Дело № 2-1400/2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:
председательствующего Степанцовой Е.В.,
при секретаре Бунаковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске
04 декабря 2012 года
гражданское дело по иску Гулевской Н.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Гулевская Н.С. обратилась в Анжеро-Судженский городской суд с иском к ответчику о предоставлении жилого помещения. Свои требования мотивировала тем, что она является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Ее мать - ФИО2 была лишена родительских прав в отношении нее решением суда от <дата>, отец ФИО3 умер <дата>.
Являлась воспитанницей <...> и находилась на полном государственном обеспечении с 20.09.2003г. по 31.08.2011г.
25.05.2004 года была принята на очередь по улучшению жилищных условий в жилищном отделе Администрации Анжеро-Судженского городского округа. В настоящее время общая очередь на получение жилья №, льготная по категории «сирота» №. Иного жилья в собственности не имеет, сохранное жилье также за ней не значится. После окончания образовательного учреждения жилое помещение ей не предоставлялось.
Считает, что имеет право на внеочередное предоставление ответчиком благоустроенного жилого помещения по договору социального найма как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с установленной нормой предоставления.
Просила суд обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди, по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже установленных социальных норм 33 кв.м.
В судебное заседание истец Гулевская Н.С. не явилась, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежаще. В своем письменном заявлении просила суд рассмотреть дело в её отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Представитель истца Бренинг А.Ш., действующая на основании доверенности от <дата>, исковые требования полностью поддержала. Суду пояснила, что в настоящее время истец Гулевская Н.С. проживает у тети по <адрес> без регистрации. Снята с регистрационного учета с адреса по <адрес>, поскольку это адрес детского дома. Просила суд исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель Администрации Анжеро-Судженского городского округа Петракова Е.Н., действующая на основании доверенности от <дата> в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно справке Отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа за истцом сохранное жилье не значится. Однако в решении суда от <дата> указано, что истец с родителями проживали в доме по <адрес>, считает необходимым выяснить причины, по которым на данное жилое помещение не было наложено сохранное жилье. Просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона РФ № 159 от 21.12.1996г. (в ред. от 21.11.2011г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся, по опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. 5 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение должно быть предоставлено гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Нормой предоставления, согласно ст. 50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади, предоставляемого по договору социального найма жилого помещения. Норма устанавливается органом местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъекта РФ на осуществлении гарантии прав ребенка регулируются положениями статьи 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В частности, вопросы социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются предметом ведения органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Согласно статье 4 Закона Кемеровской области «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» расходы на реализацию мер по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав детей-сирот производятся за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год. Средства на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, выделяются из областного бюджета местным бюджетам в виде целевой субвенции.
Непосредственное обеспечение детей-сирот жилой площадью возлагается Федеральным законом от 21.12.1996г. N 159-ФЗ на органы исполнительной власти по месту жительства (месту временного пребывания) детей-сирот. Аналогично, Законом Кемеровской области от 14.11.2005г. N 124-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996г. N 159, дети-сироты обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Статья 50 Жилищного кодекса РФ определяет норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как указано в части 1 вышеприведенной статьи, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Частью 2 статьи 50 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 10.08.2006г. N 165 "Об утверждении порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состоящим на учете, по договорам социального найма должны соответствовать норме предоставляемой площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления, а также санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенными применительно к условиям населенного пункта.
Согласно ст.1 Закона Кемеровской области № 67-ОЗ от 16.05.2006г. (ред. от 30.06.2007г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает что, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилое помещение предоставляется вне очереди по договору социального найма в порядке, предусмотренном ЖК РФ, настоящим Законом. Жилое помещение предоставляется указанным лицам, в случае принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что истец Гулевская Н.С. родилась <дата> в г. <адрес>. Согласно свидетельства о рождении, выданного <дата> <адрес> Органом ЗАГС (л.д. 5), ее родителями значатся: мать – ФИО2, отец – ФИО3.
Из справки № 1386, выданной 23.11.2012г. Органом ЗАГС <адрес> (л.д. 21) следует, что ФИО3 и ФИО2 расторгли брак <дата>, о чем составлена актовая запись №. После расторжения брака ей присвоена фамилия – ФИО5.
Согласно свидетельства о смерти, выданного <дата> Органом ЗАГС <адрес> (л.д. 6), ФИО3 умер <дата> в <адрес>, о чем составлена актовая запись №.
Решением Анжеро-Судженского городского суда от <дата> (л.д. 7-9) ФИО5 (ФИО2) лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери Гулевской Н.С. Постановлено ребенка передать органам опеки и попечительства Управления образования г.Анжеро-Судженска.
Из справки Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа от 20.09.2012г. (л.д. 11) следует, что истец является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сохранного жилья за ней не значится.
Согласно справке №820 от 20.09.2012г. (л.д. 12) истец Гулевская Н.С. являлась воспитанницей <...>» и находилась на полном государственном обеспечении с 24.12.2003г. по 31.08.2011г.
Истец согласно справке № 1404 от 28.08.2012г. жилищного отдела Администрации Анжеро-Судженского городского округа (л.д. 10) состоит на очереди на улучшение жилищных условий с 25.05.2004г. На дату выдачи справки общая очередь №, льготная очередь по категории «сирота» №.
Согласно уведомления Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области № 10/007/2012-279 от 27.09.2012г. (л.д.14) и сообщения филиала № 1 БТИ г.Анжеро-Судженска ГПКО «ЦТИ КО» № 4964 от 02.10.2012г. (л.д. 13) следует, что недвижимого имущества в собственности истца Гулевской Н.С. не значится.
Квартира, в которой проживает истец в настоящее время, находящаяся по адресу <адрес> согласно свидетельства о государственной регистрации права № от <дата> (л.д. 23), принадлежит на праве собственности ФИО10 на основании договора купли-продажи квартиры от <дата>
Разрешая требования истца, суд исходит из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 федерального закона № 159 от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма.
Анализируя представленные документы, суд считает установленным, что истец является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, что также не оспаривается представителем ответчика. Истец окончила обучение в образовательном учреждении, однако до настоящего времени ответчиком жильем не обеспечена. Иного жилья в собственности либо на иных законных основаниях в пользовании у истца нет, с 25.05.2004 года она состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма в жилищном отделе Администрации Анжеро-Судженского городского округа.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 57 ГПК РФ доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Таким образом, в силу ст. 56 и 57 ГПК РФ на сторонах лежит обязанность представить в суд соответствующие доказательства.
Суд не принимает во внимание доводы представителя ответчика о том, что ранее истец проживала в жилом помещении с родителями и возможно были основания для наложения сохранного письма на данное жилое помещение, поскольку суду ответчиком в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлены доказательства фактической обеспеченности истца жилым помещением пригодным для проживания. Поскольку обязанность по предоставлению доказательств обеспеченности истца жилым помещением возложена на ответчика. При этом, суд исходит из того обстоятельства, что истец на момент разрешения спора о внеочередном предоставлении ей жилья по категории «ребенок-сирота» состоит в очереди на получение жилья.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец жилым помещением не обеспечена, и на ответчике - Администрации Анжеро-Судженского городского округа, при указанных обстоятельствах, возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим нормам, жилой площадью не менее социальной нормы.
Кроме того, разрешение требований о предоставлении детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия свободного жилья, наличия денежных средств на его приобретение либо иных каких-либо условий, а также от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, обеспечения жильем других очередников.
Обязанность по предоставлению жилья возложена на ответчика в соответствии с п.9 ст.2 Закона Кемеровской области №124-ОЗ от 14.11.2005г. (ред. от 30.09.2008г.) «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Кемеровской области в сфере образования и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии с п.1 Постановления городского Совета народных депутатов от 30.06.2005 год № 471, в городе Анжеро-Судженске установлена норма общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина - 33 квадратных метра.
Суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, обязывает Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить истцу – Гулевской Н.С., лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Гулевской Н.С. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа удовлетворить полностью:
Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Гулевской Н.С., <дата> года рождения, уроженке <адрес>, <...>, лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в г. Анжеро-Судженске, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 33 метров квадратных.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Мотивированное решение изготовлено: 10 декабря 2012 года.
Председательствующий: