Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации10 мая 2012 года Кочубеевский районный суд Ставропольского края
в составе: председательствующего судьи Шматченко Т.Ф.
с участием представителя истца Беда Т.В. – Череватой А.А., действующей на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом по <адрес>ному нотариальному округу ФИО5 и зарегистрированной в реестре за №,
при секретаре судебного заседания Устиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Беда Т.В. к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании права собственности на недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Беда Т.В., от имени которой по доверенности действует Череватая А.А., обратилась в Кочубеевский районный суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края о признании за ней права собственности на жилой дом - <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель истца – Череватая А.А. уточнила требования Беда Т.В. и показала, что 21.07.1999 года ее отец – ФИО3 зарегистрировал в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, право собственности на жилой дом и прилегающий земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. В марте 2000 года отец решил улучшить жилищные условия, начав строительные работы по реконструкции жилого дома – была достроена пристройка под литером а,а1. Однако, соответствующего разрешения архитектуры на реконструкцию жилого дома отец не получал. Реконструкция была завершена в сентябре 2001 года, в результате которой общая площадь жилого дома увеличилась с 26,1 кв.м до 81,5 кв.м.
После смерти 09.12.2001 года ФИО3 открылось наследство.
Она является единственной наследницей после смерти отца по закону.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 25 июля 2011 года был установлен факт принятия наследства истицей после смерти ее отца ФИО3, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время она вступила в наследство после смерти отца на земельный участок, общей площадью №, расположенный по <адрес> в <адрес>. Ей было выдано свидетельство о праве на наследство по закону от 26.03.2012 года, свое право собственности на указанный земельный участок она зарегистрировала в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, о чем ей 02.04.2012 года было выдано свидетельство о государственной регистрации права №.
Для оформления наследственных прав ею в установленном законом порядке подготовлен пакет документов на принадлежавшее наследодателю имущество.
Однако, нотариус по Кочубеевскому районному нотариальному округу ФИО7 отказала ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на жилой дом, расположенный по <адрес>, поскольку регистрация права на реконструированный жилой дом не проводилась.
Учитывая, что согласование реконструкции жилого дома не было сделано ФИО3 своевременно, произведенная реконструкция жилого дома считается самовольной.
Решить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным в связи со смертью ФИО3 Просит признать за истицей право собственности на жилой дом - <данные изъяты>, <данные изъяты>, расположенными по адресу: <адрес>.
Ответчик – представитель администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте судебного заседания был извещен надлежащим образом. В суд поступило заявление, в котором указано, что исковые требования Беда Т.В. признают в полном объеме и не возражают против их удовлетворения, а также просят рассмотреть гражданское дело без участия представителя администрации муниципального образования Ивановского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края.
Выслушав представителя истца, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и считает, что истцом предоставлены суду доказательства в обоснование своих требований, они подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствие с ч.2 ст.68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Согласно ст.12 ГК РФ – защита гражданских прав осуществляется путем: признания права.
В соответствии с ч. 4 ст. 35 Конституции РФ право наследования гарантируется государством.
В соответствии с абз.1 статьи 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно абз. 1 ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию или по закону.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В судебном заседании установлено, что 21.07.1999 года ФИО3 зарегистрировал в ГУ юстиции «Регистрационная палата <адрес>» жилой дом, <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес> края (л.д.10).
Согласно техническому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14-18) и кадастровому паспорту, составленному ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20) общая площадь жилого дома увеличились и составляет <данные изъяты> кв.м.
В соответствии со ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкцией является изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей, площади).
Пункт 5 ст. 1 Земельного Кодекса РФ устанавливает принцип единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В пунктах 25, 26 и 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" дано разъяснение о том, что в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.
Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Однако такое требование может быть удовлетворено только в том случае, если к наследникам в порядке наследования перешло право собственности или право пожизненного наследуемого владения земельным участком, на котором осуществлена постройка, при соблюдении условий, установленных статьей 222 ГК РФ.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Беда Т.В. является собственником земельного участка, <данные изъяты>, расположенного по <адрес> в <адрес>. Документом – основанием для регистрации права собственности является свидетельство о праве на наследство по закону от 26.03.2012 года, выданным нотариусом по Кочубеевскому районному нотариальному округу ФИО7 и зарегистрированном в реестре за № (л.д.19,12)
Согласно технического заключения, выданного ДД.ММ.ГГГГ Кочубеевским филиалом ГБУ архитектуры и градостроительства <адрес>, индивидуальный жилой дом с учетом производимой реконструкции находится в удовлетворительном состоянии и обеспечивает безопасную для жизни и здоровья людей эксплуатацию объекта по назначению.
Часть 4 статьи 29 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает возможность сохранения жилого помещения за собственником в переустроенном или перепланированном состоянии на основании решения суда, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан, либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Выполненная реконструкция жилого дома создает условия комфортного проживания, технические решения, принятые при реконструкции жилого помещения, отделка помещения соответствуют требованиям экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных норм, действующих на территории РФ. Выполненная реконструкция жилого помещения не создает угрозу жизни или здоровья граждан, после проведения реконструкции дальнейшая эксплуатация помещений возможна без ограничений в соответствии с их функциональным назначением.
В судебном заседании свидетели ФИО10 и ФИО11 подтвердили, что после приобретения в собственность жилого дома ФИО3. при жизни произвел его реконструкцию, которая повлекла за собой изменение общей площади. Данная реконструкция не нарушает права и интересы третьих лиц, жалоб со стороны соседей ни от кого не поступало.
Обоснованность требований истца подтверждается также другими материалами дела: копией паспорта Беда Т.В., копией свидетельства о рождении ФИО8, копией свидетельства о смерти ФИО3; копией свидетельства о браке, заключенном между ФИО9 и ФИО8; копией решения Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 25 июля 2011 года, которым был установлен факт принятия наследства истицей после смерти ее отца ФИО3, умершего 09 декабря 2011 года; сообщением нотариуса по Кочубеевскому районному нотариальному округу ФИО7 о невозможности выдачи свидетельства о праве на наследство на жилой дом; копией технического паспорта, копией кадастрового паспорта, сообщением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края о том, что ФИО3 не выдавалось разрешение на реконструкцию жилого дома.
Суд считает, что иск подтвержден представленными доказательствами, удовлетворение исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 14,55 Градостроительного кодекса РФ, ст. 222 ГК РФ, пунктами 25,26,27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", ст.56, 68, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Беда Т.В. право собственности на жилой дом- <данные изъяты> расположенными по адресу: <адрес>,
<адрес>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 дней.
Судья Кочубеевского районного суда Т.Ф.Шматченко