Дело № 2-3716/2020, № 2-4525/2020
03RS0003-01-2020-004424-43
03RS0003-01-2020-005915-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 сентября 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре судебного заседания Сакаевой Л.Ф.,
с участием представителя Мударисовой Г.Г. по доверенности Сафина Р.Р.,
представителя ответчика Тимербаева Т.В. на основании ордера адвоката Дьяковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3716/2020, № 2-4525/2020 по исковому заявлению Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Мударисовой Г.Г., Тимербаеву Т.В., Гильвановой Р.Р., СНТ «Ветеран-2» о признании договора аренды земельного участка и дополнительных соглашений к нему ничтожными сделками, применении последствий ничтожной сделки, освобождении земельного участка путем сноса объектов самовольной постройки и возвращении земельного участка, исковому заявлению Мударисовой Г.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату, обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обратилось с иском к Мударисовой Г.Г., СНТ «Ветеран-2» о признании ничтожной сделкой договора аренды № от 04.07.2013 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», заключенного между Управлением и Тимербаевым Т.В., применении последствий ничтожной сделки; о признании ничтожной сделкой дополнительного соглашения № от 04.07.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в соответствии с которым арендатором земельного участка становится Мударисова Г.Г., применении последствий ничтожной сделки; обязании Мударисову Г.Г. освободить и вернуть по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; обязании Мударисову Г.Г. снести самовольно возведенное капитальное строение - жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; разрешении Управлению в случае неисполнения Мударисовой Г.Г. решения суда снести капитальный жилой дом с кадастровым номером №, освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», с взысканием расходов с Мударисовой Г.Г.
Иск мотивирован тем, что постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 24.12.2012 членам СНТ «Ветеран-2» предоставлены в аренду на 10 лет земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2».
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее – Управление) с Тимербаевым заключен договор аренды № от 04.07.2013 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2».
В ходе проведенной прокуратурой г. Уфы проверки установлены грубые нарушения земельного законодательства, допущенные Администрацией при передаче земельных участков СНТ «Ветеран-2», внесено представление об их устранении.
Согласно представлению прокуратуры г. Уфы № от 26.02.2019 постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 24.12.2012 принято в нарушение требований федерального законодательства.
В ходе прокурорской проверки установлено, что 14.09.2012 в Администрацию городского округа г. Уфа РБ поступило обращение председателя СНТ «Ветеран-2» Кашапова Р.Р. о предоставлении в собственность земельных участков в СНТ «Ветеран-2» Кировского района городского округа г. Уфа РБ членам товарищества, согласно прилагаемому списку.
К обращению также приложена выписка из протокола № общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран», согласно которой члены указанного товарищества приняли решение о выходе из него и создании СНТ «Ветеран-2».
При этом, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц способом образования СНТ «Ветеран-2» (ИНН 0276137362) является создание, а не реорганизация (выделение).
Кроме того, представленные членам СНТ «Ветеран-2» земельные участки, согласно данным государственного кадастра недвижимости, являются новообразованными, то есть они не образовались из ранее представленных земельных участков СНТ «Ветеран».
Более того, в ведении Администрации городского округа г. Уфа РБ соответствующего фонда перераспределения земель не имелось, персональный учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства не велся.
Вместе с тем, сведения о возможном предоставлении вышеуказанных земельных участков не публиковались, что привело к нарушению принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Уфы республики Башкортостан постановлением Администрации городского округа г. Уфы РБ № № от 11.06.2019 отменено постановление главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № от 24.12.2012.
Кроме этого, в ходе мероприятий муниципального земельного контроля выездом на место расположения земельного участка с кадастровым номером № установлено, что на указанном земельном участке расположено капитальное строение: кадастровый №.
Мударисова Г.Г. обратилась с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с требованиями: Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату № № 17.02.2020 недействительным. Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок не позднее 30 дней осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписание, направить проекты договора для подписания Мударисовой Г.Г. по цене 328 795 рублей, мотивируя тем, что она как собственник жилого дома имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, по цене, определяемой в порядке, установленном действующим земельным законодательством, в чем ей неправомерно было отказано.
Определением суда от 16.06.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
Определением суда от 14.07.2020 гражданские дела объеденены в одно производство.
Определением суда от 29.07.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Тимербаев Т.В., Гильванова Р.Р.
Определением суда от 29.07.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен прокурор г. Уфы.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Ответчик Мударисова Г.Г. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие, направила в суд своего представителя.
Ответчик Гильванова Р.Р. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила.
Ответчик Тимербаев Т.В. в судебное заседание не явился, согласно адресной справе от 20.08.2020 выписан с адреса: г. Уфа, <адрес>1-51 по решению суда. Место жительства ответчика суду неизвестно, в связи с этим на основании статьи 50 ГПК РФ назначен адвокат.
Представитель ответчика СНТ «Ветеран-2» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Прокурор г. Уфы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Представитель Мударисовой Г.Г. по доверенности Сафин Р.Р. в удовлетворении иска возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, заявил о пропуске срока исковой давности. Иск Мударисовой Г.Г. поддержал.
Представитель ответчика Тимербаева Т.В. на основании ордера адвоката Дьякова Н.В. в удовлетворении иска возражала, заявила о пропуске срока исковой давности.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № № от 24.12.2012 членам СНТ «Ветеран-2» предоставлены в аренду на 10 лет земельные участки, в том числе земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2».
На основании вышеуказанного постановления Управлением земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с Тимербаевым Т.В. заключен договор аренды № от 04.07.2013 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», для ведения садоводства, срок аренды установлен с 24.12.2012 по 24.12.2022. Передача земельного участка произведена на основании акта приема-передачи.
В соответствии с дополнительным соглашением от 19.09.2013 о внесении изменений № в договор № от 04.07.2013 аренды земельного участка арендатором земельного участка указана Гильванова Р.Р.
В соответствии с дополнительным соглашением от 04.05.2016 о внесении изменений № в договор № от 04.07.2013 аренды земельного участка арендатором земельного участка указана Мударисова Г.Г.
Согласно представлению прокуратуры г. Уфы № от 26.02.2019 постановление главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 24.12.2012 принято в нарушение требований федерального законодательства.
В ходе прокурорской проверки установлено, что 14.09.2012 в Администрацию городского округа г. Уфа РБ поступило обращение председателя СНТ «Ветеран-2» Кашапова Р.Р. о предоставлении в собственность земельных участков в СНТ «Ветеран-2» Кировского района городского округа г. Уфа РБ членам товарищества, согласно прилагаемому списку. К обращению также приложена выписка из протокола № общего собрания садоводческого некоммерческого товарищества «Ветеран», согласно которой члены указанного товарищества приняли решение о выходе из него и создании СНТ «Ветеран-2». При этом, согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц способом образования СНТ «Ветеран-2» (ИНН №) является создание, а не реорганизация (выделение). Кроме того, представленные членам СНТ «Ветеран-2» земельные участки, согласно данным государственного кадастра недвижимости, являются новообразованными, то есть они не образовались из ранее представленных земельных участков СНТ «Ветеран». Более того, в ведении Администрации городского округа г. Уфа РБ соответствующего фонда перераспределения земель не имелось, персональный учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков для ведения садоводства не велся. Вместе с тем, сведения о возможном предоставлении вышеуказанных земельных участков не публиковались, что привело к нарушению принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков. В результате неправомерных действий Администрации городского округа г. Уфы РБ 29 земельных участков общей площадью 3,6 га переданы в аренду. Большая часть указанных земельных участков в настоящее время застроена.
По результатам рассмотрения представления прокуратуры г. Уфы республики Башкортостан постановлением Администрации городского округа г. Уфы РБ № № от 11.06.2019 отменено постановление главы Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан № от 24.12.2012.
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 25.03.2020 земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», участок №, для ведения садоводства, срок аренды установлен с 24.12.2012 по 24.12.2022, находится во владении и пользовании на праве аренды Мударисовой Г.Г. На участке расположено капитальное строение: кадастровый №.
Согласно выписке из ЕГРН от 30.06.2017 Мударисова Г.Г. является собственником жилого дома с кадастровым номером №, площадью 207,4 кв.м., 2017 года постройки, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», участок №. Право собственности зарегистрировано 30.06.2017.
В соответствии с пунктами 1-3 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе.
Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц.
Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 72 Постановления от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сторона сделки, из поведения которой явствует воля сохранить силу оспоримой сделки, не вправе оспаривать эту сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать, когда проявляла волю на сохранение сделки (пункт 2 статьи 166 ГК РФ).
За исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 13 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан.
Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Граждане, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством субъектов Российской Федерации преимущественное право на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, включаются в отдельный список.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан.
Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования.
В соответствии с частями 1-4 статьи 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.12.2011) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" орган местного самоуправления по месту жительства заявителей в соответствии с потребностью в земельных участках и с учетом пожеланий граждан ходатайствует перед органом местного самоуправления, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, о выборе (предварительном согласовании) соответствующих земельных участков.
Орган, в ведении которого находится фонд перераспределения земель, с учетом схем зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предлагает варианты предоставления земельных участков или дает заключение о невозможности предоставить земельные участки.
На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков в собственность каждого члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
Согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 28.07.2012) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В пункте 1 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации (ред. от 28.07.2012) указано, что фонд перераспределения земель создается в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, создания и расширения крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств, ведения садоводства, животноводства, огородничества, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 80 Земельного кодекса Российской Федерации).
В качестве оснований для признания ничтожным договора аренды земельного участка с кадастровым номером, дополнительного соглашения к нему, применения последствий ничтожной сделки, истцом указано, что на момент предоставления земельного участка в ведении Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан соответствующего фонда перераспределения земель не имелось, персональный учет граждан, нуждающихся в предоставлении земельных участков, не велся; сведения о возможном предоставлении вышеуказанных земельных участков не велся, что привело к нарушению принципа публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Положения об Управлении по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан", утвержденного Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 21.11.2012 N 11/23, Управление является функциональным органом местного самоуправления городского округа город Уфа Республики Башкортостан, уполномоченным в пределах своей компетенции на предоставление земельных участков. Наделен полномочиями по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения имуществом, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Суд считает, что указанные обстоятельства были известны Управлению, являющемуся уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, при заключении оспариваемых договора аренды и дополнительного соглашения к нему. Из поведения Управления явствовала воля сохранить силу названных сделок при наличии указанных обстоятельств предоставления земельного участка, следовательно, Управление не вправе оспаривать эту сделку по указанным основаниям (пункт 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Представителем ответчика заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу положений части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно части 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 1 статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения. При этом срок исковой давности для лица, не являющегося стороной сделки, во всяком случае не может превышать десять лет со дня начала исполнения сделки.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" бремя доказывания наличия обстоятельств, свидетельствующих о перерыве, приостановлении течения срока исковой давности, возлагается на лицо, предъявившее иск.
В соответствии со статьей 205 ГК РФ в исключительных случаях суд может признать уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца - физического лица, если последним заявлено такое ходатайство и им представлены необходимые доказательства.
Исполнение договора аренды путем передачи арендатору земельного участка началось – 04.07.2013, следовательно, срок по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной истек 04.07.2016. Срок оспаривания дополнительного соглашения от 19.09.2013 о внесении изменений № 1 в договор № 743-13 от 04.07.2013 аренды земельного участка истек 19.09.2016, дополнительного соглашения от 04.05.2016 о внесении изменений № в договор № от 04.07.2013 аренды земельного участка - 04.05.2019. Иск подан в суд 23.06.2020 (штамп на почтовом конверте), т.е. со значительным пропуском срока исковой давности.
Доказательств уважительных причин пропуска срока исковой давности истцом не представлено, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа иска по требованиям о признания договора аренды, дополнительных соглашений о внесении изменений № и № недействительными (ничтожными) и применении последствий недействительности сделки в виде освобождения земельного участка и возврата.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае
строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества;
Из материалов дела следует, что спорный объект недвижимого имущества возведен на земельном участке, принадлежащем ответчику на основании договора аренды, из земель населенных пунктов с разрешенным видом использования "для ведения садоводства".
Согласно положениям абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 31.12.2014) садовые земельные участки предоставляются гражданам или приобретаются для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений).
В силу положений подпункта 4 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (ред. от 31.12.2014) член садоводческого товарищества вправе осуществлять в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами и нормативами) строительство и перестройку жилого строения, хозяйственных строений и сооружений - на садовом земельном участке; жилого строения или жилого дома, хозяйственных строений и сооружений - на дачном земельном участке; некапитальных жилых строений, хозяйственных строений и сооружений - на огородном земельном участке.
Сводом правил "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения" СП 53.13330.2011, утвержденным приказом Минрегиона Российской Федерации от 30 декабря 2010 года N 849, определено, что на садовом, дачном участке могут возводиться жилое строение или жилой дом, хозяйственные постройки и сооружения (пункт 6.4). При этом в приложении Б "Термины и определения" к указанному Своду правил, жилое строение определено как здание, возводимое на садовом, дачном земельном участке для временного проживания без права регистрации, жилой дом - здание, возводимое на дачном земельном участке для временного или постоянного проживания с правом регистрации.
Таким образом, вышеуказанное свидетельствует о том, что на садовом земельном участке разрешено возведение жилого строения и иных вспомогательных построек с соблюдением всех установленных требований.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу положений пункта 1 статьи 271 кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены аналогичные положения.
Частями 1 - 3, 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться: зоны застройки индивидуальными жилыми домами; зоны застройки малоэтажными жилыми домами; зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; зоны застройки многоэтажными жилыми домами; зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Помимо предусмотренных настоящей статьей, органом местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно строке 16 кадастрового паспорта земельного участка, он входит в территориальную зону Ж-1 «Жилая зона».
В соответствии со статьей 43.1 Решения Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 (ред. от 20.03.2013, с изм. от 31.05.2016) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан"
Назначение жилых зон:
1) зона Ж-1:
- для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон;
- для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1 - 3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м;
- для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. м.
Отдельно стоящие индивидуальные жилые дома на одну семью, коттеджи является разрешенным видом использования земельного участка для данной территориальной зоны (таблица №).
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) возложение обязанности по сносу самовольной постройки представляет собой санкцию за совершенное правонарушение в виде осуществления самовольного строительства, в связи с чем возложение такого бремени на осуществившее ее лицо либо за его счет возможно при наличии вины застройщика.
Сами по себе отдельные нарушения, которые могут быть допущены при предоставлении земельного участка для строительства и при возведении постройки, в том числе градостроительных, строительных, иных норм и правил, не являются безусловным основанием для сноса строения, поскольку постройка может быть снесена лишь при наличии со стороны лица, осуществившего ее, нарушений, указанных в ст. 222 ГК РФ.
При рассмотрении дел, связанных с самовольным строительством, судам следует применять градостроительные и строительные нормы и правила в редакции, действовавшей на время возведения самовольной постройки.
Поскольку жилой дом с кадастровым номером № был возведен не земельном участке, предоставленном в установленном порядке ответчику на праве аренды, разрешенное использование участка допускало строительство на нем данного объекта, получение разрешения на строительство данной постройки на момент ее возведения не требовалось, доказательств того, что при возведении данного объекта были допущены существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создана угроза жизни и здоровью граждан истцом, наличия вины застройщика в нарушении порядка предоставления участка в аренду и осуществлении строительства, не представлено, оснований для признания данного объекта самовольной постройкой и его сносе не усматривается.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом, не может быть принято в соответствии со статьей 222 Кодекса в отношении объектов индивидуального жилищного строительства, построенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства или расположенных в границах населенных пунктов и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, и в отношении жилых домов и жилых строений, созданных соответственно на дачных и садовых земельных участках, при наличии одновременно следующих условий: 1) права на эти объекты, жилые дома, жилые строения зарегистрированы до 1 сентября 2018 года; 2) параметры этих объектов, жилых домов, жилых строений соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, и (или) предельным параметрам таких объектов, жилых домов, жилых строений, установленным федеральным законом; 3) эти объекты, жилые дома, жилые строения расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании собственникам этих объектов, жилых домов, жилых строений.
В рассматриваемом случае названные условия в отношении жилого дома, принадлежащего Мударисовой Г.Г., имеют место быть, следовательно, оснований для сноса данного объекта недвижимости у суда не имеется.
Как разъяснено в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если на стадии принятия иска суд придет к выводу о том, что избранный способ защиты права собственности или другого вещного права не может обеспечить его восстановление, данное обстоятельство не является основанием для отказа в принятии искового заявления, его возвращения либо оставления без движения.
В соответствии со статьей 148 ГПК РФ или статьей 133 АПК РФ на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Принимая решение, суд в силу с части 1 статьи 196 ГПК РФ или части 1 статьи 168 АПК РФ определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Согласно пункту 3 части 4 статьи 170 АПК РФ арбитражный суд указывает также в мотивировочной части решения мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В этой связи ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению, по мнению суда, в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
В силу положений статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Поскольку между сторонами имеются обязательственные правоотношения, возникшие из договора аренды земельного участка, негаторный иск (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации) арендодателя к арендатору об освобождении земельного участка заявлен быть не может, т.к. истец не является владеющим собственником земельного участка.
Исходя из оснований иска и существа заявленных требований, к спорным правоотношениям подлежат применению положения статей 166, 167, 168, 222, 606 Гражданского кодекса Российской Федерации.
СНТ «Ветеран-2» ветеран не является стороной оспариваемых сделок, правообладателем жилого дома, поэтому, суд считает, что исковые требования к СНТ «Ветеран-2» заявлены необоснованно, последний является ненадлежащим ответчиком по делу.
При названных обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Мударисовой Г.Г., Тимербаеву Т.В., Гильвановой Р.Р., СНТ «Ветеран-2» отказать в полном объеме.
Рассматривая требования Мударисовой Г.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, судом установлено следующее.
14.01.2020 Мударисова Г.Г. обратилась с заявлением в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность.
Письмом № М-586 от 17.02.2020 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало заявителю в предоставлении земельного участка на основании пункта 3 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации в собственностью в связи с тем способом образования СНТ «Ветеран 2» является создание, а не реорганизация садового товарищества, принимая во внимание представление прокуратуры г. Уфы РБ, постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от 11.06.2019, № от 24.12.2012; испрашиваемый земельный участок является новообразованным.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов изложены в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 названной статьи уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения).
Мударисова Г.Г. является членом СНТ «Ветеран 2», что подтверждается членской книжкой № от 02.06.2016, поэтому ответчик неправомерно отказал истцу в предоставлении в собственность земельного участка по названному основанию.
Согласно пунктам 3-7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Каких-либо иных предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов ответчиком в письме № № 17.02.2020 не приведено.
Поскольку истец как собственник жилого дома имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположен данный жилой дом, по цене, определяемой в порядке, установленном действующим земельным законодательством, заявленные им исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Цена и оплата земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, определены Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 N 629.
Согласно абзацу 3 пункта 4 названного Постановления лица, не указанные в пунктах 1 - 3 настоящего Постановления и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, приобретают такие земельные участки с 1 июля 2015 года по 31 декабря 2020 года - по цене в размере 50 процентов кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя.
С учетом изложенного выкупная цена земельного участка с кадастровым номером 02:55:050704:1161 определяется по цене 328 795 рублей – 50% от его кадастровой стоимости (657 590 рублей).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан к Мударисовой Г.Г., Тимербаеву Т.В., Гильвановой Р.Р., СНТ «Ветеран-2» о признании ничтожной сделкой договора аренды № от 04.07.2013 земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», заключенного между Управлением и Тимербаевым Т.В., применении последствий ничтожной сделки; о признании ничтожной сделкой дополнительного соглашения № от 04.07.2013 о внесении изменений в договор аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в соответствии с которым арендатором земельного участка становится Мударисова Г.Г., применении последствий ничтожной сделки; обязании Мударисову Г.Г. освободить и вернуть по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 02№, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; обязании Мударисову Г.Г. снести самовольно возведенное капитальное строение - жилой дом с кадастровым номером №, расположенный по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу; разрешении Управлению в случае неисполнения Мударисовой Г.Г. решения суда снести капитальный жилой дом с кадастровым номером №, освободить земельный участок с кадастровым номером №, расположенные по адресу: г. Уфа, Кировский район, СНТ «Ветеран-2», с взысканием расходов с Мударисовой Г.Г.- отказать.
Исковое заявление Мударисовой Г.Г. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № собственность за плату № от 17.02.2020 недействительным.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в лице Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в срок не позднее 30 дней осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером № в трех экземплярах и их подписание, направить проекты договора для подписания Мударисовой Г.Г. по цене 328 795 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме принято 28.09.2020.
Судья М.З. Галлямов