по делу №2-1954/2022
УИД: 73RS0003-01-2022-002925-09
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 22 августа 2022 года
Железнодорожный районный суд города Ульяновска в составе председательствующего судьи Резовского Р.С.,
при секретаре Сергеевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миронова В.И. к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и потребительскому гаражно-строительному кооперативу «Кировец» о признании права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ
Миронов В.И. обратился в Железнодорожный районный суд города Ульяновска с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области о признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований указано, что Миронов В.И. с ДД.ММ.ГГГГ является членом ПГСК «Кировец», где за ним числиться гараж №. Решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ за Мироновым В.И. признано право собственности на гараж №, площадью <данные изъяты> квадратных метров. Указанный гаражный бокс является капитальным строением и возведён до ДД.ММ.ГГГГ. Министерством имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области Миронову В.И. было отказано в передачи земельного участка под гаражным боксом в собственность. Миронов В.И., ссылаясь на положения стай 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, просит суд признать за ним право собственности на земельный участок, площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенный под гаражным боксом № в ПГСК «Кировец» по адресу: <адрес>
Определением Железнодорожного районного суда города Ульяновска к участию в деле в качестве соответчика был привлечен ПГСК «Кировец».
Миронов В.И. в судебном заседании требования полностью поддержал и просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Председатель ПГСК «Кировец» - Жничков В.Н. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, указав, что земельный участок под гаражными боксами находится в аренде ПГСК «Кировец», при этом принадлежащий Миронову В.И. гаражный бокс представляет собой капитальное, отдельно стоящее строение.
Иные стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были своевременно и надлежащим образом уведомлены, о причинах неявки суду ничего не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращались.
В соответствии с частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. При указанных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившиеся стороны, исследовав и оценив в совокупности в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, приходит к выводу, что исковые требования Миронова В.И. подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии со статьёй 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьёй 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По общим правилам и требованиям гражданского судопроизводства истец самостоятельно определяет соответствующий его интересам способ судебной защиты, в том числе предмет и основания заявляемого им иска.
Возможность судебной защиты гражданских прав служит одной из гарантий их осуществления. Право на судебную защиту является правом, гарантированным статьёй 46 Конституции Российской Федерации.
Суд принимает решение, в силу статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах заявленных истцом требований
Конституция Российской Федерации (статья 36, часть 3) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).
Развивая указанный принцип, Земельный кодекс предусматривает для собственников зданий или сооружений исключительное право на приватизацию земельных участков, на которых эти объекты расположены, реализуемое без проведения торгов (подпункт 6 части 2 статьи 39.3 и часть 1 статьи 39.20), а также порядок пользования чужим земельным участком лицами, которые приобрели в собственность здания или сооружения (часть 1 статьи 35). При этом указанный порядок обеспечивает необходимый баланс интересов собственников земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на этих участках, устанавливая границы допустимого использования чужого земельного участка, а именно лишь той его части, которая занята зданием или сооружением и необходима для их использования.
Таким образом, указанный выше принцип земельного законодательства, реализуемый, в том числе при приватизации находящихся в публичной собственности земельных участков собственниками расположенных на них зданий и сооружений, подразумевает, что определение границ и площади соответствующего земельного участка должно производиться исходя из необходимости обеспечить функциональное использование расположенного на этом участке здания или сооружения, притом что размер земельного участка, предоставленного для строительства объектов недвижимости, может не совпадать с размером земельного участка, необходимого для эксплуатации этих объектов, поскольку данные цели различны.
01 сентября 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 05 апреля 2021 года N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий упрощенный порядок создания и оформление прав на гаражи и земельные участки под ними, а также легализацию уже существующих гаражей.
Указанным Законом внесены изменения в Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», а именно Федеральный закон был дополнен статьей 3.7.
Для граждан, использующих гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ установлено право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности на условия, предусмотренных пунктом 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, а именно если:
- земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе, с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение;
Кроме того, согласно части 20 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ, наряду со случаями, предусмотренными настоящей статьей и другими федеральными законами, гражданин вправе приобрести в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, бесплатно в собственность земельный участок (за исключением случаев, если такой земельный участок не может быть предоставлен в собственность в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен гараж, являющийся объектом капитального строительства, находящийся в собственности данного гражданина и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением мэра города Ульяновска от 25 марта 1993 года № 403 ГСК «Кировец» предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью 0,57 га по переулку Кирова для строительства индивидуальных боксовых гаражей, вместо металлических.
В соответствии с постановлением мэра города Ульяновска от 22 апреля 1994 года № 462 ГСК «Кировец» в аренду до начала строительства передан земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров по <адрес>. На основании указанного постановления с ПГСК «Кировец» был заключен договор аренды, который продлен до ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт с уточнённой площадью <данные изъяты> квадратных метров, кадастровый №. Согласно кадастровой выписке разрешенное использование земельного участка – для размещения индивидуальных гаражей.
Истцом представлен акт приемки в эксплуатацию законченного строительством гаражного бокса № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Железнодорожного районного суда города Ульяновска от ДД.ММ.ГГГГ признано право собственности Миронова В.И. на объект капитального строительства, гараж №, площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенный по адресу: <адрес>, в потребительском гаражно-строительном кооперативе «Кировец».
В соответствии с техническим паспортом гаража № в ПГСК «Кировец» по адресу: <адрес>, составленным Ульяновским областным государственным унитарным предприятием бюро технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, гаражный бокс наружными размерами 4,30 х 6,25 метров, общей площадью <данные изъяты> квадратных метров, состоит из литера <данные изъяты> - гараж, площадью по внутреннему обмеру <данные изъяты>,1 квадратных метров.
Согласно справке председателя ПГСК «Кировец» от ДД.ММ.ГГГГ, Миронова В.И. является владельцем гаражного бокса № и полностью выплатил членские и паевые взносы.
С целью оформления права собственности на гаражный бокс в установленном законом порядке истец обратился в Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с нарушением требований к подготовке схемы расположения земельного участка, а именно, что представленная Мироновым В.И. схема расположения земельного участка была выполнена без учета сведений правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», в части касающейся предельной минимальной площади образуемого земельного участка.
Оценка возможности раздела или изменения земельного участка должна решаться с учетом требований части 4 статьи 11.9 Земельного кодекса, согласно которому не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне. Документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, часть 2 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из положений пункта 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, подпункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации в их взаимной связи следует, что предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.
Постановлением администрации города Ульяновска от 10 августа 2021 года N 1166 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск» (далее по тексту решения Правила землепользования и застройки города Ульяновка).
В силу статьи 3 Правил землепользования и застройки города Ульяновка для земельных участков, фактически занимаемых индивидуальными жилыми домами, либо гаражами в составе гаражных кооперативов, которые были возведены (созданы) до вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», виды разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» и «обслуживание автотранспорта» (соответственно) являются всегда разрешенными независимо от принадлежности к территориальным зонам.
Постановлением администрации города Ульяновска от 04 июля 2022 года N 906, статья 3 Правил землепользования и застройки города Ульяновка дополнена абзацем вторым, согласно которому, предельный параметр «минимальные размеры земельных участков» не применяется в отношении земельных участков, образуемых под гаражами, возведенными до 2004 года, с целью оформления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2021 года N 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
При таких обстоятельствах, принимая во внимание принцип единства судьбы прав на земельный участок и на постройки на нем, закрепленный в статье 1 Земельного кодекс Российской Федерации в качестве фундаментального начала регулирования отношений, связанных с земельными участками, а также учитывая, что принадлежащий Миронову В.И. на праве собственности гаражный бокс № возведен им до ДД.ММ.ГГГГ года и расположен на земельном участке, который в соответствии с действующим законодательствам предоставлен ПГСК «Кировец», требования истца о признании за ним права собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> квадратных метров, расположенный под гаражным боксом, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» (░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2022 ░░░░