Судья Щербина И.С. Дело № 33-2637/2021
№ 2-1061/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г., которым, с учетом определения Советского районного суда г. Орла от 05 августа 2021 г. об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав возражения прокурора ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Орла в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, является <...>, федеральным льготником, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Наблюдается в поликлинике <...> с диагнозом «<...>
По медицинским показаниям ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк».
Однако ФИО1 необходимыми лекарственными средствами (специализированным питанием) в полном объеме не обеспечивается.
По указанным основаниям прокурор просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ребенка-инвалида ФИО диетическим лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк» – полноценная низкокалорийная смесь, 322, №1 N.V.Nutricia, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., в пользу ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; обратить решение к немедленному исполнению.
Судом постановлено обжалуемое решение. На Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 диетическим лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк» – полноценная низкокалорийная смесь, 322, № N.V.Nutricia, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
В данной части решение суда обращено к немедленному исполнению.
С Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области взыскана компенсация морального вреда в пользу ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, в размере 20 000 руб., в пользу ФИО2 - в размере 15 000 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу ФИО1 и ФИО2 компенсации морального вреда.
Приводит доводы об отсутствии совокупности условий, при которых на ответчика может быть возложена обязанность по компенсации морального вреда. Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий в пределах субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного человека. При этом установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №1145 норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.
Указывает, что законный представитель не является лицом, чьи личные неимущественные права были нарушены. Кроме того полагает, что в рассматриваемом деле речь идет лишь о нарушении имущественных прав ФИО2, которая была вынуждена самостоятельно приобретать лекарственные средства.
Ссылается на то, что Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность взыскания компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов на получение гарантируемого перечня социальных услуг.
Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий ФИО1 и ее законному представителю ФИО2
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <дата> года рождения, является <...>, состоит на учете в БУЗ <...> с диагнозом «<...>
По медицинским показаниям ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк».
Прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка лекарственного обеспечения ФИО1 По ее результатам установлено, что истец не в полном объеме обеспечена необходимым лекарственным средством (специализированным питанием).
Так, ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк» из расчета 10 банок в месяц.
По информации БУЗ <...>» в 2020-2021 г. ФИО1 было выписано 7 рецептов на лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк», объем выдачи по данным рецептам всего 67 банок.
Кроме того, установлено, что рецепты на лечебное питание БУЗ <...> ФИО1 в 2020-2021 г. выписывались не в полном объеме.
Таким образом, ребенок – инвалид ФИО1 длительное время не обеспечивалась необходимым по медицинским показаниям лекарственным питанием.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение ребенка-инвалида лекарственным средством за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, суд первой инстанции возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечивать несовершеннолетнюю ФИО1 лекарственным питанием, назначенными по жизненным и медицинским показаниям вплоть до его отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами по делу не оспаривается.
Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные доказательства, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации несовершеннолетней ФИО1 и ее законному представителю ФИО2 причиненного морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по несвоевременному обеспечению несовершеннолетней ФИО1 лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк», что причинило нравственные страдания ФИО1 и ее матери ФИО2, обусловленные переживаниями за здоровье дочери.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений части 1 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данным Перечнем предусмотрено бесплатное предоставление детям-инвалидам в возрасте до 18 лет всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).
Перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 г. №3242-р предусмотрен специализированный продукт для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь «Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь».
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Таким образом, действующим законодательством определено, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К их числу относятся обеспечение за счет соответствующих бюджетных ассигнований инвалидов лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных актов также следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан, является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.
Представленными суду первой инстанции доказательствами бесспорно установлено нарушение прав ФИО1 на обеспечение специализированным лечебным питанием.
В связи с этим доводы жалобы об отсутствии вины Департамента здравоохранения Орловской области на законность постановленного решения не влияют и не могут являться основанием для его отмены в обжалуемой части.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, между другими родственниками.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда), в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям несовершеннолетнему лицу.
Разрешая спор суд первой инстанции установил, что несовершеннолетняя ФИО1 несвоевременно и не в полном объеме обеспечивалась специализированным продуктом лечебного питания, что само по себе бесспорно причиняло нравственные страдания как самой несовершеннолетней, так и ее матери ФИО2, переживавшей за состояние здоровья ребенка.
С учетом этого, учитывая право несовершеннолетней ФИО1 на бесплатное обеспечение вышеуказанным лечебным питанием, характер и особенности течения имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном приеме лечебного питания и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения рекомендованной врачом периодичности его приема, очевидные переживания ФИО2 за жизнь и здоровье ребенка, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении ФИО1 и ФИО2 морального вреда, определив его в размере 20 000 руб. и 15 000 руб. соответственно.
С учетом этого, довод апелляционной жалобы о нарушении имущественных прав ФИО2 противоречит существу заявленных требований, а потому является необоснованным.
Размер компенсации, определенной судом, отвечает вышеприведенным требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований для его снижения не имеется.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные и иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Судья Щербина И.С. Дело № 33-2637/2021
№ 2-1061/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 года г. Орёл
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.,
судей Букаловой Е.А., Курлаевой Л.И.,
при секретаре Трухановой А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Орла в интересах ФИО1 к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом,
по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Орловской области на решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г., которым, с учетом определения Советского районного суда г. Орла от 05 августа 2021 г. об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав возражения прокурора ФИО7, полагавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Советского района г. Орла в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с иском к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственным препаратом, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование указал, что прокурорской проверкой установлено, что ФИО1, <дата> года рождения, является <...>, федеральным льготником, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Наблюдается в поликлинике <...> с диагнозом «<...>
По медицинским показаниям ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк».
Однако ФИО1 необходимыми лекарственными средствами (специализированным питанием) в полном объеме не обеспечивается.
По указанным основаниям прокурор просил обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечивать ребенка-инвалида ФИО диетическим лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк» – полноценная низкокалорийная смесь, 322, №1 N.V.Nutricia, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом; взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., в пользу ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.; обратить решение к немедленному исполнению.
Судом постановлено обжалуемое решение. На Департамент здравоохранения Орловской области возложена обязанность своевременно и в полном объеме обеспечивать ФИО1 диетическим лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк» – полноценная низкокалорийная смесь, 322, № N.V.Nutricia, в соответствии с медицинскими показаниями вплоть до отмены лечащим врачом.
В данной части решение суда обращено к немедленному исполнению.
С Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области взыскана компенсация морального вреда в пользу ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО1, в размере 20 000 руб., в пользу ФИО2 - в размере 15 000 руб.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда в части взыскания в пользу ФИО1 и ФИО2 компенсации морального вреда.
Приводит доводы об отсутствии совокупности условий, при которых на ответчика может быть возложена обязанность по компенсации морального вреда. Ссылается на то, что Департамент здравоохранения Орловской области вправе осуществить закупку лекарственных препаратов и медицинских изделий в пределах субвенций из федерального бюджета исходя из установленного норматива финансовых затрат на одного человека. При этом установленный Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2020 г. №1145 норматив финансовых затрат на одного гражданина не позволяет ответчику организовать обеспечение детей-инвалидов лекарственными препаратами для медицинского применения и медицинскими изделиями в соответствии с медицинскими показаниями.
Указывает, что законный представитель не является лицом, чьи личные неимущественные права были нарушены. Кроме того полагает, что в рассматриваемом деле речь идет лишь о нарушении имущественных прав ФИО2, которая была вынуждена самостоятельно приобретать лекарственные средства.
Ссылается на то, что Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» и Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность взыскания компенсации морального вреда за нарушение прав инвалидов на получение гарантируемого перечня социальных услуг.
Ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих факт причинения действиями Департамента здравоохранения Орловской области физических и нравственных страданий ФИО1 и ее законному представителю ФИО2
На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность постановленного решения в пределах доводов апелляционной жалобы (части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1, <дата> года рождения, является <...>, состоит на учете в БУЗ <...> с диагнозом «<...>
По медицинским показаниям ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк».
Прокуратурой Советского района г. Орла проведена проверка лекарственного обеспечения ФИО1 По ее результатам установлено, что истец не в полном объеме обеспечена необходимым лекарственным средством (специализированным питанием).
Так, ФИО1 назначено лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк» из расчета 10 банок в месяц.
По информации БУЗ <...>» в 2020-2021 г. ФИО1 было выписано 7 рецептов на лечебное питание «Нутризон Эдванс Нутридринк», объем выдачи по данным рецептам всего 67 банок.
Кроме того, установлено, что рецепты на лечебное питание БУЗ <...> ФИО1 в 2020-2021 г. выписывались не в полном объеме.
Таким образом, ребенок – инвалид ФИО1 длительное время не обеспечивалась необходимым по медицинским показаниям лекарственным питанием.
Установив указанные обстоятельства, принимая во внимание, что не обеспечение ребенка-инвалида лекарственным средством за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации нарушает ее право на жизнь и охрану здоровья, суд первой инстанции возложил на Департамент здравоохранения Орловской области обязанность обеспечивать несовершеннолетнюю ФИО1 лекарственным питанием, назначенными по жизненным и медицинским показаниям вплоть до его отмены лечащим врачом, обратив решение к немедленному исполнению.
В указанной части решение суда первой инстанции сторонами по делу не оспаривается.
Разрешая исковые требования о взыскании компенсации морального вреда, оценив представленные доказательства, районный суд пришел к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика обязанности по компенсации несовершеннолетней ФИО1 и ее законному представителю ФИО2 причиненного морального вреда.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции учел неправомерные действия Департамента здравоохранения Орловской области по несвоевременному обеспечению несовершеннолетней ФИО1 лечебным питанием «Нутризон Эдванс Нутридринк», что причинило нравственные страдания ФИО1 и ее матери ФИО2, обусловленные переживаниями за здоровье дочери.
Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Как следует из положений пунктов 2, 3 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ) охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (части 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
В силу положений статьи 10 указанного Федерального закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г.
№ 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу положений части 1 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ).
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ), право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, дети-инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Данным Перечнем предусмотрено бесплатное предоставление детям-инвалидам в возрасте до 18 лет всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочных материалов (по медицинским показаниям).
Перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2021 год, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2020 г. №3242-р предусмотрен специализированный продукт для диетического лечебного питания - сухая полноценная низколактозная смесь «Нутризон эдванст Нутридринк сухая смесь».
Кроме того, на основании статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного Закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В статье 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ предусмотрено право каждого на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с пунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
Согласно статье 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994г. №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.
Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение № 1). Согласно названному перечню право на обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации имеют дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (пункт 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22 декабря 2014 г. № 399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2019 г. № 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, которая в разделе V предусматривает, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства Орловской области от 28 декабря 2020 г. №2299 утверждена региональная Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов, предусматривающая обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в статье 3 Закона Орловской области от 13 августа 2009 г. №942-ОЗ «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с пунктом 11 Приложения № 9 Программы, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области.
Таким образом, действующим законодательством определено, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К их числу относятся обеспечение за счет соответствующих бюджетных ассигнований инвалидов лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
Из приведенных нормативных актов также следует, что на территории Орловской области обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения вышеуказанной категории граждан, является обязанностью Департамента здравоохранения Орловской области.
Представленными суду первой инстанции доказательствами бесспорно установлено нарушение прав ФИО1 на обеспечение специализированным лечебным питанием.
В связи с этим доводы жалобы об отсутствии вины Департамента здравоохранения Орловской области на законность постановленного решения не влияют и не могут являться основанием для его отмены в обжалуемой части.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, судебная коллегия учитывает следующее.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (часть 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (часть 2 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда (абзац третий пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 г. № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда»).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, между другими родственниками.
Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из Конвенции о защите прав человека и основных свобод во взаимосвязи с нормами Конституции Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, положениями статей 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья, требования о компенсации морального вреда могут быть заявлены родственниками и другими членами семьи такого гражданина, поскольку, исходя из сложившихся семейных связей, характеризующихся близкими отношениями, духовным и эмоциональным родством между членами семьи, возможно причинение лично им (то есть членам семьи) нравственных и физических страданий (морального вреда), в том числе в результате ненадлежащего исполнения обязанности по обеспечению бесплатно лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, необходимыми по медицинским показаниям несовершеннолетнему лицу.
Разрешая спор суд первой инстанции установил, что несовершеннолетняя ФИО1 несвоевременно и не в полном объеме обеспечивалась специализированным продуктом лечебного питания, что само по себе бесспорно причиняло нравственные страдания как самой несовершеннолетней, так и ее матери ФИО2, переживавшей за состояние здоровья ребенка.
С учетом этого, учитывая право несовершеннолетней ФИО1 на бесплатное обеспечение вышеуказанным лечебным питанием, характер и особенности течения имеющегося у нее заболевания, необходимость в постоянном приеме лечебного питания и возможные отрицательные последствия для здоровья из-за несоблюдения рекомендованной врачом периодичности его приема, очевидные переживания ФИО2 за жизнь и здоровье ребенка, районный суд обоснованно пришел к выводу о причинении ФИО1 и ФИО2 морального вреда, определив его в размере 20 000 руб. и 15 000 руб. соответственно.
С учетом этого, довод апелляционной жалобы о нарушении имущественных прав ФИО2 противоречит существу заявленных требований, а потому является необоснованным.
Размер компенсации, определенной судом, отвечает вышеприведенным требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, оснований для его снижения не имеется.
При таких обстоятельствах, вышеприведенные и иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Орла от 29 апреля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Орловской области - без удовлетворения.
Мотивированное определение изготовлено 27 сентября 2021 г.
Председательствующий
Судьи