Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд гор. Самары в составе:
председательствующего судьи Кривоносовой Л.М.,
при помощнике судьи Ходаевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Чернова А.Ф. к Управлению МВД г.Самара, ИВС УМВД России по г.Самара, МВД России, Министерству финансов в лице Управления Федерального казначейства в Самарской области, заинтересованным лицам: зам. начальника ИВС УМВД г.Самара Бажанову Д.В., Медведеву Ю.В., прокуратуре г.Самара, и.о. начальника ИВС УМВД России по г.Самара Баеву А.А. о восстановление срока на подачу административного искового заявления, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания,
У С Т А Н О В И Л:
Чернов А.Ф. обратился в Железнодорожный районный суд г.Самары с административным исковым заявлением с последующим уточнением о восстановление срока на подачу административного искового заявления, о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания. В обоснование своих требований указал, что 24.12.2020г. на основании постановления суда поступил ИВС УМВД России по г.Самара, где находился 3 недели. За период нахождения в ИВС УМВД России по г.Самара административного истца вывели для посещения душа 1 раз, через две недели только поменяли постельное белье, в камере была антисанитария и не отвечала противопожарной безопасности. В связи с плохим состоянием здоровье ему не была оказана медицинская помощь, только спустя 3 недели в плохом состоянии был этапирован в ЛАУ -9 ГУФСИН России по Самарской области. Данными нарушениями грубейшим образом нарушены его права на надлежащие и достойные условия содержания, что причинило ему страдания. Таким образом, административный истец Чернов А.Ф. просил суд восстановить срок на подачу административного искового заявления, признать незаконными действия УМВД России по г.Самары, связанные с ненадлежащими условиями содержания под стражей в ИВС УМВД России по г.Самара, взыскать за счет средств казны РФ компенсацию за нарушение установленных законодательством РФ условий содержания под стражей, в размере 2 000 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены: Управление МВД г.Самара, ИВС УМВД России по г.Самара, МВД России, Министерство финансов в лице Управления Федерального казначейства в Самарской области, а также в качестве заинтересованных лиц привлечены к участию в деле зам. начальника ИВС УМВД г.Самара Бажанов Д.В., Медведев Ю.В., прокуратура г.Самара, и.о. начальника ИВС УМВД России по г.Самара Баев А.А.
В судебном заседании по ВКС административный истец Чернов А.Ф. поддержал административные исковые требования по основаниям, изложенным в описательной части решения, дополнил, что считает срок подачи административного иска не пропущен, поскольку до настоящего времени находится в местах лишения свободы, в связи с чем ограничен в реализации защиты своих прав и законных интересов. Просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика - УМВД России по г.Самара по доверенности Емельянова О.В. в судебном заседании административные исковые требования Чернова А.Ф. не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просила в удовлетворении требований отказать.
Заинтересованное лицо зам. начальника ИВС УМВД г.Самара Бажанов Д.В., будучи извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, причину неявки суду сообщил, в прошлом судебном заседании административные исковые требования не признал, просил в удовлетворении их отказать.
Остальные административные ответчики и заинтересованные лица, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причину неявки суду не сообщили, свои возражения суду не представили, от Управления федерального казначейства по Самарской области поступил отзыв, согласно которому просил в удовлетворении требований Чернова А.Ф. отказать в полном объеме и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие вышеуказанных лиц.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, изучив материалы административного дела, обозрев в судебном заседании журналы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных требований по следующим основаниям.
Согласно ст.1, 3 КАС РФ основанием для принятия решения суда о признании незаконным действий (бездействий) является одновременно, как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
Помещение в места принудительного содержания и перемещение физических лиц в транспортных средствах должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам, которые обеспечиваются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации (в частности, Международным пактом о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ратифицированным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 сентября 1973 года N 4812-VIII, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, ратифицированной Федеральным законом от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ, Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 января 1987 года N 6416-XI), Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
При оспаривании порядка реализации мер принуждения, ограничивающих свободу и личную неприкосновенность, могут приниматься во внимание, в частности, документы Организации Объединенных Наций и Совета Европы, действующие в сфере организации содержания лишенных свободы лиц (в частности, Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключенными (Правила Нельсона Манделы), утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года N 70/175, Основные принципы и руководящие положения, касающиеся права на правовую защиту и возмещение ущерба для жертв грубых нарушений международных норм в области прав человека и серьезных нарушений международного гуманитарного права, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 2005 года N 60/147, Руководство по эффективному расследованию и документированию пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Стамбульский протокол), Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1982 года N 37/194, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 года N 34/169, Рекомендация Rec(2006)2 Комитета министров Совета Европы государствам-членам о правилах содержания заключенных в Европе от 11 января 2006 года, Рекомендация Rec(2006)13 Комитета министров Совета Европы государствам-членам об использовании оставления под стражей, об условиях, в которых оно имеет место, и о предоставлении гарантий защиты от жестокого обращения от 27 сентября 2006 года, Общие доклады Европейского Комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания).
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе:
право на личную безопасность и охрану здоровья (в частности, статьи 20, 21, 41 Конституции Российской Федерации, пункты 2, 9 статьи 17, статьи 19, 24 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений");
право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений");
В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, статьи 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений").
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа или учреждения, должностного лица, связанных с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 названной статьи, в полном объеме.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Протоколов к ней в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, положениями статей 1, 34 Конвенции в толковании Европейского Суда с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке. При определении размера денежной компенсации морального вреда суды могут принимать во внимание размер справедливой компенсации в части взыскания морального вреда, присуждаемой Европейским Судом за аналогичное нарушение».
В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию. Аналогичные положения получили закрепление и в ст. 21 Конституции РФ, ст. 4 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 апреля 2010 г. № 524-О-П, установлено, что Европейский Суд по правам человека указывал, что к надлежащим средствам государственной защиты прав и законных интересов в национальном законодательстве относятся право на обжалование законности действий и право на материальное возмещение. Действующий механизм защиты личных неимущественных прав, установленный в Гражданском кодексе Российской Федерации, предоставляет лицам, возможность самостоятельно выбирать адекватные способы судебной защиты нарушенных прав, не освобождая их от бремени доказывания самого факта причинения морального вреда и обоснования размера денежной компенсации.
На основании статьи 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, следственные изоляторы органов федеральной службы безопасности, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск федеральной службы безопасности.
Согласно статье 15 приведенного выше Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.
Как закреплено в статьях 17, 22 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, в числе прочего, имеют право: получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях, пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа, пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка, пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми.
В соответствии со ст.23 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва для мужчин, средства личной гигиены (для женщин). Подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются для индивидуального пользования: спальным местом, постельными принадлежностями, матрацем, подушкой, одеялом; постельным бельем: двумя простынями, наволочкой, полотенцем; столовой посудой и столовыми приборами на время приема пищи: миской, кружкой, ложкой. Указанное имущество выдается бесплатно во временное пользование(пункт 40 Правил).
Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что Чернов А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ поступил в ИВС УМВД России по г.Самара 24.12.2020г. на основании постановления Советского районного суда г.Самары от20.11.2020г.
При поступлении в ИВС УМВД России по г.Самара Чернов А.Ф. был ознакомлен с правилами внутреннего распорядка ИВС, материальной ответственностью за порчу имущества, с перечнем вещей, разрешенных к хранению в камерах ИВС, о чем имеется запись в журнале учета лиц, поступивших в ИВС, ознакомился с нормативно-правовыми документами, регламентирующими порядок содержания в ИВС, с информацией о правилах поведения подозреваемых и обвиняемых; о правилах внутреннего распорядка ИВС, об адресах компетентных органов г.Самары и Самарской области, выпиской из Федерального закона РФ от 15.07.1995г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», перечень продуктов питания, которые могут получать в передачах, выписка из приказа МВД России от 22.11.2005г. № 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания в органах внутренних дел».
По прибытию в ИВС Чернову А.Ф. было выдано постельное белье, предоставлено спальное место, посуда, столовые приборы и туалетная бумага. В период нахождения во ИВС от Чернова А.Ф. не поступали заявления, требования либо жалобы о том, чтобы сменили постельные принадлежности.
Все камеры ИВС оборудованы санитарными узлами отгороженным от общего помещения санитарными перегородками, то есть с соблюдением необходимых требований приватности, 2-х ярусными кроватями, умывальниками, вешалкой для верхней одежды, полкой для туалетных принадлежностей, тумбочки, стол и скамейки, урнами для мусора, тазами. Созданы бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности. Все камеры ИВС соответствуют требованиям Федерального закона № 103-ФЗ по нормам санитарной площади – 4 кв.м. на человека. Вентиляция в камерах установлена согласно п. 6.19 Приказа МВД России от 25.07.2011 № 876 Приточно-вытяжная вентиляция располагается в стенах под потолком и ограждается металлическими решетками, воздухозаборные решетки в наружных стенах располагаются на высоте не менее 2м. от земли. Все камеры оборудованы датчиками противопожарной безопасности, кнопками тревожной сигнализации. В соответствии с п.45 Правил, камеры ИВС оборудованы светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа. Естественное освещение обеспечивается через окна, имеющиеся в каждой камере. На всех оконных проемах камер с наружной стороны установлены металлические решетки, при этом обеспечен доступ естественного освещения.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 27.05.2022г. бездействия УМВД России по г.Самаре за соблюдением прав подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторе временного содержания, нарушение требований санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства, а также в сфере здравоохранения в период 2021г. не установлено. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда указанное решение оставлено без изменения, следовательно, оно вступило в законную силу.
Чернов А.Ф. по прибытию ИВС проходил санитарную обработку и помывку (24.12.2020), а также 04.01.2021г.
В соответствии с п.п. 130-134 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005г. №950, подозреваемые и обвиняемые пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. Продолжительность прогулки устанавливается администрацией ИВС с учетом распорядка дня, погоды, наполнения учреждения и других обстоятельств. Прогулка проводится на территории прогулочных дворов.
Как следует из распорядка дня подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в ИВС УМВД России по г.Самаре, утвержденного начальником ИВС УМВД России по г.Самара, с 19.00 по 21.45 час. осуществляется вывод подозреваемых и обвиняемых из камерных помещений на прогулку.
Факт не обеспечения ежедневно прогулкой в период содержания в названном учреждении Чернова А.Ф. сторонами по делу не оспаривался. Однако, доводы административного ответчика о том, что ежедневная прогулка является правом подозреваемых и обвиняемых, а не обязанностью администрации, судом отклоняется, поскольку основан на неверном толковании норм права.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусматривает, что в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей.
Федеральный закон предусматривает, что порядок проведения ежедневных прогулок подозреваемых и обвиняемых должен быть установлен Правилами внутреннего распорядка.
Пунктом 11 ст.17 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено право подозреваемого и обвиняемого пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа.
Не смотря на то, что Чернов А.Ф. содержался в ИВС в зимний период времени тогда, когда была распространена новая коронавирусная инфекция КОВИД-19, однако реализуя право подозреваемых и обвиняемых на прогулку, администрация ИВС должна была исполнять императивную норму о проведении ежедневных прогулок. Так, согласно журналу выводов подозреваемых и обвиняемых из камер 26.12.2020,11.01.2021, 14.01.2021 Чернова А.Ф. выводили из камеры, однако 26.12.2020 и 11.01.2020г. выводы были связаны с посещением медицинского учреждения.
В соответствии со ст. 24 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Частью 1 статьи Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» установлено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством РФ.
Частью 1 статьи 3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» установлено, что законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции РФ и состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 122 ПВР лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья – к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров, содержащихся в ИВС и в журнале санитарного состояния ИВС (пункт 123 Правил).
Положениями пункта 124 ПВР установлено, что с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.
Приказом МВД №1115 и Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, в соответствии с которой медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. В случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел. Лица, нуждающихся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических и других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения (пункт 1).
В соответствии с пунктом 7 указанной Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются, в том числе, организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС.
В течение первых суток пребывания в ИВС проводится первичный медицинский осмотр всех вновь поступивших с целью выявления лиц с подозрением на инфекционные заболевания, представляющих опасность для окружающих и больных, нуждающихся в скорой медицинской помощи. При этом обращается особое внимание на наличие проявлений кожных, венерических, психических заболеваний. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете, регистрация больных и лиц, предъявляющих жалобы на состояние здоровья, осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС (пункт 9 Инструкции).
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что 25.12.2020 Чернов А.Ф. был осмотрен фельдшером ИВС, на момент осмотра Чернова А.Ф. не были обнаружены телесные повреждения, жалоб на состояние здоровья не предъявлял, о чем имеется соответствующая запись и его собственноручная роспись в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Согласно справки СГКБ № 1 им.Пирогова от 24.12.2020, имеющейся в личном деле Чернова А.Ф., данных ОРВИ, ОРЗ нет, но поставлен диагноз: <данные изъяты>. Аналогичный диагноз содержится в медицинских справках от 25.12.2020, 11.01.2021г. Данные обстоятельства судом проверены и согласно поступившим сведениям из ГБ № 1 им.Пирогова, следует, что 24.12.2020 Чернов А.Ф. обращался за амбулаторной медицинской помощью и ему поставлен диагноз: <данные изъяты>; также 11.01.2021 обращался за амбулаторной медицинской помощью, острая хирургическая патология на момент осмотра нет.
При опросе Чернова А.Ф. установлено, что <данные изъяты>, который он проглотил при задержании, чтобы исключить нахождения в спецучреждении.
Вопреки доводам административного истца, факт ненадлежащего оказания медицинской помощи либо ограничение прав на медицинскую помощь Чернову А.Ф. судом не установлен.
При наличии указанных обстоятельств дела и с учетом постановленных медицинских диагнозов, исследования медицинского журнала ИВС суд приходит к выводу о том, что Чернову А.Ф. при обращении с жалобами на состояние здоровья была оказана соответствующая медицинская помощь.
В соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся следственных изоляторах, могут переводиться в изоляторы временного содержания в случаях, когда это необходимо для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дела за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, на время выполнения указанных действий и судебного процесса, но не более чем за 10 суток в течение месяца.
Судом установлено, что 15.01.2021 Чернов А.Ф. этапирован плановым конвоем ОБО и КПО в ЛАУ-9 ГУФСИН России по Самарской области, тем самым содержался в ИВС УМВД России по г.Самара свыше установленного ст.13 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» 10-суточного срока, тем самым грубо нарушены права и законные интересы административного истца.
Согласно ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 17.1 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном КАС РФ, в суд с административным исковым заявлением к РФ о присуждении за счет казны РФ компенсации за такое нарушение.
Компенсация за нарушение условий содержания под стражей присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Процесс содержания лица под стражей или отбывания им наказания законодательно урегулирован, осуществляется на основании нормативно-правовых актов и соответствующих актов Министерства юстиции РФ, которыми регламентированы условия содержания, права и обязанности лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание, а также права и обязанности лиц, ответственных за их содержание.
Содержание на законных основаниях лица под стражей или отбывание ими наказания в местах, соответствующих установленным государством нормативам, заведомо не может причинить физические и нравственные страдания, поскольку такие нормативы создавались именно с целью обеспечить не только содержание в местах лишения свободы или под стражей, но и обеспечить при этом соблюдение прав лиц, оказавшихся в них вследствие реализации механизма государственного принуждения.
Судом установлены нарушения, допущенные при содержании в ИВС административного истца, в связи с чем в его пользу подлежит взысканию компенсация морального вреда, размер которой с учетом характера установленных нарушений, их продолжительность подлежит снижению до 30 000 рублей.
Определяя надлежащего административного ответчика в части взыскания компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Статья 1071 ГК РФ устанавливает, что в таких случаях от казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо.
Пунктом 3 ст. 125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы.
В силу пункта 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, от имени казны Российской Федерации в суде выступает главный распорядитель средств федерального бюджета. При этом в решении об удовлетворении иска должно быть указание, что соответствующая сумма возмещения взыскивается за счет средств казны РФ, субъекта РФ либо муниципального образования.
Согласно ст. 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), имеющий право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями; и (или) получателями бюджетных средств.
В силу подпункта 100 пункта 11 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2016 N 699 "Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации" МВД России, в рамках реализуемой компетенции, осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В силу пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ, статей 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ надлежащими ответчиками по настоящему делу являются Министерство внутренних дел РФ, ФСИН России, а также Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации как главные распорядители федерального бюджета по ведомственной принадлежности. Поэтому Министерство Финансов РФ является ненадлежащим ответчиком по делу, и он подлежит освобождению от гражданско-правовой ответственности.
Установленная судом сумма подлежит взысканию за счет казны Российской Федерации с МВД России с учетом характера и периода допущенных нарушений.
Вместе с тем, проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, суд исходит из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы носит длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
В данном случае административный истец Чернов А.Ф. находится в ФКЛПУ ОТБ ГУФСИН России по Самарской области. Нарушения носят длящийся характер, в связи с чем, срок не пропущен. При этом, имеет значение периодические перевод истца из одних учреждений в другие. Иное толкование приведет к необходимости заявления истцом отдельных исковых требований каждые три месяца в период содержания под стражей.
Ввиду длящегося характера действий (бездействий), срок обращения в суд применяется не к отдельному событию в период содержания под стражей, а ко всему времени, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие. Нет никаких оснований полагать, что истец обязан подавать иски за каждый день либо факт нарушений в период содержания под стражей.
Таким образом, доводы административного ответчика о пропуске, установленного ч.1 ст.219 КАС РФ 3-х месячного срока обращения предъявленных в суд административным истцом требований, суд отклоняет и считает необходимым восстановить Чернову А.Ф. срок на подачу административного иска.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Чернова А.Ф. удовлетворить частично.
Восстановить Чернову А.Ф. срок на подачу административного искового заявления о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в ИВС УМВД России по г.Самара
Признать незаконными действия Управления МВД России по г.Самаре, связанные с ненадлежащими условиями содержания Чернова А.Ф. под стражей в ИВС УМВД России по г.Самара.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Чернова А.Ф. компенсацию за нарушение, установленных законодательством РФ условий содержания под стражей, в размере 30 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 16.05.2023г.
Председательствующий судья: подпись Л.М. Кривоносова
Копия верна: Судья