РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2019 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Викторовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кистанова ФИО12 к ГУ УПРФ в Железнодорожном районе г.о. Самара / межрайонное/ о признании права на досрочную трудовую пенсию,
УСТАНОВИЛ:
Кистанов С.А. обратился в суд с иском ГУ УПРФ в Железнодорожном районе г.о. Самара / межрайонное/ о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что он обратился в УПФ по Ленинскому и <адрес>м <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения на основании с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от 23.04.2018г. № УПФ по Ленинскому и <адрес>м <адрес> в назначении досрочной пенсии ему было отказано. Основанием к отказу послужило отсутствие требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения (по мнению ответчика, специальный стаж к моменту обращения составил 8 лет 02 месяцев 18 дней).Считает решение УПФ по <адрес> является незаконным и необоснованным по следующим основаниям: 1) при исчислении специального стажа неправомерно применено календарное, а не льготное исчисление следующего периода работы: с 01.10.1997г. по 31.12.1997г. в должности врача анестезиолога-реаниматолога по внешнему совместительству на 0,5 ставки в «Медико-санитарной части №» <адрес>. Отказ в зачете данного периода в специальный стаж в льготном исчислении обоснован тем, что в приказе о приеме на работу отсутствуют сведения, в какое подразделение принят на работу истец, по первичным документам нет возможности определить занятость в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №. ( справка ГБУЗ СО «СГКБ № № от 09.08.2016г., с копией приказа о приеме на работу № от ДД.ММ.ГГГГ в «Медико-санитарную часть №» <адрес>); 2) не зачтены в специальный стаж следующие периоды работы: с 01.01.1998г. по 09.07.1998г. работа в «Медико-санитарной части №» <адрес>, в должности врача анестезиолога-реаниматолога по внешнему совместительству в отделении анестезиологии-реанимации стационара. Отказ в зачете данного периода обоснован тем, что отсутствуют лицевые счета по начислению заработной платы, приказ об увольнении, специальный стаж не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, между тем, работа Кистанова С.А. подтверждается справкой № 72 от 09.08.2016г. ГБУЗ СО «СГКБ № 8»; с 10.07.2004г. по 22.10.2017г. в ООО «Первая частная скорая помощь», в должности врача анестезиолога-реаниматолога, поскольку как указывает ПФР, нормами пенсионного законодательства право на пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью установлено за работу в организациях, созданных в организационно-правовой форме учреждение. Такое наименование как ООО не предусмотрено в Списке № 781. Кроме того, как указано в решении право на льготное исчисление медицинского стажа, 1:1,6, предоставлено врачам анестезиологам-реаниматологам выездных бригад скорой медицинской помощи в медико-санитарных частях (п.4 Списка). Согласно штатному расписанию от 31.08.2012г. в структуру ООО с 01.09.2012г. введено структурное подразделение «медицинская часть»; не засчитан в специальный стаж также период с 01.11.1999г. по 30.06.2000г. и с 07.02.2001г. по 07.03.2001г. в Самарском областном госпитале для ветеранов войн, как указано в решении УПФР, в связи с тем, что Кистанов С.А. работал в этот период на 0,5 и 0,75 ставки. В указанные выше периоды работы в должности врача анестезиолого-реаниматолога истец в течение полного рабочего дня осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
В период работы: с 10.07.2004г. по 22.10.2017г. в ООО «Первая частная скорая помощь» в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реаниматологии.
ООО «Первая частная скорая помощь» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию населению медицинских услуг в сфере доврачебной помощи и скорой неотложной медицинской помощи. Право на осуществление медицинской деятельности по указанным направлениям подтверждено лицензиями № 378 от 29 апреля 2003г., № 63-01-000299 от 09 февраля 2006г. и № ЛО-63-01-001120 от 09 февраля 2011г., выданными соответственно Лицензионной палатой Самарской области и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Основной функциональной единицей ООО «Первая частная скорая помощь» является выездная бригада, укомплектованная для целей осуществления деятельности по оказанию круглосуточной скорой и неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц соответствующим медицинским оборудованием и медикаментами. Руководителем и организатором работы бригады является врач выездной бригады, обеспечивающий немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного временного норматива (п.п.3, 4.1 должностной инструкции врача выездной бригады ООО «Первая частная скорая помощь»). В соответствии с п.4.2 указанной должностной инструкции, в обязанности врача выездной бригады входит владение навыками ранней диагностики угрожающих жизни состояний, оказание в полном объеме квалифицированной необходимой медицинской помощи, обеспечение транспортировки больного с одновременным проведением интенсивной терапии, реанимации и госпитализации больного и т.п. Должностные обязанности врача в части их характера и объема в течение данного периода времени идентичны должностным обязанностям врача выездной бригады станции скорой неотложной медицинской помощи, согласно Положения об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному приказом МЗ РФ от 26.03.1999г. №100, выездная бригада скорой медицинской помощи.
Трудовая деятельность Кистанова С.А. в течение указанного периода времени по функциональным обязанностям и характеру работы ничем не отличалась от работы в аналогичной должности в соответствующем муниципальном медицинском учреждении - станции скорой неотложной медицинской помощи. Единственным отличием является форма собственности юридического лица, однако, как указано в п.3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004г. №11-П, «форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости», «не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий».
Кистанов С.А. работает в должности врача анестезиолога-реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реаниматологии ООО «Первая частная скорая помощь» с 10.07.2004г. по настоящее время. Место работы и обязанности врача (главного врача) анестезиолога-реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реаниматологии не менялись. С учетом указанных обстоятельств, данный период (с 10.07.2004г. по 22.10.2017г.) подлежит включению в специальный стаж, указанные выше периоды должны быть включены в специальный стаж, каковой должен быть признан достигшим требуемой величины (30лет).
Считает, что на момент обращения в УПФР за назначением досрочной трудовой пенсии по старости на 23.10.2017г. специальный стаж истца с учетом исковых требований составил 30 лет 3 месяца 19 дней, в связи с чем, просил признать его право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения т.е. с 23.10.2017г. в УПФ РФ. Признать решение ГУ УПФР в Железнодорожном районе г. о. Самары (межрайонное) незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель истца – Косачева Т.А., действующая на основании доверенности, уточнила исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просила суд признать право Кистанова С.А. на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ « О страховых пенсиях » от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ; признать решение ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.о. Самара / межрайонное/ от 23.04.2018 года № 521 незаконным; обязать УПФ в Железнодорожном районе /межрайонное/ применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в течение одного года работы за один год и шесть месяцев к периодам: с 01.10.1997 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 09.07.1998 года в « Медико –санитарной части №4» г.Самары; с 01.11.1999 года по 30.06.2000 года и с 07.02.2001 года по 07.03.2001 г. в Самарском областном госпитале для ветеранов войн; с 10.07.2004 года по 23.10.2017 года в должности врача анастезиолога –реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анастезеологии –реаниматологии ООО «Первая частная скорая помощь» и назначить Кистанову С.А. досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, но не ранее поданного им заявления.
Представитель ответчика Растопшина Т.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просила в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что 23.10.2017. Кистанов С.А. обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением УПФ РФ (ГУ) в Ленинском и Самарском районах г.Самары № 521 от 23.04.2018 г. истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.
В специальный стаж Кистанову С.А. для назначения досрочной страховой пенсии как медицинскому работнику не засчитаны следующие периоды работы: В «Медико-санитарной части № 4» г. Самары с 01.01.1998 по 09.07.1998гг. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога по внешнему совместительству в отделении анестезиологии-реанимации стационара так как отсутствуют лицевые счета по начислению заработной платы, приказ об увольнении, специальный стаж не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; в Самарском областном клиническом госпитале для ветеранов войны: с 01.11.1999 по 30.06.200гг. – работа на 0,5 ставки, с 07.02.2001 по 07.053.2001 гг. – работа на 0,75 ставки; в ГБУЗ Самарской городской клинической больнице № 2 Н.А. Семашко с 10.07.2004 по 30.09.2004, с 01.11.2004 по 02.04.2007гг. – в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отдалении анестезиологии-реанимации родильного дома по совместительству, та как нагрузка составляла менее ставки, специальный стаж не подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета; в ООО «Первая частная скорая помощь» с 10.07.2004 по 22.10.2017гг. в должности врача анестезиолога-реаниматолога, так как нормами пенсионного законодательства право на пенсионное обеспечение в связи с лечебной деятельностью установлено на работу в организациях, созданных в организационно-правовой форме учреждение. Такое наименование как общество с ограниченной ответственностью не предусмотрено в Списке № 781. Кроме того, право на льготное исчисление медицинского стажа, как год и шесть месяцев, предоставлено врачам анестезиологам-реаниматологам выездных бригад скорой медицинской помощи в медико-санитарных частях (п. 4 Списка), согласно штатному расписанию от 31.08.2012г. в структуру ООО с 01.09.2012г. введено структурное подразделение (медицинская часть».
Кистанов С.А. считает решение УПФ РФ (ГУ) в Ленинском и Самарском районах г.Самары № 521 от 23.04.2018 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконными, полагая, что все указанные в решении пенсионного органа периоды трудовой деятельности подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку он осуществлял лечебную деятельность в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 9 сентября 1991 г. N 434, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (ред. от 19 декабря 2016 года) "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
В силу пп. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2,3,4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 (ред. от 05.12.2018) "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 были утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
Работа в любой должности, поименованной в разделе "Наименование должностей", включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в учреждениях, предусмотренных в разделе "Наименование учреждений" Списка от 29.10.2002.
На основании пп. «б» п. 5 Правил лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения и в должностях по Перечню, год работы засчитывается в стаж на соответствующих видах работ как год и 6 месяцев.
Согласно п. 2 раздела "Наименование структурных подразделений" и п. 2 раздела "Наименование должностей" Перечня право на льготное исчисление медицинского стажа предоставлено врачам-анастезиологам-реаниматологам (врачам-анастезиологам-реаниматорам), отделений (групп, палат, выездных бригад скорой помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-5, 7, 11, 14, 15, 16, 20, 21, 28-31 Списка.
В соответствии с ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 указанной льготой пользовались врачи анестезиологи-реаниматологи в отделении анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии.
Ранее действовавшим Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464 (п.2) предусматривалось исчисление сроков выслуги работа медицинского персонала независимо от наименования отделения палат хирургического профиля стационара, врачам анестезиологам-реаниматорам отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 13.06.2006 г. N 464 "Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений" установлено тождество наименований структурных подразделений «анестезиологии и реаниматологии» и «анестезиологии-реаниматологии» наименованию структурного подразделения «анестезиологии-реанимации», предусмотренному Перечнем структурных подразделений, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Согласно разъяснений п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" При определении права на досрочную пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на досрочную пенсию по старости при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, - при наличии не менее 30 лет стажа. Исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Как следует из материалов дела, ФИО4 на основании приказа №-к по медико-санитарной части № <адрес> от 01.10.1997г. принят на должность врача-анестезиолога-реаниматолога по совместительству на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке ГБУЗ СО «СГКБ№» от 09.08.2016г. №, ФИО4 работал в «Медико–санитарной части №» <адрес>, регистрационный номер организации в ПФР №, в должности врача – анестезиолога-реаниматолога, в отделении реанимации стационара по внешнему совместительству на 0,5 ставки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. За период до 01.11.1999г. занимал штатную должность, в связи с чем за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет право на льготное исчисление специального стажа один год работы за один год и шесть месяцев как врач – анестезиолог-реаниматолог отделения анестезиологии-реанимации стационара, оказание анестезиологической и реанимационной помощи больным.
Согласно справке <адрес> госпиталя для ветеранов войн № от 11.08.2016г., ФИО4 с 10.07.1998г. принят на должность врача – анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации на 1 ставку по совместительству с 10.07.1998г. (приказ № от 09.07.1998г); переведен на должность врача – анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации на 0,5 ставки с 04.01.1999г. (приказ №а от 04.01.1999г.); переведен постоянно на должность врача – анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии и реанимации на 1,0 ставку с 01.07.2000г (приказ № от 29.06.200г.) по 09.07.2004г. (приказ № от 29.06.2004г). 01.01.2001г. изменено наименование отделения на отделение анестезиологии-реанимации (приказ № от 29.12.2000г.). ФИО4 переведен на должность врача – анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации на 0,75 ставки с 07.02.2001г. по 07.03.2007г. (приказ № от 02.02.2001г.).
Вместе с тем в обоснование отсутствия оснований для включения указанных периодов времени в специальный стаж истца в льготном исчислении ответчик ссылался на отсутствие лицевых счетов по начислению заработной платы, приказа об увольнении, не подтверждением стажа сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, работа на 05, ставки и 0,75 ставки.
По мнению суда, данный довод является формальным основанием для отказа во включении спорных периодов работы истца в специальный стаж в льготном исчислении.
Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 определен перечень документов, подтверждающих периоды работы, включаемых в страховой стаж. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона N 173-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П по делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель не предусмотрел достаточные гарантии обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов или уплаты их не в полном объеме. В результате в страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу по трудовому договору и в силу закона признанных застрахованными лицами, не засчитываются периоды работы, за которые страховые взносы начислялись, но не уплачивались. Тем самым они безосновательно лишаются и части своей трудовой пенсии, чем нарушаются гарантируемые статьей 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации пенсионные права.
Указанным Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Судебная коллегия не может принять во внимание доводы жалобы о том, что при отсутствии сведений о размере заработной платы и неперечисленных страховых взносов невозможно определить механизм переоценки пенсионных прав истца, поскольку из выше приведенного Постановления Конституционного суда следует, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию. Впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду РФ необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Такое положение Постановления Конституционного Суда РФ гарантирует застрахованным лицам при назначении пенсии учет всех периодов их официальной работы, когда за них отчитывался страхователь, даже если впоследствии страхователь не уплатил часть (или полностью) страховых взносов.
Кроме, того суд учитывает представленные истцом справки о размере заработной платы и размерах окладов врача-анастезиолога-реаниматолога на 1,0 ставку Самарского областногло клинического госпиталя для ветеранов войн, согласно которым следует, что ФИО10 в спорный период времени работая в должности врача-анастезиолога-реаниматолога исполнял трудовые обязанности на ставку свыше 1,0, таким образом указанные периоды работы в должности врача-анастезиолога-реаниматолога подлежат включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии.
С 10.07.2004 года по 23.10.2017 года Кистанов С.А. работал в должности врача анастезиолога–реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анастезеологии–реаниматологии ООО «Первая частная скорая помощь».
Согласно приказу директора ООО «<данные изъяты>» № 19 от 31.08.2012г., с 01.09.2012г. в штатное расписание ООО «Первая частная скорая помощь» введено структурное подразделение «Медицинская часть», в состав которой включееы выездные бригады: скорой медицинской помощи анестезиологии-реаниматологии, скрой медицинской и неотложной помощи; скрой медицинской педиатрической помощи согласно приложению № 1.
ООО «<данные изъяты>» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность по оказанию населению медицинских услуг в сфере доврачебной помощи и скорой неотложной медицинской помощи. Право на осуществление медицинской деятельности по указанным направлениям подтверждено лицензиями № 378 от 29 апреля 2003г., № 63-01-000299 от 09 февраля 2006г. и № ЛО-63-01-001120 от 09 февраля 2011г., выданными соответственно Лицензионной палатой Самарской области и Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области.
Основной функциональной единицей ООО «<данные изъяты>» является выездная бригада, укомплектованная для целей осуществления деятельности по оказанию круглосуточной скорой и неотложной медицинской помощи взрослому и детскому населению при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан или окружающих их лиц соответствующим медицинским оборудованием и медикаментами. Руководителем и организатором работы бригады является врач выездной бригады, обеспечивающий немедленный выезд бригады после получения вызова и прибытие ее на место происшествия в пределах установленного временного норматива (п.п.3, 4.1 должностной инструкции врача выездной бригады ООО «Первая частная скорая помощь»). В соответствии с п.4.2 указанной должностной инструкции, в обязанности врача выездной бригады входит владение навыками ранней диагностики угрожающих жизни состояний, оказание в полном объеме квалифицированной необходимой медицинской помощи, обеспечение транспортировки больного с одновременным проведением интенсивной терапии, реанимации и госпитализации больного и т.п. Должностные обязанности врача в части их характера и объема в течение данного периода времени идентичны должностным обязанностям врача выездной бригады станции скорой неотложной медицинской помощи, согласно Положения об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденному приказом МЗ РФ от 26.03.1999г. №100, выездная бригада скорой медицинской помощи.
Трудовая деятельность Кистанова С.А. в течение указанного периода времени по функциональным обязанностям и характеру работы ничем не отличалась от работы в аналогичной должности в соответствующем муниципальном медицинском учреждении - станции скорой неотложной медицинской помощи. Единственным отличием является форма собственности юридического лица, однако, как указано в п.3.3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004г. №11-П, «форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости», «не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий».
Должностные обязанности истца как врача в части их характера и объема в течение данного периода времени идентичны должностным обязанностям врача выездной бригады станции скорой медицинской помощи, закрепленным Положением о враче выездной бригады скорой медицинской помощи, утвержденным Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, трудовая деятельность истца в течение указанного периода времени по функциональным обязанностям и характеру работы ничем не отличалась от работы в аналогичной должности в соответствующем муниципальном медицинском учреждении - на станции скорой медицинской помощи, что подтверждается нормативной базой, которой руководствовалось в своей деятельности ООО «<данные изъяты>», в частности: Приказ Минздрава РФ от 26.03.1999 г. № 100 «О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации», Порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный Приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 01.11.2004 г., № 179, Приказ Министра здравоохранения и социального развития РФ от 02.12.2009 г. № 942 «Об утверждении статистического инструментария станции (отделения), больницы скорой медицинской помощи».
Отсутствие до 01.09.2012 г. в штатном расписании организации структурного выделения выездной бригады скорой медицинской помощи анестезиологии-реанимации, не может ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, поскольку данное обстоятельство не зависело от воли истца и отказ в реализации права истца на пенсионное обеспечение по существу ставит его, без объективно значимых обстоятельств, в неравное положение с другими лицами, осуществляющими аналогичную лечебную деятельность, что противоречит конституционному принципу справедливости и равенства всех перед законом, предусмотренному ст. 19 Конституции РФ.
Из правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 4 марта 2004 года N 81-О, следует, что право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не связывается законодателем с организационно-правовой формой и наименованием организации, в которой осуществляется лечебная деятельность. Решающее значение имеет вопрос о тождественности должностей и учреждений здравоохранения, с учетом работы в которых досрочно назначается пенсия и которые предусмотрены Постановлением Правительства РФ N 781 от 29 октября 2002 года, и аналогичных должностей и учреждений (организаций), имевших ранее иные наименования, а также тождественность выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на пенсию.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемый период работы Кистанова С.А. в ООО «<данные изъяты>» подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
С учетом включения в стаж истца оспариваемых периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, требования истца о признании права на досрочную трудовую пенсию подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать право Кистанова ФИО13 на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Признать решение ГУ УПФР в Железнодорожном районе г.о. Самара /межрайонное/ от 23.04.2018 года № 521 незаконным.
Обязать УПФ в Железнодорожном районе / межрайонное/ применить льготный порядок исчисления специального стажа работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в течение одного года работы за один год и шесть месяцев к периодам: с 01.10.1997 года по 31.12.1997 года, с 01.01.1998 года по 09.07.1998 года в «<данные изъяты>» г.Самары; с 01.11.1999 года по 30.06.2000 года и с 07.02.2001 года по 07.03.2001 г. в <данные изъяты>; с 10.07.2004 года по 23.10.2017 года в должности врача анастезиолога–реаниматолога выездной бригады скорой медицинской помощи анастезеологии–реаниматологии ООО «<данные изъяты>» и назначить Кистанову ФИО14 досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, но не ранее поданного им заявления.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме – 22.02.2019 года.
Судья Вельмина И.Н.