Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1260/2012 ~ М-774/2012 от 14.02.2012

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Гурьяновой А.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аюпова РИ об оспаривании муниципального правового акта,

установил:

Аюпов Р.И. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании муниципального правового акта. В обоснование заявления указывает, что ему на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Комитетом по управлению имуществом <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок <данные изъяты>. Разрешенным видом использования данного земельного участка, согласно кадастровому паспорту земельного участка и п. 1.1 Договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, является использование «под мукомольный цех». На принадлежащем земельном участке расположены объекты недвижимого имущества: нежилое одноэтажное здание производственного корпуса агрегатной мельницы <данные изъяты> нежилое одноэтажное здание административного корпуса площадью <данные изъяты> хлебопекарный цех <данные изъяты>. Согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самара, утв. постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции до 2009 г.), указанный земельный участок входил в промышленно-коммунальную зону ПК-1 (зона предприятий и складов V-IV классов вредности), в соответствии с которой основным разрешенным видом использования земельного участка являются производства по обработке пищевых продуктов и вкусовых веществ. В соответствии с п.7.1.8 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ , мельница и хлебопекарное производство, относятся к производствам пищевых продуктов и вкусовых веществ V-IV класса. В связи с необходимостью реконструкции существующих объектов недвижимого имущества он обратился в Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-1-1 Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара сообщил, что данный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: Р-5 (зона садово-дачных участков и коллективных садов) и Ж-3 (зона среднеэтажной жилой застройки 3-6 этажей). Решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ в приложение «Карта правового зонирования <адрес>» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утв. постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ , внесены изменения, принадлежащий ему земельный участок вошел в зону Р-5 и Ж-3. Указанное решение было опубликовано в «Самарской газете» (4147) ДД.ММ.ГГГГ Согласно ч.4 ст.30 ГрК РФ, на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Частью 2 ст.85 ЗК РФ также устанавливается требование, предъявляемое к карте градостроительного зонирования, а именно, введен запрет на формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах. Также п.4 ч.1 ст.34 ГрК РФ определяет, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Внесенные решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ в Правила застройки и землепользования в городе Самаре изменения, а именно п.36 приложения указанного решения противоречит ч.4 ст.30, п.4 ч.1 ст.34, п.3 ч.2 ст.34 ГрК РФ и ч.2 ст.85 Земельного кодекса РФ, поскольку принадлежащий ему на праве собственности земельный участок, ранее расположенный в зоне ПК-1, в настоящее время располагается в двух зонах Ж-3 и Р-5, предполагающие изменения разрешенного использования настолько, что он фактически не может эксплуатировать принадлежащий ему земельный участок и неразрывно связанные с ним объекты недвижимости. Исходя из абз.6 ч.4 ст.85 ЗК РФ реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельным участком используемым не в соответствии с установленным регламентом, может осуществляется только в соответствии с установленным регламентом, чем нарушаются его права на реконструкцию существующей мельницы и пекарного цеха. Просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента принятия п.36 приложения к решению Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ ».

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Третьякова Т.Б. заявленные требования поддержала.

Представитель Думы г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ -д Кузнецов П.А. в судебном заседании требования не признал, представил письменный отзыв (т.2, л.д. 74-83).

Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Гусева Ю.С. в судебном заседании требования не признала, представила письменный отзыв (т.2, л.д. 66-71).

Представитель Главы г.о. Самара по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Корноухов Е.Ю. в судебном заседании требования не признал, представил письменный отзыв (т.2, л.д. 114-121).

Заинтересованное лицо – ООО «ТехСтройСервис» – в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте разбирательства дела извещено, по каналам телефонной связи руководитель ООО «ТехСтройСервис» Заякин Д.А. сообщил суду, что в настоящее время земельный участок в районе <адрес> обществом отчужден, просил рассмотреть дело без своего участия.

Старший помощник прокурора <адрес> Чусовлянова А.М. полагала заявление Аюпова Р.И. подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемым им актом осуществлено изменение градостроительных регламентов для принадлежащего ему земельного участка по инициативе иного лица, без информирования заявителя, при этом две части земельного участок оказались отнесены к двум различным территориальным зонам, что прямо запрещено градостроительным законодательством.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ст.251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.85 ЗК РФ, в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к указанным в данной норме территориальным зонам. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:

виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;

их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.

Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.

В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.

Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

В соответствии со ст.30 ГрК РФ, правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений в указанные правила, карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:

1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;

2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.35, 36 ГрК РФ, в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Реконструкция таких объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом. В случае, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила застройки и землепользования в <адрес>. Данные Правила являются нормативным муниципальным правовым актом, поскольку адресованы неопределенному кругу лиц, а именно всем субъектам отношений, связанных с использованием земельных участков для целей строительства и объектов капитального строительства в <адрес>, осуществлением строительства и реконструкции последних, положения документа рассчитаны на неоднократное применение, содержат общеобязательные правила поведения.

Решением Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ » (т.1, л.д. 89-113) в указанный нормативный муниципальный правовой акт, а именно в карту правового зонирования, являющуюся приложением к нему, внесены изменения частного характера, а именно изменены принадлежность к зонам, установленным картой правового зонирования, и, как следствие, градостроительные регламенты для 62 территорий. Словесное описание вносимых изменений изложено в приложении , а графическое – в приложении к оспариваемому решению Думы г.о. Самара. Пунктом 36 приложений и предусмотрено изменение правового статуса территории площадью 119141,4 м2 в <адрес> завода в <адрес> города. Указанная территория, входившая частично в зону ПК-1, а частично – в зону Р-5 переведена в зону Ж-3.

Решение Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано в газете «Самарская газета» от ДД.ММ.ГГГГ, (4147) (т.1, л.д. 34-36).

Из материалов дела усматривается, что заявителю на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 10-22), заключенного им с Комитетом по управлению имуществом <адрес>, принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <данные изъяты> (т.1, л.д. 9). На указанном земельном участке расположены принадлежащие заявителю на основании решения Арбитражного суда <адрес> по делу № от ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 176) объекты капитального строительства – нежилое одноэтажное здание производственного корпуса агрегатной мельницы <данные изъяты> нежилое одноэтажное здание административного корпуса литер 2, нежилое одноэтажное здание бытового корпуса литер 4, хлебопекарный цех литера Б (т.1, л.д. 23-27). Как следует из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-1-1 (т.1, л.д. 31-33), после принятия оспариваемого заявителем решения Думы г.о. Самара принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером оказался расположенным сразу в двух территориальных зонах на карте правового зонирования <адрес>: частично в зоне Р-5, а частично – в зоне Ж-3. Данное обстоятельство подтверждается также представленным в ходе судебного разбирательства Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара графическим материалом (т.1, л.д. 201).

Установленные Правилами застройки и землепользования в <адрес> в редакции оспариваемого заявителем муниципального правового акта градостроительные регламенты обязательны для заявителя как собственника земельного участка и устанавливают в соответствии с вышеизложенными нормами закона определенные ограничения в пользовании земельными участками.

Следовательно, Аюпов Р.И. вправе обратиться в суд с заявлением о признании п.36 приложений и к решению Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ » противоречащими закону, применительно к положениям п.1 ст.251 ГПК РФ.

В процессе подготовки дела к разбирательству в судебном заседании, а также в представленном отзыве Дума г.о. Самара ходатайствовала о прекращении производства по делу, поскольку законность Правил застройки и землепользования <адрес> 2001 г. уже являлась предметом судебного контроля.

Обстоятельство, на которое ссылается Дума г.о. Самара, не может быть признано основанием для прекращения производства по делу, поскольку в силу п.8 ст.251 ГПК РФ препятствием к повторной судебной проверке нормативного правового акта является лишь вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, по основаниям, указанным в заявлении.

По основаниям, указанным в заявлении Аюпова Р.И., Правила застройки землепользования <адрес>, не являлись предметом судебного нормоконтроля. Кроме того, решение Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ » судом в порядке гл. 24 ГПК РФ не проверялось.

При рассмотрении заявления о признании недействующим нормативного правового акта суд во всяком случае должен проверять соответствие закону порядка принятия данного акта, а именно наличие у издавшего его органа соответствующих полномочий, соблюдение формы нормативного правового акта и процедуры его принятия.

В соответствии со ст.31 ГрК РФ, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования субъектов РФ, схемам территориального планирования РФ. По результатам проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам в комиссию на доработку. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. В случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения или городского округа публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа. В случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны, публичные слушания по внесению изменений в правила землепользования и застройки проводятся в границах территориальной зоны, для которой установлен такой градостроительный регламент. В этих случаях срок проведения публичных слушаний не может быть более чем один месяц. После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.

Согласно ст.32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний. Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с результатами публичных слушаний по указанному проекту. Правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет». Физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.

В силу ст.33 ГрК РФ, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ.

При этом основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;

2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.

Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки направляются:

1) федеральными органами исполнительной власти в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства федерального значения;

2) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства регионального значения;

3) органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения;

4) органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях;

5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.

Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.

Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.

Как установлено судом, основанием для рассмотрения вопроса о внесении изменений в правила застройки и землепользования в <адрес>, отраженных в п.36 приложений и к решению Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , послужило предложение об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов, поступившее ДД.ММ.ГГГГ от ООО «ТехСтройСервис» (т.2, л.д. 10). Указанное лицо просило рассмотреть вопрос об изменении территориального зонирования в отношении территории общей площадью 11,91414 га с целью обеспечения возможности реконструкции принадлежащих ему на праве собственности объектов капитального строительства – здания насосной станции, здания механической мастерской, нежилого здания (столовой-клуба), нежилого здания (гаража), нежилого здания (бани-санпропускника) (т.2, л.д. 11-15). Из приложенных к заявлению ООО «ТехСтройСервис» материалов (т.2, л.д.1-19) усматривается, что территория, испрашиваемая к переводу, не являлась единым сформированным земельным участком, границы территории были определены заявителем в соответствии с планом границ землепользования, составленном в 1996 г. для ТОО предприятие «Орбита» (данные о юридическом лице с таким наименованием в настоящее время в ЕГРЮЛ отсутствуют). Сопоставление данного плана с планом границ земельного участка заявителя (т.1, л.д. 45) и с графическим материалом Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара (т.1, л.д. 201), свидетельствует о том, что принадлежащие ООО «ТехСтройСервис» объекты капитального строительства расположены в непосредственной близости от земельного участка и объектов капитального строительства, принадлежащих Аюпову Р.И. Большая часть объекта землеустройства, изображенного на плане 1996 г., являлась на момент изготовления плана незастроенной, частично в границы данного объекта попадает сформированный позднее, в 2005 г., земельный участок заявителя с кадастровым номером .

Как следует из представленных материалов, заявление ООО «ТехСтройСервис» рассмотрено комиссией по застройке и землепользованию <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 25), принято решение рассмотреть данный вопрос на публичных слушаниях. Постановлением Главы г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 26-28) по данном вопросу на ДД.ММ.ГГГГ назначено проведение публичных слушаний, постановление опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 29-30). Согласно протоколу публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, публичные слушания по данному вопросу состоялись в назначенное время, поддержано предложение по проекту изменения территориальной зоны на зону Ж-3 (т.2, л.д. 31-40). Заключение по результатам публичных слушаний официально опубликовано ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 54-55). Решением комиссии по застройке и землепользованию <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ проект внесения изменений, испрашиваемых ООО «ТехСтройСервис», направлен Главе г.о. Самара для принятия решения о направлении в Думу г.о. Самара или отклонении с направлением на доработку, при этом указано на отпадение необходимости перевода территории в зону Ж-4 в связи с полученным заключением по грунтам, внесено предложение о переводе территории в зону Ж-3 (т.2, л.д. 43-51). Постановлением Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ проект изменений в Правила застройки и землепользования <адрес>, в том числе в части, предложенной ООО «ТехСтройСервис», вынесен на рассмотрение Думы г.о. Самара (т.1, л.д. 62-67).

Согласно ст.22, 23 Устава г.о. Самара, Дума г.о. Самара является представительным органом местного самоуправления г.о. Самара и состоит из 35 депутатов.

В соответствии с п.1.1, 9 ст.23 Устава г.о. Самара, Дума г.о. Самара принимает решения по вопросам, входящим в её компетенцию, коллегиально. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует более 50% от числа избранных депутатов Думы г.о. Самара. В силу п.3 ст.43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования. Таким образом, для принятия Думой г.о. Самара решения о внесении изменений в Правила застройки и землепользования <адрес> за его проект должны были проголосовать не менее 18 депутатов.

Решение от ДД.ММ.ГГГГ принято на 59-м очередном заседании Думы г.о. Самара четвертого созыва, состоявшемся по адресу: <адрес>, с 12 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ Как следует из представленного протокола заседания (т.1, л.д. 72-88), из установленного состава Думы в 35 депутатов на момент проведения заседания было избрано 30, из 30 лиц, входивших в указанный момент в состав Думы, на заседании присутствовало 27. Вопрос о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в <адрес> был включен в повестку дня по<адрес>. За принятие решения проголосовало 21 лицо. Поскольку установленный в соответствии с федеральным законом кворум для принятия решения составлял 18 голосов, решение правомерно признано принятым, опрос о голосовании против проекта и о воздержании от голосования не производился.

Принятый муниципальный правовой акт подписан Главой г.о. Самара в порядке, установленном п.13 ст.35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

С учетом изложенного, следует сделать вывод о том, что оспариваемый муниципальный правовой акт разработан и принят в порядке, установленном градостроительным законодательством, законодательством о местном самоуправлении и Уставом г.о. Самара.

Однако при оценке содержания решения Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ судом установлено его несоответствие требованиям федерального законодательства в оспариваемой заявителем части.

В соответствии с п.4 ст.30 ГрК РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Идентичное требование установлено п.2 ст.85 ЗК РФ.

Судом, на основе сопоставления графического материала, представленного Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, установлено, что принадлежащий заявителю земельный участок, до ДД.ММ.ГГГГ располагавшийся в пределах одной территориальной зоны (т.2, л.д. 3), после принятия оспариваемого муниципального правового акта стал принадлежать к двум территориальным зонам (т.1, л.д. 201).

Таким образом, оспариваемое решение Думы г.о. Самара явным образом не соответствует требованиям, установленным п.4 ст.30 ГрК РФ, п.2 ст.85 ЗК РФ.

Кроме того, суд учитывает, что оспариваемые изменения в Правила застройки и землепользования были инициированы ООО «ТехСтройСервис» и осуществлялись в его интересах. В то же время у ООО «ТехСтройСервис» не имелось заинтересованности в изменении правового режима земельного участка, принадлежащего другому лицу, в связи с чем у органов местного самоуправления г.о. Самара не имелось оснований принимать положительное решение по обращению ООО «ТехСтройСервис» в части земельного участка, принадлежащего Аюпову Р.И. Аюпов Р.И. с заявлением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования <адрес> применительно к принадлежащему ему земельному участку не обращался. Публичный интерес в изменении правового режима земельного участка, принадлежащего Аюпову Р.И., отсутствовал. При таких обстоятельствах оспариваемое решение Думы г.о. Самара не соответствует ст.209 ГК РФ, поскольку нарушает право собственности заявителя на земельный участок (изменяя содержание этого права) без оснований, установленных п.3 ст.55 Конституции РФ. Также нарушаются требования п.1 ст.34 ГрК РФ об установлении границ территориальных зон с учетом существующего землепользования.

Доводы, изложенные в отзывах органов местного самоуправления г.о. Самары, не могут быть приняты судом. Соблюдение порядка принятия нормативного муниципального правового акта не исключает признание его недействительным в связи с противоречием его содержания федеральному закону. Нормы п.2 ст.34 ГрК РФ, допускающие установление границ территориальных зон не только по границам земельных участков, но и по иным условным линиям или природным объектам, не отменяют требований, установленных п.4 ст.30 ГрК РФ и п.2 ст.85 ЗК РФ. Установленные нарушения закона очевидным образом затрагивают права заявителя как собственника земельного участка. Досудебный порядок разрешения данной категории споров законодателем не предусмотрен.

Возникший в ходе судебного разбирательства спор между сторонами относительно наименования территориальной зоны, к которой земельный участок заявителя принадлежал до принятия оспариваемого муниципального правового акта, в предмет судебного разбирательства по настоящему делу не входит.

Утверждение Думы г.о. Самара о неподведомственности данного дела суду общей юрисдикции не основано на законе. Судом установлено, что заявитель является индивидуальным предпринимателем, использует объекты капитального строительства, расположенные на земельном участке с кадастровым номером , для осуществления предпринимательской деятельности, и не отрицает, что оспариваемым нормативным муниципальным правовым актом затронуты его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности (осуществление реконструкции производственных объектов). В соответствии с пп.1 п.1. ст.29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений дела об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах. Оспаривание в арбитражном суде муниципальных правовых актов в сфере градостроительства и земельных отношений федеральным законом не предусмотрено, в связи с чем рассматриваемый спор подведомственен суду общей юрисдикции вне зависимости от субъектного состава.

В соответствии с п.2 ст.253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

В соответствии с п.3 ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Заявитель оспаривает п.36 приложения к решению Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , содержащий словесное описание изменений, вносимых в Правила застройки и землепользования <адрес>, однако данное решение имеет также аналогичным образом скомпонованное приложение , содержащее графическое описание вносимых изменений. Поэтому следствием выявленного судом противоречия муниципального правового акта закону должно являться признание недействующими как п.36 приложения к решению Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , так и рисунка к приложению к тому же решению.

Вместе с тем, принятое Думой г.о. Самара решение об изменении градостроительных регламентов для территории площадью <данные изъяты> нарушает права заявителя и не соответствует федеральному закону не в полном объеме, а в части, касающейся изменения градостроительного регламента для части земельного участка с кадастровым номером . В указанной части оспариваемый нормативный правовой акт следует признать недействующим со дня его принятия. Оснований для признания недействующим оспариваемого положения муниципального правового акта в остальной части судом не установлено.

Сообщение о резолютивной части настоящего решения, в соответствии публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт – в газете «Самарская газета», а также на Internet-сайте Думы г.о. Самара.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Аюпова РИ удовлетворить частично.

Признать не действующим со дня принятия п.36 приложения и рисунок приложения к решению Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ » в части изменения градостроительного зонирования земельного участка с кадастровым номером .

В остальной части в удовлетворении требований заявителя отказать.

Сообщение о резолютивной части принятого судом решения подлежит опубликованию после его вступления в законную силу в газете «Самарская газета», а также на Internet-сайте Думы городского округа Самара.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья (подпись) В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья Секретарь

2-1260/2012 ~ М-774/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Аюпов Р.И.
Другие
Прокуратура г.Самары
Дума г.о.Самара
Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара
ООО "Тех Строй Сервис"
Администрация г.о.Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
14.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2012Передача материалов судье
15.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.02.2012Предварительное судебное заседание
12.03.2012Предварительное судебное заседание
21.03.2012Предварительное судебное заседание
29.03.2012Предварительное судебное заседание
11.04.2012Судебное заседание
13.04.2012Судебное заседание
18.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2014Дело оформлено
07.03.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее