Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-8987/2018 ~ М-9075/2018 от 31.10.2018

Дело № 2-8987/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

16 ноября 2018 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

председательствующего судьи Диких Е.С.,

при секретаре Волобуеве А.А.,

с участием представителя истца администрации Благовещенского района Сотниковой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Благовещенского района к Специализированному отделу по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области, УФССП России по Амурской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Благовещенского района обратилась в суд с указанным исковым заявлением, указав, что 21.12.2017 г. Благовещенский районный суд принял решение о возложении на администрацию Благовещенского района обязанности предоставить Артюх И.С. жилое помещение на территории Благовещенского района, отвечающее санитарным и техническим требованиям. 28.03.2018 г. судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства. 10.10.2018 г. в адрес администрации Благовещенского района поступило постановление судебного пристава - исполнителя о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением администрацией Благовещенского района решения суда о предоставлении Артюх И.С. жилого помещения. Между тем, администрация Благовещенского района не имеет возможности исполнить решение суда в виду отсутствия свободного жилого помещения. Администрацией Благовещенского района осуществляются действия по исполнению государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки в пределах выделенных администрации Благовещенского района на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В период реализации полномочий в 2017 г. количество нуждающихся в обеспечении жильем граждан из категории дети-сироты зарегистрировано 64 человека не включая 10 по судебным решениям. В 2017 году согласно заключенному соглашению о передаче полномочий областным бюджетом запланировано средств на приобретение квартир 2 764080 рублей из расчета приобретения 2 квартир и дополнительно 2 764 080 рублей из расчета приобретения еще 2 квартир итого 4 квартиры, которые предоставлены по ранее выданным судебным решениям. В 2018 году в полном объеме реализованы средства направленные по соглашению между минсоцзащитой и администрацией на реализацию полномочий. Приобретено 3 квартиры на территории Благовещенского района. Администрация Благовещенского района предпринимает все меры для предоставления Артюх И.С. жилого помещения. В связи с чем, в действиях администрации отсутствует вина в не исполнении судебного акта в установленный законом срок, поскольку органом местного самоуправления на протяжении всего периода времени, с момента возбуждения исполнительного производства, предпринимались меры к исполнению требований исполнительного документа. На основании изложенного, просит суд освободить администрацию Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя УФССП России по Амурской области от 01.10.2018 г. в рамках исполнительного производства № 3375/18/28025-ИП от 28.03.2018 г.

В судебном заседании представитель администрации Благовещенского района настаивала на удовлетворении исковых требований.

Представители УФССП России по Амурской области, Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области,заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Абрамов А.П., прокуратура Благовещенского района, Артюх И.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом. Суд определил в порядке статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав представителя администрации Благовещенского района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что решением Благовещенского районного суда от 21 декабря 2017 года по делу № 2-853/2017 на администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность приобрести за счет средств областного бюджета на территории Благовещенского района Амурской области благоустроенное жилое помещение, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 кв.м., с отнесением его к специализированному жилому фонду, которое предоставить по договору найма специализированного жилого помещения Артюх И.С.

Апелляционным определением судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда от 26.02.2018 г. решение Благовещенского районного суда от 21.12.2017 г. изменено. На администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность предоставить Артюх И.С. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающие установленным санитарно-техническим нормам, расположенное на территории Благовещенского района, общей площадью не менее 33 кв.м.

На основании исполнительного листа, выданного в рамках исполнения указанного решения, постановлением судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Корниенковым Р.В. 28.03.2018 года возбуждено исполнительное производство № 3375/18/28025-ИП.

Из содержания указанного постановления следует, что требования, содержащиеся в исполнительном документе, подлежат исполнению должником в течение 5-ти дней с момента получения копии настоящего постановления. Так же в постановлении имеется предупреждение должника о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, как с должника – организации.

Определением Благовещенского районного суда от 13.04.2018 г. администрации Благовещенского района Амурской области была предоставлена отсрочка исполнения решения Благовещенского районного суда от 21.12.2017 года до 01.11.2018 года.

01.10.2018 года заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Абрамовым А.П. в связи с неисполнением должником по исполнительному производству № 3375/18/28025-ИП, возложенной судебным решением обязанности по предоставлению Артюх И.С. жилого помещения принято постановление о взыскании с администрации Благовещенского района исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Администрация Благовещенского района в судебном порядке просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.

Согласно статье 1 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии со статьей 2 указанного Федерального закона, задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно частям 1 - 3 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Таким образом, согласно приведенным положениям, в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Исходя из системного толкования законодательства об исполнительном производстве, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, возлагая на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры ответственности, возникающей в процессе исполнительного производства.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Часть 7 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства, наделяет суд правомочием освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (часть 2 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.

В рассматриваемом случае должник обратился в суд с иском об освобождении от взыскания исполнительского сбора, следовательно, должен доказать наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа, а также что им были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, истцом указано, что главный распорядитель бюджетных средств не обеспечивает достаточное финансирование администрации Благовещенского района переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот, в связи с чем, у администрации Благовещенского района, несмотря на предпринимаемые меры, отсутствовала реальная возможность по обеспечению Артюх И.С. в установленный законом срок жилым помещением по независящим от органа местного самоуправления обстоятельствам.

В силу положений статьей 5 и 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской Федерации, изложенным в Определении от 5 февраля 2009 года № 250-0-П, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями может осуществляться только законодателем - федеральным или субъекта Российской Федерации - и только в форме закона с учетом установленного Конституцией Российской Федерации разграничения предметов ведения и полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статьи 71, 72 и 73).

Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 6 статьи 19 названного Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

В развитие указанных предписаний Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.

Из приведенных законоположений следует, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм может быть возложено на органы местного самоуправления только в случае наделения их соответствующими полномочиями в порядке, установленном Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются органами местного самоуправления за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, в порядке, определенном Правительством области.

По смыслу изложенного, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления.

Администрацией Благовещенского района осуществляются действия по исполне­нию государственных полномочий по предоставлению социальной поддержки в соответствии с Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-03 «О дополнительных гарантиях но социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 «Об утверждении порядка обеспечения жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся под опекой (попечительством), детей, переданных в приемную семью, детские дома семейного типа, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» в пределах выделенных администрации Благовещенского района на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств и в установленном Федеральным законом от 21.07 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», порядке.

Как следует из представленных администрацией Благовещенского района документов, между министерством социальной защиты населения Амурской области и администрацией Благовещенского района заключено соглашение № 1 о предоставлении субвенций из федерального и областного бюджетов бюджету Благовещенского района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений от 26.01.2018 года.

Размер субвенций по настоящему соглашению составляет 4146120 рублей (п. 1.2).

22.03.2018 года главой Благовещенского района было направлено сообщение министру социальной защиты населения Амурской области о 17 неисполненных судебных актов о предоставлении жилых помещений.

09.08.2018 года администрацией Благовещенского района от министра социальной защиты населения Амурской области было получено сообщение об отсутствии финансовых ресурсов, указано, что потребность в бюджетных ассигнованиях на предоставление жилых помещений детям сиротам, проживающим на территории Амурской области, включена в перечень дополнительных заявок.

08.06.2018 года администрацией Благовещенского района от министра социальной защиты населения Амурской области было получено сообщение, что решение о выделении дополнительных бюджетных ассигнований не принято.

В 2018 году в полном объеме реализованы средства направленные по соглашению между минсоцзащитой и администрацией на реализацию полномочий. Приобретено 3 квартиры на территории Благовещенского района. В связи с приобретением квартир на территории села Марково и с.Сергеевка, отделом образования направлено в адрес Артюх И.С. письмо о необходимости ознакомления и получения жилья.

Кроме того, судом учитывается, что постановление о взыскании исполнительного сбора заместителем начальника отдела - заместителя старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Абрамовым А.П. в рамках исполнительного производства № 3375/18/28025-ИП.

При этом определением Благовещенского районного суда от 13.04.2018 г. администрации Благовещенского района была предоставлена отсрочка исполнения решения Благовещенского районного суда от 21.12.2017 года до 01.11.2018 года.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что администрацией Благовещенского района предпринимались все необходимые меры для исполнения судебного акта, однако исполнение решения суда в установленный срок должником было невозможно по причине непреодолимой силы, то есть по не зависящим от должника причинам, поскольку обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется не за счет собственных средств органа местного самоуправления, а за счет субвенций, перечисляемых из областного бюджета местному бюджету.

Поскольку исполнение решения суда было поставлено в прямую зависимость от перечисления денежных средств из областного бюджета на указанные выше цели, а в настоящее время решение суда находится на стадии исполнения, Артюх И.С. предложено на рассмотрение жилое помещение, суд приходит к выводу, что администрация Благовещенского района объективно была лишена возможности исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Таким образом, суд считает установленным, что администрацией Благовещенского района предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – администрации Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 3375/18/28025-ИП.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации Благовещенского района - удовлетворить.

Освободить администрацию Благовещенского района от взыскания исполнительского сбора в размере 50000 рублей, наложенного постановлением заместителем начальника отдела - заместителем старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области Абрамова А.П. от 01 октября 2018 г. в рамках исполнительного производства № 3375/18/28025-ИП по исполнению исполнительного листа ФС № 022538775, выданного Благовещенским районным судом Амурской области 14.03.2018 г.

Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.С. Диких

Решение в окончательной форме принято 19 ноября 2018 года.

Председательствующий судья Е.С. Диких

2-8987/2018 ~ М-9075/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Благовещенского района
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов России по Амурской области
Специализированный отдел по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области
Другие
прокуратура Благовещенского района
Заместитель начальника отдела - заместитель старшего судебного пристава Специализированного отдела по исполнению особо важных исполнительных документов УФССП России по Амурской области - Абрамов Антон Петрович
Артюх Ирина Сергеевна
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Диких Е.С.
Дело на сайте суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
31.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2018Передача материалов судье
02.11.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.11.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2018Судебное заседание
19.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее