российская федерация
центральный районный суд <адрес>
630099, г. Н о в о с и б и р с к, ул. М. Г о р ь к о г о, <адрес>
26.02. 2015 г. |
Дело № 2- |
2553 |
/2015 |
решение именем российской федерации |
председательствующего судьи Пиотровской Ю.Е.,
секретаря судебного заседания Ахремовой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Полякова В. Ю. об оспаривании отказа мэрии <адрес> в согласовании публичного мероприятия,
у с т а н о в и л :
Заявитель Поляков В.Ю. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконными действия Мэрии <адрес> по отказу в согласовании публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ года, на основании уведомления Налобиной Александры Федоровны, Полякова В. Ю., Максимова А. В..
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию <адрес> подал уведомление о проведении публичного мероприятия в форме шествия и пикета.
ДД.ММ.ГГГГ получил ответ мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №01/40/00778, которым было отказано в согласовании публичного мероприятия, предложено изменить маршрут проведения шествия и место проведения пикета.
Считает, что данные действия являются фактически отказом в согласовании публичного мероприятии в заявленное организатором публичного мероприятия время и месте. Отказ в согласовании публичного мероприятия является незаконным и необоснованным, а также нарушает права и создает препятствие в реализации прав, гарантированных статьей 31 Конституции Российской Федерации.
Выслушав пояснения заявителя Полякова В.Ю., представителя заинтересованного лица мэрии <адрес> Никоненко Е.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в мэрию <адрес> подано уведомление группы граждан в составе Налобиной А.Ф., Полякова В.Ю., Максимова А.В. о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 15.00 до 17.00 час. публичного мероприятия в форме шествия от здания Бизнес центра «Капитал» (<адрес> магистраль,3) до пересечения с <адрес> (от фонтана до проезжей части <адрес>).
Цель публичного мероприятия - выразить поддержку мирным соглашениям, принятым в Минске. Принятие реальных антикризисных мер. Количество участников - не более 500 человек. Организатор пикета Налобина А.Ф.
Для рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание рабочей группы с участием представителей мэрии <адрес>, администрации <адрес> и <адрес>, правоохранительных органов и с приглашением организаторов публичного мероприятия.
На заседании рабочей группы присутствовали организатор публичного мероприятия Налобина А.Ф. и заявитель Поляков В.Ю.
В ходе заседания рабочей группы организатор публичного мероприятия Налобина А. Ф. заявила о намерении провести ДД.ММ.ГГГГ шествие по проезжей части.
Представители правоохранительных органов сообщили о возможных проблемах в связи с перекрытием дорожного движения по <адрес>, а также в связи с осуществлением движения 12 городских маршрутов общественного транспорта с общим количеством подвижного состава 218, а также отсутствием альтернативных вариантов для изменения маршрутов движения пассажирского транспорта из-за отсутствия параллельных улиц.
Также довели оперативную информацию о том, что проведение шествия по проезжей части указанного маршрута вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, движении автомобилей оперативных служб (скорой помощи, пожарной охраны, службы газа и других аварийных служб), дорожного движения, а также вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования. Проведение шествия по проезжей части во встречном направлении по Октябрьской магистрали, <адрес>, а также в районе Шевченковского жилмассива на территории парковки у магазина «Бахетле» создаст угрозу нарушения общественного порядка общественной безопасности, возможно причинение ущерба имуществу физических и юридических лиц.
В соответствии с решением рабочей группы по результатам рассмотрения уведомления о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ организатору публичного мероприятия Налобиной А. Ф., а также Полякову В. Ю., Максимову А. В. дан письменный ответ от ДД.ММ.ГГГГ № 01/40/00778, в котором указано :
«Согласно решению рабочей группы представителей администрации <адрес> и <адрес>, структурных подразделений мэрии <адрес> с участием представителей правоохранительных органов и по их настоятельному требованию об изменении места проведения публичного мероприятия в связи с тем, что проведение шествия по проезжей части указанного маршрута вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, движении автомобилей оперативных служб (скорой помощи, пожарной охраны, службы газа и других аварийных служб), дорожного движения, а также вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования. Изменить маршрут движения пассажирского транспорта невозможно из-за отсутствия параллельных улиц. На участке проведения шествия, указанном в вашем уведомлении, осуществляют движение более десяти городских маршрутов с общим количеством подвижного состава 218, а также ряд пригородных и междугородних маршрутов. В результате будут нарушены Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1090, и требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения.
Кроме того, проведение шествия по проезжей части во встречном направлении по Октябрьской магистрали, <адрес>, а также в районе Шевченковского жилмассива на территории парковки у магазина «Бахетле», создаст угрозу нарушения общественного порядка и общественной безопасности как участников данного публичного мероприятия, так и лиц, не участвующих в публичном мероприятии, а также при проведении шествия по указанному маршруту возможно причинение ущерба имуществу физических и юридических лиц.»
Также сообщено, что на площадке у театра «Глобус» и на площадке напротив здания № по <адрес> будут проходить ранее заявленные мероприятия.
Предложено изменить маршрут проведения шествия - набережная реки Оби от парка «Городское начало» до площадки напротив здания № по <адрес> и пикет на площадке напротив здания № по <адрес>.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
На основании данных положений мэрий <адрес> в установленный срок подготовлен мотивированный ответ, которым одновременно предложен альтернативный вариант проведения шествия и пикета.
Указанные в ответе мотивы основаны на данных полученных от сотрудников правоохранительных органов и предоставленной ими оперативной информации.
Ссылка заявителя на нарушение его конституционного права проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, предусмотренного ст.31 Конституции РФ, не может быть принята.
Предусмотренная законом обязанность органа местного самоуправления вносить предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия является необходимой мерой для соблюдения баланса общественных интересов, поскольку равно конституционно значимы как конституционные намерения, интересы и цели организаторов публичного мероприятия (статья 31 Конституции РФ), так и задачи по охране и поддержанию конституционных законности и правопорядка, защите жизни, здоровья, прав и законных интересов других лиц, всегда стоящие перед публичной властью (статья 55 Конституции РФ).
Право на свободу собраний закреплено также в статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Тем не менее, в силу пункта 2 статьи 11 названной Конвенции данное право может подлежать ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Аналогичные положения содержаться и в ч.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ -гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Указанные обстоятельства учтены мэрией <адрес> при рассмотрении уведомления о проведении публичного мероприятия.
Кроме того, следует учесть, что заявленная дата проведения публичного мероприятия 01.03.2015г. является выходным днем, что безусловно увеличивает, количество жителей и гостей <адрес> на улицах и поток движения автомашин на проезжей части дороги. Право граждан на отдых также гарантировано Конституцией РФ.
Проведение шествия по проезжей части указанного маршрута вызовет сбои в нормальном функционировании общественного транспорта, движении автомобилей оперативных служб (скорой помощи, пожарной охраны, службы газа и других аварийных служб), дорожного движения, а также вызовет сбои в работе предприятий, учреждений по маршруту следования. Изменить маршрут движения пассажирского транспорта невозможно из-за отсутствия параллельных улиц. На участке проведения шествия, указанном в уведомлении, осуществляют движение более десяти городских маршрутов с общим количеством подвижного состава 218, а так же ряд пригородных и междугородных маршрутов.
Более того, Октябрьскую магистраль пересекают трамвайные пути, которые проходят по <адрес>. В силу чего, будет остановлено движение и по данной ветке транспорта.
Перекрытие основных магистралей и улиц (при отсутствии альтернативной развязки) приведет к сбою и нарушению бесперебойного функционирования транспортной инфраструктуры, будет угрожать безопасности и нарушит права граждан, не участвующих в публичном мероприятии.
Ссылка заявителя на то, что по заявленному маршруту ранее в 2011, 2012, 2013 годах проводились Первомайские демонстрации, что не создавало помех для дорожного движения и оперативных служб, не могут быть приняты.
Указанные доводы ничем не подтверждены. Кроме того, следует исходить из ситуации, которая сложилась на момент подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, т.к. с 2011-2013г. произошли значительные изменения в транспортной и иной инфраструктуре города, увеличение потока автомашин на улицах города.
Кроме того, заявитель указывает, что предложенный мэрией маршрут шествия и место проведения пикетирования не отвечает целям заявленного публичного мероприятия.
В статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» даны определения публичного мероприятия, шествия и пикетирования.
- публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики;
- шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;
- пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Доказательств того, что проведение заявленного публичного мероприятия в предложенном мэрией <адрес> месте не будет соответствовать заявленным целям, исходя из положений указанной нормы, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Исходя из целей, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ года, не усматривается привязка к какому-либо конкретному объекту для пикетирования, а также не определен конкретный круг лиц, к которому намерены обратиться организаторы посредством проведения публичного мероприятия.
ДД.ММ.ГГГГ организатор публичного мероприятия Налобина А.Ф. направила в мэрию <адрес> ответ на письмо от ДД.ММ.ГГГГ № 01/40/00778, в котором указала, что не принимает предложения об изменении места проведения публичных мероприятий, как необоснованное и немотивированное.
Ссылка заявителя на ч.3 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которой определены основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия : 1) уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, 2) в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, а Законом <адрес> запретов на проведение публичного мероприятия по проезжей части не предусмотрено, также не может быть принята.
Указанная норма в данном случае не подлежит применению, т.к. она определяет безусловные основания для отказа в согласовании проведения публичного мероприятия.
В тоже время она не противоречит п.2 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ, которой органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления предоставлено право направить заявителю обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, указал, что право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, гарантированное ст.31 Конституции РФ, не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность полноценной реализации права на свободу мирных собраний и одновременно - соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости государственной защиты прав и свобод всех лиц (как участвующих, так и не участвующих в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления эффективной публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В п.1, п.4 ст.1.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 238-ОЗ "Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>" установлено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, определяются следующие места, в которых запрещается проведение публичных мероприятий (за исключением пикетирований):
1) объекты жизнеобеспечения и связи.
4) территории, непосредственно прилегающие к зданиям и другим объектам, указанным в пунктах 1 - 3 настоящей статьи.
При этом в Приказе МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 689 определено, что под объектом жизнеобеспечения понимается объект, на котором сконцентрированы жизненно важные материальные, финансовые средства и услуги, сгруппированные по функциональному назначению и используемые для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения (например, в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также медицинского, санитарно-эпидемиологического, информационного, транспортного, коммунально-бытового обеспечения).
Указанные положения дают основания мэрии <адрес> запрещать проведение публичного мероприятия (за исключением пикетирований) у объектов жизнеобеспечения и прилегающих к ним территорий в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности.
В данном случае мэрией <адрес> соблюдены все нормы действующего законодательства и предприняты все меры для соблюдения баланса общественных интересов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
В удовлетворении заявления Полякова В. Ю. о признании незаконным отказа мэрии <адрес> в согласовании публичного мероприятия 01.03.2015г. - отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд вынесший настоящее решение.
Судья Пиотровская Ю.Е.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ г.