <адрес>.

Право собственности Антоновой И.А. зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, возникло на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого с Р.Н.П.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ <номер> следует, что граница земельного участка с кадастровым номером <номер> не установлена в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства, пересекает границы земельного участка с кадастровым номером <номер>.

Согласно межевому плану, подготовленному ДД.ММ.ГГГГ кадастровым инженером ООО «КАДАСТРОВОЕ БЮРО» Ирхиным Д.Н., в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером <номер>, в результате выполнения кадастровых работ установлено, что фактическая площадь земельного участка соответствует площади, учтённой в Едином государственном реестре недвижимости 574 кв.м. Земельный участок был поставлен на учёт ДД.ММ.ГГГГ в местной системе координат СК-91, возможно при описании границ земельного участка была допущена ошибка в определении координат характерных угловых и поворотных точек границ. Координаты земельного участка после пересчёта координат в МСК-28 не соответствуют координатам, полученным и установленным на местности в результате проведения кадастровых работ и приведённым в межевом плане. При осуществлении кадастровых работ выявлено пересечение границ уточняемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером <номер>.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ <номер> администрация Благовещенского района Амурской области отказала истцу в согласовании межевого плана на том основании, что в администрации отсутствуют сведения, позволяющие определить, в каких границах формировался и существовал принадлежащий истцу земельный участок. Кроме того, при сопоставлении представленных истцом сведений о координатах границы уточняемого земельного участка выявлено наложение земельного участка на земельный участок с кадастровым номером <номер>.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и кадастрового дела объекта недвижимости усматривается, что земельный участок с кадастровым номером <номер> имеет площадь 153 236 кв.м., расположен по адресу: <адрес>, принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования администрации Благовещенского района Амурской области (на часть участка установлен сервитут в пользу АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»). Земельный участок поставлен на кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ. Границы земельного участка состоит из 4 контуров. Сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН в системе координат МСК-28 на основании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ООО «Астэра» М.А.И.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с данным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим федеральным законом сведений об объектах недвижимости (ч. 7 названной статьи).

Согласно части 3 ст. 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся: государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п.п. 4); ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем (п.п. 6).

Из ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

Таким образом, описание местоположения границ объекта недвижимости (земельного участка) являются его основными сведениями.

В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.

В соответствии со ст. 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению, в частности в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушению, могут быть пресечены, в частности путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно п. 1 ст. 64 ЗК РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

Учитывая, что при подготовке межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <номер> кадастровым инженером выявлено, а при рассмотрении заявления Антоновой И.А. о согласовании межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ органом местного самоуправления подтверждено наложение границ уточняемого земельного участка на границы учтённого в Едином государственном реестре недвижимости земельного участка с кадастровым номером <номер> (что также подтверждается выкопировкой из дежурной кадастровой карты Благовещенского района), суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку в данном случае имеет место спор о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <номер>, без разрешения которого невозможно установление местоположения границ принадлежащего истцу земельного участка.

При таких обстоятельствах, исходя из положений ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, согласно которой суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, исковые требования Антоновой И.А. об установлении местоположения границ земельного участка земельного участка с кадастровым номером <номер> в соответствии с данными межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление Антоновой И.А. к администрации Благовещенского района Амурской области об установлении местоположения границ земельного участка оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский районный суд Амурской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 23 декабря 2019 года.

Председательствующий судья                              Н.Г. Залунина

2-811/2019 ~ М-843/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Антонова Ирина Анатольевна
Ответчики
Администрация Благовещенского района Амурской области
Другие
ФГБУ ФКП Росреестра по Амурской области
Бурбыга Вадим Владимирович
Управление Росреестра по Амурской области
кадастровый инженер ООО "Кадастровое Бюро" Ирхин Денис Николаевич
Суд
Благовещенский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-rs--amr.sudrf.ru
26.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2019Передача материалов судье
27.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2019Судебное заседание
23.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее