Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4129/2022 ~ М-3436/2022 от 26.07.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 года                 г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Шиндяпина Д.О.,

при секретаре судебного заседания Плигузовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4129/2022 по административному исковому заявлению Смолева Вадима Александровича к МОСП по ВАШ по г. Самаре, СПИ МОСП по ВАШ по г. Самаре Гридневу А.Е., врио начальника МОСП по ВАШ по г. Самаре Аслановой Е.А., ГУ ФССП России по Самарской области с участием заинтересованного лица ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области об освобождении от уплаты исполнительских сборов,

УСТАНОВИЛ:

Смолев В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит суд, с учетом уточнения административных требований, освободить его от уплаты исполнительского сбора в размере 12 000 рублей, взысканных судебным приставом-исполнителем МОСП по ВАШ по г.Самаре по постановлениям №63052/20/2163247 от 29.06.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/9759457 от 30.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/976999 от 30.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/765034 от 13.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/765035 от 13.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/975943 от 30.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/991446 от 31.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/991442 от 31.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/991730 от 31.03.2020 на сумму 1 000 руб., №63052/20/588124 от 21.02.2020 на сумму 1 000 руб., №435944/20/63052-ИП от 13.11.2020 на сумму 500 руб., №498291/20/63052-ИП от 16.12.2020 на сумму 500 руб.

Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены СПИ МОСП по ВАШ по г. Самаре Гриднев А.Е., врио начальника МОСП по ВАШ по г. Самаре Асланова Е.А., ГУ ФССП России по Самарской области, в качестве заинтересованного лица ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области.

Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона 22.12.2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.

Административный истец в судебном заседании уточненные административные требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить.

Административные ответчики, заинтересованное лицо в судебное заседание не явились, о дате и месте заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Согласно положений части 8 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания (предварительного судебного заседания) лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в части 7 настоящей статьи срок. Указанные лица, а также получившие первое судебное извещение по рассматриваемому административному делу иные лица, участвующие в деле, обладающие государственными или иными публичными полномочиями, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении административного дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.

Лица, указанные в части 8 настоящей статьи, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении административного дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (часть 9).

При этом по смыслу вышеприведенных норм действия административных ответчиков при принятии мер по получению дальнейшей информации о движении дела не ограничены возможностью получения соответствующих сведений посредством обращения к информационным ресурсам суда (сайта, системы ГАС правосудие), так как предполагается получение соответствующей информации, в том числе, посредством телефонной, факсимильной связи, непосредственного обращения в суд.

Учитывая требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ, часть 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007г. N229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям ст.4 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве», ст.ст.12,13 ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 21.07.1997г. N 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации», судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Судом установлено, что судебными приставами-исполнителями МОСП по взысканию административных штрафов по г. Самаре на основании постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области, в отношении Смолева В.А. возбуждены исполнительные производства:

№312036/20/63052-ИП от 10.08.2020;

№312037/20/63052-ИП от 10.08.2020;

№444351/20/63052-ИП от 18.11.2020;

№435944/20/63052-ИП от 13.11.2020;

№325870/20/63052-ИП от 21.08.2020;

№325871/20/63052-ИП от 21.08.2020;

№386421/20/63052-ИП от 07.10.2020;

№386422/20/63052-ИП от 07.10.2020;

№398785/20/63052-ИП от 19.10.2020;

№398969/20/63052-ИП от 19.10.2020;

№498291/20/63052-ИП от 16.12.2020;

№164860/22/63052-ИП от 18.04.2022;

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, с момента получения должником копии настоящего постановления.

Пунктом 4 постановления о возбуждения исполнительного производства, должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 1000 руб. с должника-гражданина или должника-индивидуального предпринимателя и 10000 руб. с должника организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере 5000 руб., с должника-организации – 50000 руб.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Судебным приставом-исполнителем, в связи с неисполнением требований исполнительных документов в установленный срок по вышеуказанным исполнительным производствам вынесены постановления о взыскании с Смолева В.А. исполнительских сборов на сумму в размере 12 000 руб.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными документами являются, в том числе постановления судебного пристава-исполнителя.

Согласно части 16 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» после окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.

В силу предписаний статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007г N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор - это денежное взыскание в случае неисполнения должником исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения исполнительного документа срок с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства, налагаемое на должника постановлением судебного пристава-исполнителя по истечении такого срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (части 1 и 2).

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и 10 000 руб. с должника-организации (часть 3).

Из приведенных законоположений следует, что до принятия решения о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель устанавливает наличие следующих обстоятельств: истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа; неисполнение требований исполнительного документа должником; непредставление должником доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В соответствии с частью 6 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Частью 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве суду, наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также предоставлено право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.

В пункте 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015г. N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникшей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001г. N13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Из анализа вышеприведенных норм права следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 75 приведенного выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Таким образом, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, либо отсутствие таковой подлежат учету судом при решении вопроса об уменьшении размера исполнительского сбора, либо освобождения должника от его взыскания, но не при оценке законности постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Из материалов дела усматривается, что указанный в исполнительных документах адрес должника: г.Самара, ул. Полевая, 88-54 является неактуальным, из паспорта Смолева В.А. следует, что с 16.06.2017 г. он снята с регистрации по данному адресу, зарегистрирован по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 173/2 кв. 36, ввиду чего суд приходит к убеждению, что Смолев В.А. не был и не мог быть надлежащим образом извещен о возбуждении в отношении него вышеперечисленных исполнительных производств, поскольку с 16.06.2017 г. не была зарегистрирована по адресу, по которому направлялись постановления.

Указанные доводы в судебном заседании административным ответчиком не опровергнуты.

Таким образом, учитывая суммы штрафа, имущественное положение административного истца, а также учитывая принцип справедливости, соразмерности степени вины заявителя в неисполнении решения суда в установленный срок, а также принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд решил освободить от взыскания исполнительского сбора Смолева В.А. по исполнительным производствам:

№312036/20/63052-ИП от 10.08.2020;

№312037/20/63052-ИП от 10.08.2020;

№444351/20/63052-ИП от 18.11.2020;

№435944/20/63052-ИП от 13.11.2020;

№325870/20/63052-ИП от 21.08.2020;

№325871/20/63052-ИП от 21.08.2020;

№386421/20/63052-ИП от 07.10.2020;

№386422/20/63052-ИП от 07.10.2020;

№398785/20/63052-ИП от 19.10.2020;

№398969/20/63052-ИП от 19.10.2020;

№498291/20/63052-ИП от 16.12.2020;

№164860/22/63052-ИП от 18.04.2022.

При этом, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора не свидетельствует о признании незаконными указанных постановлений судебного пристава-исполнителя.

Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Смолева Вадима Александровича – удовлетворить.

Освободить Смолева Вадима Александровича от уплаты исполнительских сборов по постановлениям о взыскании исполнительных сборов по исполнительным производствам: №312036/20/63052-ИП от 10.08.2020; №312037/20/63052-ИП от 10.08.2020; №444351/20/63052-ИП от 18.11.2020; №435944/20/63052-ИП от 13.11.2020; №325870/20/63052-ИП от 21.08.2020; №325871/20/63052-ИП от 21.08.2020; №386421/20/63052-ИП от 07.10.2020; №386422/20/63052-ИП от 07.10.2020; №398785/20/63052-ИП от 19.10.2020; №398969/20/63052-ИП от 19.10.2020; №498291/20/63052-ИП от 16.12.2020; №164860/22/63052-ИП от 18.04.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 21.10.2022 г.

Судья                       Д.О. Шиндяпин

2а-4129/2022 ~ М-3436/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смолев В.А.
Ответчики
УФССП по Самарской области
СПИ МОСП по ВАШ по г. Самаре Гриднев А.Е.
МОСП по ВАШ по г. Самаре
Другие
ЦАФАП в области ДД ГИБДД ГУ МВД России по Самарской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Шиндяпин Д. О.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
15.09.2022Судебное заседание
26.07.2022Регистрация административного искового заявления
26.07.2022Передача материалов судье
28.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
28.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.07.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2022Предварительное судебное заседание
10.10.2022Судебное заседание
12.10.2022Судебное заседание
21.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2022Дело оформлено
12.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее