УИД 10RS0011-01-2021-016503-83
№2а-6594/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 сентября 2021 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.,
при секретарях Аксеновой О.А., Ординой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бортник А. СтА.вовны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, государственному регистратору прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Карконен Ю. В. об оспаривании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости,
установил:
Бортник А.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия (далее – Управление Россрестра по Республике Карелия) по тем основаниям, что постановлением администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № была утверждена схема расположения земельного участка площадью 1613 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Земельный участок образуется при перераспределении земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, площадью 113 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов. Административный истец ДД.ММ.ГГГГ в Управление Россрестра по Республике Карелия через ГБУ РК «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг Республики Карелия» подала заявление об осуществлении действий по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, к заявлению приложила межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером № площадью 1500 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, площадью 113 кв.м. на основании постановления администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №. Управлением Россрестра по Республике Карелия ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о приостановлении осуществления государственного учета объекта недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» до устранения причин, препятствующих его проведению, а ДД.ММ.ГГГГ – решение об отказе государственного кадастрового учета со ссылкой на нарушение пункта 51 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» и невозможность осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, образованного из земельных участков, имеющих различные установленные виды разрешенного использования, поскольку земельный участок с кадастровым номером № имеет вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», а земельный участок с кадастровым номером № – «спецназначение». Не соглашаясь с данной позицией административного ответчика, ссылаясь на положения статей 11.2, 11.7, 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 51 приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», указывая, что межевой план в буквальном смысле в полном объеме соответствует пункту 51 вышеуказанных Требований, административный истец просит признать незаконным решение Управления Россрестра по Республике Карелия об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ №; обязать Управление Россрестра по Республике Карелия повторно рассмотреть заявление истца о государственном кадастровом учете в установленные законом порядке и сроки и принять по нему новое решение; взыскать с Управления Россрестра по Республике Карелия государственную пошлину в размере 300 руб.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена государственный регистратор прав Управления Россрестра по Республике Карелия Карконен Ю.В., в качестве заинтересованного лица – администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия.
В судебном заседании после перерыва представитель административного истца Бортник А.С. Красильников Н.В., действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управления Россрестра по Республике Карелия Панченко К.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании после перерыва просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание после перерыва не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения явившихся представителей сторон, исследовав материалы настоящего административного дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГг. Бортник А.С. обратилась в Управление Россрестра по Республике Карелия через многофункциональный центр с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, площадью 1613 кв.в., расположенного по адресу: <адрес> (обозначение земельного участка в межевом плане: ЗУ1), образуемого путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером №, на основании постановления администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ №, которым, в частности, была утверждена схема расположения земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м. (пункт 1) и установлен земельному участку вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства» (пункт 2).
2 апреля 2021 г. государственным регистратором прав Управления Россрестра по Республике Карелия Карконен Ю.В. в соответствии с пунктом 7 (форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации) части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» было принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета № до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на 3 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в представленных документах вид разрешенного использования образуемого земельного участка с обозначением в межевом плане: ЗУ1, указан: «для ведения личного подсобного хозяйства», что не соответствует виду разрешенного использования исходных земельных участков с кадастровыми номерами: № («для ведения личного подсобного хозяйства»), № («спецназначение»). Указано, что государственный кадастровый учет земельного участка, образованного из земельных участков, имеющих различные установленные виды разрешенного использования, не предусмотрен действующим законодательством. Рекомендовано представить в орган регистрации права межевой план в соответствии с действующим законодательством или заявление о прекращении данного обращения. Разъяснено, что если указанные причины не будут устранены в течение 3 месяцев с момента принятия настоящего решения, то в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости будет отказано по решению государственного регистратора прав.
Вышеуказанное уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ было получено Бортник А.С. ДД.ММ.ГГГГ, в судебном порядке не обжаловалось.
ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в связи с истечением срока приостановления государственного кадастрового учета и неустранением причин приостановления государственного кадастрового учета государственным регистратором прав Управления Россрестра по Республике Карелия Карконен Ю.В. было принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета № №
Вышеуказанное уведомление об отказе государственного кадастрового учета от ДД.ММ.ГГГГ было получено Бортник А.С. ДД.ММ.ГГГГ, в суд с настоящим исковым заявлением Бортник А.С. обратилась ДД.ММ.ГГГГг., то есть в установленный законом срок.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии, в частности, с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Положениями пунктов 1 и 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план (при государственном кадастровом учете образуемых земельных участков, государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка (за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 44 настоящего Федерального закона), государственном кадастровом учете в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 настоящего Федерального закона).
В силу частей 1 и 13 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно пункту 51 Требований к подготовке межевого плана, являющихся приложением №2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 №921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке», вид (виды) разрешенного использования образуемых земельных участков должен (должны) соответствовать сведениям ЕГРН о виде (видах) разрешенного использования исходного земельного участка, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации. В таких случаях сведения о выбранных или установленных видах (виде) разрешенного использования указываются в графе «3» строки «4» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» на основании:
градостроительного регламента и сведений о территориальной зоне, в границах которой расположен земельный участок (с указанием в графе «3» строки «8» реквизита «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках» реестрового номера границ территориальной зоны или в случае отсутствия такого реестрового номера ее индивидуального обозначения (например, вид, тип, номер, индекс), при этом в разделе «Заключение кадастрового инженера» приводится обоснование указания в данном реквизите такого (основного и при наличии вспомогательного) вида (видов) разрешенного использования;
разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (копия такого разрешения включается в состав Приложения);
акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, в том числе решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, решения об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения об утверждении проекта межевания территории (копия акта включается в состав Приложения, за исключением случая, если сведения о проекте межевания территории внесены в ЕГРН);
вступившего в законную силу судебного акта (копия такого документа включается в состав Приложения);
проектной документации лесных участков в отношении лесных участков. Реквизиты документа, на основании которого в межевой план внесены сведения о виде (видах) разрешенного использования земельного участка, указываются в реквизите «1» раздела «Исходные данные».
В порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» входит, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1, частью 2 статьи 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Частью 1 статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
По смыслу приведенного положения пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образуемые в результате перераспределения земельные участки имеют тоже целевое назначение и разрешенное использование, что и исходные земельные участки, то есть из земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет с определенным видом разрешенного использования, может быть образован земельный участок только с тем же видом разрешенного использования (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.09.2020 № 303-ЭС20-10998 по делу № А51-12325/2019).
Как видно из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 10:20:001514:91, находящийся в муниципальной собственности, общей площадью 58879 +/- 194 кв.м. имеет вид разрешенного использования «спецназначение», в связи с чем из него может быть образован лишь земельный участок, который служит цели «спецназначение».
Принадлежащий административному истцу земельный участок с кадастровым номером 10:20:0010114:134, общей площадью 1500 +/- 14 кв.м. имеет иной вид разрешенного использования - «для ведения личного подсобного хозяйства».
Таким образом, перераспределение указанных земельных участков с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства» противоречит требованиям Земельного кодекса Российской Федерации.
Учитывая положения вышеуказанных норм права и установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу, что государственный регистратор прав Управления Россрестра по Республике Карелия Карконен Ю.В. при рассмотрении представленных Бортник А.С. документов, в частности, межевого плана, пришла к обоснованному выводу, что в рассматриваемом случае невозможно осуществить государственный кадастровый учет земельного участка, образованного из земельных участков, имеющих различные установленные виды разрешенного использования.
Установление в постановлении администрации Прионежского муниципального района от 13 января 2021 г. №02 разрешенного использования образуемого спорного земельного участка не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения об отказе государственного кадастрового учета, поскольку процедура фактически изменения разрешенного использования земельного участка не была соблюдена, соответствующие изменения в ЕГРН не были внесены.
Поскольку в течение срока приостановления государственного кадастрового учета Бортник А.С. не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, то государственным регистратором прав Управления Россрестра по Республике Карелия Карконен Ю.В. было правомерно принято решение об отказе государственного кадастрового учета.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, принимая во внимание, что оспариваемое решение вынесено уполномоченным лицом в соответствии с действующим законодательством и в установленные сроки, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме, поскольку совокупность установленных пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
Руководствуясь положениями статей 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение суда может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме,
в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение 6 месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья И.А. Кузнецова
Мотивированное решение изготовлено 13 октября 2021 г.