Дело № года
УИД 28RS0№-57
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 июня 2020 года <адрес>
Архаринский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Дьячковой Н.С.,
секретаря судебного заседания ФИО1,
с участием помощника прокурора <адрес>
<адрес> ФИО2,
ответчиков: представителя администрации <адрес> ФИО3, действовавшей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» ФИО4,
действовавшей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ООО «Амурская коммунальная компания», ФИО4,
действовавшей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Дальневосточная компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию,
У С Т А Н О В И Л:
Первоначально прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Дальневосточная компания».
Просил суд обязать администрацию <адрес> оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных: №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес> «а» <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес> п.
Обязать администрацию <адрес> и ООО «Дальневосточная компания», оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных:
№, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию на следующих муниципальных котельных: --
-.Аркадьевка, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>
- <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес> «а»
- <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
-<адрес>, расположенной по <адрес>;
-<адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
-<адрес>, расположенной по <адрес>; -
-<адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
-<адрес>, расположенной по <адрес>;
-<адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>
-<адрес>, расположенной по <адрес> <адрес> указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что собственником котельных <адрес>, расположенных в <адрес>: № №, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, а также расположенных в <адрес>, тепловых сетей указанных котельных и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>». В настоящее время на указанных котельных <адрес> отсутствуют приборы учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии.
Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>», по итогам которой составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения.
В нарушение п. 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии теплоснабжающими организациями <адрес>, отсутствуют документы, подтверждающие организацию коммерческого учета тепловой энергии теплоснабжающими организациями.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 гг. муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.
Отсутствие коммерческого учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям.
Вместе с тем, до настоящего времени муниципальные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии.
В ходе проверки установлено, что котельные № №, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 13, тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы обществу с ограниченной ответственностью «Архаринская теплоснабжающая компания» по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии с концессионным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ № ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» - концедессионер обязуется осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта соглашения.
В силу п. 6.2 указанного концессионного соглашения ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» - Концессионер обязан: поддерживать котельную в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание котельной; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования котельной; немедленно извещать Концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) котельной ущерб, и своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объектов; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на котельной.
Аналогичные положения содержатся в концессионном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ №, по которому котельные № №, 15, тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) переданы обществу с ограниченной ответственностью «Дальневосточная компания».
На основании изложенного, просил возложить обязанность на администрацию <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных: №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес> «а» <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>.
Возложить обязанность на администрации <адрес>, ООО «Дальневосточная компания» оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных: №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию на следующих муниципальных котельных: <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>.
В дальнейшем, уточнив исковые требования, прокурор <адрес> просит-:
Возложить обязанность на администрацию <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих
№, расположенной по <адрес>,
№, расположенной по <адрес> област
№, расположенной по <адрес> «а» <адрес>,
№, расположенной по <адрес>
№, расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>,
№, расположенной по <адрес>
№, расположенной по <адрес>,
№, расположенной по <адрес>,
№, расположенной по <адрес>,
№, расположенной по <адрес>.
Возложить обязанность на ООО «Архаринская транспортная компания» оборудовать котельную №, расположенной по <адрес>, приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить обязанность на администрации <адрес> оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных: №, расположенной по <адрес>, №, расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> и ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию на следующих муниципальных котельных: <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>; <адрес>, расположенной по <адрес>.
Поскольку ООО «Дальневосточная компания» является не надлежащим ответчиком, в отношении общества просит прекратить производство по делу.
Представитель ответчика администрации <адрес> в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, и суду пояснила, что в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменения в статью <адрес> «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями области» к вопросам местного значения сельских поселений, отнесены вопросы, предусмотренные п. 4 ч. 1. ст. 14 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании решения <адрес> совета народных депутатов Амурской, области от ДД.ММ.ГГГГ № «О согласовании перечня отдельных полномочии органов местного самоуправления поселений, входящих в состав <адрес>, рекомендуемых к приему органами местного самоуправления <адрес>» (в редакции от 26.09.2019г №) данное полномочие исполняется администрацией района.
Согласно ч. 5 ст. 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ "О теплоснабжении" владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствие с ч.2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» «Коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором доставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя не определена иная точка учета». «Точка учета тепловой энергии, теплоносителя - место в системе теплоснабжения, в котором с помощью приборов учета или расчетным путем устанавливаются количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии, теплоносителя для целей коммерческого учета».
Коммерческий учет организуется для осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии.
В районе и в области отсутствуют теплосетевые компании, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии. Ресурсоснабжающие предприятия одновременно выполняют функции генерирующих, транспортирующих и сбытовых компаний.
В связи с тем, что в расчете между потребителем и ресурсоснабжающей организацией отсутствует посредник в виде теплосетевой организации установки прибора учета тепловой энергии на котельных не может быть признана коммерческим учетом при расчетах с потребителями за потребленную тепловую энергию, т.к. граница балансовой принадлежности и эксплуатирующей ответственности для каждого объекта, принадлежащего юридическому и физическому лицу устанавливается индивидуально, и теплоноситель, прежде чем попасть на границу для возможности коммерческого учета, проходит через магистральные и квартальные тепловые сети, находящиеся в эксплуатации ресурсонабжающих организаций.
Согласно пункта 9 «Требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций» Приказа Минэнерго России СУГ ДД.ММ.ГГГГ № должен быть организован коммерческий учет потребляемой и реализованной тепловой энергии, который относится только к теплосетевым организациям, занимающимся транспортировкой тепловой энергии, приобретенной у предприятий, осуществляющих выработку тепловой энергии, и непосредственно к потребителям, присоединенным к муниципальным тепловым сетям в местах их присоединения.
Оборудование, установленное на муниципальных котельных, не предполагает изменение гидравлических режимов, связанных с установкой расходомеров на выходе из котельных. В настоящее время сетевыми насосами обеспечиваются давление и расход в тепловых сетях постоянными в течение длительного времени. Установка расходомеров для узла учета на подающую и обратную линии тепловых сетей будет сопровождаться существенными дополнительными сопротивлениями, приводящими к ухудшению и значительному изменению гидравлических режимов, для исправления которых потребуется приобретение сетевых и подпиточных насосов. При установке тепловых счетчиков на трубопроводы должны исполняться ряд требований, приводящих к возникновению большого местного сопротивления в месте установки конкретного оборудования:
-изменение диаметров трубопроводов тепловых сетей на выходе из котельных в сторону уменьшения до диаметра устанавливаемых расходомеров;
-установка фильтров магнитно-механических, кранов шаровых, другого оборудования.
На основании вышеизложенного, подтверждается, что целесообразности и необходимости в установке коммерческих счетчиков не имеется.
Кроме того, в каждом доме управляющей компании в соответствии с нормами законодательства имеются общедомовые приборы учета тепловой энергии, поэтому количество и качество производимых, передаваемых или потребляемых тепловой энергии можно отследить по установленным приборам учета.
Для ввода узла учета в эксплуатацию владелец источника тепловой энергии представляет комиссии:
принципиальные схемы подключения выводов источника тепловой энергии;
акты разграничения балансовой принадлежности;
- проекты узлов учета, согласованные теплоснабжающей (теплосетевой) организацией в порядке, установленном Правилами;
- заводские паспорта составных частей узла учета, содержащие технические и метрологические характеристики;
- свидетельства о поверке приборов и датчиков, подлежащих поверке, с действующими клеймами поверителя;
- формуляр измерительной системы узла учета (при наличии такой системы);
- смонтированную систему, включая приборы, регистрирующие параметры теплоносителя;
- ведомость непрерывной работы приборов в течение 3 суток.
В соответствии с пунктом 39 Правил № проектирование узла учета является неотъемлемой частью установки и ввода прибора учета в эксплуатацию.
То есть, на установку узла (прибора) учета и ввод требуется выдача технических условий в связи, с чем нельзя на сегодняшний день сделать вывод о возможности их установки на указанных котельных.
Кроме того, во исполнение полномочий по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, муниципальное образование <адрес> от имени которого выступает муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес>, заключили концессионные соглашения с теплоснабжающими организациями: ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» и ООО «Дальневосточная компания». Предметом указанных концессионных соглашений является, что ресурсоснабжающие организации обязуются за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества объекта Соглашения (основное котельное оборудование котельной), право собственности на которое принадлежит <адрес>, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а муниципальное образование обязуется передать ресурсоснабжающим организациям права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно постановлению Госстроя СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, монтаж приборов учета относится к капитальному виду работ.
Постановление Госстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ №) гласит, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к капитальному ремонту. Примерный перечень работ, проводящихся за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, приведен в приложении №.
Согласно п. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к капитальному ремонту относятся: замена и (или) восстановление строительных конструкций или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций; замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения или их элементов; замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. Под «сетью "инженерно-технического обеспечения» понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений - ст. 2 Технического регламента о безопасности зданий и сооружений. Поэтому установка счетчиков подходит, как к замене (восстановление) элементов систем сети, и это капитальный ремонт.
Соответственно, ООО «Архаринская теплоснабжающая», ООО «Дальневосточная компания», как организация, обеспечивающая передачу тепловой энергии, обязаны поддерживать тепловые сети в состоянии соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении»)
В связи с чем, считают, что администрация <адрес> в исковом заявлении прокурора указана, как ненадлежащий ответчик.
<адрес> является высокодотационным и испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходных обязательств <адрес>. У районного бюджета отсутствует возможность предусмотреть в 2020 году бюджетные ассигнования на указанные мероприятия. Данные расходы необходимо заложить в бюджет следующего финансового года.
Кроме того, в исковых требованиях указано обязать ответчиков оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить их введение в срок до 15 сентября, что является не возможным по ряду причин.
Так, как каждый теплосчетчик — это комплекс приборов, в который включаются датчики, узлы, отвечающие за учет потребленного тепла, и всевозможные преобразователи, которые работают с давлением, расходом и показателей сопротивления носителя тепла, что является затратным мероприятием по их установке. Как уже указывали выше по тексту, данные расходы в бюджет не заложены, и предусмотреть их районом не представляется возможным, в связи, с чем влечет не вовремя провести процедуру торгов для избрания контрагента и не возможность по окончанию отопительного сезона начать установку приборов учета. Устанавливать приборы учета в отопительный период невозможно, так как необходимо отключить подачу тепловой энергии. Реальный срок для установки спорных приборов сентябрь 2021 года.
Считают, что срок исполнения заявленный в исковом заявлении не позволит своевременно исполнить требования и должен быть установлен срок, соответствующий требованиям разумности исполнения решения.
В дополнении в возражениях представитель администрации <адрес> пояснила, что суть концессионного соглашения заключается в том, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, передается в концессию для реализации инвестором (концессионером) мероприятий по улучшению характеристик такого имущества без оформления права собственности концессионера
Договор концессии закрепляет обязанность концессионера вернуть объекты, переданные по концессии, в определенном концессией состоянии. Кроме того, по общему правилу, концессионер осуществляет текущий и капитальный ремонт объектов концессии и иного переданного ему имущества.
По концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (пункт 1 статьи 3 Закона № 115-ФЗ).
Муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> заключило концессионное соглашение с теплоснабжающией организацией ООО «Архаринская коммунальная компания» ДД.ММ.ГГГГ по объектам теплоснабжения <адрес>.
Предметом указанного концессионного соглашения является, что ресурсоснабжающие организации обязуются за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества объекта Соглашения (основное котельное оборудование котельной), право собственности на которое принадлежит <адрес>, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а муниципальное образование обязуется передать ресурсоснабжающим организациям права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 6.2 Соглашений концессионер обязан:
поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно-эпидеологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил, и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения;
нести расходы по природоохранным мероприятиям, связанные с содержанием и эксплуатацией имущества, требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями, установленными действующим законодательством РФ;
- производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
Кроме того, считают, что обязывая администрацию <адрес> оборудовать котельные приборами учета тепловой энергии, нарушается принцип заключения концессионных соглашений.
Считает, что обязанность по устранению выявленных нарушений должна быть возложена на собственника имущества (котельных и тепловых сетей), поскольку это противоречит содержанию концессионных соглашений от 07.11.2017г № и от 17.02.2020г №, тем самым нарушается правовая природа федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Ответственность за нормативное состояние оборудования и его эксплуатацию несет концессионер, а не концедент.
Права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности перешли к ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» и ООО «Архаринская коммунальная компания.
Считает, что ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», как организации, обеспечивающие передачу тепловой энергии, обязаны поддерживать тепловые сети в состоянии соответствующим установленным техническими регламентами требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя (п. 12 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. «О теплоснабжении»).
При заключении всех концессионных соглашений по данному гражданскому делу концедент, в лице муниципального учреждения отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> ни в коей мере не взял на себя какие-либо расходы по содержанию передаваемого имущества в пользование и владение концессионеров - ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания» на весь срок действия концессионных соглашений, из чего следует, что поддержание объекта концессионного соглашения в рабочем и нормативном состоянии в соответствии с требованиями законодательства о теплоснабжении, осуществление расходов на содержание объектов теплоснабжения является прямой обязанностью концессионера, т.е. ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», а не администрация <адрес>.
Перечисленные обязанности однозначно должны исполняться организацией эксплуатирующей котельные, то есть в нашем случае ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» и ООО «Архаринская коммунальная компания». В связи с чем, считает, что администрация <адрес> является ненадлежащим ответчиком.
<адрес> является высокодотационным и испытывает жесткий дефицит финансовых ресурсов, необходимых на покрытие первоочередных расходных обязательств <адрес>. И в связи с тем, что в соответствии с концессионным соглашением концессионер обязан поддерживать объект Соглашения в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно – эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения, данные расходы не заложены в бюджет текущего финансового года. Кроме того, в силу сложившейся в марте 2020 года ситуации, связанной с создавшейся санитарно-эпидемиологической обстановкой в районе и области, вызванной в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) в районе значительно усугубилась экономическая ситуация, так как связана с ограниченной деятельностью организаций и учреждений всех форм собственности, необходимостью в первоочередном порядке высвобождения денежных средств на обеспечение проведения санитарных противоэпидемических обработок помещений и территории муниципальных учреждений, реализации мер поддержки хозяйствующих на территории района субъектов. Все мероприятия, связанные с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также на цели, определенные Правительством Российской Федерации повлияли на определение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение этих мероприятий и объем поступления доходов в бюджет. У районного бюджета отсутствует возможность предусмотреть в 2020 году бюджетные ассигнования на указанные мероприятия.
На основании вышеизложенного, просит в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать в полном объеме.
Представитель ответчиков: ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», в судебном заседании исковые требования прокурора <адрес> не признала, суду пояснила, что по мнению прокурора отсутствие коммерческого учета производимой и отпускаемой тепловой энергии на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям.
По мнению истца, коммерческий учёт тепловой энергии, теплоносителя как установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
Из этого, следует, что коммерческий учет осуществляется либо с помощью приборов учета, либо расчетным путем, то есть законодатель допускает осуществление коммерческого учета расчетным путем и приводит случаи, когда коммерческий учет осуществляется расчетным путем, в том числе при отсутствии приборов учета (ч.3 ст. 19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Далее истец ссылается на статью, однако требования данной статьи в части учета используемых энергетических ресурсов распространяется на объекты, подключенные к системам централизованного теплоснабжения.
Считает, что требования статьи 13 Федерального закона № 251-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации «далее ФЗ №) не распространяются на объекты теплоснабжения (котельные).
Истец также ссылается на правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которых организация обеспечивает учет топливно - энергетических ресурсов, сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов (п.2.5.1), а также положение о том, что в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена требуемая точность измерения расходов параметров тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных и информационно - измерительных систем. Однако, контрольно-измерительные и информационно - измерительные системы, которыми должны быть оснащены тепловые энергоустановки (котлы), не имеют отношения к приборам учета вырабатываемой и реализуемой тепловой энергии, соответственно ссылка на данный нормативный акт не основательна.
В соответствии со ст. 4 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется в целях:
а) осуществления расчетов между теплоснабжающими, теплосетевыми организациями и потребителями тепловой энергии;
б) контроля за тепловыми и гидравлическими режимами работы систем теплоснабжения и теплопотребляющих установок;
в) контроля за рациональным использованием тепловой энергии, теплоносителя;
г) документирования параметров теплоносителя- массы(объема), температуры и давления.
Все вышеуказанные цели ответчиком достигаются с помощью контрольно-измерительного оборудования источников тепловой энергии, приборов учета тепловой энергии потребителями, подключенными к системам теплоснабжения котельных, применением коммерческого учета тепловой энергии расчетным путем.
Таким образом, отсутствие на котельных приборов учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии не влечет за собой нарушение прав потребителей, в интересах которых заявлены исковые требования.
При подаче иска не учтено и то обстоятельство, что для оснащения приборами учета источников тепловой энергии требуются значительные финансовые затраты, которые не учтены в долгосрочном тарифе на тепловую энергию, утвержденном для ответчика. Данные затраты повлекут не только ухудшение финансового состояния ответчика, но и увеличение тарифа на тепловую энергию для неопределенного круга лиц, в том числе организаций, финансируемых из бюджетов различных уровней, населения.
В соответствии с ч.5 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учет потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа, которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (часть 1).
До ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5. и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Котельные № №,3,4,5,7,9,10,11,12,13 являются муниципальной собственностью муниципального учреждения Отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> и переданы во владение и пользованию Ответчику (ООО «АТК») на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент передачи котельных по концессионному соглашению, котельные не были оборудованы приборами учета в нарушение вышеуказанных требований законодательства.
По концессионному соглашению (ст.1.1) Концессионер обязуется за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) замене морально устаревшего и физически изношенного имущества, право собственности, на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Проведение работ по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене в рамках настоящего соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с техническим заданием (Приложение №).
Согласно техническому заданию установка приборов учета предусмотрена по всем вышеуказанным котельным, в том числе: Котельная № год, Котельная №- установка приборов учета не предусмотрена в связи с планируемым закрытием котельной и переподключением объектов к котельной №; Котельная №- установка прибора учета не предусмотрена; Котельная № год; Котельная № год; Котельная № - установка прибора учета не предусмотрена, в связи с планируемым закрытием котельной, переподключением объектов теплоснабжения к котельной №; Котельная № год;
Котельная № год; Котельная № год; Котельная № год; Котельная № год.
Согласно информации по исполнению мероприятий, предусмотренных приложением № ДД.ММ.ГГГГ-2019 год ООО «АТК» выполнено работ на сумму 20 030,07 тыс.руб. при плане 17 969,88 руб., чем обусловлено невыполнения обязательства по установке приборов учета котельной №. При этом, инвестиционная программа по концессионному соглашению не была утверждена, в связи с чем размер финансирования мероприятий ограничен.
Собственником котельной № (за исключения тепловых сетей) является ООО «Архаринская транспортная компания».
В соответствии с договором аренды котельная № передана ООО «АТК» и мероприятия по установке приборов учета не включены в обязательства Арендатора.
Кроме того, в отношении ООО «АтрансК» Арбитражным судом <адрес> возбуждено дело о признании Должника несостоятельным (банкротом) (дело № А04-8782/2018).
ДД.ММ.ГГГГ решением по вышеуказанному делу ООО «АтрансК» признано банкротом и в отношении него открыто конкурсное производство.
Из изложенного следует, что в части требований об оборудовании котельной № приборами учета требования прокуратурой предъявляются ненадлежащему Ответчику.
Таким образом, ответчиками (ООО «АТК», <адрес>) приняты исчерпывающие меры к оборудованию источников тепловой энергии приборов учета путем включения в концессионное соглашение с определением сроков выполнения данных мероприятий, согласованию концессионного соглашения в установленном законом порядке с министерством ЖКХ <адрес> и оснований к удовлетворению исковых требований прокуратуры не имеется.
Исходя из изложенного, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители ответчиков- «Архаринская транспортная компания», ООО «Дальневосточная компания» в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.
Третье лицо – муниципальное управление – отдел по управлению муниципальным имуществом в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен надлежащим образом.
Судом принято решение о рассмотрении дела при данной явке.
Суд, заслушав помощника прокурора <адрес>, представителей ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 39 ГПК РФ, истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Котельные № №, 15, расположенные в <адрес>, тепловые сети указанных котельных и оборудование на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) были переданы ООО « Дальневосточная компания» по концессионному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о расторжении концессионного соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ООО «Дальневосточная компания».
В силу указанного соглашения о расторжении концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ расторгнуто с ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку ООО «Дальневосточная компания» не является надлежащим ответчиком по указанному гражданскому делу, просит в отношении ответчика ООО «Дальневосточная компания» производство по делу прекратить.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
На основании п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» под коммерческим учетом тепловой энергии, теплоносителя понимается установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя (далее - приборы учета) или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п.1, 9 ч. 1 ст. 3 Федерального закона – к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения относится в том числе обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу пп. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.
На основании ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя - установление количества и качества тепловой энергии, теплоносителя, производимых, передаваемых или потребляемых за определенный период, с помощью приборов учета тепловой энергии, теплоносителя или расчетным путем в целях использования сторонами при расчетах в соответствии с договорами.
В силу п.п. 1, 9, ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общими принципами организации отношений в сфере теплоснабжения, в том числе являются: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых экономических и организационных основ стимулирования энергоснабжения и повышения энергетической эффективности.
В соответствии с ст. 8 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
2) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления;
3) информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных соответствующей муниципальной программой в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
4) координация мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и контроль за их проведением муниципальными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями;
5) осуществление иных полномочий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
Согласно ч. 9 ст. 11 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Статьей 14 Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в составе показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов должны быть утверждены показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений). Региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны содержать:
1) значения целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации соответствующей программы;
2) перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием ожидаемых результатов в натуральном и стоимостном выражении, в том числе экономического эффекта от реализации соответствующей программы, сроки проведения указанных мероприятий;
3) информацию об источниках финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с указанием отдельно бюджетных (при их наличии) и внебюджетных (при их наличии) источников финансирования указанных мероприятий.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Из положений ч. 4 ст. 13 Федерального закона № следует, что до ДД.ММ.ГГГГ собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Указанные положения закона свидетельствуют о том, что оснащение муниципальных зданий приборами учета энергоресурсов, способное обеспечить контролирование использования этих ресурсов, приведет к оптимизации выполнения функций органа местного самоуправления.
Таким образом, закон возложил обязанность по оборудованию приборов учета тепловой энергии и обеспечению введения их в эксплуатацию именно на собственников зданий.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
На основании ч. 5 ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей и не имеющие приборов учета потребители обязаны организовать коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя с использованием приборов учета в порядке и в сроки, которые определены законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом требований технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В силу п. 5 Правил № коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется с помощью приборов учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения, договором поставки тепловой энергии (мощности), теплоносителя или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (далее -договор) не определена иная точка учета.
Согласно п. 15 Правил № коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя организуется во всех точках поставки и точках приема.
В целях определения порядка оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения, издан приказ Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил оценки готовности к отопительному периоду».
В соответствии с п. 2 Правил № проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
На основании пп. 9 п. 13 Правил № в целях оценки готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду уполномоченным органом должны быть проверены в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.
В силу п. 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация в числе прочего обеспечивает учет топливно- энергетических ресурсов, сбалансированность графика отпуска и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Согласно п. 2.5.2 ПТЭТЭУ в тепловых энергоустановках должна быть обеспечена требуемая точность измерения расходов тепловой энергии, теплоносителей и технологических параметров работы; учет (сменный, суточный, месячный, годовой) по установленным формам показателей работы оборудования, основанный на показаниях контрольно-измерительных приборов и информационно-измерительных систем.
Как установлено судом, Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проведена проверка готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. поселений муниципального образования <адрес> «<адрес>».
По итогам указанной проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, согласно которому муниципальные образования <адрес> (за исключением поселений, в которых отсутствует централизованное теплоснабжение) будут готовы к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией.
В соответствии с приложением к акту проверки готовности к отопительному периоду 2019-2020 гг. от ДД.ММ.ГГГГ № А-А72-151, составленному Дальневосточным управлением Ростехнадзора, выявлены в числе прочих следующие нарушения.
В нарушение п. 2.5.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» не организован коммерческий учет реализуемой тепловой энергии теплоснабжающими организациями <адрес>, отсутствуют документы, подтверждающие организацию коммерческого учета тепловой энергии теплоснабжающими организациями.
В связи с выявленными нарушениями паспорт готовности к отопительному зимнему периоду 2019-2020 гг. муниципальному образованию «<адрес>» не выдан.
Отсутствие коммерческого учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям.
Вместе с тем, до настоящего времени муниципальные котельные не оборудованы приборами учета тепловой энергии.
Судом установлено, что собственником котельных <адрес>, расположенных в <адрес>: № №, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, а также расположенных в <адрес>, тепловых сетей указанных котельных и оборудования на указанных котельных (система коммунальной инфраструктуры объектов теплоснабжения) является муниципальное образование «<адрес>».
В настоящее время на указанных муниципальных котельных района отсутствуют приборы учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии.
На основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ котельные № №, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13 являются муниципальной собственностью муниципального учреждения Отдела по управлению муниципальным имуществом <адрес> и переданы во владение и пользование ответчику - ООО «Архаринская теплоснабжающая компания».
На момент передачи котельных по концессионному соглашению, котельные не были оборудованы приборами учета в нарушение вышеуказанных требований законодательства.
Предметом указанных концессионных соглашений является, что ресурсоснабжающие организации обязуются за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене морально устаревшего и физически изношенного имущества объекта Соглашения (основное котельное оборудование котельной), право собственности на которое принадлежит <адрес>, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а муниципальное образование обязуется передать ресурсоснабжающим организациям права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
По концессионному соглашению (п.1.1) Концессионер обязуется за свой счет выполнить работы по созданию объектов, модернизации (реконструкции) замене морально устаревшего и физически изношенного имущества, право собственности, на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять бесперебойное производство, передачу, распределение и сбыт тепловой энергии с использованием объекта Соглашения, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
В силу п. 6.2 концессионного соглашения ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» от ДД.ММ.ГГГГ - концессионер обязан: поддерживать котельную в исправном состоянии, надлежащем санитарном состоянии, соблюдать требования санитарно-эпидемиологических норм и правил, правил и норм пожарной безопасности, а также отраслевых правил и норм, действующих в отношении видов деятельности Концессионера и назначения объектов настоящего Соглашения; производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание котельной; обеспечивать содержание в исправном состоянии инженерных систем для обеспечения нормального функционирования котельной; немедленно извещать Концедента о всяком повреждении, аварии и ином событии, нанесшем (или грозящем нанести) котельной ущерб, и своевременно принимать меры по предотвращению угрозы повреждения и разрушения объектов; устранять своими силами повреждения, аварии, технические неполадки на котельной.
Собственником котельной № (за исключения тепловых сетей) является ООО «Архаринская транспортная компания».
В соответствии с договором аренды котельная № передана ООО «Архаринская теплоснабжающая компания».
Проведение работ по созданию объектов, модернизации (реконструкции) и замене в рамках настоящего соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с техническим заданием.
Согласно техническому заданию установка приборов учета предусмотрена по всем вышеуказанным котельным, в том числе: котельная № год, котельная №- установка приборов учета не предусмотрена в связи с планируемым закрытием котельной и переподключением объектов к котельной №; котельная №- установка прибора учета не предусмотрена; Котельная № год; котельная № год; котельная № - установка прибора учета не предусмотрена, в связи с планируемым закрытием котельной, переподключением объектов теплоснабжения к котельной №; котельная № год; котельная № год; котельная № год; котельная № год; Котельная № год.
Согласно информации по исполнению мероприятий, предусмотренных приложением № ДД.ММ.ГГГГ-2019 год ООО «АТК» выполнено работ на сумму 20 030,07 тыс. руб. при плане 17 969,88 руб., чем обусловлено невыполнения обязательства по установке приборов учета котельной №. При этом, инвестиционная программа по концессионному соглашению не была утверждена, в связи с чем размер финансирования мероприятий ограничен.
ДД.ММ.ГГГГ муниципальное учреждение отдел по управлению муниципальным имуществом <адрес> заключило концессионное соглашение № с теплоснабжающей организацией ООО «Архаринская коммунальная компания» по объектам теплоснабжения <адрес>.
Муниципальная котельная <адрес> находятся в собственности администрации <адрес> и передана ООО «Архаринская коммунальная компания» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку отсутствие коммерческого учета произведенной и отпускаемой тепловой энергии на котельных влечет за собой нарушение прав потребителей, а также несоответствие оборудования котельной предъявляемым требованиям, исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания», ООО «Архаринская коммунальная компания», ООО «Архаринская транспортная компания» о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию <адрес>, ООО «Архаринская теплоснабжающая компания» оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных:
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес> «а» <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>, ДОС 8/1 <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>.
Возложить обязанность на ООО «Архаринская транспортная компания» оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на котельной:
- №, расположенной по <адрес>.
Возложить обязанность на администрацию <адрес> оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию в срок до ДД.ММ.ГГГГ на следующих котельных:
- №, расположенной по <адрес>,
- №, расположенной по <адрес>.
Обязать администрацию <адрес>, ООО «Архаринская коммунальная компания» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию на следующих муниципальных котельных:
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес> «а» <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>;
- <адрес>, расположенной по <адрес>.
Принять от прокурора <адрес> отказ в части требований к ответчику ООО «Дальневосточная компания» по исковому заявлению в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности оборудовать муниципальные котельные приборами учета тепловой энергии и обеспечить введение их в эксплуатацию.
Производство по делу в отношении ответчика ООО Дальневосточная компания», прекратить.
Разъяснить истцу, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение одного месяца.
Председательствующий: (подпись) Н.С. Дьячкова
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник решения находится во 2 томе дела № в Архаринском районном суде <адрес>.