Решение по делу № 2-524/2018 ~ М-286/2018 от 06.04.2018

дело № 2-524/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 мая 2018 года г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Сатиной И.П.,

при секретаре Мальцеве И.С.,

с участием прокурора Харабуровой К.Ю.,

представителя ответчика Иванова Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц несовершеннолетних граждан к МОУ «Размахнинская СОШ», Комитету образования администрации муниципального района «Шилкинский район», Администрации муниципального района «Шилкинский район» о понуждении к совершению определенных действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, мотивируя его тем, что по результатам проведенной проверки исполнения законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в том числе, санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пожарной безопасности, в деятельности образовательного учреждения были выявлены нарушения в обозначенной сфере.

Так, здание школы оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, которые с 2015 года специализированной организацией не обслуживаются по причине недофинансирования собственником.

Кроме того, школа имеет надворные туалеты, которые используют учащиеся школы. Туалеты не отапливаются, водоснабжением и освещением не обеспечены, вентиляцией не оборудованы, в связи с чем, туалеты не отвечают требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства.

С учетом изложенного, прокурор просит суд:

    Обязать МОУ «Размахнинская СОШ» обеспечить функционирование и обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

    Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» и Комитет образования администрации муниципального района «Шилкинский район» профинансировать МОУ «Размахнинская СОШ» на цели обеспечения функционирования и обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.

    Обязать МОУ «Размахнинская СОШ» в срок до 01.01.2020 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» и
Комитет образования администрации муниципального района «Шилкинский
район» профинансировать МОУ «Размахнинская СОШ» на цели устранения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, а именно: обеспечения наличия отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического    законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.

В судебном заседании старший помощник прокурора Харабурова К.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Администрации муниципального района «Шилкинский район» Иванов Д.А., действующий на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласен, приводит доводы о том, что указанные прокурором нарушения в деятельности школы относятся к образовательному процессу и не подлежат финансированию за счет средств бюджета муниципального района «Шилкинский район», позицию изложенную в письменном отзыве на иск полностью поддержал.

И.о. председателя Комитета образования администрации муниципального района «Шилкинский район» Золотухина Л.А. в письменном отзыве просила рассмотреть дело без ее участия.

Представитель МОУ «Размахнинская СОШ» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом, возражений по заявленным требованиям не предоставил.

С учетом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав пояснения участника процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

По смыслу ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.

В соответствии со ст.ст.4, 9 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государственная политика в интересах детей является приоритетной и при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.

Статьей 37 указанного Закона установлено, что руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.

В силу ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствие с федеральными государственными и местными нормами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Образовательная организация должна создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

В силу п.5 ч.1 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Как установлено судом и следует из материалов дела, здание школы оснащено автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, вместе с тем, с 2015 года указанная система не обслуживается специализированной организацией в связи с отсутствием финансирования.

Суд полагает, что данная ситуация является недопустимой, поскольку непосредственно касается безопасности жизни и здоровья учеников школы и работников школы, соблюдение требований по контролю за рабочим состоянием системы должно относиться к одним из приоритетных вопросов деятельности школы и надлежаще финансироваться.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (состояние здоровья населения, обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов обитания человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности) обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Исходя из ст. 11 указанного выше закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.

На основании требований пункта 8.5 СанПиН 2.4.2.2821-10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, в неканализованных районах здания общеобразовательной организации оборудуются внутренней канализацией с устройством выгреба или септика или локальных очистных сооружений. При строительстве общеобразовательных организаций в неканализованных районах не допускается устройство надворных туалетов.

К ранее построенным надворным (уборным) туалетам общеобразовательных организаций применялись требования Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 19.06.1972 № 983-72 (далее - Правила).

На основании пункта 4 указанных Правил в сельских местностях уборные должны устраиваться с водонепроницаемым выгребом. Возможно также устройство неканализованных общественных уборных в виде люфт-клозетов.

Люфт-клозет - внутридомовая теплая уборная с подземным выгребом, в который фекалии поступают через сточную (фановую) трубу. Вентиляция осуществляется через специальный люфт-канал, примьпсаюший к обогревательным устройствам, а выгребной люк располагается снаружи (приложение А к СНиП 30-20- 97 «Планировка и застройк4а территорий садоводческих (дачных) объединений, здания и сооружения).

Также согласно указанным выше правилам уборные в зависимости от их размещения должны иметь естественное или искусственное освещение и отапливаться, быть оборудованы вентиляцией, обеспечены мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

Как следует из материалов дела, надворный туалет МОУ «Размахнинская СОШ» не соответствует требованиям вышеуказанных санитарных Правил, поскольку он не отапливается, не обеспечен вентиляцией, освещением, водоснабжением.

Из пояснений прокурора также следует, что в туалетах не имеется полотенец, мыла, туалетной бумаги.

Суд соглашается с доводами прокурора и считает, что посещение детьми школьного возраста имеющихся в образовательном учреждении надворных туалетов в холодное время года негативно влияет на их здоровье, приводит к высокому риску переохлаждения. Факт переохлаждения в зимний период времени способствует обострению хронических заболеваний мочевыделительной системы у детей, состоящих на диспансерном учете, а также увеличивает риск развития первичных воспалительных заболеваний, как у мальчиков, так и у девочек.

Представленными материалами дела полностью подтверждается, что образовательной организацией не созданы безопасные условия для обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами санитарно-эпидемиологического законодательства и требованиями пожарной безопасности, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся и работающих лиц.

Доводы представителя ответчика о том, что расходы по приведению туалетов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического состояния, финансированию расходов на обслуживание системы автоматической пожарной сигнализации, не относятся к расходным обязательствам муниципального района «Шилкинский район», поскольку касаются образовательного процесса не состоятельны и основаны на неправильном понимании требований действующего законодательства.

Суд считает, что затронутые прокурором вопросы касаются именно содержания здания, занимаемого образовательным учреждением, при этом, суд также исходит из того, что расходы на надворные туалеты и пожарную сигнализацию ни как не касаются образовательного процесса, осуществляемого школой, а направлены на создание благоприятных условий для обучения детей и работников школы.

Выявленные прокурором нарушения являются недопустимыми, так как нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья, благоприятную окружающую среду, установленные ст.43 Конституции Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 220 ГК РФ).

В соответствии с Уставом МОУ «Размахнинская СОШ», учредителем школы и собственником ее имущества является муниципальный район «Шилкинский район». Функции учредителя и собственника имущества школы от имени муниципального района «Шилкинский район» осуществляют Управление образования администрации муниципального района «Шилкинский район» и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района «Шилкинский район» (п. 1.4).

Собственником имущества школы является муниципальный район «Шилкинский район» (п. 5.1).

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов являются, в том числе, средства бюджета муниципального района «Шилкинский район» (п. 5.3).

Из пояснений представителя Администрации муниципального района «Шилкинский район» Иванова Д.А. следует, что в настоящее время наименование Управления образования администрации муниципального района «Шилкинский район» изменено на Комитет образования администрации муниципального района «Шилкинский район», при этом, ни Комитет образования администрации муниципального района «Шилкинский район», ни Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям муниципального района «Шилкинский район» не принимают участия в решении вопросов по финансированию школы. Все вопросы, касающиеся вопросов финансирования образовательного учреждения решаются Администрации муниципального района «Шилкинский район».

Поскольку для устранения рассматриваемых нарушений закона, выявленных в деятельности образовательной организации, необходимо значительное количество денежных средств, от учредителя учреждения – собственника его имущества - требуются дополнительные меры по финансированию школы.

В связи с изложенным, обязанность по надлежащему финансированию расходов, связанных с приведением надворных туалетов в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, по финансированию расходов на обслуживание системы пожарной сигнализации должна быть возложена на собственника имущества школы - Администрацию муниципального района «Шилкинский район».

С учетом изложенного, требования прокурора подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Шилкинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

    Обязать МОУ «Размахнинская СОШ» обеспечить функционирование и обслуживание систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

    Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» профинансировать МОУ «Размахнинская СОШ» на цели обеспечения функционирования и обслуживания систем автоматической пожарной сигнализации и оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.

    Обязать МОУ «Размахнинская СОШ» в срок до 01.01.2020 года обеспечить наличие отапливаемого туалета в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом, электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой.

Обязать администрацию муниципального района «Шилкинский район» профинансировать МОУ «Размахнинская СОШ» на цели устранения законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, а именно: обеспечения наличия отапливаемого туалета в соответствии с
требованиями    санитарно-эпидемиологического    законодательства, предусматривающими вентиляцию, освещение, обеспеченные мылом,
электрополотенцами или бумажными полотенцами, туалетной бумагой, в сроки, обеспечивающие возможность школе выполнить указанные требования.

В удовлетворении требований к Комитету образования администрации муниципального района «Шилкинский район» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шилкинский районный суд Забайкальского края.

Мотивированное решение изготовлено 14 мая 2018 года

Судья И.П. Сатина

Решение не вступило в законную силу

Подлинник документа подшит в материалы гражданского дела № 2-524/2018 Шилкинского районного суда Забайкальского края.

2-524/2018 ~ М-286/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шилкинский районный прокурор
Ответчики
администрация МР Шилкинский район
МОУ Размахнинская СОШ
комитет образования администрацияиии МР Шилкинский район
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Сатина Ирина Петровна
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
06.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2018Передача материалов судье
10.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2018Судебное заседание
14.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2019Дело оформлено
10.10.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее