Дело № 2-770/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2016 года город Уфа
Ленинский суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.
при секретаре Суфиевой А.К.
представителя ответчика <данные изъяты> – МАХ действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,
представителя третьего лица Общество с ограниченной ответственностью трест <данные изъяты>» - ППВ.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СФА к <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок с правом выкупа,
У С Т А Н О В И Л:
Истец СФА является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ г., кадастровый паспорт №
Указанный жилой дом находится на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Истцом с Управлением по земельным ресурсам <данные изъяты> был заключен Договор аренды данного земельного участка №, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в <данные изъяты>, о предоставлении данного земельного участка в собственность с правом выкупа.
ДД.ММ.ГГГГ. исх. № Управление земельных и имущественных отношений <данные изъяты>, ответила отказам, мотивируя тем что, согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земельных участков в границах городского округа город <данные изъяты> для муниципальных нужд», испрашиваемы земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, правопритязания отсутствуют, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровый паспорт данного земельного участка с кадастровым номером № не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота.
Земельным участком истец пользуется непрерывно, добросовестно и открыто. Согласно Акту согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., права и законные интересы соседей не нарушены.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в <данные изъяты>, о расторжении Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. данного земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ исх. № Управление земельных и имущественных отношений, ответила отказом, что оснований для расторжения данного Договора не имеется.
Истец считает отказ Управления земельных и имущественных отношений <данные изъяты> нарушает его право на приобретение вышеуказанного земельного участка в собственность за плату.
Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его право на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность за плату.
На основании выше изложенного, истец просит суд: Обязать <данные изъяты> заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: г<адрес> с СФА.
В судебном заседании представитель истца ФОБ, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., исковые требования поддержала в полном объеме, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика <данные изъяты> МАХ действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для предоставления указанного земельного участка в собственность в порядке выкупа у истца не имеется.
Представитель третьего лица ООО трест «<данные изъяты> возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что оснований для предоставления указанного земельного участка в собственность в порядке выкупа у истца не имеется.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец СФА. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ., кадастровый паспорт №.
Указанный жилой дом находится на земельном участке, площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер №, категория земель: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Истцом с <данные изъяты> был заключен Договор аренды данного земельного участка №, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в <данные изъяты>, о предоставлении данного земельного участка в собственность.
ДД.ММ.ГГГГ. исх. № Управление <данные изъяты> ответила отказам, мотивируя тем что, согласно решению Совета городского округа город Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ. «О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа РБ для муниципальных нужд», испрашиваемы земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель и в соответствии с пп. 13 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, отнесен к землям, ограниченным в обороте.
Земельный участок из оборота не изъят, отсутствуют и какие-либо ограничения приватизации земельного участка, правопритязания отсутствуют, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ. Кадастровый паспорт данного земельного участка с кадастровым номером № не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота.
Земельным участком истец пользуется непрерывно, добросовестно и открыто. Согласно Акту согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., права и законные интересы соседей не нарушены.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с заявлением в <данные изъяты>, о расторжении Договора аренды № от ДД.ММ.ГГГГ. данного земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: г<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ. исх. № Управление земельных и имущественных отношений, ответила отказом, что оснований для расторжения данного Договора не имеется.
Если собственник строения приобрел право аренды на земельный участок, то это не исключает его право на приобретение впоследствии этого земельного участка в собственность за плату.
Согласно ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане вправе иметь в частой собственности землю.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что в случае продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется гражданам, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственником таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях предусмотренных статьей 39.20 настоящего кодекса. Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ установлено, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29.12.2014 года N 629 «Об определении цены и оплаты земельных участков, находящихся в Государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, Государственной собственности на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» - «… Определено, что цена земельных участков, находящихся в Государственной собственности Республики Башкортостан и земельные участки, Государственной собственности на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3% от их кадастровой стоимости, действующей на момент обращения заявителя …».
Согласно Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 года № 187-0. из п.6 ст.36 ЗК РФ вытекает обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 ЗК РФ, подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, Пунктом «а» части 1 статьи 3 Федерального закона от 10 мая 2007 года N 69 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» внесены изменения в Земельный кодекс РФ, согласно которым установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, и том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд, относится к полномочиям Российской Федерации (ст. 9 Земельного кодекса РФ).
На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлены доказательства нахождения земельного участка в числе земель зарезервированных для муниципальных нужд.
В силу п. 2.2. ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 года N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Согласно Постановления Правительства РБ № 629 от 29.12.2014г. «Об определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам, строений, расположенных на таких земельных участках» цена земельных участков устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости.
Суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность за плату.
Из представленных истцом документов видно, что данный земельный участок не является ограниченным в обороте, либо изъятым для государственных, либо муниципальных нужд, на основании представленных документов данный земельный участок свободен от каких-либо третьих лиц.
Таким образом, истец, как собственник домовладения, расположенного на указанном земельном участке по адресу: <адрес>, имеет право приобрести указанный земельный участок в собственность за плату.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования СФА к <данные изъяты> о признании права собственности на земельный участок с правом выкупа удовлетворить.
Обязать <данные изъяты> заключить договор о предоставлении земельного участка в собственность за плату, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> с СФА.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья А.М. Гималетдинов