Дело № 2-60/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 09 января 2018 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Чиковой Н.В., при секретаре Земцовой Т.С.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Хайбуллина Д.Ш.,
представителей ответчика муниципального унитарного предприятия «Жилэкс» Белокурова Н.Е. и по доверенности Морозова Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковровского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей <адрес> к муниципальному унитарному предприятию «Жилэкс» о возложении обязанности разработать, утвердить и согласовать паспорт безопасности опасных объектов,
у с т а н о в и л:
Ковровский городской прокурор обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию «Жилэкс» (далее по тексту МУП «Жилекс») о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона путем разработки и утверждения паспортов безопасности опасных объектов – котельных, расположенных по адресам: <адрес>, согласования их с ГУ МЧС по <адрес>.
В обоснование которого указал, что в ходе проверки соблюдения МУП «Жилэкс» требований ФЗ от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и приказа МЧС России от <дата> <№> «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» установлено несоблюдение МУП «Жилэкс» законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов.
МУП «Жилэкс» эксплуатируются опасные производственные объекты, на которых используются воспламеняющиеся вещества (природный газ). Вместе с тем, паспорта безопасности опасных объектов не разработаны, с руководителем ГУ МЧС России по <адрес> не согласованы. Данные нарушения требований закона влекут нарушение прав неопределенного круга лиц на обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов граждан, окружающей среды, сохранности имущества от аварий на опасных производственных объектах.
В судебном заседании помощник прокурора Хайбуллин Д.Ш. поддержал заявленные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика МУП «Жилэкс» директор Белокуров Н.Е. и по доверенности Морозов Д.Ю. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме и пояснили, что требования Ковровского городского прокурора о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу устранить нарушения закона путем разработки и утверждения паспортов безопасности опасных объектов – котельных, расположенных по адресам: <адрес>, согласования их с ГУ МЧС по <адрес> являются законными и обоснованными.
Представитель третьего лица ГУ МЧС по <адрес> по доверенности Тыркин Д.О., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.
Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ГУ МЧС по <адрес> по доверенности Тыркин Д.О. исковые требования Ковровского городского прокурора поддержал в полном объеме и пояснил, что ходе проведенной городской прокуратурой проверки МУП «Жилэкс» выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии паспорта безопасности на опасный объект. Котельные МУП «Жилэкс» используя в своей деятельности природный углеводородный газ, являются пожаровзрывоопасными производственными объектами и в силу действующего законодательства ФЗ от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ФЗ от <дата> <№> –ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», приказа МЧС России от <дата> <№> «Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта» обязаны разработать и согласовать паспорта безопасности опасных объектов котельных, расположенных по адресам, <адрес>.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлялся надлежащим образом, об отложении разбирательства дела не просил.
Суд, с учетом мнения представителей сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца, надлежащим образом уведомленных о рассмотрении дела.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно преамбуле Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», настоящий закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как закреплено в статье 14 данного закона, организации обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
В соответствии с решением совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации «О мерах по обеспечению защищенности критически важных для национальной безопасности объектов инфраструктуры и населения страны от угроз техногенного, природного характера и террористических проявлений» (протокол от <дата> <№>, подпункт 5а) Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий приказом от <дата> <№> утвердило типовой паспорт безопасности опасного объекта.
Данный документ устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта, предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций (пункт 2 приложения к Приказу от <дата> <№>).
Согласно пункту 3 Приказа МЧС Российской Федерации от <дата> <№> паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения следующих задач: определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте.
Статьей 2 Федерального закона от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются в указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся вещества, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается сторонами, что МУП «Жилэкс» эксплуатирует опасные производственные объекты, котельные, расположенные по адресам: <адрес> этом паспорта безопасности на названные опасные объекты не разработаны, с руководителем ГУ МЧС России по <адрес> не согласованы.
Из анализа положений Федерального закона от <дата> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», положений Федерального закона Российской Федерации от <дата> № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также приведенного выше Приказа МЧС России от <дата> <№> следует, что МУП «Жилэкс» как собственник опасного объекта, осуществляющего деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, обязано иметь оформленный в соответствии с нормами действующего законодательства паспорт безопасности опасного объекта, в данном случае в отношении котельных, расположенных по адресам: <адрес>.
Совокупный анализ приведенных норм свидетельствует о том, что разработка паспорта безопасности на опасный производственный объект является предусмотренной законодательством обязанностью в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В этой связи ранее приводимый ответчиком довод о том, что МУП «Жилэкс» не включено в перечень критически важных и потенциально опасных объектов, исключительно в отношении которых, по смыслу Приказа МЧС России от <дата> <№>, необходима разработка паспорта безопасности опасного объекта, соответственно МУП «Жилэкс» не должно оформлять паспорта безопасности опасных объектов, обоснованным не является. Ответчик эксплуатирует пожаровзрывоопасные, которые и упоминаются в пункте 2 приложения к Приказу от <дата> <№> как объекты, на которые необходимо оформление паспорта безопасности опасного объекта.
На основании ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиком МУП «Жилэкс», поскольку признание иска не противоречит закону и не нарушает чьи-либо права и охраняемые законом интересы и соответствует установленным обстоятельствам дела. Представителям ответчика судом разъяснены последствия признания исковых требований, предусмотренные ст. ст. 39, 173 ГПК РФ.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Исходя из установленных по делу обстоятельств, проанализировав приведенные выше нормы материального права, с учетом признания иска ответчиком, а также учитывая, что допущенные ответчиком нарушения, факт допущения которых им не оспаривался, являются существенными, имеют важное общественное значение, поскольку могут оказать негативное воздействие на условия жизнедеятельности человека, поставить под угрозу жизнь и здоровье людей, суд пришел к выводу об удовлетворении иска и возложении на ответчика обязанности исполнить требования Ковровского городского прокурора по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера - разработать и утвердить паспорт безопасности опасных объектов - котельных расположенных по адресам: <адрес>, согласования их с ГУ МЧС по <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-197 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ковровского городского прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Жилэкс» удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилэкс», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес> течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения закона путем разработки и утверждения паспортов безопасности опасных объектов – котельных, расположенных по адресам: <адрес>, согласования их с ГУ МЧС по <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено представление во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.В.Чикова
Мотивированное решение изготовлено <дата>.