Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2017 года Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,
при секретаре Родиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Мартынова ИН к Управлению ФСИН России по <адрес>, ФСИН России о признании решения незаконным и возложении обязанностей,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по <адрес>, Федеральной службе исполнения наказаний по России, комиссии Федеральной службе исполнения наказаний по России о признании решения комиссии ГУФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным, о возложении обязанности принять истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента обращения с ДД.ММ.ГГГГ, в обоснование заявленных требований указав, что является пенсионером уголовно-исполнительной системы, выслуга лет в календарном исчислении составила более 10 лет. Имея семью из двух человек (истец и его дочь ФИО10 1999 года рождения), Мартынов И.Н. в целях реализации имеющегося у него права, предусмотренного п.1 ч.3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья в установленном порядке ДД.ММ.ГГГГ обратился в Территориальную комиссию ГУФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Все необходимые документы для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от него были приняты, и ДД.ММ.ГГГГ Территориальной подкомиссией ГУФСИН России по <адрес> принято решение о направлении пакета документов в Комиссию ФСИН России.
Однако, решением комиссии ГУФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола №) истцу отказано в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
На основании изложенного истец обратился в суд и просит признать бездействие ГУФСИН России по <адрес> по несвоевременному рассмотрению заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения незаконным; признании постановления (решения) комиссии ГУФСИН России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и граждан РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке Мартынова И.Н. на учет для предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, а также обязать Комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящих службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и граждан РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять Мартынова И.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, с момента обращения с соответствующим рапортом и приложенными к нему документами в указанный период, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес>, ФСИН России Кальмагаева И.А., действующая на основании доверенностей, возражала против удовлетворения исковых требований, по основаниям, изложенным в представленном суду отзыве.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ) сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Пунктом 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты и частью 5 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ предусмотрено, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи. Членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ.
Согласно пункту 11 Правил предоставления единовременной социальной выплаты при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст. 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (п. 1 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ).
Из содержания положений п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ во взаимосвязи с указанной нормой Правил следует, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учету подлежит занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или на праве собственности общая площадь жилого помещения вне зависимости от того, кто является ее нанимателем или собственником.
В силу п. 7 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Как установлено судом при рассмотрении дела и не оспаривалось сторонами Мартынов И.Н. является пенсионером уголовно-исполнительной системы, выслуга лет в календарном исчислении составляет более 10 лет.
ДД.ММ.ГГГГ Мартынов И.Н. обратился с рапортом в ГУФСИН России по <адрес> о принятии ее на учет для получения социальной выплаты.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх. № истец был уведомлен Территориальной подкомиссией по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения о направлении ее документов для получения единовременной социальной выплаты в Комиссию ФСИН России, в целях принятия решения о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГ документы истца рассмотрены на заседании комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Принято решение отказать Мартынову И.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья (л.д. 12-13).
Суд полагает, что при рассмотрении дела не нашил своего подтверждения доводы истца о незаконности бездействия ГУ ФСИН России по самарской области, поскольку судом достоверно установлено, что ответчик какого-либо бездействия не допускал, заявление Мартынова И.Н. с приложенными документами в установленный законом срок было направлено для принятия решения в комиссию ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной системы, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В обоснование законности принятого решения ответчик ссылается на то, что из представленных на рассмотрение комиссии документов следует, что Мартынов И.Н. совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, что выразилось в том, что он выселил свою дочь Мартынову Ю.И. с постоянного места жительства: <адрес> и вселил ее в свою квартиру, тем самым, искусственно создав условия для учета его в качестве нуждающегося в жилом помещении. Суд соглашается с указанными доводами ответчика, поскольку материалами дела достоверно подтверждено совершение истцом действий, повлекших ухудшение его жилищных условий.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, к которому должны быть приложены в том числе копии документов, подтверждающих наличие либо отсутствие в собственности сотрудника и (или) членов его семьи жилых помещений, выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет.
Согласно ч.8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Их приведенных нормативных положений следует, что обязательным условием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение ли строительство жилого помещения является не только его нуждаемость в жилом помещении, но и не совершение им или членами его семьи намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к созданию нуждаемости сотрудника в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия сотрудником или членами его семьи были совершены, о он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее, чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Из приложений к заявлению Мартынова И.Н., представленных на рассмотрение комиссии следует, что к заявлению была приложена справка о составе семьи из двух человек: самого Мартынова И.Н. и его дочери ФИО10 1999 года рождения. Как следует из материалов дела, ранее дочь Мартынова Ю.И. была зарегистрирована по постоянному месту жительства вместе с матерью по адресу: <адрес> однако с ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета и поставлена на таковой учет по месту жительства отца – Мартынова И.Н.
Таким образом, анализируя представленные доказательства в их совокупности, с учетом положений ст.ст. 56 и 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что Мартынов И.Н. совершил действия, повлекшие ухудшение его жилищных условий.
При таких обстоятельствах у Мартынова И.Н. не возникло право на получение единовременной социальной выплаты на основании ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ в связи с отсутствием необходимых условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 данной нормы.
При этом суд не принимает доводы истца, изложенные в исковом заявлении, поскольку они не нашли подтверждения в ходе рассмотрения настоящего спора представленными в материалы дела доказательствами.
Суд также учитывает, что 5-летний срок, указанный в ч.8 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ, исчисляется с момента совершения лицом действий, повлекших ухудшение жилищных условий и до даты подачи заявления лицом в комиссию, а не до даты принятия комиссией соответствующего решения. В связи с изложенным, довод истца об истечении 5-летний срока является несостоятельным.
Суд также не принимает во внимание доводы истца и его представителя о невозможности применения к спорным правоотношениями положений ФЗ № 283-ФЗ, поскольку указанные доводы основаны на неправильном толковании норм права.
Действительно, ухудшение жилищных условий дочери истца произошло в 2011г., то есть до даты вступления в силу Закона № 283-ФЗ. Между тем, в рамках настоящего гражданского дела оспаривается решение комиссии, принятое в рамках вышеуказанного федерального закона, заявление о постановке на учет истцом подано в период действия данного закона и Постановления Правительства РФ №, в связи с чем, при проверке наличия у истца права на постановку на учет ответчиком обоснованно были проверены жилищные условия истца и членов его за 5 лет предшествующие обращению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>, ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.10.2017░.