Дело № 12-77/2019 (5-256/2019) Мировой судья Чихачева Ю.Н.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
19 декабря 2019 года город Кировск
Судья Кировского городского суда Мурманской области Верченко А.С., с участием представителей Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» Абражей И.С., Богдановой Е.Н, рассмотрев жалобу Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, которым:
Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области от 12 ноября 2019 года Государственное областное автономное учреждение социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» (далее – ГОАУСОН «Кировский ПНИ», Учреждение) привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и юридическому лицу назначено наказание в виде штрафа в сумме 20000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель ГОАУСОН «Кировский психоневрологический интернат» - директор Зозуля О.М. обратилась в суд с жалобой, в которой оспаривает факт совершенного правонарушения и просит суд отменить постановление мирового судьи и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения и недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено оспариваемое постановление. Одновременно ссылается на неполучение Учреждением запроса, направленного Государственной инспекцией труда в Мурманской области, о предоставлении необходимых для проведения проверки документов; указывает на ненадлежащее извещение Учреждения о времени и месте проведения проверки в связи с нарушением АО «Почта России» правил оказания услуг почтовой связи, выразившимся в невручении почтовой корреспонденции в сроки, предусмотренные законодательством.
Представители Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» Абражей И.С., Богдановой Е.Н. в судебном заседании настаивали на удовлетворении жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель Государственной инспекции труда в Мурманской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился, не просил жалобу рассмотреть в его отсутствие, возражений не представил.
Судья, руководствуясь пунктом 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ полагает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившегося должностного лица.
Выслушав представителей ГОАУСОН «Кировский ПНИ», изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд пришел к следующему.
В соответствии с п. 8 ч. 2 и ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, судьей проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Из материалов административного дела следует, что на основании распоряжения Врио руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области о проведении внеплановой документарной проверки №51/7-3971-19-И от 29.07.2019 была инициирована внеплановая документарная проверка ГОАУСОН «Кировский ПНИ» с целью осуществления контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Поводом для проведения проверки явилось обращение ФИО5. Срок проведения проверки установлен в период с 05.08.2019 по 30.08.2019.
Запрос на предоставление документов от 29.07.2019 и распоряжение № 51/12-3971-19-И о проведении проверки, содержащее перечень необходимых для предъявления документов, от 29.07.2019 направлены в адрес ГОАУСОН «Кировский ПНИ».
Согласно запросу на предоставление документов от 29.07.2019 был установлен срок предоставления запрашиваемых Государственной инспекции труда в Мурманской области документов – до 30.08.2019.
На дату окончания проверки затребованные документы в Государственную инспекцию труда в Мурманской области (30.08.2019) предоставлены не были, что повлекло невозможность проведения проверки, о чем должностным лицом органа государственного контроля составлен Акт проверки № 51/7-1540-19-ОБ/12-4886-И/25-49 от 30.08.2019 и протокол об административном правонарушении № 51/12-3971-19-И/1 от 11.10.2019.
Согласно протокола об административном правонарушении, составленного Главным государственным инспектором труда 11 октября 2019 года, ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в установленный распоряжением Врио руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области о проведении внеплановой документарной проверки №51/7-3971-19-И от 29.07.2019 срок – до 30.08.2019 не предоставило запрашиваемые для проведения вышеуказанной проверки документы, свидетельствующие о надлежащем исполнении обязанностей работодателя, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ.
В подтверждение того, что ГОАУСОН «Кировский ПНИ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ, представлены в качестве доказательств: протокол об административном правонарушении №51/12-3971-19-И/1 от 11.10.2019; копия запроса на предоставление документов и информации от 29.07.2019; копия распоряжения Врио руководителя Государственной инспекции труда в Мурманской области о проведении внеплановой документарной проверки №51/12-3971-19-И от 29.07.2019; копия сопроводительного письма от 30.08.2019 за №51/10-342-19-СП о направлении Государственной инспекции труда в Мурманской области ГОАУСОН «Кировский ПНИ» акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства №51/7-1540-19-ОБ/12-4886-И/25-49 от 30.08.2019; копия акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства №51/7-1540-19-ОБ/12-4886-И/25-49 от 30.08.2019; копия вызова на составление протокола об административном правонарушении от 26.09.2019 за №51/10-3855-19-И; распечатка с сайта ГОАУСОН «Кировский ПНИ»; копии списков №1 внутренних почтовых отправлений от 04.10.2019 и 01.08.2019; отчеты об отслеживании отправлений от 20.08.2019, 21.08.2019, 30.08.2019, 01.10.2019, 11.10.2019; копии конвертов заказных писем с отметкой АО «Почта России» об их получении в отделение; копия ответа Государственной инспекции труда в Мурманской области заявителю от 18.09.2019 за №51/7-1540-19-ОБ/10-2002-ОБ/25-49; копия заявления от ФИО5 в прокуратуру г.Кировска от 15.07.2019; выписка из ЕГРЮЛ по состоянию на 25.07.2019.
Постановлением от 12 ноября 2019 года мировой судья судебного участка №2 Кировского судебного района Мурманской области признал ГОАУСОН «Кировский ПНИ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ
Однако с таким выводом мирового судьи судебного участка №2 Кировского судебного района Мурманской области согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение всех обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст.26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которое Кодексом об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), направленные на создание препятствий для осуществления должностным лицом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля деятельности по проведению проверок, либо совершение действий (бездействия), направленных на избежание проведения таких проверок, повлекшие невозможность проведения проверки.
С субъективной стороны данное правонарушение характеризуется умышленной формой вины, то есть лицо, его совершившее должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
При рассмотрении мировым судьей дела об административном правонарушении суд исходил из того, что ГОАУСОН «Кировский ПНИ» надлежащим образом уведомлялось о предоставлении документов для проведения проверки и о проведении внеплановой документарной проверки.
Однако в соответствии с абзацем 2 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, но только, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от 31 августа 2005 года № 343.
По мнению суда, указанные положения применимы и к извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу, посредством почтовой корреспонденции, не относящейся к разряду «Судебное».
Между тем материалы дела не свидетельствуют о надлежащем извещении ГОАУСОН «Кировский ПНИ» о проведении вышеуказанной проверки.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что запрос от 29.07.2019 о необходимости предоставления ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в срок до 30.08.2019 заверенные копии документов в соответствие с п.13 Распоряжения №51/12-3971-19-И от 29.07.2019 направлен Государственной инспекцией труда в Мурманской области ГОАУСОН «Кировский ПНИ» по адресу, указанному в выписке ЕГРЮЛ: 184250, Мурманская область, г.Кировск, ул.Парковая, д.12, однако уведомление с почтовым идентификатором №18303836707198 от 01.08.2019, прибыло в место вручения 03.08.2019, однако после неудачной попытки вручения адресату 28.09.2019, было вручено адресату только 30.09.2019, что подтверждается имеющемуся в материалах дела отчету об отслеживании отправлений, сформированными официальным сайтом Почты России (л.д.17), а также общедоступной информацией с официального сайта Почта России.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» отношения в области почтовой связи в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О связи», настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий.
Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Особенности порядка оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) судебных извещений, извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливаются правилами оказания услуг почтовой связи в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации.
В соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 (далее - Правила № 234), операторы почтовой связи обязаны обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора, а также несут ответственность за недоставку или нарушение сроков пересылки почтовых отправлений.
Почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи. Порядок доставки почтовых отправлений в адрес юридического лица определяется договором между ним и оператором почтовой связи (пункт 32 Правил № 234).
Пунктом 46 Правил № 234 предусмотрено, что операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
В соответствие с п.34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда «судебное» и разряда «административное» при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
04 октября 2019 директором ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в ФГУП «Почта России» сделан запрос №01-11/671, поступивший согласно штампа Почты России 04.10.2019, о неполучении по адресу местонахождения ГОАУСОН «Кировский ПНИ» заказного почтового отправления с почтовым идентификатором №18303836707198 (содержащего запрос от 29.07.2019 о необходимости предоставления ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в срок до 30.08.2019 заверенных копий документов в соответствие с п.13 Распоряжения №51/12-3971-19-И от 29.07.2019), на которое начальником Апатитского почтамта УФПС Мурманской области от 11.11.2019 за №5.4.15.3.-3-02/257 дан ответ о том, что в связи с отсутствием на рабочем месте сотрудника, уполномоченного на прием письменной корреспонденции в адрес ГОАУСОН «Кировский ПНИ», было оставлено извещение ф.22. Возврат заказного письма с почтовым идентификатором №18303836707198 в адрес отправителя не был осуществлен по вине сотрудника ОПС г.Кировска.
Таким образом, суду не представлено доказательств соблюдения органом почтовой связи требований пункта 34 Правил о порядке работы с почтовыми отправлениями при невозможности их вручения адресатам (их законным представителям).
Вышеизложенное свидетельствует, что неполучение ГОАУСОН «Кировский ПНИ» заказной корреспонденции с запросом о предоставлении в Государственную инспекцию труда в Мурманской области необходимой для проведения проверки документации не является умышленным воспрепятствованием ее проведению, не свидетельствует о недобросовестном поведении Учреждения. Вместе с тем, ГОАУСОН «Кировский ПНИ» не получало почтовое отправление, содержащее вышеуказанный запрос о предоставлении запрашиваемых документов, по не зависящим от него причинам в связи с несоблюдением органом связи Правил оказания услуг почтовой связи установленного порядка при доставлении перечисленного выше почтового отправления, направленного Учреждению, следовательно, сведениями о необходимости предоставления в обозначенный Государственной инспекцией труда в Мурманской области срок пакета документов, необходимых для проведения внеплановой документарной проверки, ГОАУСОН «Кировский ПНИ» не располагало, в связи с чем возможности предоставления запрашиваемых документов не имело, что ставит под сомнение вывод мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области о наличии вины ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в форме воспрепятствования законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонения от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 11 данного Федерального закона предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающие их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
Согласно ч. 2 ст. Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, несут ответственность в соответствии с законодательством, если в нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствовали проведению проверок, уклонялись от проведения проверок и (или) не исполняли в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При изложенных выше обстоятельствах в ходе производства по настоящему делу мировым судьей не были выполнены требования ст. 26.11 КоАП РФ о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и установления вины ГОАУСОН «Кировский ПНИ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.4.1 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ, влекущим отмену судебного решения на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с п. 4 ч.2 ст. 30.17 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении в отношении ГОАУСОН «Кировский ПНИ» подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Кировского судебного района Мурманской области от 12 ноября 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.19.4.1 КоАП РФ в отношении Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат», - отменить, жалобу законного представителя Государственного областного автономного учреждения социального обслуживания населения «Кировский психоневрологический интернат» - удовлетворить.
Производство по данному делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Настоящее решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Судья А.С.Верченко