РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2014 года Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Япрынцевой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по заявлению Кащеева А. Ю. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Кащеева А. Ю. обратился в суд с заявлением, ссылаясь на то, что дата подал в министерство заявление о предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б/н для садоводства, с приложением всех документов, подтверждающих право на предоставление испрашиваемого земельного участка. дата министерство отказало в предоставлении земельного участка, поскольку комиссией по проведению осмотра земельного участка установлено, что в границах рассматриваемого земельного участка находятся зеленые насаждения. Кроме того, согласно информации, полученной из Департамента от дата, границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований. В связи с чем, министерством принято решение об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Считает принятое министерством решение об отказе в предоставлении земельного участка незаконным, поскольку сам по себе факт нахождения на земельном участке зеленых насаждений не свидетельствует о невозможности принятия решения о предоставлении земельного участка. Испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, землям в пределах особо охраняемых природных территорий, земельным участкам общего пользования, земельным участкам в границах национальных парков, приватизация которых запрещена. Вывод министерства о возможном повреждении или самовольной вырубке зеленых насаждений является предположительным и преждевременным. Предполагаемое использование земельного участка под садоводство не требует сноса имеющихся на участке зеленых насаждений. Кроме того, вопрос о сохранении зеленых насаждений разрешается в ином порядке, связанном с вопросом о предоставлении в собственность участка. Просит признать незаконным решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка под садоводство, расположенного по адресу: адрес, участок б/н, площадью *** кв.м., выраженное в письме от дата №... и обязать министерство имущественных отношений Самарской области в течение 5 дней с момента вступления в силу решения суда возобновить и продолжить работу по денному заявлению в соответствии с требованиями Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городскому округе Самара, утвержденного постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.
В судебном заседании представитель заявителя Кащеева А.Ю. – Ивлиев С.А., действующий по доверенности №... от дата, заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему (л.д. 36-39).
Представитель Министерства имущественных отношений Самарской области – Екатеринин И.И., действующий по доверенности №... от дата, в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления по основаниям, изложенным в уведомлении об отказе в предоставлении земельного участка (л.д. 8-9).
Суд, выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ч.2 ст.34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
В соответствии с п.п. 2.1, 2.2 Порядка, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство и прилагают определенный перечень документов.
В судебном заседании установлено, что дата Кащеев А.Ю. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, площадью *** кв.м., расположенного по адресу: адрес, участок б/н для садоводства (л.д. 94).
Уведомлением №...с от дата, министерство имущественных отношений Самарской области отказало Кащееву А.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с тем, что комиссией по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка (акт осмотра земельного участка от дата №...) установлено, что в границах земельного участка находятся зеленые насаждения. Кроме того, на запрос министерства, направленный в адрес департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, поступила информация от дата № ***, согласно которой границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользований (л.д. 63-64).
В обоснование заявления о признании незаконным отказа министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, заявитель ссылается на то, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, землям в пределах особо охраняемых природных территорий, земельным участкам общего пользования, земельным участкам в границах национальных парков, приватизация которых запрещена. Вывод министерства о возможном повреждении или самовольной вырубке зеленых насаждений является предположительным и преждевременным. Предполагаемое использование земельного участка под садоводство не требует сноса имеющихся на участке зеленых насаждений. Кроме того, вопрос о сохранении зеленых насаждений разрешается в ином порядке, связанном с вопросом о предоставлении в собственность участка. Кроме того, министерством в ходе осмотра не было установлено, что испрашиваемый земельный участок фактическим кем-то уже используется, что свидетельствует об отсутствии прав третьих лиц на земельный участок. Министерство подменяет собой орган местного самоуправления, уполномоченный на утверждение схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории.
Между тем, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка в целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
Согласно акту осмотра земельного участка от дата Комиссией ГБУ Самарской области «Региональный центр недвижимости» по проведению осмотра испрашиваемого в собственность земельного участка установлено, что испрашиваемый земельный участок свободен от строений, есть столб ЛЭП. Участок зарос кустарником и деревьями (л.д. 65).
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся в частности вопросы, касающиеся утверждения правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены; организации благоустройства территории городского округа, включая озеленение территории, как неотъемлемого компонента составляющей части благоустройства.
Правила благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденные постановлением Главы городского округа Самара от 10.06.2008 № 404 (далее - Правила благоустройства) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», регулирующим отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственным или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно ч.1, ч. 2 ст. 61 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах поселений.
Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.
На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
В силу п. 2 главы 1 Правил благоустройства зеленый фонд - это совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах городского округа. Газон - это участок, занятый преимущественно естественно произрастающей или засеянной травянистой растительностью (дерновый покров). Озелененная территория - это участок земли, покрытый лесной, древесно-кустарниковой и травянистой растительностью естественного или искусственного происхождения.
Таким образом, в соответствии со статьей 61 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пунктом 2 главы 24 Правил благоустройства на территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
П. 10 главы 25 Правил благоустройства наложен запрет на уничтожение и повреждение деревьев, кустарников и газонов на земельных участках, на которых расположены зеленые насаждения.
Согласно п. 14 главы 27 Правил благоустройства, обеспечение чистоты и порядка на территории городского округа Самара установлен закрытый перечень правомерного сноса зеленых насаждений.
На основании изложенного, земли, занятые, зелеными насаждениями, в границах населенных пунктов в силу прямого указания федерального закона отнесены к территориям зеленого фонда городских и сельских поселений, на использование которых для целей, не соотносящихся с осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения, установлен запрет.
Кроме того, согласно требованиям Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа Самара, утвержденных постановлением Главы городского округа Самара №404 от 10.06.2008 на территориях зеленых насаждений, находящихся на земельных участках, расположенных на территории городского округа, категорически запрещается уничтожать и повреждать деревья, кустарники и газоны, срывать цветы, аналогичные требования содержатся в пунктах 6.1 и 6.4 Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденных приказом Госстроя России от 15.12.1999 № 153.
Поскольку предполагаемая цель использования испрашиваемого земельного участка не входит в вышеуказанный перечень, однако предполагает снос зеленых насаждений для достижения заявленной цели, уничтожение зеленых насаждений будет являться незаконным.
Доводы заявителя о том, что испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда или общего пользования не относится, о возможности его использования под садоводство не свидетельствуют, ввиду наличия установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запретов и ограничений для территорий зеленого фонда городских поселений, а именно для территорий в границах населенного пункта, на которых расположены лесные и иные насаждения.
Утверждения, что нахождение на земельном участке деревьев (зеленых насаждений) не препятствует предоставлению такого земельного участка гражданам под садоводство, равно как и ссылки на отсутствие у заявителя намерений вырубать насаждения несостоятельны, поскольку противоречат приведенным выше нормам федерального закона, налагающего запрет на предоставление земельных участков из состава территорий зеленого фонда городских поселений для целей хозяйственной и иной деятельности, не соотносящихся осуществлением такими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Кроме того, суд учитывает, что дополнительным основанием для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка является поступившая информация о том, что границы испрашиваемого земельного участка налагаются на границы сложившихся землепользований.
Так, из письма Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от дата ***, следует, что границы испрашиваемого объекта налагаются на границы сложившихся землепользований (л.д. 70-71).
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд считает, что министерством законно и обоснованно вынесено уведомление об отказе Кащееву А.Ю. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, а потому полагает, что в удовлетворении требований о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка, следует отказать.
В связи с отказом в удовлетворении основного требования о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении земельного участка в собственность незаконным, не подлежит удовлетворению требование Кащеева А.Ю. об обязании министерства возобновить и продолжить работу по заявлению о предоставлении земельного участка.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Кащеева А. Ю. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 11.03.2014г.
Судья Курмаева А.Х.