Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3816/2020 ~ М-3730/2020 от 17.08.2020

КОПИЯ

Гражданское дело № 2-3816/2020

УИД-66RS0003-01-2020-003728-71

Мотивированное заочное решение изготовлено 26.11.2020

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2020 года Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., при секретаре судебного заседания Ксинтарис Н.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Шумакова Владимира Сергеевича к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 о возложении обязанности,

установил:

истец обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», в котором указал, что решением Чкаловского районного суда г.Екатеринбурга от 04.05.2008 по делу № 2-900/08 установлен юридический факт того, что истец является ребенком, оставшимся без попечения родителей. Постановлением главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 10.05.2001 № 417/4 за истцом было закреплено право пользования жилым помещением по адресу: ***, до совершеннолетия. Исходя из данных, отраженных в справке, выданной ЦМУ от *** ***, истец был зарегистрирован по вышеуказанному адресу с *** по ***. Постановлением главы Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от *** истец был определен в детский дом, с *** по *** истец воспитывался в ТЦСПС и Д «Каравелла» Верх-Исетского района г. Екатеринбурга; учился в школе-интернат ***. Приказом от *** Управлением социальной политики по Чкаловскому району г.Екатеринбурга истец был помещен ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Екатеринбургская коррекционная школа-интернат для детей с отклонениями в развитии ***». С сентября *** года истец проходил обучение в ГОУ СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум Свердловской области». В ноябре *** года в ответ на обращение истца Управление социальной политики по Чкаловскому району города Екатеринбурга информировало, что не владеет информацией о причине снятия истца с регистрационного учета. Также орган опеки сообщил, что в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Свердловской области истец не включен. Истцом было подано заявление о включении в список детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако, получен отказ, по причине достижения возраста 23 лет и наличия ранее закрепленного за истцом жилого помещения по адресу: ***.

На основании изложенного, истец просил:

1. Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящегося в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», для последующего предоставления данного жилого помещения Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р. по договору найма специализированного жилого помещения.

2. Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р.. приобретенное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящегося в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», для предоставления Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р., по договору найма специализированного жилого помещения.

В порядке подготовки, а также протокольным определением от 22.09.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга; Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии *** (Специальная коррекционная школа-интернат ***).

Протокольным определением от 15.10.2020 приняты уточнения исковых требований, согласно которым, истец указывает в качестве соответчика: Территориальный отраслевой орган государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга и дополнительно к ранее заявленным требованиям, просит: обязать Территориальный отраслевой орган государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга включить Шумакова Владимира Сергеевича, *** г.р. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Определением суда от *** произведена замена ненадлежащего ответчика -Территориальный отраслевой орган государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга на надлежащего - Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24; а также замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отраслевой орган государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25. Этим же определением произведена замена третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии №2 на ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 8, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

Истец в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, на иске настаивает, о рассмотрении в порядке заочного производства не возражал.

Представители ответчиков – Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – в суд не явились, извещены надлежащим образом. В суд представлены письменные отзывы на иск, согласно которых, ответчики возражают против удовлетворения иска, поскольку, истец достиг возраста 23х лет, в связи с чем, утратил статус ребенок-сирота. Просят отказать в удовлетворении иска.

Представитель соответчика - Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24, а также представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 25, ГБОУ СО «Екатеринбургская школа № 8, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» - в суд не явились, извещены надлежащим образом.

От представителя третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГБОУ СО «Екатеринбургская школа ***, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» - в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

От иных лиц письменных отзывов или ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало.

Принимая во внимание, что лица извещались о времени судебного заседания своевременно способами, установленными ст. 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела размещена на сайте суда, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие всех участников в порядке заочного производства.

Исследовав материалы дела, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

По смыслу ст. 1 Федерального Закона № 159-ФЗ, к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Материалами дела подтверждается, что истец, Шумаков Владимир Сергеевич, *** г.р., является ребенком, оставшимся без попечения родителей, что установлено решением Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга от 04.05.2008 по делу № 2-900/08 (л.д.10). Этим же решением суда установлено, что Постановлением главы администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга от 10.05.2001 Шумаков В.С. определен в детский дом на полное государственное обеспечение. Из справки МУ «Каравелла» от *** видно, что Шумаков В.С. с *** по день вынесения решения находится на полном государственном обеспечении. Согласно справке школы-интернат для детей с отклонениями в развитии *** Шумаков В.С. с *** по день вынесения решения суда проживает в ГОУ СО для детей-сирот и находится на полном государственном обеспечении.

Как следует из ответа на судебный запрос и представленных документов, с апреля *** года Шумаков В.С. находился в МУ СРЦН Верх-Исетского района города Екатеринбурга, в связи с тем, что мать несовершеннолетнего оставила ребенка на попечение родственникам. На основании постановления главы администрации Верх-Исетского района города Екатеринбурга от 10.05.2001 № 417/4 Шумаков В.С. был определен в детский дом на полное государственное обеспечение Указанным постановлением за ним было сохранено право на жилую площадь по адресу: *** (в связи с регистрацией несовершеннолетнего по данному адресу, как член семьи нанимателя). Нанимателем данного жилого помещения является ***3, *** г.р. (бабушка Шумакова В.С.). До апреля *** года Шумаков В.С. проживал по данному адресу совместно со своей матерью. На основании путевки, выданной Министерством образования от ***, несовершеннолетний Шумаков В.С. был помещен в Специальную коррекционную школу-интернат ***.

Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 10.10.2003 (вступившее в законную силу 21,10.2003г.) ***4 ограничили в родительских правах в отношении несовершеннолетнего Шумакова Владимира Сергеевича, *** г.р.

Приказом *** от *** Территориального отраслевого органа государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга «О помещении Шумакова В.С. под надзор», Шумаков В.С. признан оставшимся без попечения родителей, помещен под надзор в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии ***»; на администрацию в ГОУ СО для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии ***» возложена обязанность опекуна Шумакова В.С.; контроль исполнения приказа возложен на заместителя начальника Управления.

С сентября *** года истец проходил обучение в ГОУ СПО СО «Сухоложский многопрофильный техникум Свердловской области».

Шумаков В.С. был зарегистрирован по адресу: *** период с *** по ***.

Основания для снятия Шумакова В.С. с регистрационного учета по адресу регистрации суду не предоставлены в связи с несохранением поквартирной карточки, что следует из ответа на судебный запрос из ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу.

На сегодняшний день Шумаков В.С. имеет регистрацию по месту пребывания с *** по *** по адресу: ***.

Приказом *** от *** Территориального отраслевого органа государственной власти – Управление социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга Шумакову В.С. отказано о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку, Шумаков В.С. достиг возраста 23 лет и имел закрепленное жилое помещение по адресу: ***.

Указанный приказ истец не оспаривал.

Разрешая заявленные истцом требования, с учетом их уточнений и дополнений, суд приходит к выводу об их удовлетворении в виду следующего.

14 лет истцу исполнилось ***.

18 лет истцу исполнилось ***.

23 года истцу исполнилось ***.

На момент обращения в суд с настоящим иском – *** - истцу 26 лет.

Понятия «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», а также «лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» являются юридическими понятиями, исчерпывающее содержание которых содержится в статье 1 Федерального закона № 159-ФЗ.

Гарантии, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет, что прямо следует из преамбулы названного Закона.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, абзацу четвертому статьи 1 и пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-Ф, к таким лицам, в частности, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

В этой связи лица старше 23 лет не относятся ни к одной из вышеуказанных категорий, а образуют самостоятельную категорию. Данную категорию лиц условно можно определить следующим образом: лица, которые до 23 лет относились к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По общему правилу указанные лица не вправе претендовать на обеспечение жилым помещением на основании Федерального закона № 159-ФЗ за исключением случаев установления уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. При этом незнание закона (своих прав), тяжелое материальное положение уважительной причиной не является.

На основании п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей в период с 18.05.2005 по 01.01.2013, то есть в период, когда истец находился в возрасте от 11 до 18 лет) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах ВС РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Из положений приведенной нормы следует, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечивались жилой площадью в случае, если не имели закрепленного за ними жилого помещения.

Принимая Приказ № *** от *** Управление социальной политики Свердловской области по Кировскому району г. Екатеринбурга отказало Шумакову В.С. о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на законных основаниях, поскольку, несмотря на ошибочное указание на то, что он имел закрепленное жилое помещение по адресу: ***, которое фактически за ним перестало быть закрепленным с ***, вместе с тем, Шумаков В.С. на момент обращения достиг возраста 23 лет, что препятствует его постановке на данный учет в административном порядке.

Вместе с тем, суд полагает, что имеются все основания на включение Шумакова В.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в виду следующего.

Согласно п. 2 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

В силу положений п. 3 указанной статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Как установлено судом, Шумаков В.С. с *** снят с регистрационного учета по адресу жилого помещения закрепленного за ним жилого помещения без каких-либо законных оснований, следовательно, до 14 лет лишился закрепленного жилого помещения; Приказом № 180 от 09.02.2010 Управления социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга Шумаков В.С. признан оставшимся без попечения родителей, помещен под надзор в государственное учреждение, на администрацию которого возложена обязанность опекуна Шумакова В.С.

Вместе с тем, ни опекун, ни Управление не исполнили своих обязанностей по сохранению за Шумаковым В.С. закрепленного жилого помещения, не установили факт лишения несовершеннолетнего закрепленного жилья, в результате чего своевременно не предприняли надлежащих мер по постановке его на учете нуждающихся в жилых помещениях.

В результате данного незаконного бездействия Шумаков В.С., являясь ребенком, оставшимся без попечения родителей, что установлено судебным актом, фактически обладая правами на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ меры социальной поддержки, до 23 лет был лишен такого права не по своей вине.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды должны выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными, суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма. Наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на учет нуждающихся в обеспечение жильем являются: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении указанной категории лиц, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволило им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в результате отсутствия надлежащего контроля за исполнением Приказа *** от *** Управления социальной политики Свердловской области по Чкаловскому району г. Екатеринбурга со стороны руководителя указанного Управления, возложенного на него этим же Приказом, Шумаков В.С., которому на момент издания указанного Приказа исполнилось полных 13 лет, и он уже не имел закрепленного за собой жилого помещения по адресу: ***, поскольку, был снят с регистрационного учета по указанному адресу ***, что до достижения им совершеннолетия (ему было 9 лет), не был своевременно включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по достижении им возраста 14 лет, то есть, с ***.

Из положений п. 1 ст. 8 Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ следует, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа обеспечивались жилой площадью в случае, если не имели закрепленного за ними жилого помещения.

Как установлено судом, истец с 2003 года не имел закрепленного за собой жилого помещения, следовательно, подлежал постановке на учет для обеспечения жилым помещением по указанному основанию.

Вины истца в том, что он не был включен в указанный список, суд не усматривает, поскольку, из представленных документов явствует, что он имеет отклонения в умственном развитии, в результате чего с 2001 года находился на полном государственном обеспечении. Таким образом, в данном случае на государстве, а не на ребенке, имеющем умственные отклонения в развитии, у которого нет родителей, которые могли бы его поддержать и направить, лежит обязанность по контролю за закрепленным за истцом жилым помещением и юридической поддержке, которая в силу закона возложена на государственные органы, как минимум, до 23 лет.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истец относиться к категории лиц, перечисленных в статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные названным Законом, и не был своевременно постановлен его на учет как нуждающегося в жилом помещении по вине органа опеки и попечительства и образовательного учреждения, в котором обучался и воспитывался, суд полагает, что требования иска о постановки истца на данный учет и включение в соответствующий список, не смотря на достижение им на сегодняшний день возраста 26 лет, подлежит удовлетворению.

Как следует из представленных суду документов, истец не имеет на праве собственности жилого помещения, членом семьи нанимателя не является, а, равно, не имеет закрепленного за ним жилого помещения, поскольку, как установлено судом, был снят с регистрационного учета по адресу, закрепленного за ним жилого помещения.

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нуждаемости Шумакова В.С. в предоставлении жилого помещения и наличии оснований для его обеспечения органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм по договору найма специализированного жилого помещения.

Учетной нормой площади жилого помещения, согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

В соответствии с Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 N 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» учетная норма и норма предоставления составили 10 кв.м, и 16 кв.м, соответственно.

Учитывая, что истец имеет право на обеспечение его жилым помещением, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

На территории Свердловской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (далее - дети-сироты) осуществляется в соответствии с областной государственной программой "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП (ред. от 22.10.2020) "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года".

Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (ред. от 03.10.2019) "Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет" установлено, что в соответствии с государственной программой Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2013 N 1296-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года", обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.4 Постановления).

В п. 4 Постановления указано, что получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства" (далее - Фонд).

В части 2 пункта 4 Порядка указано, что Министерство социальной политики Свердловской области ежеквартально, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Таким образом, вышеуказанным Постановлением предусмотрен специальный порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Вышеуказанные нормы и Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не ставит право на предоставление жилья специализированного жилищного фонда в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение такой жилой площади (от номера в соответствующем списке таких лиц). Нет в законе и указания на предоставление жилья в порядке очередности лицам одной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье специализированного жилищного фонда должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения из специализированного жилищного фонда, а не в порядке какой-либо очереди (по списку), то есть реализация гражданином права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предполагает незамедлительное обеспечение его соответствующим жильем.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 233-238 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Шумакова Владимира Сергеевича к Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 о возложении обязанности - удовлетворить.

Признать Шумакова Владимира Сергеевича, *** г.р., нуждающимся в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, оставшегося без попечения родителей.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области N 24 включить Шумакова Владимира Сергеевича, *** г.р. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» приобрести за счет средств субъекта Российской Федерации - Свердловской области благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящегося в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», для последующего предоставления данного жилого помещения Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р., по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области распределить Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р. приобретенное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, находящегося в пределах муниципального образования «город Екатеринбург», для предоставления Шумакову Владимиру Сергеевичу, *** г.р., по договору найма специализированного жилого помещения.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья /подпись/ Е.А. Шимкова

2-3816/2020 ~ М-3730/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шумаков Владимир Сергеевич
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд жилищного строительства"
Другие
Екатеринбургская специальная (коррекционная) школа - интернат для детей с отклонениями в развитии №2
ТОИОГВ Свердловской обл.- Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской обл. по Кировскому р-ну г. Екатеринбурга
ТОИОГВ Свердловской обл. - Управление социальной защиты населения Министерство социальной защиты населения Свердловской обл. по Чкаловскому р-ну г. Екатеринбурга
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Шимкова Екатерина Алексеевна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2020Передача материалов судье
21.08.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.09.2020Предварительное судебное заседание
15.10.2020Предварительное судебное заседание
19.11.2020Судебное заседание
26.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.11.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
04.12.2020Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2021Дело оформлено
23.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее