Дело № 2-1814/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 ноября 2013 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Корниловой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская центральная городская больница», администрации города Канска о понуждении создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов, оборудовании здания поликлиники №2 лифтом,
У С Т А Н О В И Л :
Канский межрайонной прокурор обратился в суд с заявлением о понуждении создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов, оборудовании здания поликлиники №2 лифтом. Свои требования мотивировал тем, что Канской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в деятельности поликлиники №2 Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская Центральная городская больница», расположенной по адресу: ул. Урицкого, 5, г. Канск. В ходе проведенной проверки установлено, что здание поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ» имеет основное 2-х этажное здание и 4-х этажную пристройку, которые между собой соединены переходом. При этом, в нарушение указанных требований законодательства в поликлинике №2 муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская ЦГБ» для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения, передвигающихся с помощью кресла-коляски, трости, костылей, а также пациентов преклонного возраста в здании поликлиники отсутствует лифт. Основной вход в учреждение осуществляется по бетонному крыльцу, который продублирован пандусом с перилами. При этом, в самом здании поликлиники №2 отсутствуют приспособления для вертикального передвижения маломобильных групп населения с этажа на этаж. Таким образом, ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, а также иных маломобильных групп населения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Сапинская Е.В. исковые требования уточнила, просила обязать МБУЗ «Канская ЦГБ» создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по объекту социальной инфраструктуры – оборудовать здание поликлиники №2 лифтом, обязать администрацию г. Канска получить техническое заключение о возможности установления лифта, профинансировать разработку проектно-сметной документации и установку лифта.
Представитель ответчика МБУЗ «Канская ЦГБ» Воронин С.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что здание поликлиники действительно не оборудовано лифтом, однако у МБУЗ «Канская ЦГБ» не может оснастить помещение необходимым приспособлением ввиду отсутствия финансирования.
Представитель ответчика администрации г. Канска Колмакова В.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала полностью, пояснила, что согласно п. 1 ч. 1 ст.42 Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта здания или сооружения к следующим зданиям и сооружениям к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований. В настоящее время здание Поликлиники № 2 эксплуатируется, находится в нормальном для продолжения эксплуатации состоянии, не признано аварийным, подлежащим сносу или реконструкции, не требует проведения капитального ремонта, в связи с чем оснований для предъявления требований об установке лифта, что возможно только путем реконструкции, нет. Проведение работ по установке лифта без получения технического заключения о возможности проведения таких работ, может привести к разрушению здания, лишению граждан возможности получить медицинскую помощь. Обязанность собственника получить техническое заключение, необходимое для проведения реконструкции, в случае, если собственник реконструкцию проводить не имеет намерений и возможности, не основана на законе. Кроме того, категория граждан-инвалидов не может быть отнесена к неопределенному кругу лиц, относится к числу значительного круга лиц, прокурор не может обратиться в их интересах в силу ст. 45 ГПК РФ.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МКУ «КУМИ г. Канска Ошмарина О.В., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель МКУ «КУМИ г. Канска» пояснила, что с 01.01.2014 года муниципальные учреждения здравоохранения будут передаваться в государственную собственность края с присвоением им статуса краевых согласно письму Правительства Красноярского края от 26.03.2013 г. № 3-03912 о передаче МУЗ. На основании письма Правительства Красноярского края от 26.03.2013г. № 3-03912 о передаче МУЗ, МКУ «КУМИ г. Канска» были подготовлены документы по передачи МУЗ в государственную собственность края и направлены в Министерство здравоохранения Красноярского края 30.05.2013г. исх. № 1027. Кроме того, чтобы оборудовать лифтом здание Поликлиники №
2 расположенное по адресу: г. Канск, ул. Урицкого, 5 технически
может быть не возможным, т.к. часть здания 60-го года постройки, а
часть 83-го года постройки. Оборудование здания лифтом, по своей
сути будет являться реконструкцией, соответственно для реконструкции здания необходима соответствующая экспертиза. Представитель третьего лица МКУ «Управление архитектуры и градостроительства города Канска», Апанович Т.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в суд поступил отзыв на исковое заявление, в котором представитель третьего лица пояснила, что установка лифта в здании в здании Поликлиники № 2 Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская Центральная городская больница», расположенной по адресу: г. Канск, ул. Урицкого, 5 подразумевает проведение работ по реконструкции здания в соответствии с действующим законодательством. Реконструкции подлежат не все здания, в зависимости от процента износа здания. Износ здания определяется ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» Канского отделения филиала по Красноярскому краю. Для определения пригодности здания для реконструкции выполняется соответствующими специалистами техническое заключение.
Представитель третьего лица на стороне ответчика МКУ "Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Канска" в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом? суд счел возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пом. прокурора Сапинскую Е.В., представителя ответчика Воронина С.А., представителя ответчика Колмакову В.А., специалистов Шишлова, Клементьева, исследовав письменные материалы, суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В соответствии со ст.
215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 210 Гражданского Кодекса, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 9 "Конвенции о правах инвалидов" меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться "на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места".
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места временного проживания; физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения, места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения, аллеи и пешеходные дорожки; объекты промышленного назначения, в производственном процессе которых возможно участие инвалидов; объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации: железнодорожные вокзалы, автовокзалы, аэровокзалы, аэропорты, другие объекты автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, обслуживающие население; станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта; здания и сооружения связи и информации; производственные объекты, объекты малого бизнеса и другие места приложения труда; тротуары, переходы улиц, дорог и магистралей; прилегающие к вышеперечисленным зданиям и сооружениям территории и площади.
В соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе и социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов (ст. 9 указанного ФЗ).
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям.
Обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения также является одним из основополагающих принципов законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности в соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок взаимодействия всех участников процесса в области строительства по обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, для беспрепятственного пользования инвалидов объектами транспорта, средствами связи и информации, а также последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры определены Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 года «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" утверждены нормативные акты по проектированию, строительству и реконструкции зданий и сооружений в целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инфраструктуры.
В соответствии со Сводом правил по проектированию и строительству СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя РФ от 16 июня 2001 года № 72 (пункт 1.7) основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания), проживания и к месту приложения труда. СНИП 35-01-2001, принятый постановлением Госстроя 16.07.2001 года № 73 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», предназначен для проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, доступных всем маломобильным группам населения. В соответствии с п.3.13 раздела 3 данного СНиП «Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам» в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.
Согласно п. 3.9. лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.
Требования доступности для инвалидов и других маломобильных групп посетителей определены в Своде правил по проектированию и строительству СП 31-102-99, утвержденном Постановлением Госстроя РФ от 29.11.1999г. №73.
Согласно п.4.2 указанного свода основным принципом формирования архитектурной среды общественных зданий является создание беспрепятственного доступа к месту получения услуги (обслуживания) всех категорий граждан.
В соответствии с п.4.2 ГОСТ Р 51631-2000 «Лифты пассажирские, технические требования доступности для инвалидов» (далее - ГОСТ Р51631-2000) в зависимости от расстройства функций организма пользователей, для транспортирования которых предназначен пассажирский лифт, доступный для инвалидов, должна быть обеспечена возможность их транспортирования в положении сидя, стоя и сидя в кресле коляске с одним сопровождающим или без него.
Пунктом 4.3. ГОСТ Р 51631-2000 «лифты пассажирские, технические требования доступности для инвалидов» определены требования к лифтам для транспортирования пользователей в кресле-коляске, которые заключаются в следующем: ширина кабины должна быть не менее 1100 мм., ширина дверного проема не менее 800 м.м. Размеры (внутренние) кабины лифта, которые позволяют инвалиду в кресле-коляске маневрировать в кабине, рекомендуется принимать не менее 1950х1400 мм.
В соответствии с п. 4.4. ГОСТ минимальная ширина (в свету) входного проема в кабину лифта, предназначенного для транспортирования пользователей в кресле-коляске, должна быть 800 мм.
Кроме того, на посадочных площадках следует обеспечить условия, предотвращающие опасность скольжения и травмирования пользователя. Использование полированных материалов в качестве отделки пола кабины лифта и посадочных площадок не допускается.
Согласно п. 4.12 ГОСТ как минимум на одной из боковых стенок кабины должен быть установлен горизонтальный поручень, доступный для пользователя. Поручень должен быть расположен на высоте 900-1100 мм. над уровнем пола кабины.
В соответствии с пунктами 4.13 и 4.14 освещенность кабины лифта должна быть не менее 100 лк на уровне пола. Освещенность должна быть равномерно распределена, то есть не допускается сфокусированное освещение. Окраска элементов кабин лифта и посадочных площадок должна быть матовой и не создавать бликов.
Разделом 5 ГОСТ определено, что система управления лифтом должна быть кнопочная и отвечать требованиям доступности для пользователей с нарушением статодинамической функции и (или) функции зрения и слуха. Кнопки на кнопочных постах управления должны быть нажимного типа с подвижным толкателем. Подвижная часть кнопки должна визуально и (или) осязательно выделяться на панели управления в кабине и на посту вызовов на посадочной площадке.
Для слепоглухих пользователей должна обеспечиваться информация как для слепых.
Как установлено в судебном заседании, в ходе проведенной Канским межрайпрокурором проверки установлено, что здание поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ» имеет основное 2-х этажное здание и 4-х этажную пристройку, которые между собой соединены переходом. При этом в нарушение указанных требований законодательства в поликлинике №2 муниципального бюджетного учреждения здравоохранения «Канская ЦГБ» для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и маломобильных групп населения, передвигающихся с помощью кресла-коляски, трости, костылей, а также пациентов преклонного возраста в здании поликлиники отсутствует лифт.
Основной вход в учреждение осуществляется по бетонному крыльцу, который продублирован пандусом с перилами.
При этом в самом здании поликлиники №2 отсутствуют приспособления для вертикального передвижения маломобильных групп населения с этажа на этаж.
Прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, а именно инвалидов, а также других маломобильных групп населения, права который нарушаются отсутствием лифтового устройства в здании поликлиники, данные лица в силу состояния своего здоровья должны иметь постоянный доступ во все кабинеты поликлиники, чего не могут сделать ввиду отсутствия лифтового устройства.
Здание поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ», расположенное по адресу: ул. Урицкого, 5, г. Канск, передано МКУ «КУМИ Администрации г. Канска» по договору от 01.02.2002 г. №03 МБУЗ «Канская ЦГБ» и закреплено на праве оперативного управления за МБУЗ «Канская ЦГБ».
Таким образом, в соответствии с п. 3.1 от 01.02.2002 г. Договора учреждение, т.е. МБУЗ «Канская ЦГБ», обязуется обеспечивать сохранность имущества, возобновление, нормальные условия эксплуатации, капитальный и текущий ремонт.
Однако, в нарушение ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ для маломобильных групп граждан не созданы условия для беспрепятственного передвижения по зданию поликлиники №2, а именно – переходы между этажами оборудованы только лестничными проемами, в здании отсутствует лифт, что исключает передвижение инвалидов-колясочников и других маломобильных групп граждан по всему периметру здания поликлиники.
Таким образом, ответчиком нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе инвалидов, а также иных маломобильных групп населения, предусмотренные ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Суд полагает, что следует обязать МБУЗ «Канская центральная городская больница» создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по объекту социальной инфраструктуры - оборудовать здание Поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ» лифтом.
При этом суд не принимает во внимание пояснения представителя администрации г. Канска о том, что в данное время не представляется возможным определить – возможно ли размещение в лифте, так как одно здание поликлиник 60-года постройки, а второе 83 года, следовательно, оборудование здания лифтом будет являться реконструкцией, поэтому необходима экспертиза для решения вопроса, возможно ли размещение лифта в здании.
Однако ходатайства о проведении экспертизы сторонами не заявлялось. В судебном заседании был допрошен специалист в области строительства Шишлов А.В., директор ООО «Холдинг-Центр», который пояснил, что устройство лифта в здании возможно в любом случае, единственное – это вопрос о том, где будет размещение – в самом существующем здании или необходимо выполнить пристройку для лифта. Реконструкцией помещения размещение лифта являться не будет.
Суд по своей инициативе не обязан запрашивать сведения у компетентных органов о наличии либо отсутствии технической возможности возведения пандуса, поскольку в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые сторона ссылается как на основание своих доводов и возражений возлагается на эту сторону. Ходатайства об оказании судом содействия в истребовании данных документов в порядке ст. 57 ГПК РФ представителем ответчика в суде не заявлялись.
Кроме того, суд не может принять во внимание доводы представителя администрации г. Канска о том, что в 2014 году будет происходить передача МБУЗ «Канская ЦГБ» в государственную собственность края, в связи с чем будет невозможно исполнить решение суда, поскольку на момент рассмотрения дела передача имущества не состоялась, следовательно, финансирование устройства лифта может происходить только администрацией г. Канска, поэтому следует обязать администрацию г. Канска получить техническое заключение о возможности установления лифта в здании поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ» и обязать администрацию г. Канска профинансировать разработку
проектно-сметной документации и установку лифта в здании поликлиники
№2 МБУЗ «Канская ЦГБ».
МБУЗ «Канская ЦГБ» не несет самостоятельно обязанность по содержанию и ремонту имущества, переданного ему в оперативное управление в рамках своей финансово-хозяйственной деятельности, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ такая обязанность возложена на собственника имущества.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, требования Канского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения «Канская центральная городская больница», администрации города Канска об обязании создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов, оборудовании здания поликлиники №2 лифтом - удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения «Канская центральная городская больница», расположенное по адресу: ул. Урицкого, 5, г. Канск создать условия для беспрепятственного передвижения инвалидов по объекту социальной инфраструктуры - оборудовать здание поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ» лифтом.
Обязать администрацию г. Канска получить техническое заключение о возможности установления лифта в здании поликлиники №2 МБУЗ «Канская ЦГБ».
Обязать администрацию г. Канска профинансировать разработку
проектно-сметной документации и установку лифта в здании поликлиники
№2 МБУЗ «Канская ЦГБ».
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения в Красноярский краевой суд через Канский городской суд.
Судья Глущенко Ю.В.