Решение по делу № 2-1878/2016 ~ М-1767/2016 от 31.05.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тюмень                                                    28 июля 2016 г.

Тюменский районный суд Тюменской области

в составе:

председательствующего судьи                                                             С.А. Халаевой,

при секретаре                                                      П.М. Хренове,

с участием истца Басовой О.Н., ее представителя Кривоногова А.Е., третьих лиц Басова И.И., Басова Н.И., представителя ответчика Трофимовой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1878/2016 по иску Басовой <данные изъяты> к администрации Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания,

УСТАНОВИЛ:

    Басова О.Н. обратилась в суд с иском к администрации Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области, о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания.

    Требования мотивированы тем, что Басов И.И. является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> общей площадью 40 кв.м. на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме нанимателя на основании указанного договора социального найма и дополнительного соглашения к нему, заключенного 26.006.2015 проживают жена нанимателя – истец, трое их сыновей ФИО1, ФИО2, ФИО3 и брат нанимателя ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу:    <адрес> был признан аварийным и непригодным для проживания, о чем было составлено заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ. С момента признания жилого помещения непригодным для проживания (аварийным) и до настоящего времени ответчик не предпринимает никаких мер по переселению истца и членов ее семьи из аварийного жилья. По заявлению истца ДД.ММ.ГГГГ распоряжением Мальковского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ истец была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ истцом подано заявление в администрацию Мальковского муниципального образования по поводу расселения, однако до настоящего времени какого-либо решения о расселении из аварийного дома не принято. Просит обязать администрацию Мальковского муниципального образования <адрес>, предоставить ФИО4 и членам ее семьи – ФИО5, несовершеннолетним ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также ФИО6 благоустроенное жилое помещение площадью не менее 40 кв.м. по договору социального найма, отвечающее установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории Мальковского муниципального образования <адрес> применительно к условиям данного населенного пункта.

    Истец Басова О.Н., в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Пояснила, что дом признан аварийном, находится в очень плохом состоянии, может обрушиться, в связи с чем она опасается за свою жизнь и жизнь своих несовершеннолетних детей. Также пояснила, что в доме проживают на основании договора социального найма, признаны малоимущими.

    Представитель истца Кривоногов А.Е., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

            Третье лицо Басов И.И., действующий в своих интересах и как законный представитель третьих лиц ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что проживают одной семьей, договор социального найма заключен на его имя.

            Третье лицо Басов Н.И. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

            Представитель ответчика - администрации Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области Трофимова М.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31) в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск. Пояснила, дом находится в муниципальной собственности, действительно признан аварийным, подлежит сносу. Семья истца не включена в список на переселение по программе на 2013-2017 годы. В настоящее время собираются документы на включение семьи в программу переселения. Также пояснила, что истец и члены ее семьи состоят на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под , семья признана малоимущей. Иного жилья, в том числе маневренного фонда, куда бы могла быть переселена истец с членами своей семьи в администрации не имеется, денежных средств на приобретение жилья также не имеется.

            Представитель третьего лица администрации Тюменского муниципального района <адрес> в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени рассмотрения дела извещен.

Суд, заслушав объяснения истца, представителя истца, третьих лиц и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив, представленные доказательства, руководствуясь требованиями закона, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Частью 2 ст. 57 ЖК РФ установлено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Право на предоставление жилья в данном случае не должно ставиться в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Также не предусмотрено законом и предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения, а не в порядке какой-либо очереди. Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, Федеральный закон N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе, на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

Частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ.

Согласно части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.

В соответствии с пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае является не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Из материалов дела видно, что истец ФИО4 и члены ее семьи ФИО5 –муж, ФИО1 - сын, ФИО2- сын, ФИО3 – сын, ФИО2 – брат ФИО5 проживают и зарегистрированы по адресу: <адрес>, что сведениями поквартирной карточки (л.д. 21). Указанное жилое помещение было предоставлено истцу и членам ее семьи на условиях социального найма, что установлено из объяснений представителей сторон в судебном заседании и представленных документов (л.д. 9-11).

Судом установлено, что Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 42).

Распоряжением администрации Мальковского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ истец была принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Согласно ст. 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

          Представителем ответчика администрации Мальковского МО представлен список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и сводный план переселения граждан из признанного непригодного для проживания, аварийного и подлежащим сносу жилого фонда на 2017-2025 гг.

         При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что поскольку    жилой <адрес>, в котором проживает истец с членами семьи признан аварийным и подлежащим сносу, находится в муниципальной собственности, у наймодателя - Администрации Мальковского МО в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке, отвечающее установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории Мальковского муниципального образования <адрес> применительно к условиям данного населенного пункта.

            Судом не принимаются возражения представителя ответчика о том законом на них не возложена обязанность предоставить иное жилое помещение в замен непригодного для проживания.

    В силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 40 Конституции РФ, ст. 11, 14, 15, 57, 60-69, 86, 87 Жилищного кодекса РФ, Законом Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных им по договору социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области» ст. 12, 39, 55, 56, 167, 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Басовой <данные изъяты> удовлетворить.

Возложить на администрацию Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области обязанность предоставить Басовой <данные изъяты> и членам ее семьи – ФИО5, несовершеннолетним ФИО1, ФИО2, ФИО3, а также ФИО6 благоустроенное жилое помещение площадью не менее 40 кв.м. по договору социального найма, отвечающее установленным жилищным законодательствам требованиям, на территории Мальковского муниципального образования Тюменского района Тюменской области применительно к условиям данного населенного пункта.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.

Судья                                            (подпись)                                   С.А. Халаева

Мотивированное решение составлено 10 августа 2016 года.

2-1878/2016 ~ М-1767/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Басова Ольга Николаевна
Ответчики
Администрация Мальковского МО
Другие
Басов Иван Иванович
Администрация Тюменского муниципального райна
Басов Николай Иванович
Суд
Тюменский районный суд
Судья
Халаева Светлана Александровна
31.05.2016[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.05.2016[И] Передача материалов судье
03.06.2016[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2016[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2016[И] Подготовка дела (собеседование)
07.07.2016[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2016[И] Судебное заседание
10.08.2016[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.08.2016[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее